Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

4.1.1.1.2. Нарушения процесса обработки неконвенциональной (необычной) информации




Пантомимическая апраксия. Пантомимическая апраксия связана с нарушениями действий, описывающих предмет, которые используются в отсутствии предмета. В то время как в действиях с реальными предметами имеется в наличии полный состав элементов действия, то пантомимическая апраксия проявляется таким образом, что главный элемент — реальный предмет — отсутствует, и состав действия неполный. Эти условия похожи на те, которые бывают при зрительной агнозии рисунков предметов с «недостающими» признаками. В таких случаях нормальный, хорошо знакомый и упрощенный состав обычных действий не используется, так что узнавание или действие выполняются с более значительным усилием. У пациента с пантомимической апраксией проявляется нарушение, когда его просят при помощи вербальной команды или жеста изобразить помешивание кофе ложкой. Больной может начать неуклюже двигать рукой назад — вперед или медленно двигать ею по кругу, но он не в состоянии имитировать намеренное движение. Некоторые больные могут вытягивать указательный палец и стараться имитировать этим пальцем движения помешивания. Подобные затруднения могут отмечаться в случаях, когда больной пытается показать, как забивать гвоздь молотком в деревянный брусок или как закрывать дверь ключом.

Пантомимические действия труднее выполнить, так как они менее привычны и более уязвимы при поражениях мозга. Так же как и в случаях действий с реальными предметами, пантомимические действия требуют движений в эгоцентричном пространстве, для того, чтобы рука приняла правильное положение, и в аллоцентричном пространстве для имитации движений с воображаемыми предметами. Этот тип апраксии может наблюдаться более часто, чем апраксия относительно знакомых, привычных и простых действий с реальными предметами. В большинстве случаев пантомимической апраксии простые действия с реальными предметами обычно сохраняются, тогда как в некоторых случаях более трудные сложные действия с реальными предметами могут быть нарушены.

Оральная апраксия. Этот тип апраксии похож на пантомимическую апраксию тем, что сохраняются действия в реальной ситуации, но больной не может выполнить вербальную команду или имитацию требуемых действий, которые включают участие губ, языка, лицевых мышц, гортани и верхних дыхательных путей. В тех случаях, когда больной пытается: жевать, сжимать губы, надувать щеки, облизывать губы, сосать соломинку, задувать спичку, высовывать язык, свистеть, нюхать цветок, кашлять, могут отмечаться неправильные ответы. Как и при пантомимической апраксии, использование реальных предметов улучшает действия, такие как: задуть горящую свечу, сосать через соломинку, жевать при еде.

Оральная апраксия часто отмечается у больных афазией Брока и в некоторых случаях афазии Вернике или проводниковой афазии, но может отмечаться и у больных без афазии и наоборот. В наших собственных экспериментах не найдено соотношения между тяжелой степенью афазии и преобладанием оральной апраксии (Tonkonogy, 1986). Она может присутствовать в некоторых случаях апраксии при действиях с реальными предметами (Ажуриагерра, 1960).

Апраксия незнакомых положений пальцев руки. Это тип апраксии похож общими нарушениями положений пальцев руки на символическую апраксию. Но у больных при апраксии символических жестов проявляются нарушения при выполнении вербальных команд или при копировании прежде хорошо знакомых жестов с символическим значением, а затруднения в обучении бессмысленным, незнакомым жестам, проявляются в обучении положениям пальцев руки. Лурия разработал специальные тесты для того, чтобы изучать «целостность кинестетической схемы движений». Один из таких тестов создан для того, чтобы изучать «оптико-кинестетическую организацию сложного движения». Больного просят повторить различные позы пальцев руки, которые показывает специалист, проводящий эксперимент. Еще более трудно для больного повторить жест, когда исследователь меняет положение руки таким образом, что ладонь повернута вниз, а соответственный палец показывает вниз (рис. 4. 1. 1). При таких условиях больной может испытывать дополнительные затруднения, вызванные необходимостью использовать умственные усилия, чтобы успешно выполнить задачу. Для того чтобы изучать кинестетический компонент в тесте на позы пальцев и исключить зрительные подсказки, больного просят не смотреть на свою руку при попытке изобразить вытягивание указательного пальца и безымянного пальца или мизинца и среднего пальцев, когда остальные пальцы находятся в сжатом состоянии. Больной может испытывать трудности, показывая положение пальцев, или при показе позы использовать другие пальцы.

 

Лурия оценивал этот тест так высоко, что он часто начинал нейропсихологический осмотр больного с использования этого теста (наши наблюдения).

Впоследствии этот тест был формализован для количественной оценки результатов (Pieczuro и Vignolo, 1967; Kimura и Archibald, 1974; De Renzi и др., 1980). Например, применялись 10 образцов подобных поз пальцев руки и больному нужно было их повторить. Результаты оценивались по 3-балльной шкале, которой соответствовали правильный ответ, частично неправильный, совершенно неправильный (Pieczuro, Vignolo, 1967).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...