5. Автоматизированные системы управления
Широкое применение современных средств вычислительной техники, внедрение в экономическую деятельность методов оптимизации и формализации ситуаций значительно изменили технологию информационного обеспечения управления. В современных условиях информационное обеспечение управления осуществляется с помощью автоматизированных систем управления (АСУ). Автоматизированием система управления (АСУ)— информационная система, предназначенная для автоматизированного осуществления управленческих процессов. Ввод в действие АСУ должен быть оправдан, т. е. должен приводить к полезным технико-экономическим, социальным или другим результатам. В частности, использование автоматизированной системы управления позволяет добиться снижения численности управленческого персонала, повышения качества функционирования объекта управления и самого управления и т. д. К АСУ предъявляется ряд общих требований. В первую очередь, должна быть обеспечена совместимость элементов друг с другом, а также с автоматизированными системами, взаимосвязанными с данной АСУ. Автоматизированная система должна быть приспособлена к модернизации, развитию и расширению с учетом будущих перспектив. АСУ должна иметь достаточную степень надежности для достижения установленных целей функционирования системы при заранее заданных условиях ее применения. Автоматизированная система управления должна обладать достаточной адаптивностью к изменениям условий ее использования. При этом степень изменения условий применения системы, как правило, специально оговаривается заранее. В АСУ должны быть предусмотрены контроль правильности выполнения автоматизируемых функций и диагностирование с указанием места, вида и причины возникновения нарушений правильности функционирования системы.
В автоматизированной системе управления должны быть предусмотрены меры защиты от неправильных действий персонала, приводящих к аварийному состоянию объекта или системы управления, от случайных изменений и разрушения информации и программ, а также от несанкционированного вмешательства и утечки информации. АСУ, как и любую современную информационную систему можно разделить на две составляющие — функциональную часть и обеспечивающую.
Рис. 2. 3. 1. Обеспечивающая и функциональная части автоматизированной I информационной системы
Функциональная часть решает те задачи, ради выполнения которых создается каждая отдельно взятая система. Эти задачи преобразуются в соответствующие функции АСУ. Любая АСУ в процессе своей работы должна выполнять следующие функции: — сбор, обработка и анализ информации (сигналов, сообщений, документов и т. п. ) о состоянии объекта управления; — выработка управляющих воздействий (программ, планов и т. д. ); — передача управляющих воздействий (сигналов, указаний, документов) на исполнение и контроль их передачи; — реализация и контроль выполнения управляющих воздействий;
— обмен информацией (документами, сообщениями и т. п. ) с другими связанными с ней автоматизированными системами. Состав автоматизированных функций АСУ и степень их автоматизации определяются в соответствии с технико-экономическими показателями, а также с учетом необходимости освобождения персонала от выполнения повторяющихся действий и создания условий для использования его творческих способностей в процессе работы. Обеспечивающую часть АСУ можно разделить на следующие составные части:
— программно-математическое обеспечение; — информационное обеспечение; — техническое обеспечение; — методико-организационное обеспечение; —лингвистическое обеспечение; — кадровое обеспечение. Информационное обеспечение включает в себя всю совокупность информации, на основе которой будет функционировать АСУ, в том числе данные по содержанию, системе кодирования, методам адресования, форматам данных и форме представления информации, получаемой и выдаваемой АСУ. Совокупность информационных массивов АСУ организуется в виде баз данных на машинных носителях. Содержащаяся в базах данных информация должна постоянно обновляться в соответствии с периодичностью ее использования при функционировании системы. Предусматриваются необходимые меры по восстановлению информационных массивов при отказах каких-либо технических средств АСУ, а также меры по контролю идентичности одноименной информации в базах данных. Техническое обеспечение составляет комплекс всех технических средств, использующихся при работе информационной системы. Можно выделить следующие группы технических средств, обеспечивающих функционирование современных информационных систем: — средства вычислительной техники (ЭВМ различной производительности и назначения); — средства коммуникации; — средства организационной техники. Средства вычислительной техники используются на всех стадиях обработки и хранения информации и являются основой для интеграции всех технических средств в единую автоматизированную систему. Средства коммуникации предназначены, в первую очередь, для передачи информации и, в ряде случаев, функционируют совместно со средствами вычислительной техники. Оргтехника позволяет осуществлять с информацией различные действия (например, представление в различных формах, копирование и т. п. ), а также вспомогательные операции в рамках различных задач информационного обеспечения управленческой деятельности. Технические средства АСУ при взаимодействии с другими системами должны быть совместимы по интерфейсам с соответствующими техническими средствами этих систем и используемых систем связи.
