Тема 13. Психология средней взрослости (зрелости).
1. Возрастные задачи развития. 2. Особенности развития личности. 3. Профессиональная продуктивность. Феномен «акме». 4. Зрелость и психологический возраст. 5. Особенности эмоциональной сферы и структуры самосознания. Нормативные кризисы зрелости. 6. Специфика общения. 7. Психосоциальное развитие. 8. Основные линии онтогенеза. Вопросы для самопроверки и самоконтроля 1. В чем состоит специфика социальной ситуации развития в зрелости? 2. Выскажите свою точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями известных психологов. 3. Охарактеризуйте феномен «акме» и его значение для психологии развития. 4. Какие пути преодоления возрастных кризисов предлагаются как наиболее перспективные? 5. Какова возможная профессиональная деформация психолога? Как психологу избежать профессионального сгорания? Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст]Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.6634-661. 2. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] -М.:Айрис-пресс, /О.А.Карабанова. 2005.-240 с. С. 225-233. 3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека[Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.400-436. 4. Мухина,В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина.. – М., 1985. 5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.222-234. 6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С.152-198.
7. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. [Текст] /Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Питер, 2001. 8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст] / О.В.Хухлаева. – М.: «Академия», 2002. С.98-140. 9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.283-306. Тема 14. Психология поздней взрослости. 1. Возрастные задачи развития в период поздней взрослости. 2. Условия развития. 3. Старение и психологический возраст. 4. Особенности эмоциональной сферы и структуры самосознания. 5. Содержание общения. 6. Психосоциальное развитие. 7. Основные линии онтогенеза. 8. Конец жизни. Вопросы для самопроверки и самоконтроля 1. В чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела возрастной психологии? 2. Каковы основные психологические изменения в период поздней взрослости? 3. Какова роль личностного фактора в процессе старения? Связаны ли когнитивные изменения в период поздней взрослости с особенностями личности? 4. Охарактеризуйте известные Вам методы продления активного долголетия и увеличения продолжительности жизни. Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.661-699. 2. Карабанова, О.А. Возрастная психология: [Текст] Конспект лекций. / О.А.Карабанова. -М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с. С.225-233. 3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений../ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.436-455. 4. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985. 5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.234-246.
6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С.201-214. 7. Психология старости и старения: [Текст] Хрестоматия: учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений/Сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидерс. – М.: «Академия», 2003. – 416 с. 8. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф.Рыбалко.. – СПб.: Питер, 2001. 9. Хрисанфова, Е.Н. Основы геронтологии (антропологические аспекты): [Текст] Учеб. Для студентов высш. учеб. завед. /Е.Н.Хрисанфова.– М.:ВЛАДОС, 1999.- 160 с. 10. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст] / О.В.Хухлаева. – М.: «Академия», 2002. С. 140-201. 11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] \ И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.306-342. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Семинар №1. Тема 1. Возрастная психология как наука. 1. Понятие «возрастная психология». Предмет и задачи возрастной психологии. 2. История становления возрастной психологии. 3. Методы возрастной психологии. 4. Прикладное и теоретическое значение возрастной психологии. Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию: 1.Выпишите и запомните определения понятий “возрастная психология”, “возраст”, “сензитивный период”, “ведущий вид деятельности”, “детство” и др. 2. Подберите свое определение понятию “детство”. Проиллюстрируйте примерами из художественной литературы взгляды на детство представителей различных исторических эпох. Подберите примеры специфики детства в отечественной культуре. 3. Законспектируйте статью Л.Ф.Обуховой «Исторический анализ понятия «детство»». 4. Приведите конкретные примеры использования различных стратегий и методов в исследовании ребенка. 5. Рассмотрите “Конвенцию о правах ребенка “ с позиций исторического подхода к анализу детства. 6. В чем плюсы и минусы каждого из методов возрастной психологии? Подготовьте план своего исследования с обоснованием выбора методов. 7. Передайте Ваше восприятие возрастов человеческой жизни с помощью поэтических или прозаических отрывков, т.е. с их помощью составьте “лесенку жизни”.
Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2003. - 704 с. с. 5-42. 2. Возрастная педагогическая психология [Текст]/Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. 3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с.с. 7-46. 4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.110-120. 5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.с. 7-25. 6. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.3-33. 7. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.с.3-12. 8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.11-18. Семинар №2 Тема 2. Факторы, условия и предпосылки, определяющие психическое развитие человека 1. Формирование личности в онтогенезе. 2. Закономерности психического развития. 3. Условия психического развития. 4. Предпосылки психического развития. 5. Внутренняя позиция и развитие. Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию: 1. Назовите основные факторы психического развития, покажите их роль и место в психическом развитии ребенка. 2. Подумайте, какова взаимосвязь концепций детского развития и методов его исследования. 3. Проанализируйте проблему соотношения наследственности и среды в развитии ребенка. 4. В чем специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных? 5. Почему теория наследственности так распространена в настоящее время среди родителей? Назовите возможные причины.
6. Подумайте, почему иногда у трудолюбивых и деятельных родителей вырастают ленивые и пассивные дети? Назовите возможные причины. Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова. - 4-е изд. - М.: Академический проект, 2003. - 704 с. с. 5-42. 2. Возрастная педагогическая психология [Текст]/Под ред. А.В. Петровского. – М., 1979. 3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с.с. 7-46. 4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений./ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.110-120. 5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.с. 7-25. 6. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.3-33. 7. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.с.3-12. 8. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.11-18. Семинар №3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|