Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Моделирование в управленческой деятельности




6. Моделирование в управленческой деятельности

Понятие процесса моделирования. Классификация моделей

       Для успешного осуществления управленческой деятельности не­обходимо составить четкое представление о структуре организации, взаимодействии ее составных частей и связях организации с внешней средой.                       

Существующие в настоящее время организации отличаются огромным разнообразием как по направлениям деятельности, так и по форме собственности, масштабам, другим параметрам. При этом каждая организация по-своему уникальна. Однако для управления всеми организациями применяются одинаковые принципы, методы и способы. Чтобы приспособить их к особенностям конкретного предприятия, четко определить место управляющих структур в общей структуре пред­приятия, а также их взаимодействие между собой и с другими подраз­делениями, широко применяется моделирование.

Моделирование — это создание модели, т, е. образа объекта, заме­няющего его, для получения информации об этом объекте путем проведе­ния экспериментов с его моделью.

Модели объектов являются более простыми системами, с четкой структурой, точно определенными взаимосвязями между составными частями, позволяющими более детально проанализировать свой­ства реальных объектов и их поведение в различных ситуациях. Та­ким образом, моделирование представляет собой инструмент анали­за сложных систем и объектов.

К моделям выдвигается ряд обязательных требований.

Во-первых, модель должна быть адекватной объекту, т. е. как мож­но более полно соответствовать ему с точки зрения выбранных для изучения свойств.

Во-вторых, модель должна быть полной. Это означает, что она дол­жна давать возможность с помощью соответствующих способов и ме­тодов изучения модели исследовать и сам объект, т. е. получить неко­торые утверждения относительно его свойств, принципов работы, поведения в заданных условиях.

Множество применяющихся моделей можно классифицировать по следующим критериям:

  1. способ моделирования;
  2. характер моделируемой системы;
  3. масштаб моделирования.

По способу моделирования различают следующие типы моделей:

  • аналитические, когда поведение объекта моделирования описывается в виде функциональных зависимостей и логических условий;
  • имитационные, в которых реальные процессы описываются набором алгоритмов, реализуемых на ЭВМ.

По характеру моделируемой системы модели делятся:   

  • на детерминированные, в которых все элементы объекта моде­лирования постоянно четко определены;          
  • на стохастические, когда модели включают в себя случайные элементы управления.

В зависимости от фактора времени модели делятся на статичес­кие и динамические. Статические модели (схемы, графики, диаграм­мы потоков данных) позволяют описывать структуру моделируемой системы, но не дают информации о ее текущем состоянии, которое изменяется во времени. Динамические модели позволяют описывать развитие во времени процессов, протекающих в системе. В отличие от статических, динамические модели позволяют обновлять значения переменных, сами модели, динамически вычислять различные пара­метры процессов и результаты воздействий на систему.

Сам процесс моделирования может быть представлен в виде цик­ла.

Можно выделить пять этапов моделирования.

1. Постановка проблемы и ее анализ — выделяются важные черты и свойства объекта, исследуются взаимосвязи элементов в структуре объекта, формулируются гипотезы, объясняется поведение и разви­тие объекта.

2. Построение модели — выбирается тип модели, оценивается воз­можность его применения для решения поставленных задач, уточня­ется перечень отображаемых параметров моделируемого объекта и связи между ними. Для сложных объектов определяется возможность построения нескольких моделей, отражающих различные аспекты функционирования объекта.

3. Подготовка исходной информации — осуществляется сбор дан­ных об объекте (на основании изучения модели). Затем происходит их обработка с помощью методов теории вероятности, математичес­кой статистики и экспертных процедур.

4. Проведение расчетов и анализ результатов эксперимента — про­изводится оценка достоверности результатов.

5. Применение результатов на практике — работа с моделируемым объектом с учетом его предполагаемых свойств, полученных при изу­чении моделей. При этом полагается, что эти свойства с достаточным уровнем вероятности действительно присущи данному объекту. Пос­леднее положение должно основываться на результатах предыдущего этапа.

Если полученные на пятом этапе результаты недостаточны, изме­нился сам объект или его окружающая среда, то происходит возврат к первому этапу и новое прохождение цикла моделирования.

При построении системы информационного обеспечения управленческой деятельности обычно используют три основные модели:

1. модель самой организации как объекта управления;        

2. модель управленческих структур организации в их связи с управляемой системой;                                       

3. модель внешней среды, с которой взаимодействует организация.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...