Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По курсу «возрастная психология»




 

 

1. Возрастная психология как наука.

2. Основные направления и проблемы развития возрастной психологии.

3. Прикладное и теоретическое значение возрастной психологии.

4. Методы исследования возрастной психологии.

5. Основные закономерности психического развития.

6. Факторы, условия и предпосылки психического развития.

7. Внутренняя позиция и развитие.

8. Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность психического развития.

9. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину.

10. Периодизация развития личности по З. Фрейду.

11. Периодизация развития личности по Э. Эриксону.

12. Развитие морального сознания по Л. Колбергу.

13. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому.

14. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

15. Периодизация интеллектуального развития по Дж. Брунеру.

16. Предпосылки и условия психического развития новорожденного.

17. Общая характеристика психического развития в период младенчества.

18. Общение в младенчестве.

19. Характеристика кризиса первого года жизни.

20. Общая характеристика раннего возраста.

21. Особенности развития познавательных процессов в период раннего возраста.

22. Предметно-манипулятивная деятельность ребенка раннего возраста.

23. Характеристика кризиса трех лет.

24. Общая характеристика дошкольного возраста.

25. Развитие познавательных процессов дошкольника.

26. Характеристика игровой деятельности дошкольника.

27. Проблема психологической готовности ребенка к школе.

28. Характеристика кризиса семи лет.

29. Личность ребенка младшего школьного возраста.

30. Развитие психических функций младшего школьника.

31. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника.

32. Характеристика пубертатного кризиса.

33. Психологические новообразования подросткового возраста.

34. Особенности психического развития подростка.

35. Особенности развития познавательных процессов в период ранней юности.

36. Линии развития в период ранней юности.

37. Характеристика кризиса семнадцати лет.

38. Особенности развития познавательных процессов в период поздней юности.

39. Психосоциальное развитие в период поздней юности.

40. Основные линии онтогенеза в юношеский период.

41. Общая характеристика периода ранней взрослости (молодости).

42. Характеристика кризиса тридцати лет. Проблема смысла жизни.

43. Возрастные задачи развития в период средней взрослости (зрелости).

44. Особенности развития личности в период средней взрослости (зрелости).

45. Психосоциальное развитие в период средней взрослости (зрелости).

46. Основные линии онтогенеза в период средней взрослости (зрелости).

47. Возрастные задачи развития в период поздней взрослости.

48. Особенности психического развития в период поздней взрослости.

49. Психосоциальное развитие в период поздней взрослости.

50. Основные линии онтогенеза в период поздней взрослости.

51. Характеристика кризиса индивидуального существования.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО КУРСУ

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

1. Аккомодация - (от лат. accommodatio - приспособление, приноровление) термин Ж. Пиаже. А. - процесс, противоположный ассимиляции; А. - всякая модификация схемы действия или структуры, которая происходит под влиянием новых свойств объекта.

2. Анимизм - термин Ж. Пиаже. А. - особенность детского мышления, приписывание неодушевленным предметам моральных чувств, переживаний, сознания.

3. Антиципация - (от лат. anticipatio) предвосхищение. А. - представление предмета или результата действия и т.п. в сознании человека до того, как они будут реально восприняты или осуществлены.

4. Артификализм - термин Ж. Пиаже. А. - особенность детского мышления; понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека.

5. Ассимиляция - (от лат. assimilatio - уподобление, слияние, усвоение) термин Ж. Пиаже. А. - включение новой информации в качестве составной части в уже существующие у индивида схемы действия. А. неразрывно связана с аккомодацией как два противоположно направленных процесса.

6. Асоциальное поведение - (от α - отрицательная приставка и лат. socialis - общественный) поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных действий.

7. Атавизм - (от лат. atavus - отдаленный предок) появление у организмов признаков, свойственных их далеким предкам.

8. Аутизм - (от греч. autos - сам) нарушение психики, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира.

9. Биогенетический закон - (от греч. bios - жизнь и genesis - происхождение) закон, сформулированный Э. Геккелем: онтогенез есть сжатое и сокращенное повторение филогенеза. Б.з. не охватывает все закономерности индивидуального развития организма и не отражает всю взаимообусловленность ото- и филогенеза.

