Индексы фондового рынка (ИФР)
Ими являются некоторые числа, характеризующие качественное состояние ФР. Само по себе число не несет в себе существенной информации. Важно не число, а результат сопоставления его с предыдущими значениями (динамика). ИФРы служат для качественной оценки состояния РЦБ и грубой количественной оценки его динамики. ИФРы – одномерные параметры. Они представляют собой инструмент оценки поведения РЦБ – индикаторы макроэкономических процессов. При депрессивных явлениях в экономике значения ИФРов снижаются. Когда в стране экономический рост, хорошие прогнозы и ожидания, ИФРы растут. ИФРы подсчитываются и публикуются различными источниками, в качестве которых часто выступают информационные агенты и биржи. ИФРы разработаны для различных финансовых инструментов (валюты, акций, долговых ц. б. ) Наиболее известными и индикативными являются индексы на акции.
Основные виды индексов 1) Капитализационные индексы – данный тип индексов измеряет общую капитализацию предприятий, ц. б. которых используются для расчета индексов. Вычисленное значение индекса нормируется на базовую дату. К этим индексам относятся большинство индексов РЦБ (S and P-500, индекс нью-йоркской фондовой биржи). В России эти индексы также распространены. 2) Ценовые индексы/индексы с весом, равным цене. Традиционно исчисляются как среднеарифметическая стоимость акций компаний, входящих в базовый список индекса. (Dow Jones, Nikkei 225, AMEX). В РФ ценовые индексы не получили распространения.
Примеры индексов США: 1) Dow Jones. Существует семейство индексов на сегодня: а) промышленный индекс Dow Jones. Это показатель движения цен акций 30 крупнейших промышленных компаний. Это наиболее известный из существующих мировых индексов;
б) транспортный индекс Dow Jones. Это показатель движения цен акций 20 транспортных компаний (авиа, ж/д, авто); в) коммунальный индекс Dow Jones. Это показатель движения цен акций 15 крупнейших компаний, занимающихся газо- и водоснабжением; г) составной индекс Dow Jones. Рассчитывается на базе промышленного, транспортного и коммунального индексов. 2) S& P. Финансовая корпорация, которая занимается рейтингом и оценкой акций. а) S& P 500 – индекс акций 500 корпораций в следующей пропорции: 400 – промышленных 40 – финансовых 40 – коммунальных 20 – транспортных б) S& P 100 – индекс акций, опционы на которые торгуются на Чикагской товарной бирже. S& P рассчитывает большое количество различных индексов по всему миру: около 100 отраслевых индексов в рамках США, географические индексы ( Восточная Европа, СНГ, Западная Европа). 3) NASDAQ. Индекс, рассчитываемый национальной ассоциацией брокеров и дилеров Великобритания: FTSE а) FT-100. Акции 100 компаний, включающие промышленные, торговые, финансовые и ряд других отраслей. Отбор компаний в индекс осуществляется специалистами агентства FT; б) FT-30. Франция: САС-40 Германия: DAX Япония: Nikkei 225 Россия: 5) Индекс RTS (в $). Официальный индекс фондовой биржи RTS; отражает суммарную рыночную капитализацию определенного списка эмитентов. За 100 пунктов принята суммарная капитализация на 1. 09. 1995 г. Помимо этого существует индекс RTS-2 – индекс акций второго эшелона. Голубые фишки – устойчивое выражение для обозначения акций высоколиквидных, крупных компаний. Для обозначения таких компаний используется термин «Первый эшелон» 6) Индекс ММВБ (в руб. ). Возникла фондовая секция.
Использование фондовых индексов Индексы используются в качестве исходных данных для расчета параметров в ряде экономических моделей:
· Модель оценки активов, позволяющая прогнозировать поведение индивидуальных акций по сравнению с поведение рынка вообще. · Индекс рассматривается как характеристика для выбора стратегии в формировании портфеля ц. б. Как показатели в стратегическом инвестировании.
Существуют 2 пассивные стратегии инвестирования: 1) состоит в том, чтобы купив ценные бумаги, держать их до тех пор, пока их стоимость: - не возрастет до уровня, обеспечивающего приемлемую эффективность - не упадет до уровня, при котором финансовые потери будут выше допустимого 2) состоит в том, что чтобы, выбрав фондовый индекс либо разработав методику расчета индекса, придерживаться соответствующей стратегии: - формируя и меняя структуру портфеля бумаг, входящих в существующий или разработанный индекс - используется как базисный актив финансовых инструментов Значение индекса важно при заключении фьючерских и опционных контрактов. В этих условиях производные и финансовые инструменты дают возможность участникам рынка при реализации своих стратегий использовать страхование сделок (хеджирование с целью снижения своих финансовых потерь).
