Процессуальные теории
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Различные содержательные теории делают акцент на аспектах мотивации, отве чающих на вопрос «что?». То есть они склонны искать способы повышения мотивации, имея дело с актуальными или выявленными потребностями. Они не убляются в процессы мышления, благодаря которым люди предпочитают одно действие другому на своем рабочем месте. Процессуальные теории фокусируются именно на процессах мышления. Хотя существует великое множество процессуальных теорий, мы рассмотрим теории справедливости и ожиданий. Теория справедливости Теория справедливости базируется на явлении социального сравнения и применима на рабочем месте благодаря работам Дж. Адамса (/. Adams)35. Автор теории утверждает, что когда люди оценивают справедливость результатов своей работы по отношению к окружающим, любая воспринимаемая несправедливость является мотивирующим состоянием разума. Воспринимаемая несправедливость имеет место в тех случаях, когда кто-либо считает, что вознаграждение, полученное им за работу, уступает вознаграждению, полученному окружающими людьми за их часть работы. Теория утверждает, что если существует воспринимаемая несправедливость, то люди мотивированы совершать действия, направленные на уменьшение дискомфорта и восстановление ощущения справедливости. Теория справедливости Дж. Адамса утверждает, что действия людей направлены на устранение любой ощущаемой несправедливости при получении вознаграждения за работу по сравнению с окружающими. Чувство негативной несправедливости возникает в тех случаях, когда индивид понимает, что за свою часть работы он получает меньше, чем окружающие. Чувство позитивной несправедливости возникает в тех случаях, когда индивид ощущает, что за свою работу он получает больше, чем окружающие. Когда возникает то или иное чувство, индивид склонен проявить одну или несколько из следующих форм поведения для восстановления чувства справедливости:
• изменяет свой вклад в работу (например уменьшает затрачиваемые усилия); • изменяет исход своей работы (вознаграждение) (например просит о повышении); • выходит из ситуации (например увольняется); • изменяет сравниваемые пункты (например сравнивает себя с другим рабочим); • психологически искажает сравнение (например логически обосновывает для себя то, что несправедливость имеет лишь временный характер и будет устранена в дальнейшем); • предпринимает действия, направленные на изменение вклада в работу или Сравнение справедливости происходит между назначением наград и их вручением получателям. Например, то, что кажется справедливым руководителю, членами группы может восприниматься как несправедливость — после сравнения себя с коллегами. Более того, это чувство несправедливости определяется исключительно тем, как человек интерпретирует ситуацию. Следует учитывать не намерения лица, вручающего награду, а то, как получатель воспринимает ее, что, в свою очередь, определит реальное воздействие на мотивацию. «Эффективный менеджер 6.1» содержит несколько идей о том, как можно справиться со сравнением справедливости. ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР 6.1 СТАДИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ • Признайте для себя то, что на рабочем месте неизбежна оценка справедливости. • Предупреждайте ощущение негативной несправедливости при раздаче вознаграждений. • Давайте четкую оценку при вручении любого вознаграждения. • Сообщите о высокой оценке выполнения работы, на основании которой дается вознаграждение.
• Сообщайте, по каким пунктам производится сравнение в каждой конкретной ситуации. Исследования говорят о том, что люди, которые чувствуют, что им переплачивают (ощущающие позитивную несправедливость), повышают количество или качество своей работы, тогда как те, кто чувствует, что им платят слишком мало (ощущающие негативную несправедливость), снижают количественные и качественные показатели своей работы36. В отношении ощущаемой негативной несправедливости авторы делают более определенные выводы. По всей видимости, люди чувствуют себя менее комфортно, если недополучают вознаграждение, а не в тех случаях, когда им переплачивают. Однако эти результаты связаны с индивидуалистическим характером культуры, в рамках которой личные интересы управляют проведением социальных сравнений. В более коллективистских культурах, например во многих азиатских странах, зачастую уделяют больше внимания не справедливости, а равенству. Это способствует повышению чувства солидарности с группой и помогает поддерживать гармонию социальных отношений37. Теория ожиданий Теория ожиданий Виктора Врума утверждает, что рабочая мотивация определяется убеждениями индивида по поводу взаимосвязи усилий/эффективности и окончательного результата работы. Теория ожиданий В. Врума утверждает, что мотивация является результатом рациональных расчетов38. Человек мотивирован ровно настолько, насколько он верит, что: 1) усилия влекут за собой приемлемое выполнение работы; 2) выполнение работы вознаграждается и 3) награда обладает позитивной ценностью. На мотивацию влияет интерактивное сочетание всех трех компонентов (рис. 6.7). Таким образом, основные понятия можно определить в терминах вероятности: Рис. 6.7. Ключевые термины и применение в менеджменте теории ожиданий В. Врума Ожидание 1 — это вероятность того, что усилия по выполнению работы увенчаются ее успешным выполнением. Ожидание 2 — вероятность того, что выполнение работы приведет к ее разнообразным конечным результатам. Валентность — это ценность разнообразных конечных результатов работы для индивида.
