Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организационно-правовых документов




 

Устав - правовой акт, определяющий структуру, функции и права предприятия, организации, учреждения.

Общие положения о порядке составления и оформления устава содержатся в части 1-й Гражданского кодекса Российской Федера­ции. Порядок составления и оформления уставов для учреждений конкретных организационно-правовых форм регулируется отдельны­ми законодательными актами.

Текст устава состоит из разделов, имеющих заголовки и нумеру­емых арабскими цифрами.

Текст устава может содержать следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Акционерный капитал (уставный капитал).

3. Порядок деятельности.

4. Управление.

5. Учет и отчетность; распределение прибыли.

6. Прочие накопления.

7. Прекращение деятельности.

В разделе «Общие положения» указываются полное и сокращен­ное официальные названия организации; ее статус; почтовый адрес; основания, на которых создана организация; чем она руководствует­ся в своей деятельности; наличие филиалов, дочерних фирм, пред­ставительств; предмет и цели деятельности; наличие зарегистриро­ванного товарного знака, фирменного бланка, печати.

В разделе «Акционерный капитал (уставный капитал)» опреде­ляются размеры вкладов каждого учредителя (участника), оговари­ваются условия увеличения (уменьшения) уставного фонда, регла­ментируются права участников на отдельные объекты, входящие в состав имущества организации.

Раздел «Порядок деятельности» устанавливает цели, виды дея­тельности, механизм отношений организации с другими организа­циями в вопросах финансово-хозяйственной деятельности, а также определяет права, которыми наделяются участники в процессе фи­нансово-хозяйственной деятельности.

Раздел «Управление» регламентирует состав органов управления и их полномочия. Например, в акционерном обществе с большим числом акционеров это могут быть:

общее собрание акционеров - высший орган управления обще­ством (в разделе устанавливается порядок созыва, проведения общих собраний, правомочность принятых решений);

совет директоров - высший орган управления обществом в про­межутках между собраниями акционеров, избираемый общим собра­нием (в разделе устанавливается количество директоров, срок, на который они избираются, компетенция, порядок выборов председа­теля и на какой срок);

исполнительные органы - генеральный директор, исполнитель­ный директор, правление (в разделе устанавливается, какие именно исполнительные органы действуют, их компетенция, права и поря­док деятельности);

ревизионная комиссия - орган, осуществляющий проверки финансово-хозяйственной деятельности (устанавливается порядок формирования комиссии, сроки и частота проведения проверок, порядок представления отчетности).

В разделе «Учет и отчетность; распределение прибыли» устанав­ливается порядок ведения бухгалтерской и статистической отчетно­сти, порядок представления сведений о деятельности общества в налоговые и иные органы, порядок подведения итогов о финансовой деятельности общества, а также порядок распределения прибыли.

В разделе «Прочие накопления» устанавливаются дополнитель­ные фонды общества, кроме уставного (страховой, резервный), если они имеются.

Раздел «Прекращение деятельности» устанавливает порядок лик­видации общества, его реорганизации, а также порядок рассмотре­ния споров общества с физическими и юридическими лицами.

Кроме перечисленных, в устав могут быть включены и другие разделы, отражающие специфику деятельности общества.

Устав оформляется на стандартном листе бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов общего бланка: наименование органи­зации, наименование вида документа, место составления документа, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, отметка о регистра­ции устава, печать регистрирующего органа.

Устав утверждается общим собранием учредителей или участни­ков. Гриф утверждения оформляется следующим образом:

 

УТВЕРЖДЕНО

Собранием учредителей

Открытого акционерного

общества «Веста»

(протокол от 18.12.96 № 1)

 

Отметка о регистрации устава включает наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию создаваемых орга­низаций, дату регистрации, государственный регистрационный но­мер. Отметка о регистрации заверяется печатью регистрирующего органа.

