Капорцев А.Г. «Контроль в управленческой деятельности», м-. Академия МВД СССР, 1981 г.
б) контрольные проверки хода выполнения того или иного управленческого решения; в) целевые (предметные) проверки; г) заслушивание отчетов руководителей служб и подразделений на заседании руководства горрайоргана внутренних дел о проделанной работе и ее результатах, приказом начальника Березниковского УВД организована работа постоянно действующего оперативного совещания и в зависимости от изменений оперативной обстановки, проводятся заслушивания руководителей служб и подразделений УВД по наиболее актуальным вопросам, которые стоятна постоянном контроле у руководства. По всем рассматриваемым вопросам принимаются обоснованные управленческие решения с указанием конкретных, лиц ответственных за исполнение, методов и сроков контроля выполнения решения (Приказ УВД г.Березники №485 от 31.12.97); д) проверка эффективности функционирования служб и подразделений горрайоргана внутренних дел путем систематического анализа оперативной и статистической информации о состоянии преступности, результатов оперативно-служебной деятельности, в ходе выполнения планов работы и отдельных заданий руководства МВД, УВД, ГРОВД и т.д. Форм контроля очень много. Более того, начальник вправе создать новые формы контроля, которые не ведут к нарушению законности, ущемлению достоинства сотрудников, принятие от них зачетов по тем или иным дисциплинам, и инструктаж, и простую беседу с подчиненным, если она нацелена на выявление обстоятельств, имеющих значение с точки зрения повышения эффективности профессиональной деятельности. Следует указать и на то обстоятельство, что на уровне ГРОВД контроль иногда трудно отличить от ряда других управленческих функций.
Из известной совокупности форм выбираются, те которые целесообразны с точки зрения наибольшей эффективности. Требования, на основе которых производится выбор форм, обуславливается различными причинами. Одни из них непосредственно вытекают из того, какое место занимает субъект управления в системе городских и районных органов внутренних дел и из объема его полномочий. Другие обусловлены закономерностями функционирования контролируемого объекта, знанием и учетом особенностей управления им в определенной управленческой ситуации, деловыми качествами исполнителей. При осуществлении контроля субъекты имеют дело с факторами, обусловленными различными причинами и действующими с различной силой, поэтому оправданно использовать не одну, а совокупность различных форм контроля в определенной последовательности. Это позволит выявить объективное состояние объекта, недостатки и причины их проявления, а главное определить пути их устранения. Функция контроля реализуется с помощью целого набора методов, т.е. определенных путей, тактических приемов достижения цели. В широком смысле слова под методом понимаются приемы и способы, при посредстве которых оказывается воздействие на управляемые объекты с целью практического осуществления задач, стоящих перед субъектом управления. Термин "метод" означает подход, способ, действие, процесс, прием, процедуру, правило, технику.1 Методы управления неразрывно связаны с целями и принципами управления и выступают в качестве способов их реализации.2 Они носят избирательный характер, то есть их можно выбирать, заменять один другим с точки зрения наибольшей эффективности. Применительно к управлению метод означает не деятельность, а способ её осуществления, следовательно, метод управления отвечает на вопрос, каким способом реализуется задача управленческой деятельности.3
_____________________ 1 Сафонов Р.А. «Прогностический метод государственного управления», «Советское государст-вои право», № 8,1971 г., стр. 75 2 Пнскотин М.И. «Методы организации деятельности аппарата управления», «Советское государство и право», № 9,1970 г., стр. 16 3 Козлов Ю.М. «Управление народным хозяйством СССР». М., МГУ, 1969 г., стр. 102-103
Арсенал методов осуществления контроля велик и разнообразен. Поэтому главное состоит в умении определить необходимость и целесообразность использования наиболее рационального из них. М.И. Пискотин предпринял попытку разделить методы деятельности на ряд больших групп: а) методов воздействияна управляемые объекты; б) методы работы самих органов государственного управления; в) методы выработки и принятия управленческих решений и контроля за их исполнением.1 Поскольку нас интересует контрольная деятельность, то автор считает необходимым подчеркнуть, что содержанием контроля охватывается все перечисленные группы методов. во-первых, контроль, несомненно выступает в качестве метода воздействия на управляемые объекты. во-вторых, будучи необходимым элементом организации работы любого аппарата управления, он выступает в качестве метода работы этих органов. в-третьих, чтобы контролировать, необходимо знать методы работы по реализации любой другой функции, то есть контроль должен быть компетентным, что равнозначно обладанию необходимыми познаниями в контролируемой области. в-четвертых, реализация контрольной функции связана с необходимостью применения собственных методов. Форма же контроля представляет собой разнообразные внешние стороны его проявления. Эти два понятия взаимосвязаны, их связь проявляется в том, что систематическое применение определенной формы деятельности порождает метод, и наоборот, использование определенного метода влечет за собой конкретную форму его применения. Метод выражает содержание деятельности, а форма является способом выражения данного содержания.
