2. Подготовка магнитного компаса к рейсу
2. ПОДГОТОВКА МАГНИТНОГО КОМПАСА К РЕЙСУ 2. 1. Проверка котелка магнитного компаса и пеленгатора. Точность определения курса с помощью МК, а также надежности работы прибора в значительной степени зависит от выполнения правил его эксплуатации, которые приводятся в сопровождающей данный прибор документации. Различные модели МК могут иметь специфические, присущие только им, эксплуатационные особенности, и это надо учитывать. Однако многие приемы работы с МК являются общими, что позволяет рассматривать их безотносительно к типу компаса. Техническое обслуживание МК складывается: - из оценки точности общего состояния прибора; - из оценки текущих составляющих его инструментальной погрешности и приведения их значений в соответствие с требованиями технической документации на прибор; - из работ, направленных на снижение влияния судового железа на показания компаса. Основную нагрузку по обслуживанию МК берут на себя береговые специалисты. Однако, судовые специалисты должны: - периодически определять поправку компаса и степень соответствия данных таблицы остаточной девиации реальным их значениям; - при возникновении больших ошибок компаса определить причины, обусловившие их появление, и при наличии технической возможности, устранить дефекты; - в длительных рейсах, не реже одного раза в два - три месяца проводить техническую проверку компаса, содержание которой определяется техническими условиями на прибор. Оценка технического состояния прибора Оценка технического состояния прибора предусматривает: - проведение внешнего осмотра прибора, - проверку технического состояния котелка МК;
- проверку качества работы дистанционных систем передачи информации; - проверку устройств для регистрации (записи) информации получаемой с МК с единой курсовой системы, включающей в себя МК. Внешний осмотр прибора Для оценки общего состояния прибора необходимо прежде всего провести его внешний осмотр. Осмотр следует начать с места, где он установлен. Вблизи компаса не должны находиться посторонние предметы особенно способные повлиять на его показания После этого следует осмотреть сам компас и устранить имеющуюся коррозию очистить его от грязи и отложившейся соли. Проверить состояние и крепление девиационных магнитов, разъемов и регуляторов электропитания элементов оптической системы дистанционной передачи. Проверить освещение прибора. Проверка технического состояния котелка. МК Компасный котелок и пеленгатор должны удовлетворять требованиям нормативных документов. В частности: - в основной (верхней) камере не должно быть пузырьков воздуха; - стекло компасного котелка должно быть чистым; - азимутальный круг должен совпадать с горизонтальной плоскостью с точностью до 2°; - эксцентриситеты пеленгатора и азимутальной шкалы не должны превышать 0, 5 мм; - визирная плоскость пеленгатора должна быть перпендикулярна азимутальному кругу и проходить через его середину (центр); - отражающая грань призмы глазной мишени должна быть перпендикулярна визирной плоскости пеленгатора; - застой чувствительного элемента компаса не должен превышать (3/В)° где В – горизонтальная составляющая индукции магнитного поля выраженная в микротеслах; - общая погрешность компасного котелка и пеленгатора не должна превышать 0, 5°; - нактоуз компаса должен быть выверен. Рассмотрим методику выполнения отдельных проверок и регулировок, которые можно проводить в судовых условиях. Приступая к проверке котелка МК следует убедиться в отсутствии в нем пузырьков воздуха, которые могут затруднять съем информации. При их наличии удаление из котелка пузырьков воздуха, как правило, производится путем его поворота вокруг горизонтальной оси и покачивания с тем, чтобы эти пузырьки переместились в специальную полость, из которой они уже не смогут выйти обратно. В том случае, если размеры воздушного пузырька достаточно большие и его не удается удалить, то в котелок следует добавить некоторое количество компасной жидкости. Жидкость доливается с помощью специальной воронки через отверстие, имеющееся в корпусе прибора.
Проверка горизонтальности азимутального круга проводится с помощью пузырькового уровня, который накладывается на стекло котелка вначале параллельно диаметральной плоскости судна, а затем перпендикулярно ей. Если будет обнаружен наклон, необходимо вызвать береговых специалистов, которые устранят его. Устранение наклона обычно производится путем высверливания части балансировочного груза. Далее следует осмотреть пеленгатор, обратив внимание на состояние нити предметной мишени. При наличии ее изгибов следует натянуть нить или заменить на новую. После этого необходимо провести проверку положения визирной плоскости пеленгатора. В судовых условиях она складывается из проверки положения предметной и глазной его мишеней. Нить предметной мишени и прорезь глазной должны располагаться в вертикальной плоскости. Проверку этих условий осуществляют путем пеленгования отвеса, удаленного на расстояние 3-4 метра от компаса. Для устранения обнаруженных отклонений под правую или левую лапки мишеней помещают прокладки из фольги. Проверка картушки на застой. Для измерения величины застоя, с помощью какого-либо несильного магнита, отклоняют картушку компаса от установившегося положения на угол, равный 2-3 градусам. После этого магнит убирают, дают картушке успокоиться и снимают ее показания. Измерения повторяют при отклонении картушки в противоположную сторону. Полуразность показаний определяет искомую величину. При обнаружении недопустимого застоя следует заменить шпильку МК. Порядок замены шпильки определяется конструктивными особенностями прибора и эту работу лучше поручить береговым специалистам
О пригодности котелка к эксплуатации можно судить по результатам общей его проверки которая производится в береговых условиях в таком месте, где отсутствуют возмущающие магнитные поля, порождаемые близлежащими металлическими конструкциями и другими источниками постоянного магнитного поля. Критериями качества котелка являются вариации пеленга и курсового угла неподвижного ориентира, полученные в результате измерений, проведенных на восьми главных и четвертных курсах при последовательном приведении на них котелка, установленного на девиационной треноге. Вариации пеленга на ориентир определяют как разницу между магнитным пеленгом (или ОМП) и значением пеленга, полученного путем осреднения данных двух его измерении на данном курсе при подходе к нему с разных сторон. Аналогичным образом определяют вариации курсовых углов. Указанные параметры должны находиться в допустимых пределах. Если это не выполняется, котелок следует передать береговым службам для выяснения причин указанного несоответствия. Таблица 2. 1 Исходные данные для построения переходного процесса картушки
Для построения графика переходного процесса, необходимо найти следующие величины по известным входным параметрам из таблицы 2. 1: 1. ; 2. 3. ; 4. ; Общее уравнение колебательного процесса имеет вид: Определим величину застоя картушки ; = 0, 2° Подставляя найденные коэффициенты, мы получаем график переходного процесса картушки (рис 2. 1).
Рис 2. 1 - График переходного процесса картушки в процесс ее установления в меридиан при наличии начального отклонения от меридиана.
Угол застоя находится в пределах допустимых значений, можно сделать вывод, что следящая система работает нормально (см. табл. 1. 1).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|