Положение - правовой акт, определяющий порядок образования, правовое положение, права, обязанности, организацию работы учреж­дения, структурного подразделения (служб). Положения могут быть типовыми и индивидуальными. При наличии типового положения конкретные положения разрабатываются на его основе. Типовые по­ложения разрабатываются для однотипных организаций и структур­ных подразделений. Различаются положения об организациях и по­ложения о структурных подразделениях (службах).

Положение об организации - правовой акт, на основании которо­го действуют государственные бюджетные организации. Это, в пер­вую очередь, высшие органы государственной власти и управления, федеральные органы исполнительной власти и некоторые другие.

Текст положения об организации включает разделы:

1. Общие положения.

2. Основные задачи.

3. Функции.

4. Права и обязанности.

5. Руководство.

6. Взаимоотношения и связи.

7. Контроль, проверка и ревизия деятельности.

8. Реорганизация и ликвидация.

В разделе «Общие положения» даются официальные полное и сокращенное наименования организации, цели и основания ее со­здания с указанием наименования, даты и номера соответствующего правового акта; указывается, чем руководствуется организация в сво­ей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, какие печати имеет.

Раздел «Основные задачи» устанавливает проблемы или ком­плексы проблем, которые призвана решать организация в своей де­ятельности и которые определяют характер и направления ее дея­тельности.

В разделе «Функции» перечисляются действия или виды работ, которые должна выполнять организация для решения поставленных перед ней задач.

Раздел «Права и обязанности» содержит перечисление прав, которыми наделяется организация в лице ее руководителя. Право в данном случае - это юридически узаконенная возможность запре­щать или требовать выполнения каких-либо действий. Права уста­навливаются в объеме, необходимом для реализации возложенных на организацию функций. В права включается право на издание рас­порядительных и нормативных документов, ведение переписки, пра­во давать обязательные указания подчиненным подразделениям и лицам в целях выполнения возложенных на организацию функций, право представительствовать в соответствующих органах, запраши­вать справочную, отчетную или иную информацию и др. В числе обязанностей перечисляются действия, которые организация долж­на выполнять для реализации своих функций.

В разделе «Руководство» устанавливается, кем осуществляется руководство организацией, на каких принципах, кем назначается и освобождается от должности руководитель, сфера его компетенции.

Раздел «Контроль, проверка и ревизия деятельности» устанавли­вает, кем осуществляется контроль за деятельностью организации, проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности, их пе­риодичность или сроки, порядок представления итоговых докумен­тов.

В разделе «Реорганизация и ликвидация» устанавливается, в ка­ком порядке и кем осуществляется реорганизация и ликвидация организации.

Положение об организации оформляется на общем бланке. Обя­зательными реквизитами положения об организации являются: наи­менование вышестоящего органа, наименование организации, на­звание вида документа, дата, номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения, печать.

Положения о структурных подразделениях (службах) можно клас­сифицировать на:

положения о структурных подразделениях;

положения о коллегиальных и совещательных органах как руко­водящих (совет директоров, правление), так и специализированных (ученый совет, научно-технический совет и др.);

положения о временных органах (совещаниях, комиссиях, сове­тах).

Структура текста положения о подразделении (службе) норма­тивно не закреплена. Достаточно устойчивую структуру, выработан­ную практикой, имеют лишь положения о подразделениях, включа­ющие следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Основные задачи.

3. Функции.

4. Права и обязанности.

5. Ответственность.

6. Взаимоотношения.

В разделе «Общие положения» указываются: полное официаль­ное наименование подразделения, дата, номер и наименование пра­вового акта, на основании которого создано и действует подразделе­ние, чем руководствуется в своей деятельности, кем возглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должно­сти руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.

В разделе «Основные задачи» перечисляются основные пробле­мы, решаемые подразделением и определяющие характер и направ­ления деятельности подразделения.

В разделе «Функции» указываются действия или виды работ,' которые должно выполнять подразделение для осуществления по­ставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражать специфику деятельности подразделения.

В разделе «Права и обязанности» перечисляются права, которы­ми наделяется подразделение в лице его руководителя.