___________________ 1 Пискотнн М.И. Указанная работа, стр. 135
Поскольку осуществление контроля связано с его организацией, сбором и анализом информации, то можно согласиться с точкой зрения В.Д.Малкова, который формы контроля рассматривает в качестве организационных методов и подразделяет все методы контроля на две большие группы:
Первая - методы организации и осуществления контроля. Вторая - методы сбора и обработки информации оходепроцессов управления и о состоянии управляемых объектов.1 Аналогичный взгляд на соотношение форм и методов ранее высказывал Г.Х. Попов. Он пишет: «Представляется правильным толкование организационной формы управляющих воздействий».2 Именно с этой точки зрения ВД.Малков вывел два основных метода контроля - метод ведения и метод слежения.3 Метод ведения заключается в осуществлении жесткого контроля за исполнением и предполагает постоянное внесение поправок в их деятельность. Этот метод характерен для контроля в подразделениях городских и районных органов внутренних дел. Его широко применяют начальники отраслевых служб в процессе осуществления ежедневного контроля за работой своих подчиненных. Данный метод реализуется практически только в форме непосредственного непрерывного ознакомления с работой сотрудников. Чаще всего он используетсяв тех случаях, когда руководитель не уверен в достаточной квалификации и добросовестности исполнителей, а также когда в связи со сложностью решаемых задач, он сам принимает непосредственное участие в исполнении решений. Недостатком данного метода является то, что его применение сковывает инициативу исполнителей.
______________________ 1 Малков В.Д. «Организация и осуществление контроля в ОВД» под редакцией Зуйкова Г.Г. и Гейдарова А.Н.,гл. 1, Академия МВД СССР, 1976 г, стр. 29 2 Попов Г.Х. «Методы управления социазшстическимггроизводством», М., 1973 г., стр. 36 3 Маяков В.Д. Указанная работа, стр. 124
Метод слежения заключается в том, что, сформулировав и поставив конкретные задачи перед исполнителем, всесторонне обеспечив их деятельность, руководитель представляет им достаточную самостоятельность, сосредотачивая основное внимание на контроле за функционированием системы в целом и достижением общей цели.
Это связано с тем, что, сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, сотрудники горрайорганов внутренних дел вынуждены лично принимать решения и пока они действуют в рамках нормативных предписаний, сковыватьихинициативу нежелательно. Контрольная деятельность представляет собой разновидность управленческой деятельности, заключающейся в основном в оперировании информацией. Поэтому в ее основе лежат информационно-аналитические методы: а) метод сбора информации для оценки работы той или иной службы подразделения горрайоргана - изучение документов, беседы, индивидуальное и массовое наблюдение; б) методы анализа собранной информации - метод динамических рядов; в) сопоставление, сравнение, графические методы. При изучении методов данной группы необходим диалектический подход, учет возможных изменений оперативной обстановки, конкретных условий функционирования контролируемого органа. Контроль должен осуществляться с помощью таких из них, которые лучше всего обеспечивают достижение цели, потребности в информации о работе различных служб и сотрудников городского, районного органа внутренних дел.