10. Бихевиоризм - (от англ. behaviour - поведение) направление в американской психологии ХХ в., начало которому было положено Дж. Уотсоном (1913). Б. - учение о поведении животных и человека. В качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Позднее в S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б. Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

11. Близнецовый метод - сравнение психологических особенностей монозиготных близнецов, имеющих идентичный генный набор, и дизиготных, генотипы которых различны. Б.м. предназначен для выявления влияния наследственности и среды на изучаемое психическое явление.

12. Ведущая деятельность - деятельность, которая определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на соответствующей возрастной стадии развития ребенка. Внутри В.д. происходит подготовка, возникновение и дифференциация других видов деятельности.

13. Возраст - единица измерения (годы, месяцы, дни и т.д.) длительности существования одушевленных и неодушевленных объектов внешнего мира. По отношению к развитию ребенка различают хронологический и психологический возраст.

14. Высшие психические функции - термин Л.С. Выготского. ВПФ - прижизненно формирующиеся, социальные по происхождению, опосредованные по строению и произвольные по способу осуществления сложные психические процессы. Закон развития ВПФ - "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом - психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая" (Л.С. Выготский).

15. Генезис - (от греч. genesis - происхождение) происхождение, возникновение; в широком смысле момент зарождения и последующий процесс развития, приведший к определенному состоянию, виду, явлению.

16. Генетика - (от греч. genesis - происхождение) наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.

17. Гетеросексуальность - (от греч. heteros - другой, иной и лат. sexualis - половой) половое влечение к особям противоположного пола.

18. Гештальтпсихология - (от нем. gestalt - форма, образ, структура) одна из основных школ научной психологии 1-й половины ХХ в; подчеркивала целостный, структурный характер психических явлений. Сложившись первоначально на основе исследования зрительного восприятия, распространила принцип структурности на изучение мышления, памяти, личности и социальной группы. Основные представители: М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка.

19. Госпитализм - дефицит общения с близкими взрослыми в первые годы жизни ребенка, ведущий к нарушениям в его психическом и физическом развитии.

20. Дактильные слова - (от греч. daktylos - палец) слова, представленные с помощью пальцевой азбуки, для глухих и слепоглухих людей.

21. Девиантное поведение - поведение, не соответствующее сложившимся в обществе нормам, правилам, ожиданиям.

22. Депривация - отсутствие условий для удовлетворения потребностей организма. См. Сенсорная депривация.

23. Детская психология - отрасль психологии, изучающая содержание развития ребенка в каждом психологическом возрасте, закономерности перехода от одного психологического возраста к другому и движущие причины, от которых зависит этот процесс. Д.п. выделилась в самостоятельную отрасль знания в конце XIX в. На основе детской психологии в настоящее время возникают новые отрасли психологии - детская дифференциальная психология, социальная психология детства, нейропсихология нормального развития ребенка.

24. Детство - этап онтогенетического развития индивида от рождения до полной социальной и психологической зрелости. Границы и содержание Д. исторически изменчивы и зависят от уровня социально-экономического развития общества.

25. Диадические отношения - отношения в паре, например, "мать-ребенок". Основу Д.о. составляют социальные ожидания, которым должно соответствовать поведение каждого члена пары; только при этом условии диада функционирует нормально.

26. Дискурсивный - (от позднелат. discursus - рассуждение, довод) рассудочный, понятийный, логический, в отличие от чувственного, созерцательного, интуитивного, непосредственного.

27. Диффузия идентичности - (от лат. diffusio - распространение, растекание, рассеивание) термин Э. Эриксона - неопределенность, спутанность представлений человека о самом себе, своей профессиональной пригодности. Д.и. наиболее ярко проявляется в юношеском возрасте.

28. Доминанта - (от лат. dominans - господствующий) (физиол.) временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе; создает скрытую готовность организма к определенной деятельности при одновременном торможении других рефлекторных актов. Понятие введено А.А. Ухтомским в 1923 г. Особой Д., присущей человеку, является "доминанта на лицо другого".

