Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3.3. Оценка девиации компаса в открытом море.




3. 3. Оценка девиации компаса в открытом море.

Девиация путевого компаса не может быть определена из наблю­дений береговых ориентиров, так как большая часть горизонта обычно бывает закрыта стенками рубки Поэтому девиацию такого компаса выявляют, сличая его показания с показаниями главного компаса В основу данного способа положена следующая зависимость

ККГЛ + dГЛ = ККП + dП

где ККГЛ и KKП – компасные курсы, отсчитываемые по главному и путевому компасам;

dГЛ и dП – девиации главного и путевого компасов. Приведенная формула является тождеством, так как ее правая и левая части представляют собой величину магнитного курса Пере­писав ее в виде

dП = ККГЛ – ККП + dГЛ,

получаем рабочую формулу для определения девиации путевых компа­сов.

Практическая часть работы, запись результатов наблюдений и вы­числения выполняют так же, как и в предыдущем способе

 

3. 4. Составление таблицы остаточной девиации.

Девиация, остающаяся у компаса по окончании ее уничтожения, называется остаточной. Величину остаточной девиации заносят в таб­лицу и используют как поправку при исправлении и переводе курсов и пеленгов.

Таблица 3. 2.

Значение девиации магнитного компаса.

 

МК
δ 0, 5 -3, 5 -2, 0 +1, 0 1, 8 0, 3 -3, 1

 

Таблица остаточной девиации (табл. 3. 5), построенная при использовании данных о значениях девиации (в градусах) на восьми курсах судна, приведенные в таблице 3. 2 и рассчитанных значений коэффициентов по результатам 8 измерений (таблица 3. 4), является официальным до­кументом, который составляется на бланке и подписывается девиатором или капитаном судна. В таблицу записывают также коэффициенты де­виации, значения составляющих Н и Z напряженности магнитного поля Земли, положение магнитов-уничтожителей и характеристику компенсаторов четвертной девиации.

Таблица должна обеспечивать простую и быструю выборку девиа­ции на любой компасный и магнитный курс. Для выполнения этого требования в нее заносят девиацию для 24 или 36 равноотстоящих ком­пасных курсов, т. е. на курсы через 15° или 10°, При таком устройстве таблицы выбирать девиацию на любой промежуточный курс судоводи­тель может с достаточной точностью путем простой (линейной) интерполяции (при условии, что остаточная девиация компаса неве­лика).

Принятый на практике метод составления таблицы разделяют на три этапа: первый - определение остаточной девиации компаса на небольшом числе равноотстоящих курсов;

второй - вычисление коэф­фициентов девиации по ее наблюденным значениям;

третий - вычис­ление девиации на любое число курсов по известным коэффициентам.

По данным таблицы 3. 5 был вычерчен график девиации, изображенный на рисунке 3. 2.

Рис. 3. 2 График девиации

Заключение о необходимости поведения девиационных работ:

Сопоставляя значения коэффициентов девиации с требуемыми значениями в соответствии с руководством по эксплуатации компаса КМ-145-С1, можно сделать вывод о том, что необходимо провести дополнительные работы по уничтожению четвертной девиации, так как коэффициенты D и E превышают требуемые в соответствии с руководством компаса значения (таблица 3. 3).

Таблица 3. 3

Допустимые значения коэффициентов девиации согласно руководству компаса КМ-145


Таблица 3. 4

Определение коэффициентов по результатам 8 измерений

КК

I

КК

II

III

IV

К

V

К

VI

VII

VIII

IX

X

d

d

1/2*(I + II) 1/2*(I - II) K*IV K*IV Верхняя половина гр III Нижняя половина гр III 1/2*(VII + VIII) 1/2*(VII - VIII)

2, 0

180°

1, 0

1, 5

0, 5

0, 5

1, 5

-1, 6

-0, 05

1, 55

 = E

45°

0, 5

225°

1, 8

1, 15

-0, 65

0, 71

-0, 46

0, 7071

-0, 46

1, 15

-2, 55

-0, 70

1, 85

 = D

90°

-3, 5

270°

0, 3

-1, 6

-1, 9

-1, 9

S

-0, 75

135°

-2, 0

315°

-3, 1

-2, 55

0, 55

0, 71

0, 39

-0, 707

-0, 39

1/2 S

-0, 38

 = A

 +

0, 39

 +

0, 5

 -

-2, 36

 -

-0, 85

S

-1, 97

S

-0, 35

 B =

1/2 S

-0, 99

1/2 S

-0, 17

 = C

Контроль X + IX = VII

A =

-0, 38

B =

-1, 0

C =

-0, 17

D =

1, 85

E =

1, 55

 

 

Таблица 3. 5

Вычисление таблицы остаточной девиации на компасных курсах через 150 (до 0, 10)

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

D =

1, 9

E =

1, 6

I+II

-0, 38

B =

-0, 99

C =

-0, 17

V + VI

KK

d

KK

d

Мн.

