Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка системы учета на основе определения себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с МСФО

 

На ООО «Хлебозавод Гулькевичский» определение себестоимости продукции (работ, услуг) ведется в рамках российского законодательства без стандартизации норм и правил в международном масштабе, что в настоящее время является очень актуальным. Хочу порекомендовать разработку системы учета на основе определения себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с МСФО.

Одной из центральных проблем на предприятиях является стандартизация бухгалтерских норм и правил в международном масштабе. Унификация бухгалтерского учета с международными стандартами преследует следующие цели:

- привлечение международных инвестиций;

- единая финансовая отчетность.

Понятие себестоимости фигурирует во многих нормативных актах Российской Федерации. При этом следует различать два аспекта данного термина экономический и налоговый.

Основным документом по бухгалтерскому учету посвященным, вопросам регулирования себестоимости с 2000 года выступает ПБУ 10/99 «Расходы организации». Положение прямо не дает определения себестоимости, хотя данный термин неоднократно в его тексте упоминается, но в нем проводится определение расходов по обычным видам деятельности, которые в своем содержании покрывают традиционное понимание себестоимости как затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Вопросы состава и учета затрат в условиях складывающихся рыночных отношений продолжают регулироваться исходя не из принципов экономической целесообразности, а методов государственной регламентации, сложившихся в системе централизованно планировавшейся экономики. Если такой подход оправдывал себя в условиях прежней системы хозяйствования, то в настоящее время по мере возрастания роли экономических методов управления издержки и недостатки данного подхода становятся все более очевидными.

Себестоимость представляет собой объективный показатель, который не должен зависеть от содержания тех или иных нормативных актов, и сущность которого определяется рядом экономических принципов:

1) связь с осуществлением предпринимательской деятельности организации. Сущность данного принципа заключается в том, что в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, связанные с процессами производства и реализации. Издержки не связанные с предпринимательской деятельностью относятся к категории непроизводственных затрат. Данный принцип не зафиксирован в нормативных актах, но вытекает из формулировки себестоимости, а также анализа перечня затрат, подлежащих включению в себестоимость и не относимых к ней.

Деление сфер деятельности организации на производственную и непроизводственную имело место и смысл в условиях централизованной экономики, ее тотальной регламентации и общественной собственности на средства производства.

В условиях рыночных отношений, когда основной целью деятельности коммерческой организации становится цель извлечения прибыли, теряет смысл подразделение деятельности (а значит, имущества, затрат) на производственную и непроизводственную, так как любые сознательно, планово осуществляемые организацией затраты так или иначе имеют цель извлечения доходов (экономической выгоды) либо в данном, либо в будущем отчетном периодах.

Традиционно относимые к непроизводственным, затраты на содержание, так называемой, социальной сферы, социальную реабилитацию рабочей силы, также в условиях рынка становятся «производственными», так как рабочая сила, трудовой фактор – такой же основной фактор производственного процесса, процесса извлечения прибыли (дохода) предметы и средства труда.

Поэтому данный принцип формирования себестоимости, действовавший долгое время и продолжающий оставаться в регламенте не только бухгалтерского учета, но и налогообложения, себя изжил и является причиной многих конфликтных ситуаций, возникающих в практической деятельности предприятий, по поводу включения тех или иных затрат в себестоимость.

Введение в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета принципа обусловленности расходов доходами на ООО «Хлебозавод «Гулькевичский» позволит снять экономическую проблему разделения затрат на производственные и непроизводственные в условиях потери признака этой классификации в том числе и при формировании себестоимости.

2) разделение текущих и капитальных затрат. В бухгалтерском учете должен быть обеспечен раздельный учет текущих затрат организации и ее капитальных вложений. К текущим относятся затраты производственных ресурсов, которые, как правило, потребляются в одном хозяйственном цикле. К капитальным, с другой стороны, относятся затраты на приобретение или создание внеоборотных активов, используемых в нескольких циклах производства, стоимость которых включается в текущие издержки производства или обращения посредством начисления износа или амортизации.