29. Доминанта подросткового возраста - (от лат. dominans - господствующий) (психол.) основная направленность интересов в подростковом возрасте. Четыре Д.п.в.: "эгоцентрическая Д." - интерес к собственной личности; "Д. дали" - дальние перспективы субъективно более значимы, чем текущие; "Д. усилия" - интерес к преодолению, сопротивлению, волевым напряжениям; "Д. романтики" - интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.

30. Зеркало Гезелла - полупрозрачное стекло, используемое в психологических лабораториях для осуществления наблюдения за поведением ребенка; оно позволяет видеть ребенка, но ребенок не замечает, что за ним наблюдают.

31. Зона ближайшего развития - понятие Л.С. Выготского, - расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). З.б.р. - следствие закона развития ВПФ.

32. Игра, игровая деятельность - символико-моделирующий тип деятельности, возникающий у ребенка на границе раннего и дошкольного возраста. В основе И.д. лежит использование игровых символов, выполняющих функцию замещения одного предмета другим; принятие на себя роли и выполнение игрового действия. Виды игр: сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация, режиссерская игра, дидактическая игра, традиционная (народная) игра.

33. Идентификация - принятие на себя роли другого человека, уподобление себя значимому другому как образцу на основе эмоциональной связи с ним.

34. Идентичность - целостность личности. В теории Э. Эриксона, И. - чувство личной тождественности (Я - тот же самый, несмотря на те изменения, которые происходят в процессе роста и развития) и социальной принадлежности (Я - часть социальной группы) и идеал саморазвития.

35. Импринтинг - (англ. imprinting - запечатление) в этологии - запечатление в критические периоды жизни значимых для поведения животного отличительных признаков объекта, вызывающее реакцию следования за этим объектом.

36. Интериоризация - (от лат. interior - внутренний) переход извне внутрь, преобразование внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

37. Инфантилизм - (от лат. infantilis - младенческий, детский) сохранение в психике и поведении взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Индивид, которому свойственен инфантилизм, при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы. Это выражается в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, замещающее реальные поступки, эгоцентризм и др.).

38. Комплекс оживления - эмоционально-положительная реакция на лицо взрослого человека, включающая следующие компоненты: зрительное и слуховое сосредоточение; улыбка; голосовые реакции в форме гуканья и гуления; протягивание ручек и ножек к взрослому и др. К.о. - первая поведенческая реакция ребенка, проявление специфически человеческой потребности - потребности в другом человеке, критерий окончания кризиса новорожденности. В норме К.о. появляется к середине третьего месяца жизни ребенка.

39. Комплекс Эдипа - см. Эдипов комплекс

40. Комплекс Электры - термин предложен К. Юнгом для обозначения либидоносной привязанности девочки к отцу. Женский аналог Эдипова комплекса. В качестве основы выступает миф об убийстве микенской царевной Электрой своей матери как мести за убийство ею своего мужа (отца Электры).

41. Конформизм - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

42. Конформность - (от позднелат. conformis - подобный, сообразный) усвоение индивидом определенных групповых норм, привычек, ценностей; необходимый аспект социализации личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы.

43. Концепция рекапитуляции - (от лат. recapitulatio - повторение) выявление повторяемости в ходе индивидуального развития этапов развития человеческого рода и животного мира (Ст. Холл, К. Бюллер, В. Штерн и др.). См. Биогенетический закон.

44. Коэффициент интеллекта - (англ. Intelligence quotient, IQ) отношение психологического возраста ребенка, измеренного с помощью тестов, к паспортному (или хронологическому) возрасту. (IQ = Психол. в./Хрон. в. x 100.)

45. Креативность - (лат. creative - творческий, лат. creatio - создание) термин Дж. Гилфорда - способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. К. измеряется по показателям продуктивности, подвижности, оригинальности решения тестов творческого мышления, разработанных П. Торренсом.

46. Кризис - переходный возраст в психическом развитии ребенка, в течение которого происходит целостное изменение личности ребенка; возникает при смене стабильных возрастов; характеризуется отмиранием прежних форм взаимодействия с окружающими и формированием новой социальной ситуации развития. К. - норма развития.

