Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Капорцев А.Г. «Контроль в управленческой деятельности», м-. Академия МВД СССР, 1981 г.

 

б) контрольные проверки хода выполнения того или иного управленческого решения;

в) целевые (предметные) проверки;

г) заслушивание отчетов руководителей служб и подразделений на заседании руководства горрайоргана внутренних дел о проделанной работе и ее результатах, приказом начальника Березниковского УВД организована работа постоянно действующего оперативного совещания и в зависимости от изменений оперативной обстановки, проводятся заслушивания руководителей служб и подразделений УВД по наиболее актуальным вопросам, которые стоятна постоянном контроле у руководства. По всем рассматриваемым вопросам принимаются обоснованные управленческие решения с указанием конкретных, лиц ответственных за исполнение, методов и сроков контроля выполнения решения (Приказ УВД г.Березники №485 от 31.12.97);

д) проверка эффективности функционирования служб и подразделений горрайоргана внутренних дел путем систематического анализа оперативной и статистической информации о состоянии преступности, результатов оперативно-служебной деятельности, в ходе выполнения планов работы и отдельных заданий руководства МВД, УВД, ГРОВД и т.д.

Форм контроля очень много. Более того, начальник вправе создать новые формы контроля, которые не ведут к нарушению законности, ущемлению достоинства сотрудников, принятие от них зачетов по тем или иным дисциплинам, и инструктаж, и простую беседу с подчиненным, если она нацелена на выявление обстоятельств, имеющих значение с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Следует указать и на то обстоятельство, что на уровне ГРОВД контроль иногда трудно отличить от ряда других управленческих функций.

Из известной совокупности форм выбираются, те которые целесообразны с точки зрения наибольшей эффективности. Требования, на основе которых производится выбор форм, обуславливается различными причинами. Одни из них непосредственно вытекают из того, какое место занимает субъект управления в системе городских и районных органов внутренних дел и из объема его полномочий. Другие обусловлены закономерностями функционирования контролируемого объекта, знанием и учетом особенностей управления им в определенной управленческой ситуации, деловыми качествами исполнителей. При осуществлении контроля субъекты имеют дело с факторами, обусловленными различными причинами и действующими с различной силой, поэтому оправданно использовать не одну, а совокупность различных форм контроля в определенной последовательности. Это позволит выявить объективное состояние объекта, недостатки и причины их проявления, а главное определить пути их устранения.

Функция контроля реализуется с помощью целого набора методов, т.е. определенных путей, тактических приемов дос­тижения цели.

В широком смысле слова под методом понимаются приемы и способы, при посредстве которых оказывается воздействие на управляемые объекты с целью практического осуществления задач, стоящих перед субъектом управления. Термин "метод" означает подход, способ, действие, процесс, прием, процедуру, правило, технику.1

Методы управления неразрывно связаны с целями и принципами управления и выступают в качестве способов их реализации.2

Они носят избирательный характер, то есть их можно выбирать, заменять один другим с точки зрения наибольшей эффективности. Применительно к управлению метод означает не деятельность, а способ её осуществления, следовательно, метод управления отвечает на вопрос, каким способом реализуется задача управленческой деятельности.3

 

_____________________

1 Сафонов Р.А. «Прогностический метод государственного управления», «Советское государст-вои право», № 8,1971 г., стр. 75

2 Пнскотин М.И. «Методы организации деятельности аппарата управления», «Советское госу­дарство и право», № 9,1970 г., стр. 16

3 Козлов Ю.М. «Управление народным хозяйством СССР». М., МГУ, 1969 г., стр. 102-103

 

Арсенал методов осуществления контроля велик и разнообразен. Поэтому главное состоит в умении определить необходимость и целесообразность использования наиболее рационального из них.

М.И. Пискотин предпринял попытку разделить методы деятельности на ряд больших групп:

а) методов воздействияна управляемые объекты;

б) методы работы самих органов государственного управления;

в) методы выработки и принятия управленческих решений и контроля за их исполнением.1

Поскольку нас интересует контрольная деятельность, то автор считает необходимым подчеркнуть, что содержанием контроля охватывается все перечисленные группы методов.

