Объекты контроля, распределение функциональных обязанностей среди субъектов контрольной деятельности.
Мною предпринята попытка создания для управления внутренних дел города Березники, начальником которого я являюсь, системы контроля. Эффективность контроля находится в прямой зависимости от его организации. Суть организационных вопросов состоит в том, чтобы каждый имея для этого необходимые права и неся в их пределах всю полноту ответственности, занимался своим делом. Организация начальником системы контроля в горрайоргане начинается в определения основных объектов и направлений контрольной деятельности, субъектов контроля, форм и методов его осуществления. Объекты контроля определяются в целях сосредоточения усилий органа, внимания всех его руководителей на наиболее важных острых участках работы. Они определятся исходя из их влияния на конечные результаты деятельности горрайорганов. Субъекты контроля назначаются из числа руководителей органа, руководителей служб и подразделений. Субъекты и объекты контроля объединены информационными связями, находящими свое выражение в методах, формах и средствах его осуществления. Названная совокупность элементов контроля представляет собой систему контроля в статистике. Динамический аспект данной системы предполагает определенные организационные усилия по ее созданию и функционированию. Поэтому создание системы контроля включает в себя совокупность организационных мероприятий субъекта управления по определению субъектов и предметов контроля, времени его проведения, а также методов, форм и средств осуществления. Именно организационный момент лежит в основе создания специфических систем контроля для различных по назначению, уровню управления, объему и сложности деятельности органов внутренних дел. Элементы же этих различных систем контроля в общем совпадают.
Организация системы контроля в том или ином горрайоргане внутренних дел предполагает определение задач, объема и сроков проведения контроля, четкое разделение контрольной функции между отдельными липами и аппаратами, использование наиболее целесообразных приемов и правил контроля, выработанных наукой и передовой практикой. Система контроля обеспечивает объективный анализ деятельности органов внутренних дел, позволяет постоянно наблюдать за работой исполнителей, поправлять ее, обобщать передовой опыт их работы, своевременно оказывать им помощь в устранении выявленных недостатков. "Проверка исполнения только тогда может достигнуть цели когда есть система контрольной работы, когда она ведется не эпизодически не от случая к случаю, а строгой продуманной, рациональной основе, когда выбор форм и методов контроля определяется реальными жизненными обстоятельствами". 1 Научная организация в горрайорганах внутренних дел системы контроля, способствующей наиболее эффективной реализации ими функции борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, практически предполагает решение следующих вопросов: 1. Кто должен контролировать определенную работу (субъект контроля); 2. Какие аппараты и сотрудники подлежат проверке (объект контроля), а также какую именно работу надо контролировать и в каких пределах (предмет контроля); 3. Когда и в какой период нужно проверять работу; 4. Каким образом, с помощью каких приемов, способов, форм и средств проверки необходимо контролировать работу.
________________________________________ 1 Васильев В.Н. «Контроль и проверка исполнения». В книге «Как организовать управленческий труд», М., 1991 г., стр. 100
Контрольная деятельность - прерогатива руководителей систем управления всех уровней и начальника горрайоргана внутренних дел в частности. Именно начальник разрабатывает систему контроля в отделе, анализирует состояние исполнительской дисциплины и осуществляет мероприятия по ее укреплению. Именно на руководителей, на лиц, принимающих решения, падает основная обязанность по проверке их выполнения. Эта обязанность не снимается и с других работников.
Но вместе с тем нельзя забывать и того, что руководители не должны пытаться принимать решения по всем вопросам и четко контролировать всю работу подчиненных им органов. Это не даст положительных результатов. Подобно самому управлению контроль имеет свои уровни (иерархию). Каждый руководитель должен контролировать выполнение управленческих решений вышестоящих субъектов управления и отданных лично им распоряжений лицами, которые эти решения или распоряжения получили для исполнения. Так, начальник горрайоргана внутренних дел контролирует деятельность своих заместителей и руководителей отраслевых служб, его заместители осуществляют контроль за деятельностью подчиненных им руководителей служб, каждый из которых контролирует работу непосредственных исполнителей. Руководитель горрайоргана внутренних дел должен концентрировать внимание на решении основных вопросов, лично проверять точность и полноту выполнения подчиненными особо важных и срочных мероприятий, оказывая им всестороннюю помощь Решение же и контроль частных вопросов в любом случае следует перепоручить нижестоящим руководителям. Объектами контроля руководителя являются подчиненные ему отраслевые службы, подразделения и отельные сотрудники постоянно действующее при начальнике горрайоргана оперативное совещание. С объектом контроля тесно связан предмет контроля. Предметом контроля служит разнообразная деятельность органов внутренних дел по реализации управленческих решений, принятых как субъектами управления органов внутренних дел, так и субъектами государственного управления. Вопрос об определении конкретных предметов контроля решается тем или иным руководителем, исходя из задач и функций подконтрольных служб, подразделений и конкретных исполнителей.