Любое техническое средство АСУ должно допускать замену его аналогичным техническим средством без регулировки или каких-либо конструктивных изменений в остальных технических средствах АСУ. Программно-математическое обеспечение является одной из наиболее важных составляющих современной информационной системы. Программное обеспечение составляют все программные средства, использующиеся как непосредственно для выполнения поставленных перед системой задач, так и для обеспечения нормального функционирования всего комплекса используемых технических средств. Математическое обеспечение представляет собой совокупность математических алгоритмов, методов и моделей, которые используются в работе информационной системы. К средствам математического обеспечения относятся: Ø средства моделирования процессов управления; Ø типовые задачи управления; Ø методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др. Программное обеспечение — совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств. В состав программного обеспечения входят системные и специальные программные продукты , прикладное программное обеспечение , а также техническая документация. Системные программные средства предназначены для обеспечения деятельности компьютерных систем. Рис 2. 3. 2 Системные программные средства
Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели и отражающие функционирование реального объекта, а также программы, ориентированные на пользователей и предназначенные для решения типовых задач обработки информации. Они позволяют расширить функциональные возможности компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.
Прикладные программные средства обеспечения управленческой деятельности классифицируются следующим образом: 1. системы подготовки текстовых документов; 2. системы обработки финансово-экономической информации; 3. системы управления базами данных; 4. личные информационные системы; 5. системы подготовки презентаций; 6. системы управления проектами; 7. экспертные системы и системы поддержки принятия решений; 8. системы интеллектуального проектирования и совершенствования систем управления; 9. прочие системы. Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры. Программное обеспечение АСУ должно быть достаточным для выполнения всех ее функций, реализуемых с применением средств вычислительной техники. Кроме того, должны быть в наличии средства организации всех требуемых процессов обработки данных, позволяющие своевременно выполнять все автоматизированные функции во всех режимах функционирования АСУ. Программное обеспечение АСУ должно обладать следующими свойствами: — функциональная достаточность (полнота); — надежность (в том числе восстанавливаемость и наличие средств выявления ошибок); — адаптивность к изменяющимся условиям; — возможность модификации системы при необходимости; — модульность построения; — удобство эксплуатации. Программное обеспечение АСУ строится на базе уже существующих пакетов прикладных программ. Такое программное обеспечение допускает загрузку и проверку по частям и позволяет производить замену одних программ без коррекции других. К программному обеспечению АСУ предъявляется ряд требований, которые позволяют добиться надежности работы системы в целом. В частности, программное обеспечение подбирается и настраивается таким образом, чтобы отсутствие отдельных данных не сказывалось на выполнении функций АСУ. В обязательном порядке осуществляются меры по защите от ошибок при вводе и обработке информации. Используемое программное обеспечение должно иметь средства диагностики технических средств АСУ и контроля достоверности входной информации. Общее программное обеспечение АСУ должно позволять осуществлять настройку отдельных компонентов специального программного обеспечения и дальнейшее развитие программного обеспечения системы без прерывания процесса ее функционирования. Все программы специального программного обеспечения конкретной АСУ должны быть совместимы как между собой, так и с ее общим программным обеспечением. Кроме того, необходимо обеспечение защиты уже сгенерированной и загруженной части программного обеспечения от случайных изменений.