во-первых, контроль, несомненно выступает в качестве метода воздействия на управляемые объекты.

во-вторых, будучи необходимым элементом организации работы любого аппарата управления, он выступает в качестве метода работы этих органов.

в-третьих, чтобы контролировать, необходимо знать методы работы по реализации любой другой функции, то есть контроль должен быть компетентным, что равнозначно обладанию необходимыми познаниями в контролируемой области.

в-четвертых, реализация контрольной функции связана с необходимостью применения собственных методов.

Форма же контроля представляет собой разнообразные внешние стороны его проявления. Эти два понятия взаимосвязаны, их связь проявляется в том, что систематическое применение определенной формы деятельности порождает метод, и наоборот, использование определенного метода влечет за собой конкретную форму его применения.

Метод выражает содержание деятельности, а форма является способом выражения данного содержания.

 

___________________

1 Пискотнн М.И. Указанная работа, стр. 135

 

Поскольку осуществление контроля связано с его организацией, сбором и анализом информации, то можно согласиться с точкой зрения В.Д.Малкова, который формы контроля рассматривает в качестве организационных методов и подразделяет все методы контроля на две большие группы:

Первая - методы организации и осуществления контроля.

Вторая - методы сбора и обработки информации оходепроцессов управления и о состоянии управляемых объектов.1

Аналогичный взгляд на соотношение форм и методов ранее высказывал Г.Х. Попов. Он пишет: «Представляется правильным толкование организационной формы управляющих воздействий».2

Именно с этой точки зрения ВД.Малков вывел два основных метода контроля - метод ведения и метод слежения.3

Метод ведения заключается в осуществлении жесткого контроля за исполнением и предполагает постоянное внесение поправок в их деятельность. Этот метод характерен для контроля в подразделениях городских и районных органов внутренних дел. Его широко применяют начальники отраслевых служб в процессе осуществления ежедневного контроля за работой своих подчиненных.

Данный метод реализуется практически только в форме непосредственного непрерывного ознакомления с работой сотрудников. Чаще всего он используетсяв тех случаях, когда руководитель не уверен в достаточной квалификации и добросовестности исполнителей, а также когда в связи со сложностью решаемых задач, он сам принимает непосредственное участие в исполнении решений. Недостатком данного метода является то, что его применение сковывает инициативу исполнителей.

 

 

______________________

1 Малков В.Д. «Организация и осуществление контроля в ОВД» под редакцией Зуйкова Г.Г. и Гейдарова А.Н.,гл. 1, Академия МВД СССР, 1976 г, стр. 29

2 Попов Г.Х. «Методы управления социазшстическимггроизводством», М., 1973 г., стр. 36

3 Маяков В.Д. Указанная работа, стр. 124

 

Метод слежения заключается в том, что, сформулировав и поставив конкретные задачи перед исполнителем, всесторонне обеспечив их деятельность, руководитель представляет им достаточную самостоятельность, сосредотачивая основное внимание на контроле за функционированием системы в целом и достижением общей цели.

Это связано с тем, что, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, сотрудники горрайорганов внутренних дел вынуждены лично принимать решения и пока они действуют в рамках нормативных предписаний, сковыватьихинициативу нежелательно.

Контрольная деятельность представляет собой разновидность управленческой деятельности, заключающейся в основном в оперировании информацией. Поэтому в ее основе лежат информационно-аналитические методы:

а) метод сбора информации для оценки работы той или иной службы подразделения горрайоргана - изучение документов, беседы, индивидуальное и массовое наблюдение;

б) методы анализа собранной информации - метод динамических рядов;

в) сопоставление, сравнение, графические методы.

При изучении методов данной группы необходим диалектический подход, учет возможных изменений оперативной обстановки, конкретных условий функционирования контролируемого органа. Контроль должен осуществляться с помощью таких из них, которые лучше всего обеспечивают достижение цели, потребности в информации о работе различных служб и сотрудников городского, районного органа внутренних дел.

