Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дошкольное детство (3-7 лет)




Социальная ситуация развития -ребенок и взрослый (общественный, обобщенный); познание мира человеческих отношений

Ведущая деятельность - игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка. До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами. Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать: бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией взрослого. В процессе игр-манипуляций ребенок развивает координацию движений.

Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных предметов, явлений и действий (см. ниже "Умственное развитие ребенка").

У трех-четырехлетних детей игра представляет собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к примеру, врача, а действия, имитирующие действия врача. К правилам ребенок еще не чувствителен.

Ролевая игра преобладает вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет иногда отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни взрослых.

У ребенка 6-7 лет появляется игра по правилам. Ролевая идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Игра имеет важное значение для психического, эмоционального, волевого, личностного развития детей. Она помогает справиться со страхами, травмирующими ситуациями (ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его отношение к действительности.

Особенности общения - общение со взрослым: 3-5 лет - внеситуативно-познавательное; 5-7 лет – внеситуативно-личностное; общение со сверстниками: игровое сотрудничество, сопереживание.

Основные новообразования – развитое воображение; наглядно-образное мышление; начала понятийного мышления; картина мира, «абрис»; новые мотивы поведения; соподчинение, иерархия мотивов; произвольность поведения; первичные этические инстанции; самосознание; самооценка; практическое овладение речью, развитие функций речи.

Новообразованием дошкольного возраста являются комплексы готовности к школьному обучению:

- коммуникативная;

- когнитивная;

- эмоциональная;

- технологическая;

- личностная.

Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. Когнитивная готовность проявляется в определённом уровне развития познавательных процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения, речи.

Эмоциональная готовность выражается в умении ребёнка преодолевать отрицательные эмоции, управлять своими чувствами и желаниями. Развитие эмоциональной сферы детей определяется, прежде всего, расширением сферы их общения, в результате чего они испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Лучше всего воспитание эмоций ребёнка осуществляется в игровой деятельности (см. выше). Дети старшего дошкольного возраста должны научиться подавлять отрицательные эмоции, агрессивность. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, воспитывая в детях умения, навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других.

Технологическая готовность демонстрирует наличие минимума знаний, умений, навыков (ЗУН), позволяющих детям обучаться в школе.

Личностная готовность проявляется

· в определенном уровне развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы (наличие познавательных интересов, стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность);

· в сформированности «внутренней позиции школьника» (психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию);

· в развитии произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.

Притязания личности (привлекательность и эффективность). Уровень притязаний формируется путем успехов и неудач. У детей он чрезвычайно высок, но под влиянием неудач начинает снижаться.

Стратегия родителей - сформировать в дошкольном возрасте уверенность в своих силах, что поможет в дальнейшем развивать способности.

Перспективы у ребенка связаны с его образом взрослости. Если образ взрослости присоединен к обучению, то оно будет удовлетворять ребенка, и наоборот. Перспектива - это цель, реализация которой связана со смыслом жизни. Без осознания перспективы нет деятельности.

«Я-концепция» включает в себя 3 аспекта: оценочный, эмоциональный и когнитивный.

а) Оценочный. Самооценки в собственном виде еще нет, ребенку трудно оценить себя без внешней опорной шкалы, например, методики Дембо. Ребенок не может оценить такие свои качества, как доброта, чуткость и т. д., но если попросить отметить меру этих качеств на предложенной ему шкале, он с этим справится.

в) Когнитивный. Имеется в виду способность составить описание самого себя.

с) Эмоциональный. Восприятие самого себя связано с неким типом переживаний. Если взрослый вспомнит себя ребенком, то ведущую роль играет некий эмоциональный фон (удивление, страх, угроза и т.п.). Ребенка можно понять через рисунки.

Иерархии побуждений, иерархии мотивов. Ребенок 2-х лет действует ситуационно: какой мотив сильнее, тот и побеждает. К 5-6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок.

Кризис 7 лет

Этот кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года. Ребенок начинает регулировать свое поведение определенными правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы. Дело в том, что, утратив одни формы поведения, ребенок еще не приобрел другие.

Базальная потребность - уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как к взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправданные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль. По мнению Э.Эриксона, дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые могли бы им ввести свои желания и интересы в социально "приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины", поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...