Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теории подкрепления, содержательные и процессуальные теории




Глава 6

МОТИВАЦИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЕ

 

Мотивация посредством легенды и миссии

Фирма Medtronic, входящая в список «100 лучших компаний», публикуемый «Fortune», обладает несомненными преимуществами в сфере мотивации работ­ников. Она производит медицинские приборы для спасения жизни, что само по себе служит очень сильной мотивацией. Но, помимо этого, фирма извлекает ко­лоссальную пользу из корпоративной легенды и миссии. Корпоративная леген­да основана на примитивном электронном стимуляторе сердца, обладающем по­разительным сходством с одним из фрагментов аппаратуры в лаборатории доктора Франкенштейна в фильме «Франкенштейн», вышедшем на экраны в 1931 г. Основатель компании Э. Баккен говорит, что этот фильм пробудил его любопытство к взаимосвязи электричества и жизни, сохранившееся на долгие годы.

Для подкрепления этой легенды немало делает и сам Э. Баккен, который под­черкивает миссию компании, появляясь на церемониях вручения медальонов фирмы Medtronic сотрудникам, недавно принятым на работу. На медальоне вы­гравирован отрывок из формулировки миссии: «Облегчать боль, сохранять здо­ровье и продлевать жизнь». Основатель посещает ежегодную юбилейную цере­монию. Здесь зачитываются благодарственные письма людей, жизнь которых поддерживают приборы, выпускаемые фирмой Medtronic.

Однако есть еще один — более фундаментальный — фактор помимо упомя­нутых выше. Это — исполнение желаний. Двадцать две тысячи сотрудников Medtronic осуществляют свои желания разными способами. Некоторые наслаж­даются возможностью работать с лучшими научными умами. Другие приводят работать в компанию своих детей. Кто-то получает научное признание за разра­ботку новой продукции. Наконец, существуют те, кто, подобно главе фирмы, ви­дят особый смысл в своей работе.

Medtronic служит примером того, как фирма может делать акцент и на людях, и на коллективной работе, мотивировать их посредством легенды, миссии и произ­водственных задач, при этом увеличивая прибыль в условиях непрерывно возра­стающей конкуренции. Долгосрочный успех данной организации опирается на мотивацию и поведение работающих в ней людей.


Изучаемые вопросы

Мотивация и подкрепление являются ключевыми проблемами для любой фир­мы. По мере прочтения главы 6 не забывайте о следующих вопросах.

• Что такое мотивация к работе?

• Каким образом теории подкрепления связаны с мотивацией?

• Что говорят содержательные теории об удовлетворении потребностей инди­видов и их мотивации?

• Что говорят процессуальные теории о мотивации индивидов?

• Каким образом удовлетворение и его связь с выполнением работы помогают объединить выводы теории мотивации в интегрированную модель мотива­ции?

Что такое мотивация?

Если попросить определить основную рабочую проблему, то любой менеджер, скорее всего, назовет необходимость мотивировать делать что-либо, что побудило бы людей работать упорнее и делать то, «что он хочет». Если следовать формаль­ному определению, то мотивацией называются внутренние побуждения индиви­да, которые отвечают за уровень, направление и настойчивость усилий, затрачи­ваемых на работу. Направление определяет выбор человека в тех случаях, когда он поставлен перед альтернативой (например, направить ли ему усилия на каче­ство выпускаемой продукции или на ее количество). Уровень — это количество усилий, затрачиваемых индивидом (например, много или мало). Настойчивость определяет, сколько времени человек затрачивает на совершение того или иного действия (например, пытается ли он добиться качества продукции или отказыва­ется от этого, когда понимает, насколько это сложно).

Мотивацией называются внутренние побуждения индивида, которые отвечают за уровень, направление и настойчивость усилий, затрачиваемых работу.

Теории подкрепления, содержательные и процессуальные теории

Теории мотивации можно разделить на три обширные категории1. Теории под­крепления делают акцент на средствах, которые контролируют поведение инди­вида, манипулируя его последствиями. Они концентрируют свое внимание на на­блюдаемых явлениях, а не на том, что происходит в голове работника. Таким образом, подкрепление фокусируется на наблюдении за индивидами, чтобы по­нять, какие последствия работы высоко ценятся ими. Варьируя то, когда, где, как и почему выдаются определенные вознаграждения, менеджер может менять мотивацию работников, обеспечивая определенный набор последствий и таким образом формируя их поведение. Содержательные теории фокусируются в ос­новном на потребностях индивида — физиологическом или психологическом де фиците, который мы стремимся уменьшить или от которого хотим вообще изба­виться. Эти теории исходят из предположения о том, что работа менеджера за­ключается в создании рабочих условий, оказывающих положительное воздей­ствие на потребности индивида. Они помогают объяснить то, каким образом плохое выполнение работы, нежелательное поведение, низкая удовлетворенность работой и т. п. могут возникать в результате «заблокированных» потребностей или потребностей, которые не может удовлетворить работа. Процессуальные те­ории фокусируются на мышлении, или когнитивных процессах, происходящих в сознании человека и влияющих на его поведение. Если содержательная теория может идентифицировать гарантию занятости как важную потребность человека, то процессуальная теория идет глубже, пытаясь определить, почему человек ве­дет себя тем или иным способом в зависимости от ожидаемого вознаграждения и карьерных возможностей. Хотя все эти теории вносят свой вклад в наше понима­ние мотивации, ни одна из них не предлагает исчерпывающего объяснения. В ко­нечном итоге мы будем опираться на выводы всех трех типов теорий и предло­жим объединенный взгляд на мотивационную динамику, который может оказаться полезным на любом рабочем месте2.

Теории подкрепления делают акцент на средствах, которые контролируют по­ведение индивида, манипулируя его последствиями.

Содержательные теории описывают различные потребности, которые могут мотивировать индивидуальное поведение.

Процессуальные теории пытаются понять процесс мышления, определяющий поведение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...