Теории подкрепления, содержательные и процессуальные теории
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Глава 6 МОТИВАЦИЯ И ПОДКРЕПЛЕНИЕ
Мотивация посредством легенды и миссии Фирма Medtronic, входящая в список «100 лучших компаний», публикуемый «Fortune», обладает несомненными преимуществами в сфере мотивации работников. Она производит медицинские приборы для спасения жизни, что само по себе служит очень сильной мотивацией. Но, помимо этого, фирма извлекает колоссальную пользу из корпоративной легенды и миссии. Корпоративная легенда основана на примитивном электронном стимуляторе сердца, обладающем поразительным сходством с одним из фрагментов аппаратуры в лаборатории доктора Франкенштейна в фильме «Франкенштейн», вышедшем на экраны в 1931 г. Основатель компании Э. Баккен говорит, что этот фильм пробудил его любопытство к взаимосвязи электричества и жизни, сохранившееся на долгие годы. Для подкрепления этой легенды немало делает и сам Э. Баккен, который подчеркивает миссию компании, появляясь на церемониях вручения медальонов фирмы Medtronic сотрудникам, недавно принятым на работу. На медальоне выгравирован отрывок из формулировки миссии: «Облегчать боль, сохранять здоровье и продлевать жизнь». Основатель посещает ежегодную юбилейную церемонию. Здесь зачитываются благодарственные письма людей, жизнь которых поддерживают приборы, выпускаемые фирмой Medtronic. Однако есть еще один — более фундаментальный — фактор помимо упомянутых выше. Это — исполнение желаний. Двадцать две тысячи сотрудников Medtronic осуществляют свои желания разными способами. Некоторые наслаждаются возможностью работать с лучшими научными умами. Другие приводят работать в компанию своих детей. Кто-то получает научное признание за разработку новой продукции. Наконец, существуют те, кто, подобно главе фирмы, видят особый смысл в своей работе.
Medtronic служит примером того, как фирма может делать акцент и на людях, и на коллективной работе, мотивировать их посредством легенды, миссии и производственных задач, при этом увеличивая прибыль в условиях непрерывно возрастающей конкуренции. Долгосрочный успех данной организации опирается на мотивацию и поведение работающих в ней людей. Изучаемые вопросы Мотивация и подкрепление являются ключевыми проблемами для любой фирмы. По мере прочтения главы 6 не забывайте о следующих вопросах. • Что такое мотивация к работе? • Каким образом теории подкрепления связаны с мотивацией? • Что говорят содержательные теории об удовлетворении потребностей индивидов и их мотивации? • Что говорят процессуальные теории о мотивации индивидов? • Каким образом удовлетворение и его связь с выполнением работы помогают объединить выводы теории мотивации в интегрированную модель мотивации? Что такое мотивация? Если попросить определить основную рабочую проблему, то любой менеджер, скорее всего, назовет необходимость мотивировать делать что-либо, что побудило бы людей работать упорнее и делать то, «что он хочет». Если следовать формальному определению, то мотивацией называются внутренние побуждения индивида, которые отвечают за уровень, направление и настойчивость усилий, затрачиваемых на работу. Направление определяет выбор человека в тех случаях, когда он поставлен перед альтернативой (например, направить ли ему усилия на качество выпускаемой продукции или на ее количество). Уровень — это количество усилий, затрачиваемых индивидом (например, много или мало). Настойчивость определяет, сколько времени человек затрачивает на совершение того или иного действия (например, пытается ли он добиться качества продукции или отказывается от этого, когда понимает, насколько это сложно).
Мотивацией называются внутренние побуждения индивида, которые отвечают за уровень, направление и настойчивость усилий, затрачиваемых работу. Теории подкрепления, содержательные и процессуальные теории Теории мотивации можно разделить на три обширные категории1. Теории подкрепления делают акцент на средствах, которые контролируют поведение индивида, манипулируя его последствиями. Они концентрируют свое внимание на наблюдаемых явлениях, а не на том, что происходит в голове работника. Таким образом, подкрепление фокусируется на наблюдении за индивидами, чтобы понять, какие последствия работы высоко ценятся ими. Варьируя то, когда, где, как и почему выдаются определенные вознаграждения, менеджер может менять мотивацию работников, обеспечивая определенный набор последствий и таким образом формируя их поведение. Содержательные теории фокусируются в основном на потребностях индивида — физиологическом или психологическом де фиците, который мы стремимся уменьшить или от которого хотим вообще избавиться. Эти теории исходят из предположения о том, что работа менеджера заключается в создании рабочих условий, оказывающих положительное воздействие на потребности индивида. Они помогают объяснить то, каким образом плохое выполнение работы, нежелательное поведение, низкая удовлетворенность работой и т. п. могут возникать в результате «заблокированных» потребностей или потребностей, которые не может удовлетворить работа. Процессуальные теории фокусируются на мышлении, или когнитивных процессах, происходящих в сознании человека и влияющих на его поведение. Если содержательная теория может идентифицировать гарантию занятости как важную потребность человека, то процессуальная теория идет глубже, пытаясь определить, почему человек ведет себя тем или иным способом в зависимости от ожидаемого вознаграждения и карьерных возможностей. Хотя все эти теории вносят свой вклад в наше понимание мотивации, ни одна из них не предлагает исчерпывающего объяснения. В конечном итоге мы будем опираться на выводы всех трех типов теорий и предложим объединенный взгляд на мотивационную динамику, который может оказаться полезным на любом рабочем месте2.
Теории подкрепления делают акцент на средствах, которые контролируют поведение индивида, манипулируя его последствиями. Содержательные теории описывают различные потребности, которые могут мотивировать индивидуальное поведение. Процессуальные теории пытаются понять процесс мышления, определяющий поведение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|