47. Культурно-историческая теория - теория развития сознания, разработанная Л.С. Выготским. В рамках культурно-исторической теории возникла теория деятельности (А.Н. Леонтьев), периодизация психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин), теория развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.).

48. Латентный период - в психоанализе - период от упадка детской сексуальности (на пятом или шестом году жизни) до наступления половой зрелости; время остановки в эволюции сексуальности; оптимальный период для обучения.

49. Либидо - (от лат. libido - влечение, желание, стремление) в психоанализе - влечение к получению удовольствия; влечение к жизни (Эрос) и к разрушению, к смерти (Танатос). См. Психоанализ.

50. Локомоция - (от лат. locus - место и motio - движение) движение животных и человека, обеспечивающее активное перемещение в пространстве; важнейшее приспособление к обитанию в разнообразных условиях среды (ходьба, плавание и т.д.).

51. Лонгитюд - (от англ. longitude - долгота) длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определять диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости в психическом развитии ребенка. См. Метод "продольных" срезов.

52. Маскулинизация - (от лат. masculinus - мужской) проявление мужских черт у представителей обоих полов.

53. Метод "поперечных" срезов - исследование, при котором выборка испытуемых одного возраста сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп с помощью наблюдения или эксперимента.

54. Метод "продольных" срезов - длительное, на протяжении многих лет исследование группы испытуемых одного возраста с помощью наблюдения или эксперимента. См. Лонгитюд.

55. Мировоззрение - представление о мире, система взглядов на отношение человека к окружающей действительности и к себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Нравственное М. - система нравственных убеждений, определяющих побуждения личности.

56. Моделирование - представление объекта с помощью другого материала, позволяющее ребенку лучше ориентироваться в свойствах исходного объекта. В дошкольном возрасте М. осуществляется в игровой деятельности, конструировании, рисовании и т.п.; ребенок-дошкольник способен использовать графические схемы, планы и карты для ориентировки в окружающем.

57. Монозиготные близнецы - единственные люди, имеющие идентичный набор генов. См. Близнецовый метод.

58. Морфология - (от греч. morphê - форма) в биологии - наука о форме и строении организмов; в лингвистике - учение о строении слова.

59. Моторика - сфера двигательных функций организма и связанных с ними физиологических и психологических явлений. Различают мелкую М. (движение руки и пальцев) и крупную М. (перемещение тела, ходьба).

60. Наблюдение - стратегия исследования, направленная на целенаправленное и систематическое восприятие и фиксацию фактов в развитии психических процессов и в поведении. См. Факты.

61. Навык - а) форма поведения, формирующаяся прижизненно благодаря многократным упражнениям; - б) действие, доведенное до автоматизма путем многократных повторений.

62. Нарциссизм - в психоанализе (на основе греческого мифа о Нарциссе) - влечение к своему собственному телу. Н. первичный - либидо ребенка, обращенное полностью на себя. Н. вторичный - отнятие либидо от объекта и обращение его вновь на самого себя, свое Я.

63. Нативизм - учение о развитии, обусловленном наследственными факторами.

64. Научение - в бихевиоризме - выработка связи между стимулом и реакцией. Три формы Н.: классическое обусловливание (И.П. Павлов), оперантное Н. (Б. Скиннер), Н. на основе подражания (А. Бандура). Законы Н. - закон проб и ошибок, закон готовности, закон упражнения, закон эффекта - действуют в поведении как животных, так и человека. Специфика Н. у ребенка отражена в теории социального Н. См. Бихевиоризм, Теория социального научения.

65. Невербальный - не опосредствованный словом. Например, невербальный тест - кубики Кооса, невербальный интеллект - доречевой, сенсомоторный.

66. Негативизм - (от лат. negatio - отрицание) одна из характерных особенностей критического периода; Н. - отказ выполнять предъявляемые требования или осуществление противоположных действий.

67. Нейрон - (от греч neuron - нерв) нервная клетка, состоящая из тела и отходящих от него отростков - относительно коротких дендритов и длинного аксона.