Методическое и организационное обеспечение — совокупность методов, средств и документов, регламентирующих взаимодействие персонала информационной системы с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы. Это различные методические и руководящие материалы по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации информационной системы (предпроектного обследования, технического задания технико-экономического обоснования, разработки проектных решений, выбора автоматизируемых задач, типовых проектных решений пакетов прикладных программ, внедрения и эксплуатации информационной системы). Организационное обеспечение реализует следующие функции: Ø анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться информационная система, и выявление задач, подлежащих автоматизации; Ø подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование информационной системы технико-экономическое обоснование ее эффективности; Ø разработку управленческих решений по составу и структуре организации, а также методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления. Эргономические условия — документация, содержащая различные эргономические требования к рабочим местам, информационным моделям, условиям деятельности персонала, набор способов их реализации. Цель — обеспечение высокой эффективности работы персонала. Обучение и сертификация персонала — учебно-методическая документация и набор требований к уровню подготовки персонала, формирование системы отбора и подготовки персонала. Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, регламентирующих создание, юридический статус и эксплуатацию информационных систем. Регламентируется порядок получения, преобразования и использования информации. Главной целью правового обеспечения является укрепление законности. В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. На стадии разработки информационной системы — это нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика информационной системы, правовое регулирование различных отклонений процесса разработки информационной системы, обеспечения процесса разработки различными видами ресурсов. Правовое обеспечение на этапе функционирования информационной системы определяет: Ø статус информационной системы; Ø права, обязанности и ответственность персонала; Ø правовые положения отдельных видов процесса управления; Ø порядок создания и использования информации и др. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную, относящуюся к конкретной системе. Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает в себя нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора. Лингвистическое обеспечение — совокупность языков общения (языковых средств) персонала информационной системы и пользователей с программным, техническим и информационным обеспечением, а также совокупность терминов, используемых В информационной системе. Лингвистическое обеспечение включаетв себя: 1. информационные языки для описания структурных единиц информационной базы; 2. языки управления и манипулирования данными; 3. языковые средства информационно-поисковых систем, систем автоматизации проектирования; 4. систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования информационной системы и т. п. С помощью лингвистического обеспечения достигаются удобство, однозначность и устойчивость общения пользователей со средствами автоматизации. Обязательным условием является наличие средств исправления ошибок, возникающих при общении пользователей с техническими средствами АСУ. Процесс автоматизации управления может осуществляться различными путями. В одном случае организация может установить и использовать компьютерные средства обработки информации лишь для упрощения некоторых рутинных операций процесса работы с документами. При этом общие принципы и методы работы с информацией остаются неизменными. Такой путь не является эффективным, так как не в полной мере использует возможности современных информационных технологий. Принципиально другой подход заключается в создании комплексных систем автоматизации управленческой деятельности. Такие системы включают в себя не только средства обработки документов, но и системы управления базами данных, экспертные системы, современные средства телекоммуникаций и многое другое. Создание таких систем позволяет значительно повысить эффективность управления организацией. В современных условиях функционирования организаций значительно повышаются требования к оперативности доставки информации потребителю и к скорости обработки информации. Поэтому создаются многоуровневые, распределенные АСУ. Примерами таких систем являются банковские, налоговые, статистические, снабженческие и прочие службы, информационное обеспечение которых осуществляется путем создания электронных, баз и банков данных, построенных с учетом организационной, функциональной и информационной структур объекта. Для их реализации используются средства и системы распределенной обработки информации, построенные на основе локальных автоматизированных рабочих мест, соединенных высокопроизводительными каналами связи. Подобные многоуровневые распределенные АСУ позволяют эффективно решать проблемы оперативной обработки. информации и работы с документами, помогают в анализе рыночных ситуаций и выработке управленческих решений. Применение автоматизированной системы управления способствует повышению производительности конкретной организации и обеспечивает определенный уровень качества управления. Наибольшая эффективность АСУ достигается путем оптимизации планов работ предприятий и отраслей в целом. Большое значение имеют быстрая выработка оперативных решений, четкое маневрирование материальными, финансовыми и прочими ресурсами, другие факторы. Поэтому процесс, управления с использованием автоматизированных систем основывается, на экономико-организационных моделях, в большей или меньшей степени отражающих структурные и динамические свойства объекта (предприятия, организации, фирмы). Адекватность модели является непременным условием ее применения. Под адекватностью, понимается прежде всего ее соответствие объекту с точки зрения поведения в условиях, имитирующих реальную ситуацию. Кроме того, модель должна отражать поведение моделируемого объекта в части его характеристик и свойств, существенных для решения поставленной задачи. Очевидно, что полного повторения объекта в модели добиться невозможно. Однако можно пренебречь некоторыми деталями, несущественными для анализа ситуации и принятия соответствующего управленческого решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|