Основной принцип разделения текущих и капитальных затрат связь с различными периодами получения организацией доходов – текущие затраты (расходы) связаны с доходами данного, текущего отчетного периода, капитальные с доходами будущих отчетных периодов.

3) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности – принцип начисления.

Согласно общей концепции расходов данный принцип имеет общий характер, то есть распространяется не только на порядок формирования текущих расходов организации, а любого из иных возможных видов расходов.

4) допущение имущественной обособленности организации. Согласно этому принципу активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой и других организаций.

Четыре приведенных выше экономических принципа являются исчерпывающими при решении вопроса о включении в себестоимость тех или иных затрат даже в условиях современного состояния нормативной базы.

Законы или иные законодательные акты, регламентирующие состав затрат, себестоимость в условиях рыночной экономики не имеют экономического смысла. Никакой, даже самый хороший закон, не сможет вобрать в себя все многообразие хозяйственной деятельности предприятий. Перечень затрат, включаемых в себестоимость, как в западном учете, должен определяться самим предприятием исходя из экономического содержания производственных расходов. А вот для целей налогообложения должен существовать свой перечень расходов, уменьшающих доходы. Это позволило бы снять многие противоречия существующих документов.

Для целей налогообложения нет необходимости разделять дебет счета 99 «Прибыли и убытки», или, к примеру, дебет счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы». При формировании налогооблагаемого показателя это не принципиально. Главное – уменьшается или не уменьшается доход. И также не должна иметь особого значения природа полученного дохода, где он отражается – на счетах 90, 91.

Концепция расходов в российской практике предусматривает возможность двойственной трактовки так называемых управленческих затрат (затраты, связанные с организацией, обслуживанием и управлением предприятием), обусловленной двойственностью их экономического содержания: как части текущих расходов организации, величина которых участвует в формировании себестоимости объекта калькулирования (объекта продаж – продукции, работы или услуги) – метод калькулирования полной фактической себестоимости, или как расходов периода, не связанных с процессом извлечения текущих доходов, величина которых не участвует в формировании себестоимости конкретных объектов калькулирования и признается в конце отчетного периода в качестве убытков.

Себестоимость объекта калькулирования, согласно требованиям МСФО может включать в себя только прямые или переменные затраты (то есть зависящие от изменения объемов производства), она может калькулироваться только на основе производственных расходов (то есть расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер). Несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования разных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки или валовой прибыли. В этом состоит основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости.

Два основных преимущества такого подхода к учету затрат и результатов заключаются в следующем: с одной стороны, происходит снижение трудоемкости учета, его упрощение, с другой стороны, в связи с иным подходом к калькулированию появляются дополнительные аналитические и управленческие возможности.

Вторая особенность, которая, по сути дела, при практической реализации второго подхода к учету затрат как бы исключает первую, - это создание самостоятельной системы управленческого учета, необходимой в условиях рынка на средних и крупных, со сложной внутренней структурой, крупносерийным или массовым типом производства предприятиях. Создание внутренней системы управления само по себе достаточно дорого и под силу только мощным финансово устойчивым предприятиям.

Рассмотрим проблематику взаимодействия бухгалтерской (финансовой, экономической) и налоговой себестоимости. Отметим, что само понятие «налоговая себестоимость» некорректно. Более правильно говорить о корректировках фактической себестоимости для целей налогообложения.

Основными проблемами являются следующие:

Первая проблема – возможные корректировки бухгалтерской себестоимости в себестоимость для целей налогообложения. Иными словами бухгалтерская себестоимость далеко не всегда равна себестоимости для целей налогообложения.

К затратам, включаемым в себестоимость для целей бухгалтерского учета в фактических размерах, а для целей налогообложения корректируемых по нормам и нормативам относятся:

- плата за обучение по договорам с учебными учреждениями для подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров;

- расходы на рекламу;

- затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов;

- затраты на содержание служебного автомобильного транспорта;

- затраты на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей;

- на оплату процентов по кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов);

- на оплату процентов по бюджетным ссудам, кроме ссуд, выданных на инвестиции и конверсионные мероприятия.