1. Организация контроля за выполнением планов горрайоргана. Выполнение планов работы в значительной степени обеспечивается контролем за реализацией планируемых мероприятий. Контроль является необходимым элементом любого плана, входит в его структуру. В каждом плане имеется специальный раздел «Контроль и проверка исполнения». Представляется, что в этом разделе, помимо определения сроков исполнения и конкретных исполнителей, как это принято сейчас в большинстве горрайорганов, целесообразно указывать лиц, ответственных за контроль за ходом выполнения планируемых мероприятий, определить поэтапно, промежуточные сроки и способы контроля и тем самым своевременно реагировать на возможные отклонения от предусмотренного планом порядка выполнения решений. Общий контроль за выполнением планов оперативно-служебной деятельности в УВД г. Березники осуществляет штаб УВД, заместители начальника УВД. В этих целях в установленные сроки в штаб предоставляются письменные сведения и материалы в виде отчетов и справок о выполнении плановых мероприятий. Штабным аппаратом проверяется их фактическое исполнение. Начальник штаба еженедельно по понедельникам докладывает начальнику УВД о результатах выполнения плановых мероприятий по тем или иным направлениям деятельности, о выполнении решений руководства горрайоргана, решений постоянно действующего оперативного совещания при начальнике УВД. Вносятся предложения о необходимости принятия дополнительных мер по улучшению выполнения планируемых мероприятий, а в некоторых случаях, наиболее актуальных, вопросы вносятся для рассмотрения на оперативном совещании при начальнике УВД.
2. Способы контроля за исполнением заявлений и сообщений о преступлениях. При контроле за исполнением сотрудниками горрайоргана заявлений и сообщений о преступлениях начальник в полной мере использует весь комплекс способов проверки деятельности подчиненных, предписанных ему приказаний МВД РФ о порядке учета заявлений и писем граждан, сообщений должностных лиц, учреждений, предприятий и организаций о преступлениях. К числу таких способов можно отнести: - рассмотрение рапортов (материалов), подготавливаемых дежурной частью, о количестве зарегистрированных в течение суток преступлений и происшествий; - рассмотрение ежедекадной справки о состоянии работы по рассмотрению заявлений и сообщений о преступлениях. К числу способов, используемых при осуществлении контроля за исполнением заявлений и сообщений о преступлениях, следует отнести и рассмотрение руководством органа материалов (справок) об изучении в суде рассмотренных уголовных дел, а также материалов об отказе в возбуждении уголовных дел в связи с неустановлением личности правонарушителя. Для обеспечения контроля за полнотой учета заявлений и сообщений о преступлениях, принятых непосредственно от заявителя, введен талон-уведомление. Указанный талон является документом строгой отчетности и выдается дежурным ОВД и подразделения ГАИ, участковым инспектором милиции, а также при необходимости другими должностными лицами, имеющими право осуществлять прием заявлений и сообщений о преступлениях, заявителям. Корешок талона, содержит сведения о характере заявления и данных о заявителе, остается у должностного лица. Корешки талонов - уведомлений хранятся в секретариатах (канцеляриях) 3 года. По истечению срока хранения уничтожаются в установленном порядке. Они и являются средством контроля. В целях контроля за правильностью регистрации информации, поступающей по телефону, в дежурных частях органов внутренних дел производится магнитная запись. Магнитная лента должны регулярно прослушиваться начальником ОВД или другим работником по его поручению, которые сверяют полноту регистрации записей на ленте с книгой учета заявлений и сообщений о преступлениях и журналом о другой информации. Информация, записанная на магнитную ленту, хранится у дежурного в течение 30 суток, затем уничтожается в установленном порядке.