В разделе «Ответственность» устанавливаются виды дисципли­нарной, административной, при необходимости, - и уголовной от­ветственности, которую может нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих обязанностей.

В разделе «Взаимоотношения» регламентируются информацион­ные и документационные потоки подразделения; основные докумен­ты, создаваемые им; указывается, с какими подразделениями и орга­низациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет подразделение, периодичность и сроки пред­ставления; в каком порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.

Положение о подразделении оформляется на общем бланке ор­ганизации. Обязательными реквизитами данного вида документов являются: наименование организации, наименование вида докумен­та, дата и номер документа, место составления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Положения о подразделениях подписы­ваются руководителем подразделения, утверждаются руководителем организации.

Должностная инструкция - правовой акт, издаваемый организаци­ей в целях регламентации организационно-правового положения работ­ника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий усло­вия для его эффективной работы.

Должностные инструкции разрабатываются на все должности, предусмотренные штатным расписанием.

Текст должностной инструкции состоит из следующих разделов:

1. Общие положения.

2. Должностные обязанности..

3. Права.

4. Ответственность.

5. Взаимоотношения.

Раздел «Общие положения» включает: наименование должности с обозначением структурного подразделения; кому непосредственно подчиняется работник; порядок назначения на должность и осво­бождения от должности; перечень нормативных, методических и других документов, которыми руководствуется работник на данной должности; квалификационные требования (уровень образования, стаж работы); требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний.

В разделе «Должностные обязанности» устанавливается конкрет­ное содержание деятельности работника, перечисляются виды работ, выполняемые работником на данной должности, характер выполня­емых действий («руководит», «подготавливает», «утверждает», «рас­сматривает», «выполняет», «обеспечивает» и т.п.).

В разделе «Права» устанавливаются полномочия работника, обеспечивающие выполнение возложенных на него обязанностей:

право принимать определенные решения, давать указания по кон­кретным вопросам, самостоятельно подписывать документы в рам­ках предоставленной ему компетенции, право обращаться с предло­жениями к руководителю; представительствовать от имени подраз­деления или учреждения в других организациях и пределы предста­вительства; право участвовать в.совещаниях, на которых рассматри­ваются вопросы, относящиеся к его ведению, право запрашивать необходимую для работы информацию (статистическую, экономи­ческую и др.), а также право требовать выполнения определенных действий от других работников.

В разделе «Ответственность» определяются критерии оценки работы и мера персональной ответственности работника. Критерия­ми оценки являются объективные показатели, характеризующие ка­чество и своевременность выполнения работы. Ответственность ра­ботника определяется в соответствии с действующим законодатель­ством и может быть дисциплинарной, административной или уго­ловной.

В разделе «Взаимоотношения» указывается: от кого, в какие сроки и какую информацию получает работник; кому, какую и в какие сроки представляет; с кем согласовывает проекты подготав­ливаемых документов; с кем осуществляет совместную подготовку документов и прочие вопросы информационных взаимосвязей ра­ботника с другими подразделениями, лицами, организациями. Должностная инструкция оформляется на общем бланке органи­зации. Обязательными реквизитами должностной инструкции яв­ляются: наименование организации, наименование структурного подразделения, дата, номер документа, место составления, заго­ловок к тексту, подпись, гриф утверждения. Должностная инст­рукция подписывается руководителем структурного подразделения и утверждается руководителем (заместителем руководителя) орга­низации - куратором данного подразделения или руководителем структурного подразделения, если ему предоставлено это право. Визируются должностные инструкции руководителями заинтере­сованных подразделений и юридической службой (юристом), а также другими должностными лицами, от действий которых мо­жет зависеть ее выполнение. Датой должностной инструкции яв­ляется дата ее утверждения.

