Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Стадиальность психического развития.




1. Критерии периодизации психического развития по Л.С.Выготскому.

2. Периодизации психического развития по Д.Б. Эльконину.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. Познакомьтесь с основными фактами научной биографии Л.С. Выготского.

2. Назовите ключевые понятия культурно-исторической теории развития психики.

3. Как соотносит понятия “обучение” и “развитие” Л.С.Выготский?

4. Какие общественные и культурные изменения могут оказывать влияние на дифференциацию жизненного цикла человека?

5. В чем суть гипотезы периодичности в психическом развитии ребенка, сформулированной Д.Б.Элькониным?

Литература:

1. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с. С.121-155.

2. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий.. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.130-143.

3. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации психического развития [Текст] / В.Ф.Моргун. – М., 1981.

4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф.Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.с. 215-233.

5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с. С.50-58.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций [Текст]./О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.

7. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] /И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.125-156.

Семинар №4

Тема 4. Периодизация психического развития.

1. Периодизация развития личности по З. Фрейду.

2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону.

3. Развитие морального сознания по Л. Колбергу.

4. Развитие личности по А.В. Петровскому.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. Опишите структуру личности по З.Фрейду и ее развитие в процессе онтогенеза. В чем состоят предпосылки развития внутреннего конфликта человека?

2. Почему психоаналитический подход к пониманию психического развития может быть охарактеризован как преформистский?

3. Используя фрейдовскую модель психосексуального развития, попробуйте объяснить поведение чрезмерно пунктуального и опрятного человека; склонного к сквернословию и бахвальству; человека, постоянно стремящегося вызвать сочувствие и жалость к себе.

4. Охарактеризуйте наиболее важные понятия теории Э.Эриксона.

5. Почему концепцию Эриксона называют:

· психосоциальной теорией развития личности;

· эпигенетической концепцией;

· концепцией жизненного пути личности?

6. Охарактеризуйте проблемы достижения идентичности в современной России.

Литература:

1. Карабанова, О.А. Возрастная психология:Конспект лекций [Текст] / О.А.Карабанова. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. С. 72-82, 105-121.

2. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.143-156.

3. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации психического развития. [Текст] / В.Ф.Моргун. – М., 1981.

4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф.Обухова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.с. 76-120.

5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.50-58.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.

7. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.57-84.

Семинар №5

Тема 5. Периодизации интеллектуального развития.

1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

а) понятия и принципы;

б) стадии развития интеллекта;

в) эгоцентризм детского мышления;

г) феномены Ж. Пиаже.

2. Периодизация интеллектуального развития по Д. Брунеру.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. Охарактеризуйте эгоцентризм как познавательную позицию ребенка.

2. Что такое “феномены Пиаже”, “задачи Пиаже”?

3. Какие факторы влияют на особенности интеллектуального развития человека?

4. Объясните, что стоит за данным афористическим высказыванием Ж.Пиаже: “Мысль есть сжатая форма действия”.

Литература:

1. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. С. 82-93..

2. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений../ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.156-171.

3. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации психического развития. [Текст] / В.Ф.Моргун. – М., 1981.

4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф.Обухова. - М.:Педагогическое общество России, 2001. - 442 с. С. 162-214.

5. Першина, Л.А. Возратная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.

7. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.108-125.

Семинар №6

Тема 6. Психическое развитие в период младенчества.

1. Новорожденность.

2. Общая характеристика собственно младенчества.

3. Общение в младенчестве.

4. Развитие движений и действий.

5. Развитие ориентировки в окружающем мире.

6. Кризис 1 года.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. Охарактеризуйте основные психологические новообразования к концу первого года жизни.

2. Назовите кризисные периоды данного возраста и охарактеризуйте особенности их проявления.

3. Раскройте влияние действия с предметами на развитие памяти и мышления ребенка.

4. Охарактеризуйте становление и развитие ведущей деятельности младенческого возраста.

5. Обозначьте этапы развития общения младенца с другими людьми с точки зрения содержания общения и используемых средств.

6. Подберите методики для диагностики детей младенческого возраста.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С. 397-457.

2. Авдеева, Н.Н., Мещерякова, С.Ю. Вы и младенец: у истоков общения. [Текст] / Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова, – М., 1991.

3. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца [Текст] / Т.Бауэр.. – М., 1979.

4. Люблинская, А.А. Детская психология. [Текст] А.А.Люблинская. – М., 1971.

5. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций[Текст] / О.А.Карабанова.. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. с. 155-168.

6. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий... – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.171-188.

7. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985.

8. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст] /Е.О.Смирнова.. – М.: Школа-Пресс, 1997.

9. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. / Л.Ф.Обухова. - М.:Педагогическое общество России, 2001. - 442 с. С.234-2

10. 58.Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст]Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.С.58-73.

11. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.

12. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко..- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. С. 156-181.

Семинар №7

Тема 7. Психическое развитие в раннем детстве.

1. Общая характеристика раннего возраста.

2. Предметная деятельность и особенности эмоционального развития.

3. Развитие психических функций.

4. Эмоциональное развитие.

5. Кризис 3 лет.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. Раскройте роль взрослого в овладении ребенком предметной деятельностью. Как ребенок овладевает этой ведущей деятельностью?

2. Подберите методики для диагностики детей раннего возраста.

3. Охарактеризуйте особенности появления и проявления кризиса трех лет. Дайте психологический анализ кризиса трех лет, предложенный Л.С.Выготским.

4. Побеседуйте с родителями детей одного-трех лет, расспросите, какие проблемы в отношении ребенка их волнуют более всего, что в поведении ребенка радует, огорчает, удивляет;

· попробуйте сформулировать вопрос для дискуссионного обсуждения с коллегами;

· резюмируйте идеи, высказанные в процессе обсуждения, с точки зрения оказания психологической помощи или консультации родителям.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704. С.457-473.

2. Люблинская, А.А. Детская психология. [Текст] А.А.Люблинская. – М., 1971.

3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций[Текст] / О.А.Карабанова.. -М.:Айрис-пресс, 2005. С.168-185.

4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий... – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с.. С.188-204.

5. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985.

6. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст] /Е.О.Смирнова.. – М.: Школа-Пресс, 1997.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. [Текст] Учебник. \ Л.Ф.Обухова.- М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.с. 258-280.

8. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.75-92.

9. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко..- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.181-201.

Семинар №8

Тема 8. Психическое развитие в дошкольном детстве.

1. Общая характеристика дошкольного возраста.

2. Познавательное развитие дошкольника.

3. Особенности общения.

4. Развитие мотивов и самосознания.

5. Характеристика игровой деятельности дошкольника.

6. Психологическая готовность к школе.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. Охарактеризуйте основные параметры детской игры. Как развивается содержательная сторона игры на протяжении дошкольного возраста? Какие виды взаимоотношений выделяют в процессе игры? Как развивается координация игровых действий в совместной игре у детей при переходе от раннего к дошкольному возрасту? Почему детская игра может быть названа школой произвольности поведения?

2. Охарактеризуйте основные психологические новообразования дошкольного детства.

3. Просмотрите психологические журналы («Психологическая наука и образование», «Вопросы психологии» и другие) за последние 2-3 года, выберите статьи по проблемам дошкольного детства. Какие статьи показались вам наиболее интересными и актуальными? Подготовьте резюме одной из статей: какие методы исследования были использованы, какие выводы сделаны.

4. Составьте карту психологической готовности к обучению в школе.

5. Подберите диагностические методики для выявления уровня развития психических процессов у дошкольника.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.473-498.

2. Люблинская, А.А. Детская психология. [Текст] / А.А.Люблинская. – М., 1971.

3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций[Текст] / О.А.Карабанова. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. С.185-205.

4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.204-232.

5. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985.

6. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст] / Е.О.Смирнова.. – М.: Школа-Пресс, 1997.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. Учебник. / Л.Ф.Обухова. - М.:Педагогическое общество России, 2001. - 442 с. С.281-320.

8. Першина, Л.А. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с. 92-132.

9. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с.с.15-60.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.201-224

Семинар №9

Тема 9. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.

1. Кризис 7 лет.

2. Особенности общения младшего школьника.

3. Развитие психических функций.

4. Личность ребенка младшего школьного возраста.

5. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. Подберите методики для диагностики готовности детей к школьному обучению. В период педагогической практики изучите особенности подготовки детей к школе с использованием подобранных методик и наблюдения. Разработайте тематику консультаций для родителей детей, которые еще не готовы к школе.

2. Охарактеризуйте специфику взаимоотношений младшего школьника с учителем.

3. Раскройте значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития в младшем школьном возрасте.

4. Почему учебная деятельность является ведущей именно в младшем школьном возрасте, а не на всем протяжении школьного обучения?

5. Обозначьте причины психогенной школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте.

6. Составьте психологический портрет младшего школьника.

7. Какими психологическими проблемами отмечен переход от младшего школьного к подростковому возрасту?

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.498-537.

2. Люблинская, А.А. Детская психология. [Текст] / А.А.Люблинская. – М., 1971.

3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А Карабанова. - М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. С. 205-216.