 

1. Организация контроля за выполнением планов горрайоргана.

Выполнение планов работы в значительной степени обеспечивается контролем за реализацией планируемых мероприятий. Контроль является необходимым элементом любого плана, входит в его структуру.

В каждом плане имеется специальный раздел «Контроль и проверка исполнения». Представляется, что в этом разделе, помимо определения сроков исполнения и конкретных исполнителей, как это принято сейчас в большинстве горрайорганов, целесообразно указывать лиц, ответственных за контроль за ходом выполнения планируемых мероприятий, определить поэтапно, промежуточные сроки и способы контроля и тем самым своевременно реагировать на возможные отклонения от предусмотренного планом порядка выполнения решений.

Общий контроль за выполнением планов оперативно-служебной деятельности в УВД г. Березники осуществляет штаб УВД, заместители начальника УВД. В этих целях в установленные сроки в штаб предоставляются письменные сведения и материалы в виде отчетов и справок о выполнении плановых мероприятий. Штабным аппаратом проверяется их фактическое исполнение. Начальник штаба еженедельно по понедельникам докладывает начальнику УВД о результатах выполнения плановых мероприятий по тем или иным направлениям деятельности, о выполнении решений руководства горрайоргана, решений постоянно действующего оперативного совещания при начальнике УВД. Вносятся предложения о необходимости принятия дополнительных мер по улучшению выполнения планируемых мероприятий, а в некоторых случаях, наиболее актуальных, вопросы вносятся для рассмотрения на оперативном совещании при начальнике УВД.

 

2. Способы контроля за исполнением заявлений и сообщений о преступлениях.

При контроле за исполнением сотрудниками горрайоргана заявлений и сообщений о преступлениях начальник в полной мере использует весь комплекс способов проверки деятельности подчиненных, предписанных ему приказаний МВД РФ о порядке учета заявлений и писем граждан, сообщений должностных лиц, учреждений, предприятий и организаций о преступлениях. К числу таких способов можно отнести:

- рассмотрение рапортов (материалов), подготавливаемых дежурной частью, о количестве зарегистрированных в течение суток преступлений и происшествий;

- рассмотрение ежедекадной справки о состоянии работы по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях.

К числу способов, используемых при осуществлении контроля за исполнением заявлений и сообщений о преступлениях, следует отнести и рассмотрение руководством органа материалов (справок) об изучении в суде рассмотренных уголовных дел, а также материалов об отказе в возбуждении уголовных дел в связи с неустановлением личности правонарушителя.

Для обеспечения контроля за полнотой учета заявлений и сообщений о преступлениях, принятых непосредственно от заявителя, введен талон-уведомление. Указанный талон является документом строгой отчетности и выдается дежурным ОВД и подразделения ГАИ, участковым инспектором милиции, а также при необходимости другими должностными лицами, имеющими право осуществлять прием заявлений и сообщений о преступлениях, заявителям.

Корешок талона, содержит сведения о характере заявления и данных о заявителе, остается у должностного лица. Корешки талонов - уведомлений хранятся в секретариатах (канцеляриях) 3 года. По истечению срока хранения уничтожаются в установленном порядке. Они и являются средством контроля.

В целях контроля за правильностью регистрации информации, поступающей по телефону, в дежурных частях органов внутренних дел производится магнитная запись. Магнитная лента должны регулярно прослушиваться начальником ОВД или другим работником по его поручению, которые сверяют полноту регистрации записей на ленте с книгой учета заявлений и сообщений о преступлениях и журналом о другой информации.

Информация, записанная на магнитную ленту, хранится у дежурного в течение 30 суток, затем уничтожается в установленном порядке.