Регламент - правовой акт, устанавливающий порядок деятель­ности руководства организации, коллегиального или совещательного органа. Текст регламента состоит из разделов, пунктов и подпунк­тов, обозначенных арабскими цифрами. Регламент работы коллегиального или совещательного органа определяет: статус коллеги­ального или совещательного органа; порядок планирования рабо­ты; порядок подготовки материалов для рассмотрения на заседа­нии; внесение материалов на рассмотрение; порядок рассмотре­ния материалов и принятия решений на заседании; ведение про­токола.заседания; оформление решений коллегиального или сове­щательного органа; порядок доведения решений до исполнителей; материально-техническое обеспечение заседаний. Регламент оформляется на общем бланке учреждения. Обязательными рек­визитами регламента являются: наименование учреждения, наи­менование коллегиального или совещательного органа, вид доку­мента, дата документа, номер документа, место составления, гриф утверждения, текст, подпись.

Регламенты утверждаются руководителем организации или ру­ководителем коллегиального или совещательного органа. В процессе подготовки регламенты проходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального или совещательного органа, а также согла­сования с заинтересованными подразделениями и юридической службой.

Штатное расписание - правовой акт, определяющий структуру, численность и должностной состав работников организации с указани­ем должностных окладов (в государственных учреждениях - с указа­нием разряда по Единой тарифной сетке).

Штатное расписание оформляется на стандартных листах бума­ги формата А4 альбомной ориентации с нанесением реквизитов об­щего бланка: наименование организации, наименование вида доку­мента, дата, номер документа, место составления, заголовок к текс­ту, подпись, гриф утверждения. В заголовке к тексту указывается год, на который составлено штатное расписание. Текст штатного распи­сания составляется в табличной форме. Указываются коды и наиме­нования структурных подразделений и должностей, количество еди­ниц по штату, должностной оклад, надбавки и месячный фонд зар­платы по должностным окладам.

Ответственность за подготовку штатного расписания лежит на Отделе кадров (Службе персонала). Проект штатного расписания визируется руководителями подразделений, главным бухгалтером, юридической службой, заместителями руководителя организации.

Штатное расписание подписывается руководителем Отдела кад­ров и утверждается руководителем организации с проставлением гербовой печати (или печати организации) на грифе утверждения.

Образец штатного расписания:

 

НАИМЕНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ УТВЕРЖДАЮ

_________________;№____________ штатную численность в количестве

место составления ______________чел. с фондом зара-

ботной платы_______руб. в месяц

на 199__год гербовая печать Подпись Инициалы, фамилия

организации руководителя

Дата

Или: Протокол заседания Совета

Директоров (Правления)

От____________№___________

 

Код и наименование должности   Разрая ЕТС   Должностной оклад   Персональные надбавки   Прочие надбавки   Месячный фонд заработной платы   Фамилия, имя, отчество  

 

 

Инструкция - правовой акт, содержащий правила, регулирующие организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий, их подразделений, служб, должностных лиц.

Текст инструкции состоит из разделов, имеющих заголовки и раз­биваемых на пункты и подпункты, нумеруемые арабскими цифрами. Текст инструкции должен начинаться с раздела «Общие положения», в котором излагаются цели и причины издания документа, область рас­пространения, основания для разработки и другие сведения общего ха­рактера. В тексте инструкции используются слова «должен», «следует»,-«необходимо», «не допускается», «запрещается» и т.п.

Инструкции оформляются на общем бланке организации. В за­головке к инструкции обозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются ее требования, например: «Инструкция о ведении бухгалтерского учета на предприятии».

Инструкция подписывается руководителем структурного подраз­деления, разработавшим ее, и подлежит утверждению. Инструкции визируются руководителями всех заинтересованных подразделений, юридической службой, заместителем руководителя, курирующим то направление деятельности, которого касается содержание инструк­ции. Утверждаются инструкции руководителем организации.

Документы инструктивного характера могут также называться «Правила», «Положение».

 

5.2. Система плановой документации

 

5.2.1. Назначение и состав плановой документации

 

Планирование деятельности учреждения - важнейшая функция управления, позволяющая сделать работу учреждения максимально эффективной. Планируя деятельность, учреждение достигает постав­ленные цели с наименьшими затратами времени, материальных и трудовых ресурсов, наиболее целесообразным и экономичным обра­зом.