В настоящее время бухгалтер должен включать в себестоимость всю сумму фактически произведенных затрат из выше перечисленных, а для целей налогообложения расчетно корректировать показатель фактической себестоимости (обычно на практике бухгалтеры открывают соответствующие аналитические счета к счетам учета затрат: затраты по нормам и затраты сверх норм. Затраты, произведенные сверх норм, обычно прибавляются расчетно в таблице расчета налога от фактической прибыли к величине балансовой (бухгалтерской) прибыли).

Проблема достоверности отчетности неизбежно появляется, когда бухгалтер при формировании себестоимости относит затраты сверх норм за счет собственных средств (чистой прибыли), на счета учета текущих затрат – по норме.

В этом случае имеет место проблема и проблема существенная. Любая бухгалтерская запись в дебет счета 84 «Нераспределенная прибыль», которая неправомерна по законодательству и по экономическому смыслу, искажает финансовый результат деятельности организации за отчетный период, искажает показатель нераспределенной прибыли, и тем больше, чем больше значимость цифры. Увеличение дебетового оборота по счету 84 при прочих равных условиях уменьшает показатель нераспределенной прибыли, а именно нераспределенная прибыль является источником выплаты дивидендов акционерам. То есть любые необоснованные записи по дебету счета 84 ущемляют интересы акционеров акционерного общества, а также искажают отчетность и величину финансовых показателей. Именно достоверная информация, получаемая с помощью правильно применяемого метода бухгалтерского учета на ООО «Хлебозавод «Гулькевичский» послужит основой для принятия корректных решений по управлению бизнесом.


Заключение

В процессе написания дипломного проекта были рассмотрены теоретические вопросы организации учета затрат на производство продукции.; понятие, задачи и классификация затрат, методы учета затрат на производство, счета учета затрат и так далее. А так же, изучена существующая система бухгалтерского учета и выявлены незначительные недостатки в системе учета. Основным из которых в соответствии с темой дипломного проекта является вопрос организации учета затрат на ООО «Хлебозавод «Гулькевичский».

Итак, как было сказано ранее, процесс производства основополагающий в хозяйственной деятельности организации, в учете затрат формируется основная информация для повседневных потребностей управления. Поэтому он составляет важную часть учета предприятия; на основании бухгалтерской отчетности о структуре затрат руководитель может эффективнее организовать производство, оптимальнее расположить структурные подразделения.

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости организуется в соответствии с определенными принципами и должен обеспечивать выполнение соответствующих задач, решение которых позволит своевременно формировать информацию о величине и структуре затрат на производство в разрезе подразделений предприятия и определять себестоимость выпускаемой продукции; реализация же данных задач осуществляется посредством методов учета затрат.

В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций затрат на производство учитываются в нескольких разрезах.

Сложность процесса производства, его значимость в хозяйственной деятельности организации, разнообразие затрат требуют использования определенной группы производственных счетов.

Для успешной работы руководителю предприятия необходимо разбираться в информации о произведенных затратах; определить же эффективность расходов, выявить причины, влияющие на себестоимость и определить поиск резервов ее снижения позволяет экономический анализ себестоимости продукции.

При разработке проекта ставилась цель проанализировать и дать оценку организации бухгалтерского учета затрат на производство в организации для разработки предложений по усовершенствованию этого процесса.

В условиях сложного финансового положения главными задачами ООО «Хлебозавод «Гулькевичский» являются удовлетворение общественных потребностей в его продукции, работах, услугах и их реализации и поэтому весьма актуальной является задача совершенствования организационно-управленческих и финансовых механизмов предприятия в целях обеспечения эффективной деятельности. Были детально изучены и освещены все проблемы в исследуемой организации и их устранение может принести реальную экономическую выгоду как предприятию в целом, так и бухгалтерии предприятия в частности.