4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий.. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.251-280.

5. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина.. – М., 1985.

6. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст] / Е.О.Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. Учебник. / Л.Ф Обухова. - М.:Педагогическое общество России, 2001. - 442 с. С. 312—336.

8. Першина, Л.А. Возрастная психология [Текст]: Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с. 140-158.

9. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С. 79-100.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко..- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.224-242.

Семинар №10

Тема 10. Психологическая характеристика подросткового возраста.

1. Пубертатный кризис. Условия и образ жизни в отрочестве.

2. Развитие психических функций.

3. Общение в подростковый период.

4. Личность отрока.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпосылки изменения социальной ситуации развития в этот период.

2. Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как особенность личности. Приведите примеры его проявления у подростков.

3. Проанализируйте взгляды представителей разных психологических школ на содержание развития в период подростничества.

4. Почему, несмотря на то, что подросток продолжает быть школьником, учебная деятельность теряет свое значение?

5. Сравните различающиеся точки зрения на проблему ведущей деятельности в подростковом возрасте. Подберите аргументы в пользу той или другой позиции.

6. Составьте психологический портрет современного подростка.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст]Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова.. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.537-580.

2. Люблинская, А.А. Детская психология[Текст] /А.А.Люблинская.. – М., 1971.

3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А. Карабанова. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. С.216-225.

4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий... – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.280-315.

5. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина.. – М., 1985.

6. Смирнова, Е.О. Психология ребенка. [Текст] / Е.О.Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. Учебник. / Л.Ф.Обухова. - М.:Педагогическое общество России, 2001. - 442 с. С.338-361.

8. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с. С.158-193.

9. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С. 102-127.

10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко..- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.242-261

Семинар №11

Тема 11. Психология ранней юности.

1. Условия и образ жизни в ранней юности.

2. Стабилизация личности и самоопределение.

3. Линии развития в период ранней юности.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. С какими историческими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления?

2. На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности?

3. В каких формах может реализовываться “обращенность в будущее у старшеклассников?

4. Что вы понимаете под “личностным” и “профессиональным” самоопределением старшеклассников?

5. В чем разница понятий “самоопределение” и “готовность к самоопределению”? Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9-го и 11-го классов средней школы.

6. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.абрамова.. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.537-570.

2. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с

3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий... – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.315-336.

4. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985.

5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с. 193-206.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций [Текст]./О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С.127-139.

7. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко..- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. С. 261-283.

Семинар №12

Тема 12. Психология поздней юности.

1. Кризис 17 лет.

2. Условия развития.

3. Особенности общения.

4. Особенности эмоциональной сферы и структуры самосознания.

5. Линии онтогенеза.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. В чем смысл выделения ранней и поздней юности?

2. Как вам кажется, признает ли современное российское общество право на психосоциальный мораторий (в понимании Э.Эриксона)?

3. Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения?

4. Охарактеризуйте психологические особенности студенческой юности.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.570-584.

2. Карабанова, О.А. Возрастная психология Конспект лекций [Текст] / О.А.Карабанова. -М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с

3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий... – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.431-363.

4. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985.

5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.193-206.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С. 127-139.

7. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. [Текст] / Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Питер, 2001.

8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст] / О.В.Хухлаева. – М.: «Академия», 2002.с.38-98.

9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко..- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.261-283.

Семинар №13

Тема 13. Психология ранней взрослости (молодости)

1. Общая характеристика периода.

2. Основные линии онтогенеза.

3. Кризис 30 лет.

4. Проблема смысла жизни.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. В чем сложность определения понятия “взрослость”?

2. Каковы критерии достижения взрослости как психологического возраста?

3. Сравните различные теоретические подходы к пониманию взрослости.

4. Как бы вы представили периодизацию взрослых? В каком периоде находитесь Вы сейчас?

5. Выявите особенности профессионального самоопределения в молодости.

6. Проанализируйте, кто в Вашей жизни оказал решающее влияние на личностное и профессиональное самоопределение.

7. Как определить возрастные границы молодости и основания для их выделения?

8. Охарактеризуйте кризис 30 лет, выделите его особенности, наметьте пути выхода из кризиса. Как вы обычно воспринимаете жизненные кризисы? Удается ли видеть их конструктивные возможности?

9. Удалось ли Вам благополучно отделиться от Вашей родительской семьи или были какие-либо трудности?

10. Какие бы советы Вы дали вашей подруге (другу), собирающейся выйти замуж (жениться)?

11. Как Вы полагаете, что необходимо, чтобы избежать кризиса взаимоотношений, последующего за рождением ребенка? А может быть его не нужно избегать?

