Культурно-историческая теория Л.С.Выготского.
Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание Введение 2 Теории детского развития 5 Кризис новорожденности 10 Младенчество 11 Раннее детство 14 Дошкольное детство 18 Младший школьный возраст 21 Подростковый возраст 24 Ранняя юность 28 Взрослость: молодость и зрелость 29 Поздняя взрослость 29 План лекций по курсу «Возрастная психология» 30 Рекомендации по подготовке к семинарам по курсу «Возрастная психология» 47 Задания и вопросы для собеседования по курсу «Возрастная психология» 64 Список рекомендуемой литературы по курсу «Возрастная психология» 69 Вопросы к экзамену по курсу «Возрастная психология» 73 Словарь терминов по курсу «Возрастная психология» 75 Тестовые задания по курсу «Возрастная психология» 88 Введение Курс «Возрастная психология» занимает важное место в содержании профессиональной подготовки будущего педагога-психолога, учителя, является логическим продолжением, углублением знаний, полученных в результате овладения дисциплиной «Основы общей психологии». Возрастная психология рассматривает как фундаментальные теоретические вопросы развития, так и конкретные психологические данные о развитии человека на различных возрастных этапах. Такой состав изучения материала определяется следующими позициями: - специалисты, включенные в воспитательно-образовательный процесс (школьные психологи, педагоги), должны владеть знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях детей и с этих позиций оценивать психическое развитие конкретного ребенка, а также определять содержание его обучения и воспитания. Только на этой основе оказывается возможной адекватная диагностика причин того или иного поведения ребенка, его достижений при подготовке к школьному обучению и успеваемости в школе, в том числе, и внесение корректив в воспитательно-образовательный процесс;
- педагоги и школьные психологи включены в систему работы с взрослыми (другими учителями, администрацией школы, семьей учащихся), что требует знания психологии взрослых и пожилых людей; - изучение возрастных закономерностей развития в онтогенезе предполагает, прежде всего, знакомство с основными проблемами развития – проблемой исторически обусловленной протяженности детства, факторов и движущих сил развития, его стадиальности и др. Необходимо знание таких важных понятий, как возраст, ведущий вид деятельности, сенситивный период, возрастное новообразование. Без усвоения данных теоретических вопросов невозможно осознание конкретного психологического материала и его профессиональное использование в практике. В разделах курса «Возрастная психология» содержится периодизация психического развития личности, позволяющая систематизировано рассмотреть тенденции развития её психических функций, значительный объем фактического материала, дающий характеристику возрастных периодов развития, начиная с младенчества и заканчивая периодом старости. На разных возрастных этапах прослеживаются линии развития познавательной сферы, системы отношений и системы действий. Студенты получают представление о некоторой возрастной норме и динамике психического и личностного развития ребенка, с которыми в своей дальнейшей практической работе они будут сравнивать показатели, выявляемые в каждом конкретном случае. Особое внимание уделяется также исследованию проблемы кризисов, в том числе и на этапе взрослости. Своеобразие «Возрастной психологии» состоит в том, что ее научным объектом являются не сами психические явления, а их изменение в процессе развития человека.
Цель курса «Возрастная психология»: формирование у студентов представления о предмете и методах возрастной психологии, ее значении для обучения и воспитания детей, аналитического подхода к исследованию человека с точки зрения представлений о психологическом возрасте, который отражает психологические особенности, характерные для большинства представителей данной культуры или субкультуры при сравнительно одинаковых условиях. Задачи курса: · познакомить студентов с закономерностями, механизмами и особенностями проявления и развития психических процессов, состояний и свойств отражательной деятельности мозга; · способствовать изучению природы и условий формирования личности на разных этапах ее возрастного развития; · сформировать у студентов систему базовых понятий возрастной психологии; знания об общих и индивидуальных нормах развития и психологическом содержании различных возрастных периодов; · совершенствовать и развивать навыки самостоятельной работы с научной психологической литературой. В процессе изучения «Возрастной психологии» предполагается создание у студентов целостного представления о предмете, цели, задачах, структуре курса. В результате студент должен овладеть: а) системой знаний: - об основных закономерностях функционирования психики; - о развитии психики в онтогенезе, изменении ее структуры и функций; - об основных методах исследования развития психики человека; - о психологических новообразованиях возрастных периодов; - о содержании основных возрастных кризисов; - о движущих силах, условиях психического развития людей разного возраста. б) системой умений: - использовать теоретические знания в практической деятельности; - планировать и проводить психологическое экспериментальное исследование; - определять и изучать возрастные особенности психики человека на всех этапах его жизненного пути. Помимо регулярного посещения лекций и активной работы на них, качественное усвоение учебного материала невозможно без самостоятельной внеаудиторной работы студента с различными литературными источниками (учебниками, учебными пособиями, справочниками, энциклопедиями и т.п.). В процессе подготовки к семинарским занятиям происходит углубление, уточнение и систематизация знаний, полученных на лекциях, из учебников и дополнительной литературы. На семинарских занятиях и при подготовке к ним большое место отводится работе с различными схемами, таблицами. Они помогают систематизировать и структурировать материал, находить в нем причинно-следственные связи.