D * Мн.

Мн.

Е *Мн.

III + A

Мн.

B * Мн.

Мн.

C * Мн.

IV + VII

IV - VII

1, 55

1, 55

1, 18

-0, 17

-0, 17

1, 0°

180°

1, 3°

0, 5

0, 93

0, 87

1, 34

2, 27

1, 89

0, 259

-0, 26

0, 966

-0, 17

-0, 42

15°

1, 5°

195°

2, 3°

0, 87

1, 60

0, 5

0, 78

2, 38

2, 00

0, 5

-0, 49

0, 866

-0, 15

-0, 64

30°

1, 4°

210°

2, 6°

1, 85

1, 85

1, 48

0, 71

-0, 70

0, 71

-0, 12

-0, 82

45°

0, 7°

225°

2, 3°

0, 87

1, 60

-0, 5

-0, 78

0, 83

0, 45

0, 866

-0, 85

0, 5

-0, 09

-0, 94

60°

-0, 5°

240°

1, 4°

0, 5

0, 93

-0, 87

-1, 34

-0, 42

-0, 79

0, 966

-0, 95

0, 259

-0, 05

-1, 00

75°

-1, 8°

255°

0, 2°

-1

-1, 55

-1, 55

-1, 93

-0, 99

-0, 99

90°

-2, 9°

270°

-0, 9°

-0, 5

-0, 93

-0, 87

-1, 34

-2, 27

-2, 64

0, 966

-0, 95

-0, 26

0, 05

-0, 91

105°

-3, 5°

285°

-1, 7°

-0, 87

-1, 60

-0, 5

-0, 78

-2, 38

-2, 75

0, 866

-0, 85

-0, 5

0, 09

-0, 77

120°

-3, 5°

300°

-2, 0°

-1

-1, 85

-1, 85

-2, 23

0, 71

-0, 70

-0, 71

0, 12

-0, 57

135°

-2, 8°

315°

-1, 7°

-0, 87

-1, 60

0, 5

0, 78

-0, 83

-1, 20

0, 5

-0, 49

-0, 87

0, 15

-0, 34

150°

-1, 5°

330°

-0, 9°

-0, 5

-0, 93

0, 87

1, 34

0, 42

0, 04

0, 259

-0, 26

-0, 97

0, 17

-0, 09

165°

0, 0°

345°

0, 1°

 

 


Уничтожение девиации в судовых условиях

Уничтожение девиации компаса на судне — трудоемкая работа, обычно выполняемая специалистами-девиаторами, а иногда и судоводителями.

Работа по уничтожению девиации магнитного компаса выполняется в следующем порядке: вначале уничтожается четверная девиация, затем креновая и наконец, полукруговая. Постоянная девиация вообще не уничтожается вследствие малости силы А.

Такой порядок девиационных работ обусловлен следующими причинами. Для уничтожения четвертной девиации применяются бруски мягкого в магнитном отношении железа, которые устанавливаются в непосредственной близости от компаса. Однако это железо, как и любое железо, не является абсолютно мягким в магнитном отношении и обладает некоторой долей постоянного магнетизма. Следовательно, установкой брусков мягкого железа уничтожается четвертная девиация, но вводится полукруговая и креновая девиации. Поэтому креновую и полукруговую девиацию уничтожают после четвертной.

Креновая девиация уничтожается при помощи так называемого кренового магнита, помещенного вертикально в трубе девиационного прибора. Если ось кренового магнита не строго перпендикулярна плоскости картушки компаса или не проходит через центр картушки, то этот магнит, уничтожая креновую девиацию, вводит полукруговую. Поэтому полукруговую девиацию надо уничтожать после креновой.

Чаще всего на судне приходится уничтожать полукруговую девиацию совместно с креновой, так как обе они часто изменяются.

Ни одним из способов девиацию нельзя уничтожить до нуля. Поэтому после уничтожения девиации необходимо составить таблицу остаточной девиации и пользоваться ею для исправления показаний магнитного компаса.

Проверку значений коэффициентов остаточной девиации производить по следующей методике: после уничтожения девиации определить остаточную девиацию на восьми равноотстоящих курсах при выключенных источниках электромагнитной девиации и вычислить коэффициенты остаточной девиации. Вычисленные значения коэффициентов остаточной девиации не должны превышать значений, приведенных в таблице 3. 3.

Разность между измеренным и вычисленным значениями на курсах ее

определения не должна превышать для основного компаса ±0, 50, для запасного компаса ±1, 00.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...