68. Непроформированный тип развития - тип развития, при котором не известны все стадии, которые организм или явление проходит в процессе своего становления, и не известен конечный результат, к которому развитие приведет. См. Развитие.

69. Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

70. Номотетический и идеографический методы - (от греч. nomothetike - законодательное искусство; idios - особенный, своеобразный и grapho - пишу) способы представления и исследования предметов, отличающиеся тем, что И.м выявляет в предмете его индивидуальность, а Н.м. - его включенность в законосообразные связи и зависимости. И. м. является специфическим для наук о культуре. Он особенно важен для характеристики уникальных событий, цельных культур, образований, индивидуального развития и поведения людей.

71. Онтогенез - (от греч. ontos - сущее и genesis - рождение, происхождение) термин введен немецким биологом Э. Геккелем. В биологии О. - индивидуальное развитие организма от момента его зачатия до смерти. В психологии: а) период, который начинается после рождения и продолжается до конца жизни; б) период становления и формирования личности, включающий только периоды детского и юношеского развития.

72. Оперантное обусловливание - термин введен Б. Скиннером. О.об. - форма научения, при которой спонтанное или инициированное экспериментатором движение животного получает подкрепление. Оперант является синонимом для термина "подкрепление". О.об. лежит в основе программированного обучения.

73. Операции - 1) термин Ж. Пиаже - действия, перенесенные в умственный план, скоординированные между собой в целостную систему, обладающую свойством обратимости; 2) термин А.Н. Леонтьева - одна из составляющих деятельности, соотносимая с условиями достижения цели.

74. Патогенез - (от греч. pathos - страдание, болезнь) механизмы развития заболеваний и патологических процессов.

75. Перцепция - (от лат. perceptio - представление, восприятие) процесс непосредственного отражения объективной действительности органами чувств.

76. Подражание - форма научения на основе наблюдения. П. - воспроизведение в действии поведения модели.

77. Постнатальное развитие - период развития после рождения.

78. Предпубертатность - период, предшествующий половому созреванию.

79. Проекция - (от лат. projectio - бросание вперед) термин З. Фрейда - защитный механизм личности, бессознательное приписывание субъектом собственных мыслей, переживаний, вытесненных мотивов и черт характера другим людям.

80. Произвольность - особенность поведения, опосредованного образом, правилом, моральной нормой.

81. Психосексуальный мораторий - (от позднелат. moratorius - замедляющий, отсрочивающий) термин З. Фрейда - период (латентный) отсрочки, "дремотности" сексуальных желаний.

82. Психосоциальный мораторий - (от позднелат. moratorius - замедляющий, отсрочивающий) термин Э. Эриксона - период времени от начала поиска своей идентичности до ее окончательного обретения. В современном обществе - студенческий возраст.

83. Психоанализ - наука - глубинная психология. Основатель - З. Фрейд. П. - теория личности, ставящая в центр внимания бессознательные психические процессы и сексуальные влечения. П. - способ исследования психических процессов, недоступных другим методам. П. - метод лечения невротических расстройств, на основе психоаналитического исследования личности.

84. Психологическая готовность к школьному обучению - единство психологических характеристик субъекта, обеспечивающее успешное начало обучения в школе. Два вида П.г. ш. - специальная готовность (сенсомоторная, интеллектуальная) и общая личностная готовность (произвольность, положительное отношение к школе, сформированность общения со взрослым и сверстником).

85. Психология - (от греч. psyche - душа и logos - учение, наука) наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

86. Психомоторное развитие - процесс, характеризующийся единством восприятия и движения (например, становление структуры сенсомоторного интеллекта у ребенка в возрасте от рождения до 2-х лет).

87. Пубертат - половое созревание.

88. Пубертатный период - (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость) возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков; соответствует периоду полового созревания.

89. Развитие - направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.

90. Релятивизм - (от лат. relativus - относительный) в теории Ж. Пиаже - осознание оснований высказываний и предположений, критерий научного познания.

91. Рефлекс Робинзона - безусловный хватательный рефлекс. Исчезает обычно после 5-го месяца жизни.

92. Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращенный назад) в теории Ж. Пиаже - осознание ребенком собственных действий. Р. первого порядка - ориентировка ребенка на результат собственных действий. Р. - ориентировка ребенка на способ достижения результата;
в теории развивающего обучения Эльконина - Давыдова Р. - существенный показатель умственного развития, компонент теоретического мышления.

93. Реципрокность - (от лат. reciprocus - возвращающийся, взаимный) в теории Ж. Пиаже - взаимность мысли, умение ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения другого. Р. - условие преодоления интеллектуального эгоцентризма.

94. Ригидность - (от лат. rigidus - жесткий, твердый) недостаточные подвижность, переключаемость мотивационных установок, действий, мыслительных процессов по отношению к меняющимся требованиям среды.

95. Ритуал - (от лат. ritualis - обрядовый) в этологии, термин К. Лоренца - церемониальные действия у стадных животных; в психологии, термин Э. Эриксона - повторяющиеся действия, имеющие значение для всех участников взаимодействия, развивающиеся по стадиям жизненного цикла, сохраняющие новизну при многократных повторениях. Противоположность - ритуализм (повторяющееся действие, лишенное духовного содержания).

96. Рост - процесс количественного изменения явлений или объектов, не приводящий к возникновению нового качества.

97. Рудиментарные органы - (от лат. rudimentum - зачаток, первооснова) остаточные органы, утратившие в процессе эволюции свое основное значение.

98. Самоопределение - понимание самого себя, своих возможностей и стремлений, понимание своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. Профессиональное С. - выбор профессии; личностное С. - формирование взглядов на жизнь, мировоззрения.

99. Самосознание - осознание человеком себя как индивидуальности, в том числе своего положения в мире и своих отношений к разнообразным явлениям и объектам.

100. Сензитивный период - (от лат. sensus - чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

101. Сенсорная депривация - (от лат. sensus - чувство, ощущение и deprivatio - лишение) продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений.

102. Сенсорный - (от лат. sensus - восприятие, чувство, ощущение) чувствительный, чувствующий, относящийся к ощущениям.

103. Синкретизм - (от греч. syn - с, вместе и cresco - расту, увеличиваюсь) особенность мышления и восприятия ребенка раннего и дошкольного возраста, проявляющаяся в тенденции связывать между собой разнородные явления без достаточного внутреннего основания.

104. Словарь активный - совокупность слов, которыми пользуется ребенок при построении высказываний.

105. Словарь пассивный - совокупность слов, которые ребенок понимает, но не использует в речи.

106. Сохранение - термин Ж. Пиаже, имеет два значения. С. объекта - понимание ребенком, что объекты существуют независимо от него в пространстве и во времени. С. объекта - психологический критерий достижения структуры сенсомоторного интеллекта. С. свойств объекта - осознание ребенком того, что физические свойства вещества (объем, масса, количество) остаются постоянными, несмотря на изменения его формы или внешнего вида. С. свойств объекта - психологический критерий достижения структуры конкретных операций.

107. Социализация - (от лат. socialis - общественный) понятие, имеющее разное содержание в различных научных концепциях.
В психоанализе С. - переход от принципа удовольствия к принципу реальности, формирование защитных механизмов личности, становление эго-аппарата личности, формирование инстанции сверх-Я, следование законам, существующим в обществе. В теории Ж. Пиаже С. - преодоление эгоцентрических установок, соотнесение своей точки зрения с точкой зрения других. В теории социального научения С. - переход от гуманоидного (человекоподобного) существования к жизни в качестве полноценного члена общества.

108. Социальная ситуация развития - термин Л.С. Выготского - структурный компонент психологического возраста. С.с.р. - специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и взрослым.

109. Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.
Среда в широком смысле (макросреда) охватывает общественные институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.

110. Социальное научение - приобретение нового опыта благодаря жизни в обществе. См. Теория социального научения.

111. Социогенез - процесс развития человеческого общества.

112. Стратегия формирования - в теории Л.С. Выготского - разработка экспериментальных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения высших психических функций. См. Экспериментально-генетический метод; в теории П.Я. Гальперина - построение психического процесса с заранее заданными свойствами, в соответствии с принципами теории поэтапного формирования умственных действий.