3. Способы контроляза работой по раскрытию преступлений. К числу таких способов следует отнести: а) заслушивание руководителей оперативных групп, выезжавших на место происшествия, о результатах их работы; б) изучение материалов уголовных и оперативно-розыскных дел и проверка данных по ним указаний; в) заслушивание руководителей следственно-оперативных групп, созданных в целях раскрытия неочевидных преступлений и нераскрытых преступлений прошлых лет; г) изучение и проверка выполнения согласованных оперативно-следственных планов работы, дача по ним указаний, принятие участия в реализации наиболее важных оперативно-розыскных мероприятий; д) заслушивание конкретных исполнителей, занятых раскрытием преступлений, истребование необходимых материалов о проделанной работе по выполнению указаний (распоряжений) руководства; е) проверка своевременности дактелоскопирования лиц, содержащихся в ИВС и приемнике-распределителе, помещениеих данных в массив АДИС «Папилон», в экспертно-криминалистический отдел УВД для проверки по следотеке; ж) личное рассмотрение руководителем органа (начальником и его заместителем), а также начальниками отделений (служб) бюллетеней оперативно-розыскной информации и нераскрытых преступлениях и дача соответствующим сотрудникам указаний о установлении контактов, работы по раскрытию преступлений с другими органами с обязательной последующей проверкой исполнения этих указаний; з) проведение служебного расследования по материалам раскрытия наиболее опасных преступлений (как раскрытых, так и оставшихся нераскрытыми); и) рассмотрение материалов о сроках направления сотрудниками спецзаданий в ИТК и следственные изоляторы и сроках рассмотрения ими сообщений, поступивших из этих органов.
4. Способы контроля за своевременным выполнением приказов и распоряжений вышестоящих органов, следующие: а) оформление специальной папки (паспорта) на каждый приказ, указание, поступившие в горайорганы из вышестоящего звена системы. В этой папке сосредотачиваются план мероприятий по выполнению поступившего приказа (распоряжения) с указанием сроков его выполнения форм и методов, фамилии исполнителей, материалы по выполнению приказа. Папка ведется первым исполнителем; б) взятие под личный контроль руководителями органов исполнение приказов и указаний вышестоящих органов; в) заслушивание докладов и отчетов руководителей служб и непосредственных исполнителей о результатах исполнения документов; г) составление секретариатом горрайоргана ежемесячной сводки по неисполненным документам, рассмотрение этих материалов и дача по ним указаний. Секретарь отдела регистрирует документы в специальном журнале (книге приказов) и заполняет на него контрольную карточку (в 2-х экземплярах), одна из которых передается исполнителю, а другая хранится в картотеке исполняемых решений. По мере истечения сроков исполнения решения секретарь напоминает исполнителю об этом. В случае своевременного исполнения решения секретарь снимает его с контроля, о чем делает соответствующую отметку в контрольной карточке. Саму же карточку переставляет из раздела картотеки «исполняемые решения» в раздел «исполненные решения». Если же сотрудник не выполняет решение в указанный срок, то секретарь докладывает об этом руководителю горрайоргана. В конце каждого месяца секретарь обычно представляет начальнику органа справку и состоянии исполнения решений. Сроки исполнения решений указывает сам начальник горрайоргана.
5. Способы контроля за повседневной деятельностью служб. В процессе контроля за повседневной деятельностью служб руководством органа используются самые разнообразные способы. К числу наиболее распространенных из них относятся: а) ознакомление с материалами статистической отчетности; характеризующей деятельность контролируемых подразделений, служб; б) разработка и внедрение для каждой службы перечня сведений об основных показателях ее работы за определенный отрезок деятельности, который служба должна представить руководству органа; в) выяснение состояниядел в службе (подразделении) посредством заслушивания руководителя службы; г) непосредственная проверка работы отдельных исполнителей; д) изучение состояния дел путем проведения совещаний; е) ознакомление с материалами инспекторских проверок; ж) организация периодической отчетности сотрудников перед населением; з) осуществление контрольных проверок несения службы нарядами горрайоргана; и) использование различных технических средств для целей контроля за деятельностью сотрудников (телефонных розеток, установленных на маршрутах патрулирования, телевизионных устройств, радиосредств и др.); к) изучение общественного мнения о работе горрайоргана по письмам, жалобам, заявлениям, сообщениям печати, материалам социологических исследований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|