• Вероятность того, что усилия по выполнению работы увенчаются ее успешным выполнением, определяемая индивидом, называется ожиданием 1. Ожидание равно 0, если человек чувствует, что какого-то определенного уровня выполнения достигнуть невозможно; ожидание равно 1, если человек имеет стопроцентную уверенность в том, что можно добиться выполнения работы. • Ожидание 2 — это определяемая индивидом вероятность того, что данный конкретный уровень выполнения задания приведет к разнообразным конечным результатам. Этот параметр также варьирует от 0 до 1*. • Валентность — это ценность, которую индивид приписывает различным результатам работы. Валентность располагается на шкале от -1 (крайне нежелательный исход) до +1 (крайне желательный исход). В. Врум утверждает, что мотивация (М), ожидание 1 (01), ожидание 2 (02) и валентность (V) связаны друг с другом следующим уравнением: М = (01) х (02) х (V). Эффект умножения означает, что мотивационная привлекательность конкретного способа работы резко уменьшается, если значение какого-либо из этих факторов приближается к нулю. Другими словами, для того чтобы данное конкретное вознаграждение оказывало сильное и положительное мотивирующее воздействие на исход работы, ожидания, набор средств и валентность, связанные с этим вознаграждением, должны быть положительными и иметь большую величину. Предположим, менеджер сомневается в том, что перспектива заработка дополнительных денег окажет на работника мотивирующее воздействие. Теория ожиданий предсказывает, что мотивация упорно работать для того, чтобы заработать дополнительные деньги, будет слабой, если ожидания невелики — человек чувствует, что не способен достичь необходимого уровня эффективности работы. Мотивация будет слабой, если человек не уверен в том, что высокий уровень выполнения задания приведет к получению дополнительного заработка. Мотивация будет слабой и в случае низкой валентности — если человек придает мало значения увеличению заработка. Кроме того, мотивация будет низкой и в том случае, если существует какая-либо комбинация низких показателей. Таким образом, эффект умножения требует от менеджеров, чтобы они максимизировали ожидания, набор средств и валентность, когда пытаются обеспечить высокий уровень рабочей мотивации. Нуль в любой позиции в правой части уравнения приведет к нулевой мотивации.
Логика ожидания утверждает, что менеджер должен активно вмешиваться в рабочие ситуации для того, чтобы максимизировать ожидания и валентности, которые отвечают целям организации39. Чтобы повлиять на ожидания, менеджеры должны подбирать подходящих людей, хорошо обучать их, обеспечивать их необходимыми ресурсами и ставить четкие цели деятельности. Чтобы воздействовать на набор средств, менеджеры должны разъяснить связь между выполнением работы и вознаграждением и реально подтвердить эту взаимосвязь при раздаче вознаграждений за завершенную работу. Чтобы повлиять на валентность, менеджеры должны определить потребности, важные для людей, а затем попытаться подобрать вознаграждение, отвечающее этим потребностям. В области теории ожиданий были проведены обширные исследования; опубликованы содержательные обзорные статьи40. Хотя теория подтверждена многими фактами, некоторые детали, например действие эффекта умножения, остаются предметом споров. В одной из самых популярных модификаций оригинальной версии В. Врума проводится различие между результатами работы для подсчетов валентности41. Исследователи выделяют внешние вознаграждения — позитивно оцененные результаты работы, вручаемые окружающими людьми, — и внутренние вознаграждения «Эффективный менеджер 6.2». Внутреннее вознаграждение — это положительно оцененные результаты работы, получаемые индивидом непосредственно в процессе выполнения задания. Примером может послужить ощущение успеха после завершения особенно трудного задания. Внешние вознаграждения даются индивиду другими людьми на рабочем месте. Внутренние вознаграждения человек получает непосредственно от выполнения задания. Теория ожидания не содержит точных указаний на то, какие именно награды мотивируют определенные группы рабочих. В этом смысле теория принимает как должное то, что вознаграждение и его связь с выполнением работы в различных культурах различаются довольно значительно. Это помогает объяснить некоторые особенно сильные противоречия. Например, повышение зарплаты мотивировало одну группу мексиканских рабочих работать меньшее количество часов. Они предпочитали иметь определенное количество денег и наслаждаться иными вещами, помимо работы, а не получать больше денег. Повышение в должности японского торгового представителя американским менеджером отрицательно повлияло на эффективность его работы. Его начальники не понимали, что повышение вызвало у него чувство стыда и создало дистанцию между ним и его коллегами42.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|