Учебное пособие может быть использовано студентами при изучении дисциплины, как под руководством преподавателя, так и самостоятельно. С этой целью дан не только теоретический материал, но и изложен алгоритм подготовки к семинарским занятиям, методики проведения экспериментов и анализа полученных результатов, примерные тестовые задания для промежуточной и итоговой аттестации, методические указания для самостоятельного изучения теоретических вопросов курса, вопросы для самопроверки, терминологический тезаурус, основная и дополнительная литература.
Теории детского развития
Понять закономерности возрастного развития, особенности отдельных возрастных этапов позволяет разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных и существенных сторонах развития. На сегодняшний день не существует единой теории, способной дать всеобъемлющее представление о психическом развитии человека. Чтобы получить более или менее полную картину особенностей развития и поведения человека, нужно познакомиться с несколькими периодизациями. Психоаналитическая теория Наиболее известны две периодизации представителей психоаналитической теории: Зигмунда Фрейда и Эрика Эриксона. З.Фрейд (1856-1939) в своей периодизации прослеживал линию психосексуального развития, объяснял развитие личности действием биологических факторов и опытом раннего семейного общения. Он полагал, что дети проходят 5 стадий психического, точнее, психосексуального развития. На каждой стадии интересы ребенка сосредоточены вокруг определенной части тела, служащей источником получения удовольствия:
1) оральная стадия (0 - 2 года); 2) анальная стадия (2-3 года); 3) фаллическая стадия (4-5 лет); 4) латентная стадия (6-12 лет); 5) генитальная стадия (12 - 18 лет). Э.Эриксон (1902-1979) – последователь З.Фрейда, расширивший психоаналитическую теорию, стал рассматривать в более широкой системе социальных отношений выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис, суть которого составляет конфликт между противоположными состояниями сознания, психики:
Когнитивная теория Данная теория касается, главным образом, проблем становления и развития мышления, процесса усвоения знаний. Наиболее полно этапы интеллектуального развития были разработаны швейцарским ученым Жаном Пиаже (1896-1980). Человек, с точки зрения Ж.Пиаже, в своем умственном развитии проходит 3 больших периода:
Теория поведения Пытается объяснить, почему, когда и каким образом люди обучаются вести себя так, а не иначе. Эту теорию называют также бихевиористской (от англ. Behavior - поведение). Основоположником бихевиоризма является Д. Уотсон (1878-1958). Большой вклад в этическое осуществление теории внес Б.Скиннер (1904-1992). Бихевиористы подчеркивают влияние среды на поведение и развитие детей и выделяют 3 типа социального обучения: классическое и оперантное обусловливание и подражание.
Биологическая теория Сравнивает поведение людей и животных в естественных условиях и акцентирует внимание на определении общего и специфического в их поведении. Научное направление, занимающееся этими проблемами, носит название этология. Конрад Лоуренц (1903-1988), известный этолог, ввел в психологию понятие импр и нтинга (запечатлевания). По мнению этологов, человек рождается с определенными фиксированными образцами действий, генетически детерминированными формами поведения - инстинктами.
Гуманистическая теория Рассматривает человека как уникального индивида, целостную личность, стремящуюся к самореализации. Наибольший вклад в развитие гуманистической теории внес А. Маслоу (1908-1970). Согласно его теории, каждый человек обладает мотивационным набором, который помогает ему удовлетворять потребности пяти уровней: 1) выживание или биологические потребности; 2) безопасность и уверенность в будущем; 3) любовь и принадлежность к конкретной социальной группе (социальный статус); 4) самооценка; 5) самореализация. Удовлетворив их, человек может стать творческим и независимым существом.
Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. Эта теория основывается на том, что "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сначала социальном, как категория интерпсихическая, потом - психологическом, как категория интрапсихическая, сперва между людьми, затем внутри ребенка". Все внутренние процессы, по Выготскому, являются продуктом интериоризации: они зарождаются в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, а затем "вращиваются" в его сознание. Все эти теории взаимно дополняют друг друга, так как их авторы используют различные "инструменты" при изучении психического развития человека и акцентируют внимание на различных уровнях и сторонах развития ребенка. В данном пособии в качестве основной используется концепция Л.С.Выготского.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|