Тема 9. Психологическая характеристика подросткового возраста.
1. Пубертатный кризис. 2. Условия и образ жизни в отрочестве. Социальная ситуация в жизни отрока. 3. Учебная деятельность и ориентация на труд. 4. Особенности общения подростка со взрослыми и сверстниками. 5. Умственное развитие, развитие речи и высших психических функций. 6. Личность отрока. Вопросы для самопроверки и самоконтроля 1. Назовите и охарактеризуйте внешние и внутренние предпосылки изменения социальной ситуации развития в этот период. 2. Охарактеризуйте чувство взрослости подростка как особенность личности. Приведите примеры его проявления у подростков. 3. Проанализируйте взгляды представителей разных психологических школ на содержание развития в период подростничества. 4. Почему, несмотря на то, что подросток продолжает быть школьником, учебная деятельность теряет свое значение? 5. Сравните различающиеся точки зрения на проблему ведущей деятельности в подростковом возрасте. Подберите аргументы в пользу той и другой позиции. Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст]Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова.. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.537-580. 2. Люблинская, А.А. Детская психология[Текст] /А.А.Люблинская.. – М., 1971. 3. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А. Карабанова. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. С.216-225. 4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий... – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.280-315. 5. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С.Мухина.. – М., 1985. 6. Смирнова, Е.О. Психология ребенка. [Текст] / Е.О.Смирнова. – М.: Школа-Пресс, 1997.
7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]. Учебник. / Л.Ф.Обухова. - М.:Педагогическое общество России, 2001. - 442 с. С.338-361. 8. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с. С.158-193. 9. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст] /О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С. 102-127. 10. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста[Текст] Учебное пособие / Ф.Райс.- 8-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2000. 11. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко..- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.242-261 Тема 10. Психология ранней юности. 1. Переходный период. 2. Условия и образ жизни в ранней юности. 3. Стабилизация личности и самоопределение. 4. Линии развития в период ранней юности. Вопросы для самопроверки и самоконтроля 1. С какими социально-экономическими явлениями связана тенденция удлинения периода взросления? 2. На какие критерии опираются психологи при выделении нижней и верхней границы юности? 3. В каких формах может реализовываться “обращенность в будущее у старшеклассников? 4. Что Вы понимаете под “личностным” и “профессиональным” самоопределением старшеклассников? 5. В чем разница понятий “самоопределение” и “готовность к самоопределению”? Наметьте несколько способов содействия своевременной выработке психологической готовности самоопределения у выпускников 9-го и 11-го классов средней школы. 6. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрастах. Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов / Г.С.Абрамова.. 4-е изд. – М.: Академический проект, 2003.-704 с. С.537-570. 2. Карабанова, О.А. Возрастная психология: Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. - М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с
3. Кон, И.С. Психология ранней юности: [Текст] Кн. для учителя. / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1989. 4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.315-336. 5. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985. 6. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с. 193-206. 7. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций [Текст]./О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С.127-139. 8. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] Учебное пособие / Ф.Райс.- 8-е междунар. изд. - СПб.: Питер, 2000. 9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко..- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. С. 261-283. Тема 11. Психология позднего юношеского периода. 1. Кризис 17 лет. 2. Особенности эмоциональной сферы и структуры самосознания. 3. Особенности общения. 4. Психосоциальное развитие. 5. Основные линии онтогенеза. Вопросы для самопроверки и самоконтроля 1. В чем смысл выделения ранней и поздней юности? 2. Как Вам кажется, признает ли современное российское общество право на психосоциальный мораторий (в понимании Э.Эриксона)? 3. Охарактеризуйте проблемы достижения эго-идентичности в современной России. Какие факторы способствуют позитивному разрешению кризиса? Какие условия создают опасность ролевого смешения? 4. Охарактеризуйте психологические особенности студенческой юности. Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.Абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.570-584. 2. Карабанова, О.А. Возрастная психология Конспект лекций [Текст] / О.А.Карабанова. -М.: Айрис-пресс, 2005.-240 с 3. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий... – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.431-363. 4. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985.
5. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина. - 2-е изд.- М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с.193-206. 6. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С. 127-139. 7. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. [Текст] / Е.Ф.Рыбалко. – СПб.: Питер, 2001. 8. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. [Текст] / О.В.Хухлаева. – М.: «Академия», 2002.с.38-98. 9. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В.Шаповаленко..- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.261-283. Тема 12. Психология ранней взрослости (молодости). 1. Общая характеристика периода. Главные стороны жизни. 2. Основные линии онтогенеза. 3. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни. Вопросы для самопроверки и самоконтроля 1. Выявите особенности профессионального самоопределения в период ранней взрослости. 2. Проанализируйте, кто в Вашей жизни оказал решающее влияние на личностное и профессиональное самоопределение. 3. Как определить возрастные границы молодости и основания для их выделения? 4. Охарактеризуйте кризис 30 лет, выделите его особенности, наметьте пути выхода из кризиса. Как Вы обычно воспринимаете жизненные кризисы? Литература: 1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для студентов вузов. / Г.С.абрамова. 4-е изд. – М.:Академический проект, 2003.-704 с. С.584-634. 2. Деркач, А.А Проблемы смысла жизни [Текст] / А.А.Деркач.// Вопросы психологии. 1999, №1. 3. Карабанова, О.А. Возрастная психология:Конспект лекций. [Текст] / О.А.Карабанова. -М.:Айрис-пресс, 2005.-240 с. 4. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст] Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / И,Ю.Кулагина, В.Н.Колюцкий.. – М.: ТЦ Сфера, 2002.- 464 с. С.363-400. 5. Мухина, В.С. Детская психология. [Текст] / В.С.Мухина. – М., 1985. 6. Першина, Л.А. Возрастная психология: [Текст] Учебное пособие для вузов. / Л.А.Першина.- 2-е изд.- М.:Академический проект: Альма Матер, 2005.- 256 с.с. 206-222.
7. Петрова, О.О. Возрастная психология. Конспект лекций. [Текст]/О.О.Петрова, Т.В.Умнова.-2-е – Ростов н/Д: “Феникс”, 2005. - 224 с. С.141-152. 8. Рыбалко, Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. [Текст] / Е..Рыбалко. – СПб.: Питер, 2001. 9. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость[Текст] / О.В.Хухлаева.. – М.: «Академия», 2002.с. 38-98. 10. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). [Текст] / И.В.Шаповаленко.- М.: Гардарики, 2005. - 349 с. с.283-306. 11. Чудновский, В.Э. Психологическое содержание смысла жизни. [Текст] / В.Э.Чудновский.// Вопросы психологии.2003, №3.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|