В целях совершенствования бухгалтерского учёта затрат ООО «Хлебозавод «Гулькевичский» в дипломном проекте внесён ряд предложений:

1) Совершенствование автоматизации учета затрат на производство с использованием программы 1:С «Бухгалтерия 8.0» она обеспечит решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой организации: выписку первичных документов, учет продаж и т.д. Кроме того, информацию об отдельных видах деятельности, торговых и производственных операциях, могут вводить сотрудники смежных служб предприятия, не являющиеся бухгалтерами. 1:С «Бухгалтерия 8.0» – универсальная программа массового назначения для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности. Это готовое решение для ведения учета в организациях, осуществляющих любые виды коммерческой деятельности: оптовую и розничную торговлю, комиссионную торговлю (в том числе субкомиссию), оказание услуг, производство и т.д.

2) В качестве метода учета затрат предложено внедрение на предприятие ООО «Хлебозавод «Гулькевичский» системы «Стандарт–костинг». Этот метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции соответствует отечественному нормативному методу, к сожалению, не получившему широкого распространения.

В управленческой (эксплуатационной) бухгалтерии текущий контроль осуществляется по статьям затрат. Управление процессом формирования себестоимости продукции в учете осуществляется при помощи системы «Стандарт-кост».

Эта система возникла в США в начале XX века. Название Standard-costs подразумевает себестоимость установленную заранее. В СССР в 30-е годы на основе «Стандарт-кост» был разработан нормативный метод.

Суть системы «Стандарт-кост» в том, что в учет вносится то, что должно произойти, и обособленно отражаются возникшие отклонения.

Основная задача – учет потерь и отклонений в прибыли предприятия. В ее основе лежит четкое, твердое установление норм затрат материалов, энергии, рабочего времени, труда, зарплаты и всех других расходов, связанных с производством продукции. Причем установленные нормы нельзя перевыполнить. Выполнение их даже на 80% означает успешную работу. Превышение нормы означает, что она была установлена ошибочно.

Одно из основных преимуществ системы стандарт-кост – при правильной ее постановке не требуется большой бухгалтерский штат, поскольку учитываются только отклонения от стандартов. Чем стабильнее работает предприятие, тем более стандартизированы производственные процессы, тем менее трудоемким станет учет и калькулирование для бухгалтеров ООО «Хлебозавод «Гулькевичский».

3) Создание службы внутреннего аудита на ООО «Хлебозавод «Гулькевичский в целях своевременного контроля за затратами. Создание внутреннего аудита позволит своевременно предотвратить нерациональные производственные затраты, предоставив бухгалтеру информацию о них до начала производственного процесса и в ходе его, а не как в действующей практике - после осуществления всех затрат.

4) Предложена рекомендация по разработке системы учета на основе определения себестоимости продукции (работ, услуг) в соответствии с МСФО.

 Одной из центральных проблем на предприятиях является стандартизация бухгалтерских норм и правил в международном масштабе. Унификация бухгалтерского учета с международными стандартами преследует следующие цели:

- привлечение международных инвестиций;

- единая финансовая отчетность.

Себестоимость объекта калькулирования, согласно требованиям МСФО может включать в себя только прямые или переменные затраты (то есть зависящие от изменения объемов производства), она может калькулироваться только на основе производственных расходов (то есть расходов, связанных с изготовлением данной продукции, выполнением работ или оказанием услуг, даже если они носят косвенный характер). Несмотря на различную полноту включения в себестоимость объекта калькулирования разных видов расходов, общим для этого подхода является то, что другие виды затрат, которые также по своей экономической сущности составляют часть текущих издержек, не включаются в калькуляцию, а возмещаются общей суммой из выручки или валовой прибыли. В этом состоит основная отличительная особенность системы учета неполной себестоимости. Именно достоверная информация, получаемая с помощью правильно применяемого метода бухгалтерского учета на ООО «Хлебозавод «Гулькевичский» послужит основой для принятия корректных решений по управлению бизнесом.

 

Дипломник

студентка группы ЭАК – 5 - 200           Е.И. Ковалевич

 

Руководитель проекта

Ассистент каф. БУиА                           С.С. Нюхалов

 

Нормаконтроль

ст. преп. каф. БУ и А                                      Г.В. Трухан


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...