 

 

3. Способы контроляза работой по раскрытию преступлений. К числу таких способов следует отнести:

а) заслушивание руководителей оперативных групп, выезжавших на место происшествия, о результатах их работы;

б) изучение материалов уголовных и оперативно-розыскных дел и проверка данных по ним указаний;

в) заслушивание руководителей следственно-оперативных групп, созданных в целях раскрытия неочевидных преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет;

г) изучение и проверка выполнения согласованных оперативно-следственных планов работы, дача по ним указаний, принятие участия в реализации наиболее важных оперативно-розыскных мероприятий;

д) заслушивание конкретных исполнителей, занятых раскрытием преступлений, истребование необходимых материалов о проделанной работе по выполнению указаний (распоряжений) руководства;

е) проверка своевременности дактелоскопирования лиц, содержащихся в ИВС и приемнике-распределителе, помещениеих данных в массив АДИС «Папилон», в экспертно-криминалистический отдел УВД для проверки по следотеке;

ж) личное рассмотрение руководителем органа (начальником и его заместителем), а также начальниками отделений (служб) бюллетеней оперативно-розыскной информации и нераскрытых преступлениях и дача соответствующим сотрудникам указаний о установлении контактов, работы по раскрытию преступлений с другими органами с обязательной последующей проверкой исполнения этих указаний;

з) проведение служебного расследования по материалам раскрытия наиболее опасных преступлений (как раскрытых, так и оставшихся нераскрытыми);

и) рассмотрение материалов о сроках направления сотрудниками спецзаданий в ИТК и следственные изоляторы и сроках рассмотрения ими сообщений, поступивших из этих органов.

 

 

4. Способы контроля за своевременным выполнением приказов и распоряжений вышестоящих органов, следующие:

а) оформление специальной папки (паспорта) на каждый приказ, указание, поступившие в горайорганы из вышестоящего звена системы. В этой папке сосредотачиваются план мероприятий по выполнению поступившего приказа (распоряжения) с указанием сроков его выполнения форм и методов, фамилии исполнителей, материалы по выполнению приказа. Папка ведется первым исполнителем;

б) взятие под личный контроль руководителями органов исполнение приказов и указаний вышестоящих органов;

в) заслушивание докладов и отчетов руководителей служб и непосредственных исполнителей о результатах исполнения документов;

г) составление секретариатом горрайоргана ежемесячной сводки по неисполненным документам, рассмотрение этих материалов и дача по ним указаний.

Секретарь отдела регистрирует документы в специальном журнале (книге приказов) и заполняет на него контрольную карточку (в 2-х экземплярах), одна из которых передается исполнителю, а другая хранится в картотеке исполняемых решений. По мере истечения сроков исполнения решения секретарь напоминает исполнителю об этом. В случае своевременного исполнения решения секретарь снимает его с контроля, о чем делает соответствующую отметку в контрольной карточке. Саму же карточку переставляет из раздела картотеки «исполняемые решения» в раздел «исполненные решения». Если же сотрудник не выполняет решение в указанный срок, то секретарь докладывает об этом руководителю горрайоргана. В конце каждого месяца секретарь обычно представляет начальнику органа справку и состоянии исполнения решений.

Сроки исполнения решений указывает сам начальник горрайоргана.

 

5. Способы контроля за повседневной деятельностью служб.

В процессе контроля за повседневной деятельностью служб руководством органа используются самые разнообразные способы. К числу наиболее распространенных из них относятся:

а) ознакомление с материалами статистической отчетности; характеризующей деятельность контролируемых подразделений, служб;

б) разработка и внедрение для каждой службы перечня сведений об основных показателях ее работы за определенный отрезок деятельности, который служба должна представить руководству органа;

в) выяснение состояниядел в службе (подразделении) посредством заслушивания руководителя службы;

г) непосредственная проверка работы отдельных исполнителей;

д) изучение состояния дел путем проведения совещаний;

е) ознакомление с материалами инспекторских проверок;

ж) организация периодической отчетности сотрудников перед населением;

з) осуществление контрольных проверок несения службы нарядами горрайоргана;

и) использование различных технических средств для целей контроля за деятельностью сотрудников (телефонных розеток, установленных на маршрутах патрулирования, телевизионных устройств, радиосредств и др.);

к) изучение общественного мнения о работе горрайоргана по письмам, жалобам, заявлениям, сообщениям печати, материалам социологических исследований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...