Результаты планирования фиксируются в плановых документах, различных по содержанию и форме. Плановые документы обычно имеют следующие названия: план, перспективный план, программа, график, схема, генеральная схема. Программы и генеральные схемы, как правило, носят комплексный характер, их содержание может за­трагивать интересы нескольких органов исполнительной власти, ор­ганизаций, учреждений, предприятий, территорий. Эти документы позволяют решать сложные проблемы, требующие согласованных действий ряда министерств, ведомств, организаций. Программа или генеральная схема формулирует основные направления и общее со­держание работ, выполнение которых обычно рассчитано на доста­точно длительный срок. Это, как правило, более масштабные доку­менты по сравнению с планом.

Особенность плановых документов в том, что они всегда состав­ляются на какой-либо определенный срок, например, несколько лет, год, полгода, квартал, месяц или на период выполнения конкретно­го вида работ, срок которого установлен распорядительным докумен­том или договором.

Плановые документы разрабатываются на федеральном уровне, отраслевом, территориальном, в отдельной организации. Плановые документы разрабатываются как при необходимости решения слож­ных комплексных проблем, так и для правильной организации теку­щей деятельности.

Федеральные планы, программы, генеральные схемы разрабаты­ваются по решению Правительства Российской Федерации одним или несколькими министерствами или ведомствами. При разработке федеральной программы, плана или генеральной схемы несколькими органами исполнительной власти одно из них выступает ответст­венным за разработку. Проекты федеральных программ, планов и генеральных схем до их представления в Правительство Российской Федерации на утверждение в обязательном порядке проходят стадию согласования со всеми заинтересованными учреждениями. Утверж­даются федеральные программы, планы и генеральные схемы поста­новлениями Правительства Российской Федерации.

Отраслевые планы и программы разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, они рассчитаны на выполнение подведомственными учреждениями и организациями. При наличии федеральных планов, программ и генеральных схем их положения конкретизируются в отраслевых планах и программах. Отраслевые планы и программы разрабатываются управлениями и отделами фе­деральных органов исполнительной власти с привлечением специа­листов и заинтересованных организаций, в том числе и подведомст­венных. Они утверждаются руководителем федерального органа ис­полнительной власти (министерства или ведомства) и являются обя­зательными для выполнения. Контроль за их выполнением осуще­ствляется соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Территориальные программы, планы, схемы разрабатываются администрациями краев, областей, районов, городов и других терри­ториальных образований и действуют в рамках территории. Как пра­вило, они касаются вопросов социального и экономического разви­тия и благоустройства территорий.

Планирование деятельности отдельной организации, как прави­ло, осуществляется в форме плана, программы или графика. Планы и программы могут разрабатываться как на длительный срок (до нескольких лет), так и для планирования текущей деятельности.

Текущая деятельность организации планируется, как правило, в форме годовых и квартальных планов работы управлений, отде­лов, групп, служб, в форме планов и программ командировок, графиков отпусков, а также планов выполнения отдельных специ­ализированных видов работ, наиболее важных и существенных для деятельности организации. При наличии в учреждении коллегий, советов, комиссии (временных или постоянных) их деятельность также планируется.

Источниками для составления планов являются: федеральные и отраслевые планы, программы, генеральные схемы, организацион­но-правовые документы учреждения, распорядительная документа­ция, решения коллегиальных и совещательных органов, предложе­ния, докладные записки, справки и другие информационные и аналитические материалы, поступающие от других подразделений и служб.

Разрабатываются плановые документы руководством с привле­чением квалифицированных специалистов. Планы работы подразде­лений утверждаются вышестоящим руководителем, планы работы организации в целом — ее руководителем. Планы работы коллеги­альных и совещательных органов утверждаются председателем кол­легиального или совещательного органа.

