1.3 Учет психологических и возрастных особенности старшеклассников при обучении английскому языку
При планировании урока английского языка учёт психологических и возрастных особенностей обучающихся особенно актуален и является залогом успешного определения хода занятия. Если мы говорим о старшем школьном возрасте, то в связи со значительными изменениями, происходящими в познавательных процессах обучающихся, их внимание становится более контролируемым и концентрированным. А сознательное отношение к обучению помогает направлять и сосредоточивать внимание даже на неинтересном или трудном материале. Все это определят способность школьников к большим умственным нагрузкам: постепенно увеличивается не только количество незнакомых слов, но и длительность и характер текстов. Старший школьный возраст — это одновременно и начальная стадия физической зрелости, и завершение полового развития [21, с. 256]. Данный период в жизни каждого человека состоит в познании себя, определении своих способностей и сильных сторон, поиске места в обществе [6, с. 117]. Отсюда такой острый интерес юношей и девушек к расширению своих возможностей, информативности и осведомленности, самоанализу и самокритике. Ведущей учебной деятельностью данного возрастного периода является труд и учение; особое внимание ученики уделяют предметам практического характера. Для школьников данного возраста важно не усвоение частного: деталей, отдельных фактов, а понимание сущности и общего смысла. Так, формы работы, ограничивающие деятельность учеников механическим заучиванием или повторением, встречают внутренние сопротивление и в итоге оказываются малопродуктивными [12, с. 180]. Более того, у старшеклассников наблюдается избирательность к предметам по критерию «пригодиться для будущей профессии». Можно придерживаться тактики преподавания через многократное выполнение заданий, затрагивающих личный опыт обучающихся, их интересы и хобби. К таким упражнениям относятся ведение переписки с другом, проигрывание типичных ситуаций общения, обсуждение музыкальных вкусов.
Для создания и поддержания интереса обучающихся к иностранному языку необходимо придерживаться некоторых принципов. 1. Комфортная эмоциональная среда. Зачастую в старших классах ученики сталкиваются с завышенными требованиями в их сторону со стороны родителей и учителей, в связи с чем возникает противоречие между уровнем реальных возможностей и предъявляемых ультиматумов. В такой эмоционально стрессовый момент ученики могут игнорировать какие-либо призывы к хорошей учебе и закрыться в себе. Многие преподаватели полагают, что для таких классов понятнее всего будет «сухо изложенный» материал, что является большим заблуждением. Сегодняшние старшеклассники характеризуются особой потребностью — усвоение материла посредством наглядности. Видеофильмы, кинофрагменты, аудиозаписи помогают грамотно сформировать поле восприятия обучающихся [18, с. 293]. Поэтому педагогу при организации уроков для групп данного возраста необходимо придерживаться принципа избыточности средств воздействия, поскольку это поможет одновременно снять трудности для учеников-визуалов, аудиалов и кинестетиков. С нехваткой положительных эмоций на уроке английского языка помогут справиться фрагменты сериалов и мультфильмов, песни и аудиолекции, поскольку процесс просмотра/ прослушивания в данном случае позволяет старшеклассникам расслабиться и поделиться своими интересами. Однако для демонстрации стоит выбирать материал с определенной смысловой нагрузкой, воздействующей на личность учащихся [30, с. 45].
2. Умеренная критика. Также стоит обратить внимание на резкую критику в адрес учеников. Старшеклассники особенно остро реагируют на замечания, принимая исправления на личный счет, что делает их в собственном понимании неудачниками. Стоит придерживаться менее критичного педагогического такта, и напротив через внимательное отношение и сопереживание малым успехам поддерживать интерес к языку [23, с. 608]. 3. Авторитет преподавателя. Немаловажным критерием, если не решающим, является личность преподавателя, иными словами его авторитет в классе [34, с. 641]. Многим старшеклассникам в силу переходного возраста становится как никогда важно мнение старших людей. Поскольку эмоциональная связь преподаватель — ученик строится именно на уроке в процессе общения, то мимика, жесты, внешний вид учителя, одним словом — мелочи могут сыграть важную роль в установлении правильной модели взаимодействия. 4. Актуализация английского языка. Постоянная ненавязчивая ориентация на значимость английского языка для будущей деятельности поможет сформировать у старшеклассников правильный подход к предмету и исключить необоснованную неприязнь к нему [16, с. 744]. Итак, проанализировав возрастные и психологические особенности старшеклассников, можно вывести ряд рекомендаций для повышения концентрации и внимания на уроках английского языка: 1) использование нескольких наглядных форм демонстрации информации, одновременно задействующих различные органы чувств; 2) недопущение ситуаций неудачи; 3) похвала при малейшем успехе; 4) сведение к минимуму критики в классе; 5) снятие напряжения на уроке; 6) ориентация на интересы и личный опыт обучающихся.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|