Контроль всех видов деятельности в силу большого его объема превышает физические возможности руководителя, в связи с чем такой контроль не всегда бывает эффективным. В поле зрения руководителя должны находиться разработка планов работы, соответствие деятельности выработанным планам, правильность организации и осуществление взаимодействия служб и подразделений и тому подобное. Одновременно руководитель любого горрайоргана внутренних дел постоянно контролирует работу своих подчиненных по выполнению ими различных управленческих решений. Это требует от него хорошего знания специфики деятельности и условий работы подчиненных служб и сотрудников, четкого определения перечня сведений, имеющих существенное значение дня контроля. Важным предметом постоянного контроля в горрайорганах внутренних дел является сама работа всех служб и подразделений, т.е. осуществление ими своих главных функций, а именно предотвращение и раскрытие преступлений, охрана общественного порядка и др. Организация контроля требует учитывать возможности изменения задач, стоящих перед органами внутренних дел, их службами и подразделениями, а также условий их функционирования. Значимым предметом контроля является организация и осуществление взаимодействия служб и подразделений органов внутренних дел. Этот контроль предполагает проверку повседневного взаимного информирования служб и подразделений об оперативной обстановке и проводимых мероприятиях, а также проверку совместной разработки и осуществления ими отдельных операций. Контролю подлежат не только результаты деятельности органов внутренних дел, их отдельных служб, подразделений, исполнителей, но также те средства и способы, применение которых позволило достичь этих результатов. Специфика форм и методов работы горрайорганов внутренних дел требует постоянного контроля за законностью их использования, немедленного устранения любых нарушений закона. Действенный контроль возможен только тогда, когда четко разграничены работа и ответственность между отдельными подразделениями и сотрудниками.
Систему контроля в горрайоргане можно определить, как совокупность организационных мероприятий, в результате которых начальник определяет объекты контрольной деятельности, а также способы и формы контроля. При организации контроля начальник должен решить: кого и что контролировать, как и кто должен осуществлять контроль. Организация начальником систем контроля начинается с определения основных объектов контрольной деятельности. Поскольку в горрайоргане принимается большое количество самых разнообразных решений, практически невозможно установить контроль за каждым из них. Это вызывает необходимость определения конкретных решений, подлежащих контролю. При постановке того или иного решения на контроль учитывается его значимость (важность), субъект, его принявший и время действия решения. Определив, что надо контролировать, начальник решает вторую, не менее сложную задачу, кто будет контролировать, т.е. распределяет обязанности по контролю среди заместителей, руководителей подразделений, служб и отдельных исполнителей. С учетом специфики структуры управления которое я возглавляю, мною принято решение, что я для контроля оставляю себе, а что вменяю в обязанности своим заместителям. Главным объектом контроля горрайоргана, секретариат, подразделение тылового обеспечения, финансовая часть, постоянно действующее оперативное совещание при начальнике горрайоргана. Контроль за деятельностью городского отдела милиции вменен заместителям начальника горрайоргана внутренних дел.
ИНФОРМАЦИЯ о состоянии преступности в г. Березники за период с 1993 г. по 1999 г.
