Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 13. Психология средней взрослости (зрелости).




1. Возрастные задачи развития.

2. Особенности развития личности.

3. Профессиональная продуктивность. Феномен «акме».

4. Зрелость и психологический возраст.

5. Особенности эмоциональной сферы и структуры самосознания. Нормативные кризисы зрелости.

6. Специфика общения.

7. Психосоциальное развитие.

8. Основные линии онтогенеза.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. В чем состоит специфика социальной ситуации развития в зрелости?

2. Выскажите свою точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями известных психологов.

3. Охарактеризуйте феномен «акме» и его значение для психологии развития.

4. Какие пути преодоления возрастных кризисов предлагаются как наиболее перспективные?

5. Какова возможная профессиональная деформация психолога? Как психологу избежать профессионального сгорания?

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст]Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.6634-661.

2. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] -М.:Айрис-пресс, /О.А.Карабанова. 2005.-240 с. С. 225-233.

3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека[Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.400-436.

4. Мухина,В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина.. – М., 1985.

5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.222-234.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С.152-198.

7. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. [Текст] /Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Питер, 2001.

8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст] / О.В.Хухлаева. – М.: «Академия», 2002. С.98-140.

9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.283-306.

Тема 14. Психология поздней взрослости.

1. Возрастные задачи развития в период поздней взрослости.

2. Условия развития.

3. Старение и психологический возраст.

4. Особенности эмоциональной сферы и структуры самосознания.

5. Содержание общения.

6. Психосоциальное развитие.

7. Основные линии онтогенеза.

8. Конец жизни.

Вопросы для самопроверки и самоконтроля

1. В чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела возрастной психологии?

2. Каковы основные психологические изменения в период поздней взрослости?

3. Какова роль личностного фактора в процессе старения? Связаны ли когнитивные изменения в период поздней взрослости с особенностями личности?

4. Охарактеризуйте известные Вам методы продления активного долголетия и увеличения продолжительности жизни.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.661-699.

2. Карабанова, О.А. Возрастная психология: [Текст] Конспект лекций. / О.А.Карабанова. -М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с. С.225-233.

3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений../ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.436-455.

4. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985.

5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.234-246.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С.201-214.

7. Психология старости и старения: [Текст] Хрестоматия: учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений/Сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидерс. – М.: «Академия», 2003. – 416 с.

8. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф.Рыбалко.. – СПб.: Питер, 2001.

9. Хрисанфова, Е.Н. Основы геронтологии (антропологические аспекты): [Текст] Учеб. Для студентов высш. учеб. завед. /Е.Н.Хрисанфова.– М.:ВЛАДОС, 1999.- 160 с.

10. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст] / О.В.Хухлаева. – М.: «Академия», 2002. С. 140-201.

11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] \ И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.306-342.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ

К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Семинар №1.

Тема 1. Возрастная психология как наука.

1. Понятие «возрастная психология». Предмет и задачи возрастной психологии.

2. История становления возрастной психологии.

3. Методы возрастной психологии.

4. Прикладное и теоретическое значение возрастной психологии.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1.Выпишите и запомните определения понятий “возрастная психология”, “возраст”, “сензитивный период”, “ведущий вид деятельности”, “детство” и др.

2. Подберите свое определение понятию “детство”. Проиллюстрируйте примерами из художественной литературы взгляды на детство представителей различных исторических эпох. Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре.

3. Законспектируйте статью Л.Ф.Обуховой «Исторический анализ понятия «детство»».

4. Приведите конкретные примеры использования различных стратегий и методов в исследовании ребенка.

5. Рассмотрите “Конвенцию о правах ребенка “ с позиций исторического подхода к анализу детства.

6. В чем плюсы и минусы каждого из методов возрастной психологии? Подготовьте план своего исследования с обоснованием выбора методов.

7. Передайте Ваше восприятие возрастов человеческой жизни с помощью поэтических или прозаических отрывков, т.е. с их помощью составьте “лесенку жизни”.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2003. - 704 с. с. 5-42.

2. Возрастная педагогическая психология [Текст]/Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с.с. 7-46.

4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.110-120.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.с. 7-25.

6. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.3-33.

7. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.с.3-12.

8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.11-18.

Семинар №2

Тема 2. Факторы, условия и предпосылки, определяющие психическое развитие человека

1. Формирование личности в онтогенезе.

2. Закономерности психического развития.

3. Условия психического развития.

4. Предпосылки психического развития.

5. Внутренняя позиция и развитие.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. Назовите основные факторы психического развития, покажите их роль и место в психическом развитии ребенка.

2. Подумайте, какова взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования.

3. Проанализируйте проблему соотношения наследственности и среды в развитии ребенка.

4. В чем специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных?

5. Почему теория наследственности так распространена в настоящее время среди родителей? Назовите возможные причины.

6. Подумайте, почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети? Назовите возможные причины.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2003. - 704 с. с. 5-42.

2. Возрастная педагогическая психология [Текст]/Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с.с. 7-46.

4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.110-120.

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.с. 7-25.

6. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.3-33.

7. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.с.3-12.

8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.11-18.

Семинар №3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...