Задачи фондовых индексов: 1) Информационная 2) Индикатор состояния экономики 3) Прогнозирование 4) Может выступать в качестве самостоятельного независимого объекта заключения сделок 5) Служат ориентиром отбора ценных бумаг в инвестиционные портфели 6) Базовая точка отсчета 7) Позволяют формально описывать сложные явления, то есть решают задачу уменьшения количества параметров, по которым оценивается стоимость определенных ценных бумаг 8) Возможная замена (временная) статистических показателей при отсутствии необходимого объема и качества информации Методы расчета фондовых индексов: 1. Невзвешенный среднеарифметический индекс / простой:
It – значение индекса η – корректирующий коэффициент Pj – курсовая стоимость акций j-ой компании, ценные бумаги которой используются для расчета индекса
2. Взвешенный среднеарифметический:
А) Индекс, взвешенный по цене акций
Pj, o – стоимость акций на начальный момент Иногда это значение принимается на некоторую дату в прошлом. Например, индекс S and P 500 - Pj, o= 10 (1941-1943 гг. ). В России история индексов краткая, поэтому, имея разную структуру, сами индексы вынуждены корректироваться, примерно один раз в 3 месяца. Б) По стоимости выборки
nj, t и nj, o – это количество акций j компании, ценные бумаги которой используются для расчета индекса в момент t и на начальный момент времени. Иногда используются на нулевой момент времени, а предыдущий период, тогда будет nj, t-o. Этот подход к расчету индекса будет оказывать большое влияние на значение индекса динамикой стоимости бумаг крупных компаний и сокращать колебания стоимости бумаг мелких эмитентов. В) Взвешенный путем приравнивания весов акций компаний
3. Невзвешенный среднегеометрический
4. Взвешенный среднегеометрический
Требования к информации, используемой при вычислении индексов: 1) Размер выборки 2) Репрезентативность выборки: информация об эмитенте и о его бумагах должна быть полной для адекватного отражения сегмента рынка 3) Вес информации: желательно, чтобы информация о ценных бумагах эмитента имела вес, пропорциональный влиянию бумаг эмитента на фондовом рынке в целом В зависимости от методики расчета веса, используемого при исчислении индекса, он будет иметь различную информационную ценность для аналитиков. 4) Объективность Необходимо учитывать корректировку индексов: учет изменения стоимости не от рыночных факторов, а от политики эмитента. К инструментам политики относится: - дробление - дополнительная эмиссия - консолидация (слияние / укрупнение номинала) Если индексы вычисляются по представленным методикам, то необходима корректировка индекса на согласующий коэффициент, чтобы до и после события значение индекса не изменилось.
Необходимо при профессиональной деятельности на фондовом рынке учитывать корреляцию между индексами: 1) Если параметры изменяются одинаково, k=1 2) Когда параметры изменяются в противофазе, k=-1 3) Если независимое изменение, k=0
Кредитные рейтинги эмитента Составляется рейтинговым агентством по результатам мониторинга состояния эмитента (сбор данных, обработка, сопоставление полученных результатов либо с желаемым значением, либо с нормативом, либо с предыдущими значениями). Рейтинговые агентства – это компании, собирающие информацию и определяющие риск эмитентов. На основе мониторинга учитывается долгосрочное состояние эмитента как в прошлом, так и будущее планирование. Рейтинг ценных бумаг – сравнительная оценка уровней кредитного риска по ценным бумагам одного типа. В целом показывает риск (не)выполнения эмитентов своих планов и обязательств. John Mood’s – первое агентство 1916 г. – рейтинговая корпорация Standart and Poors Чем выше рейтинг, тем стабильнее бумага. В России следует ориентироваться на Интерфакс, Эксперт. Функции рейтингового агентства: 1) Оценка кредитного риска и кредитной истории эмитента 2) Анализ финансовых показателей 3) Анализ и прогнозирование конъюнктуры рынка для бумаг данного эмитента 4) Выпуск периодических обзоров справочно-информационных изданий 5) Обслуживание инвесторов, то есть информирование инвесторов о состоянии рынка и положении эмитентов Принципы, на которых строятся рейтинговые услуги: 1) Независимость 2) Публичность аналитических критериев 3) Коллегиальность 4) Конфиденциальность информации 5) Интерактивность 6) Использование ранжирования по ряду критериев 7) Мониторинг Этапы присвоения рейтинга: 1) Обращение компании в агентство для предварительной оценки 2) Сбор информации для дачи предварительной оценки к рейтингу 3) Согласование условий присвоения рейтинга (сроки, объем информации, ее качество, право и обязанности сторон) 4) Анализ информации для заключения о кредитоспособности компании 5) Подготовка рейтингового отчета – характеристика основных рисков 6) Присвоение рейтинга 7) Раскрытие рейтинга в СМИ только при письменном согласии компании 8) Мониторинг рейтинга Рейтинги присваиваются от ААА до DDD. ААА – наивысший рейтинг из возможных. Промежуточные могут быть в различных комбинациях (АВА, ВАА, ВСА). DDD – худшее. D – дефолт по долговым обязательствам. ААА и ВВВ – рейтинги инвестиционного класса. ВВС (D), BCD (DC) – спекулятивные рейтинги, так как обладают большой степенью неопределенности в выплатах и ликвидности.
Рейтинги присваиваются и пересматриваются ежегодно. Кроме того, существуют промежуточные рейтинги – рейтинги, которые могут быть уточняющими и проводятся либо по необходимости изнутри компании (перестановки в руководстве, смена инвестиционной стратегии и т. д. ), либо это колебания внешней конъюнктуры. Прогнозы рейтинга м. б.: 1. позитивные – то есть рейтинг может повыситься. Это выгодно спекулянтам, имеющим в распоряжении бумаги эмитента, о кот. идет речь, 2. негативные – ожидается понижение рейтинга. Выгодно спекулянтам, которые желают купить бумаги эмитента, о которых идет речь 3. стабильные – считается, что рейтинг подтверждается. 4. развивающийся – рейтинг может быть и повышен, и понижен. Рейтинги могут присваиваться национальными или международными организациями (аналитическими агентствами или службами).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|