12. Поразмышляйте о том, легко ли быть молодым?

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.584-634.

2. Карабанова, О.А. Возрастная психология:Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с.

3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И,Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий.. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.363-400.

4. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985.

5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с. 206-222.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С.141-152.

7. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. [Текст] / Е..Рыбалко. – СПб.: Питер, 2001.

8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость[Текст] / О.В.Хухлаева.. – М.: «Академия», 2002.с. 38-98.

9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.283-306.

Семинар №14

Тема 14. Психология средней взрослости (зрелости).

1. Возрастные задачи развития.

2. Особенности развития личности.

3. Зрелость и психологический возраст.

4. Специфика общения.

5. Психосоциальное развитие.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. В чем состоит специфика социальной ситуации развития в зрелости?

2. Выскажите свою точку зрения по поводу ведущей деятельности в период зрелости. Сравните ее с известными вам позициями известных психологов.

3. Охарактеризуйте феномен «акме» и его значение для психологии развития.

4. Какие пути преодоления возрастных кризисов предлагаются как наиболее перспективные?

5. Обсудите с родителями, знакомыми старше 35-40 лет проблему возрастных кризисов, обратившись к их субъективному опыту. Предварительно продумайте те вопросы, которые целесообразно задать, и их тактичную форму. Оцените полученную информацию с точки зрения остроты проблем, их осознанности самим субъектом и “проявленности” для окружающих. Как Вы полагаете, есть ли половые различия в переживании кризиса середины жизни?

6. Могли бы Вы себя представить в роли бабушки (дедушки)?

7. Какова возможная профессиональная деформация психолога? Как психологу избежать профессионального сгорания?

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст]Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.6634-661.

2. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] -М.:Айрис-пресс, /О.А.Карабанова. 2005.-240 с. С. 225-233.

3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека[Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий... – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.400-436.

4. Мухина,В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина.. – М., 1985.

5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.222-234.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С.152-198.

7. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. [Текст] /Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Питер, 2001.

8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст] / О.В.Хухлаева. – М.: «Академия», 2002. С.98-140.

9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.283-306.

Семинар №15

Тема 15. Психология поздней взрослости

1. Возрастные задачи развития в период поздней взрослости.

2. Старение и психологический возраст.

3. Особенности развития личности.

4. Психосоциальное развитие.

5. Основные линии онтогенеза.

6. Характеристика кризиса индивидуального существования.

Рекомендации по подготовке к семинарскому занятию:

1. В чем состоит актуальность геронтопсихологии как самостоятельного раздела возрастной психологии?

2. Каковы основные психологические изменения в старости?

3. Какова роль личностного фактора в процессе старения? Связаны ли когнитивные изменения в старости с особенностями личности?

4. Можете ли Вы представить собственную старость?

5. Как Вы полагаете, должна ли проводиться подготовка к старости, если да, то, в каком возрасте? Как?

6. Перечислите известные Вам стереотипы в отношении старости. Подумайте, исходя из собственного жизненного опыта, можно ли оспорить некоторые из них?

7. Как Вы реагируете на различного рода несправедливое ворчание стариков с деструктивной стратегией старения? Удается ли Вам их понять или они вызывают у вас чувство гнева?

8. Как вы полагаете, показателем чего является умение человека бесконфликтно общаться с пожилыми людьми?

9. Охарактеризуйте известные Вам методы продления активного долголетия и увеличения продолжительности жизни.

10. Приходилось ли Вам размышлять о своем уходе из жизни? Как это повлияло на Ваше поведение?

11. Поразмышляйте письменно на тему “Счастливая старость – что это такое?”.

Литература:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.661-699.

2. Карабанова, О.А. Возрастная психология: [Текст] Конспект лекций. / О.А.Карабанова. -М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с. С.225-233.

3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений../ И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.436-455.

4. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985.

5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.234-246.

6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С.201-214.

7. Психология старости и старения: [Текст] Хрестоматия: учеб. Пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. Заведений/Сост. О.В.Краснова, А.Г.Лидерс. – М.: «Академия», 2003. – 416 с.

8. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология [Текст] / Е.Ф.Рыбалко.. – СПб.: Питер, 2001.

9. Хрисанфова, Е.Н. Основы геронтологии (антропологические аспекты): [Текст] Учеб. Для студентов высш. учеб. завед. /Е.Н.Хрисанфова.– М.:ВЛАДОС, 1999.- 160 с.

10. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст] / О.В.Хухлаева. – М.: «Академия», 2002. С. 140-201.

11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] \ И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.306-342.

Задания и вопросы для собеседования по курсу

«Возрастная психология»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...