113. Сублимация - (от лат. sublimo - возношу) термин З. Фрейда - защитный механизм личности, влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

114. Теория конвергенции - теория В. Штерна, которая объясняет психическое развитие как процесс, зависящий от взаимодополнения двух факторов - наследственности и среды.

115. Теория рекапитуляции - теория развития, в основе которой лежит Биогенетический закон. См. Биогенетический закон.

116. Теория социального научения - направление американской психологии развития, которое изучает содержание, причины и механизмы процесса социализации ребенка. Т.с.н. возникла на основе синтеза бихевиоризма и психоанализа. Основные линии исследования: социальное научение в процессе воспитания ребенка (детско-родительские отношения); кросскультурный анализ (воспитание и развитие ребенка в разных культурах); развитие личности.

117. Теория трех ступеней развития - теория К. Бюлера, согласно которой развитие психики в филогенезе и онтогенезе проходит три ступени: инстинкт, дрессура, интеллект. Инстинкт - все формы поведения врождены, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации. Дрессура (навык) - требуют упражнения; адаптация в пределах опыта, узкая область переноса. Интеллект - доступен только на определенной стадии развития ЦНС, осуществляется по принципу инсайта, обеспечивает неограниченные возможности адаптации. Механизм перехода с одной ступени на другую: созревание ЦНС и переход удовольствия с конца действия на начало. К. Бюлер сформулировал закон функционального удовольствия: любой живой организм испытывает удовольствие от более совершенного функционирования.

118. Тинейджер - (англ. teenager от teen - суффикс числительных от 13 до 19 и age - возраст) подросток - юноша или девушка - в переходном возрасте (от 13 до 19 лет).

119. Транзитивность - (переходность) в теории Ж. Пиаже, - характеристика логического рассуждения: если А = В, а В = С, то А = С.

120. Условный рефлекс - понятие, введенное И.П. Павловым. У.р. - динамическая связь между условным раздражителем и реакцией животного, первоначально основанной на безусловном раздражителе.

121. Феминизация - (от лат. femina - женщина) проявление женских черт у представителей обоих полов.

122. Феномен - (от греч. phainomenon - являющееся) явление, данное нам в опыте; в детской психологии - достоверный факт в области детского развития, носящий имя ученого, который его открыл. Например, "Феномены Пиаже".

123. Филогенез - (от греч. phylon - род, племя) процесс исторического развития мира живых организмов как в целом, так и отдельных групп - видов, родов, семейств, отрядов (порядков), классов, типов (отделов), царств.

124. Фонематический слух - способность человека к анализу и синтезу речевых звуков. Ф. с. - слуховое восприятие фонем данного языка.

125. Фрустрация - (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой невозможности достижения цели. Состояние Ф. сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

126. Чувство взрослости - форма самосознания, центральное новообразование подросткового возраста. Объективная взрослость - готовность подростка реализовать права и обязанности взрослого человека. Субъективная взрослость - переживание себя взрослым. Виды взрослости: интеллектуальная (самообразование), социально-моральная (предъявление к себе норм, реализуемых во взрослом обществе), внешняя взрослость (во внешнем облике, в характере развлечений).

127. Эмпирический эволюционизм - расширение значения эволюционного принципа (видоизмененного учения Ч. Дарвина), который объявляется универсальным. Он объясняет и развитие природы, и развитие общества, и развитие ребенка (рассматривается как реализация и модификация наследственных задатков). Отсюда возникает непонимание основного в процессе развития: возникновения новообразований (Л.С. Выготский).

128. Эго-идентичность - термин Э. Эриксона - целостность личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития (Я - тот же самый).

129. Эгоцентризм - термин Ж. Пиаже. Э. - систематические ошибки, иллюзии познания, вызванные непосредственной точкой зрения, которую познающий субъект считает абсолютно истинной, не умеет координировать ее с другими точками зрения, не понимает оснований, на которых она строится.

130. Эдипов комплекс - термин З. Фрейда - совокупность любовных и враждебных желаний ребенка, направленных на родителей. Э.к. - либидоносная привязанность мальчика к матери и враждебное отношение к отцу. Получил наз<

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...