Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Модель организации как объекта управления




Существует множество разных подходов к построению модели организации как объекта управления.

Исторически первой является так называемая механистическая модель.

Эта модель появилась в конце XIX в. и получила широкое распро­странение в начале XX в. Теоретической основой данной модели являются положения школы научного менеджмента. В рамках этого на­правления была выдвинута теория, согласно которой самой эффективной формой организации является так называемая рациональная бюрократия. С точки зрения этой модели, предприятие представляет собой механизм, являющийся комбинацией основных производствен­ных факторов: средств производства, рабочей силы и материалов Целью предприятия является увеличение прибыли, рентабельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Для достижения этого с максимальной эффективностью при минимальных затратах необходимо оптимально использовать все имеющиеся в распоряжении виды ресурсов. Это означает, что управление организацией в первую очередь должно быть направлено на оперативное управление, с помощью чего оптимизируется структура всего процесса производства. В соответствии с этим подходом эффективность функционирования организации оценивается по некоторому экономическому показателю. Этот показатель определяется как отношение выпущенной продукции к затраченным ресурсам.

Механистическая модель организации (также называемая моде лью рациональной бюрократии) имеет ряд как положительных, так и отрицательных черт. К плюсам можно отнести то, что данная модель позволяет установить технические и экономические связи между различными факторами производства и определить их зависимость друг от друга. С другой стороны, эта модель недостаточно учитывает роль человеческого фактора в эффективной работе организации. Также в механистической модели используются некоторые положения школы научного менеджмента, которые критически оцениваются совре­менной наукой и практикой, например, стремление к завоеванию позиции на рынке главным образом за счет снижения издержек, а не роста доходов или приоритетная ориентация на крупные предприятия, а также всеобщий контроль четкого выполнения плановых зада­ний и т. п.

Эти недостатки ограничивают возможность применения механи­стической модели.                                       

Другой моделью, появившейся и широко распространенной в на­чале XX в., была модель, в которой организация представлялась как коллектив работников, сформированный по принципу разделения труда. В этой модели человек выделялся в качестве главного фактора производительности предприятия.

Элементами этой модели являются мотивация работников, ком­муникаций, внимание к работникам, лояльность, коллективное при­нятие решений. Таким образом, моделируется система отношений между людьми в рамках данной организации. Особое внимание при этом уделяется стилю управления, его влиянию на показатели производительности и удовлетворению работников своим трудом. Предпочтение отдается демократическому стилю руководства. Он обеспечи­вает наиболее полное раскрытие способностей работающих путем вовлечения их в процесс принятия управленческих решений, а не толь­ко их исполнения.

Главная задача управляющего звена в рамках данной модели - организация и управление персоналом. Организация персонала за­ключается в определении его структуры и состава, регулировании от­ношений между работниками, координации процессов, направлен­ных на достижение поставленных целей. Управление персоналом под­разумевает личный контакт с сотрудниками, необходимый для своевременного принятия решений и успешной реализации намечен­ных планов.

Если управление персоналом поставлено правильно, то у организации не должно возникать проблем с достижением определенного уровня доходов, объема выпускаемой продукции и т. п.

Таким образом, критерием успешной работы в рамках этой моде­ли является повышение эффективности организации за счет совер­шенствования кадровых ресурсов.

Это требует разработки специальных методов, с помощью кото­рых должна проводиться оценка качества труда, выявляться внутренние процессы, требующие усовершенствования с целью повышения производительности труда.

Недостатком данной модели является концентрация внимания только на одном внутреннем факторе — человеческом ресурсе и подчинение ему всех остальных факторов производства. Это ограничивает возможности модели в поиске резервов для повышения эффективности организации.

Эта модель, как и механистическая, относится к типу «закрытых» моделей организации. Это означает, что организация рассматривается как некая замкнутая система и не учитывается воздействие факторов внешней среды. К таким факторам относятся, например, конкуренция, сбыт, взаимодействие с органами власти и пр.

Поэтому впоследствии были созданы другие модели, для которых характерна «открытость», т. е. учет того, что кроме внутренних факторов и условий функционирования на эффективность организации оказывают влияние и факторы внешней среды.

Сейчас большинство моделей организации строится на основе понятий теории систем. Организация представляется в виде сложной системы, обладающей определенными свойствами, которая может быть описана некоторыми графическими, математическими и другими моделями.

К таким присущим всем системам свойствам относятся следующие:

  1. Делимость — система состоит из нескольких частей (компонентов), каждая из которых имеет свои цели и функции. При этом простое объединение (не в рамках системы) компонентов не будет по своим свойствам идентично всей системе.
  2. Целостность — система обладает всей полнотой свойств и функций только как единое целое.
  3. Связанность компонентов — все компоненты системы связаны между собой и влияют друг на друга своим нахождением в системе или выходом из нее. Вхождение компонентов в систему и их исключение из нее могут быть следствием взаимного влияния подсистем и (или) взаимодействия с внешней средой.
  4. Эмерджентность — свойства системы проявляются только в результате взаимодействия ее компонентов. При этом части системы могут не иметь целевого назначения всей системы.
  5. Гибкость — система должна адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней самой и во внешней среде.

Таким образом, в данной модели признается взаимосвязь и взаимозависимость компонентов системы между собой, а также с внешней средой, т. е. организация рассматривается как единство ее состав­ных частей, неразрывно связанных с внешним миром.

При таком подходе эффективность работы организации зависит от факторов, находящихся в двух сферах:

  • внешней: из нее организация получает все виды ресурсов, вклю­чая информацию;
  • внутренней: ее сильные и слабые стороны создают определен­ные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги.

В рассматриваемой модели главным направлением деятельности управляющего является стратегическое управление. Это связано с тем, что поведение организации в условиях, когда все предприятия взаи­мосвязаны, но при этом каждое действует соответственно со своими целями и возможностями, не может быть точно спрогнозировано и спланировано.

Эффективность деятельности организации здесь оценивается как системная целесообразность. Это означает способность системы к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменяющихся внешних условиях и факторах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...