 

 

5.2.2. Составление и оформление плановых документов

 

Программа - плановый документ, содержащий обоснование и ос­новные направления развития той или иной отрасли управления или деятельности. Текст программы, как правило, излагается в виде раз­делов, соответствующих направлениям деятельности или этапам ра­боты и имеющих соответствующие заголовки. Состав разделов про­граммы определяется ее содержанием. Разделы и подразделы про­граммы нумеруются арабскими цифрами.

Программа может быть достаточно объемным, многостранич­ным документом. Программы, как правило, кроме текстовой час­ти содержат приложения, являющиеся справочным и аналитичес­ким материалом к программе, объясняющим или раскрывающим отдельные положения программы. Приложения к программе, как правило, оформляются в виде таблиц, графиков, схем, позволяю­щих наглядно представить сводный аналитический материал. Ссылки на приложения в основном тексте программы и обозна­чение самих приложений оформляются так же, как приложения к проектам правовых актов (указов, постановлений, приказов, рас­поряжений).

Программа оформляется на общем бланке организации. Обяза­тельными реквизитами программы являются: наименование органи­зации, название вида документа, дата, номер документа, место со­ставления, заголовок к тексту, подпись, грифы согласования (или визы), гриф утверждения.

Программа подписывается руководителем подразделения, от­ветственного за разработку программы. Утверждаются программы руководителем вышестоящей или данной организации или колле­гиальным органом (собранием, советом, коллегией и т.п.). До ут­верждения программы проходят стадию согласования со всеми за­интересованными организациями и должностными лицами. Со­гласование программы с заинтересованными организациями и должностными лицами оформляется грифами согласования на титульном листе программы или на листе согласований, прилага­емом к программе.

Федеральные программы представляются на утверждение в Пра­вительство Российской Федерации с сопроводительным письмом и пояснительной запиской.

Программы, разрабатываемые органами исполнительной власти территорий Российской Федерации, утверждаются представительны­ми органами власти (законодательными собраниями, думами и т.п.).

Программы командировок подписываются составителем (коман­дируемым работником), утверждаются руководителем или замести­телем организации.

План - документ, устанавливающий перечень намеченных к вы­полнению мероприятий, их последовательность, объем (в той или иной форме), сроки, ответственных исполнителей. Форма планов, как пра­вило, табличная. Графами таблицы являются: наименование (содер­жание) работы или мероприятия с указанием номера или индекса; исполнитель; срок исполнения; примечание или отметка об испол­нении. Каждый из перечисленных элементов, в свою очередь, может иметь составные части. Наименование (содержание) работы или мероприятия может состоять из двух составных частей: наименова­ния проблемы, темы или вопроса и отдельных этапов. Графа «Ис­полнитель» может состоять также из двух составных частей: ответст­венного исполнителя и конкретных исполнителей или головной ор­ганизации и соисполнителей. Срок исполнения может обозначаться как срок начала и срок окончания выполнения запланированного мероприятия.

Планы организаций оформляются на общем бланке. Обяза­тельными реквизитами плана являются: наименование организа­ции, название вида документа, дата, номер документа, место со­ставления плана, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. Планы подразделений и другие внутренние планы оформляются на стандартных листах бумаги с нанесением всех необходимых реквизитов.

Планы работ или мероприятий подписываются руководителями подразделений-разработчиков, утверждаются планы руководителем вышестоящего органа или данной организации.

Некоторые виды работ требуют составления календарных пла­нов или графиков.

Порядок составления и форма конкретных разновидностей пла­нов регламентируется инструкциями и указаниями соответствующих министерств, ведомств или вышестоящих органов. Образец оформ­ления плана:

 

Наименование организации

ПЛАН УТВЕРЖДАЮ

____________ № ___ Генеральный директор

Москва __________Инициалы, фамилия

командировок сотрудников

на 1997 год Дата

 

Место командировки Срок командировки Наименование подразделения и фамилия командируемого работника Примечания
       

1.

2.

……..

 

Заведующий Отделом кадров

Подпись

Инициалы, фамилия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...