Вид преступления |
Количество по годам | |||||||||||||||||||
1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | ||||||||||||||
1. ВСЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЙ | 4527 | 4806 | 4885 | 4209 | 4135 | 5113 | 6021 | |||||||||||||
Уровень на 10 тыс | 227.9 | 243.6 | 247.6 | 227.4 | 223.6 | 277.4 | 326.7 | |||||||||||||
по линии СКМ | 4078 | 4216 | 4154 | 3250 | 3120 | 3921 | 4693 | |||||||||||||
по линии МОБ | 449 | 590 | 731 | 959 | 1015 | 1192 | 1328 | |||||||||||||
Расследовано | 1779 | 2134 | 2018 | 2680 | 2629 | 3155 | 3676 | |||||||||||||
Раскрываемость % | 35.0 | 38.0 | 38.2 | 59.0 | 61.4 | 63.6 | 59.7 | |||||||||||||
Раскрываемость МОБ % | 79.9 | 91.9 | 93.2 | 96.3 | 95.9 | 96.6 | 96.6 | |||||||||||||
2. СОВЕРШЕНО ПО ВИДАМ | ||||||||||||||||||||
Убийства | 57 | 68 | 81 | 67 | 65 | 46 | 63 | |||||||||||||
Грабежи и разбои | 763 | 933 | 926 | 645 | 562 | 664 | 913 | |||||||||||||
Изнасилования | 29 | 37 | 41 | 20 | 18 | 15 | 14 | |||||||||||||
Тяжкие телесные повреждения | 223 | 272 | 223 | 159 | 130 | 159 | 174 | |||||||||||||
в т.ч. со смертельным исходом | 61 | 95 | 59 | 46 | 24 | 32 | 45 | |||||||||||||
Хулиганство | 436 | 471 | 330 | 403 | 353 | 388 | 366 | |||||||||||||
Кражи чужого имущества | 2440 | 2324 | 2294 | 1849 | 1798 | 2020 | 2597 | |||||||||||||
в т.ч. из квартир | 1332 | 1349 | 963 | 759 | 778 | 693 | 1224 | |||||||||||||
Экономические преступления | 84 | 84 | 95 | 115 | 111 | 218 | 216 | |||||||||||||
Мошенничество | 25 | 47 | 38 | 84 | 91 | 257 | 165 | |||||||||||||
Вымогательство | 21 | 43 | 48 | 33 | 27 | 27 | 18 | |||||||||||||
Угоны АМТС | 102 | 75 | 41 | 50 | 26 | 48 | 57 | |||||||||||||
Кражи АМТС | 74 | 89 | 122 | 83 | ||||||||||||||||
ДТП со смертельным исходом | 12 | 16 | 12 | 7 | 19 | 30 | 19 | |||||||||||||
3. НАРКОБИЗНЕСС | 20 | 21 | 9 | 24 | 72 | 121 | 132 | |||||||||||||
4. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ Н/ЛЕТНИМИ | 374 | 365 | 353 | 577 | 465 | 434 | 453 | |||||||||||||
5. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ | 1276 | 1464 | 1581 | 1150 | 950 | 1043 | 949 | |||||||||||||
В т.ч. уличные преступления | 895 | 990 | 995 | 684 | 589 | 664 | 687 | |||||||||||||
6. ЛИЦА, ПРИВЛЕЧЕННЫЕ К УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ | 1439 | 1535 | 1725 | 2480 | 2435 | 2406 | 2951 | |||||||||||||
7. КОЛИЧЕСТВО ПОГИБШИХ | 126 | 115 | 126 | 131 |
|
|
Анализ практики работа УВД города Березники Пермской области, начальником которого я являюсь, по распределению должностных обязанностей по контролю, показал, что имеется ряд недостатков в этом направлении. К наиболее общим из них относятся: неконкретность должностных обязанностей, их нерациональное распределение, что в итоге отражается на организации и контроле за работой, по выполнению основных функций, раскрытию преступлений, особенно на уровне среднего звена управления - руководителей подразделений и конкретных исполнителей. Для устранения указанных недостатков необходимо:
- провести тщательный анализ деятельности каждого руководителя среднего звена и сотрудников подразделений с учетом научно-практического анализа вышестоящих органов в этом направлении;
- внести изменения в должностные инструкции, конкретизировать должностные обязанности каждого сотрудника по выполняемой им работе;
- отработать практически четкую систему организации работы по схеме «инструктаж - контроль - подведение итогов».
|
|