Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

деятельности в городских и районных органах внутренних дел.

 

 

Всемерное повышение уровня организа­торской работы горрайорганов внутренних дел, является значительным резервом улучшения работы органов внутренних дел на местах, поэтому требования по ее совершен­ствованию в полной мере относятся и к организации контро­ля.

Применительно к контрольной деятельности горрайорга­нов следует говорить о ее правовом, организационном и тех­ническом обеспечении.

Правовой основой организации контроля в горрайоргане являются законы, подзаконные нормативные акты, регла­ментирующие этот вид работы.

В них рассматриваются в основном общеорганизационные вопросы контроля безотносительно к конкретным системам и объектам контрольной деятельности. В практической же ра­боте горрайорганов нередко возникает потребность в более четкой правовой регламентации контроля. Автором в §_ гл. 1 детально исследуется вопрос, была предложена разработка и издание инструкции по организации контроля в УВД, которая бы наделила субъекты контроля определенными правами и обязанностя­ми, способствовала упорядочению контроля и создала реаль­ные условия для его эффективного осуществления. Не рас­сматривая вновь эту проблему, отметим лишь необходимость ее быстрейшего разрешения.

Не менее важную роль в совершенствовании контрольной деятельности горрайорганов играет организационное обеспе­чение, которое предполагает устранение причин и условий, препятствующих осуществлению контроля.

К числу условий, способствующих осуществлению кон­троля, можно отнести создание системы контроля, обеспече­ние субъектов контрольной деятельности, оказание необхо­димой помощи субъектами контроля.

Организационный путь совершенствования контрольной деятельности можно представить следующим образом:

1. совершенствование организационной структуры горрайоргана;

2. четкое распределение должностных обязанностей среди субъектов контроля по осуществлению личного планирова­ния руководителей;

3. использование информационных стендов и т.д.

Существующие в настоящее время в горрайорганах систе­мы контроля, к сожалению, недостаточно совершенны. Они трудоемки, отличаются излишним многообразием форм и далеко не всегда базируются на научной основе. Из-за это­го руководитель горрайоргана зачастую несвоевременно уз­нает о результатах исполнения. А это приводит к повторности принятия решения, увеличению количества документов, к лишним затратам рабочего времени, ослаблению исполни­тельской дисциплины, что в итоге снижет эффективность ра­боты городских и районных органов внутренних дел.

Серьезным направлением совершенствования контроль­ной деятельности в системе горрайорганов внутренних дел является рационализация имеющихся форм и методов кон­троля. С ростом объема и усложнения задач, увеличивается поступление документов, а поэтому организовать системати­ческую и своевременную проверку их, пользуясь устаревши­ми формами и методами, становится все труднее, а иногда практически невозможно.

Система контроля будет результативный тогда, когда она разрабатывается с учетом особенностей ГРОВД, когда более совершенной технологии контроля.

К организационным средствами контроля относится раз­нообразные картотеки, планы, графики, диаграммы, карты, контрольные и контрольно-наблюдательные дела, позво­ляющие судить о развитии процесса управления, стенды, отображающие особенности оперативной обстановки, рас­становку сил и средств. На уровне горрайоргана внутренних дел целесообразно разработать карты для накопительного анализа, на них наносить преступления по линии уголовного розыска, показывать раскрываемость, остаток нераскрытых преступлений, преступность среди несовершеннолетних, уровень преступности, рецидив. К данной карте должна при­лагаться карта-схема оперативно-розыскной деятельности, отображающая силы и средства аппарата, его качественные изменении, расстановку по местам концентрации преступно­го элемента и по отрасли народного хозяйства.

Умелое и рациональное использование технических средств, которыми с каждым годом все больше оснащаются органы внутренних дел непременное условие успешной их деятельности. Особое значение эти средства имеют для ор­ганизации четко налаженного контроля за деятельностью служб, подразделений и отдельных сотрудников горрайорганов.

Техническое обеспечение контрольной деятельности пред­полагает внедрение для более эффективного осуществления трудовых операций по контролю различных средств. К ним можно отнести различные запоминающие устройства, вы­числительную и оргтехнику, а также средства малой механи­зации. В настоящее время в целях повышения кон­троля за исполнительской дисциплиной и результатами дея­тельности служб и подразделений УВД г.Березники ведется освоение программы «Контроль» (в настоящее время используется в работе секретариата УВД) на базе локальной компьютерной сети УВД. В настоящее время локальная компьютерная сеть УВД города насчитывает более 70 персональных компьютеров, имеется выход в базу дан­ных УВД Пермской области, к примеру круглосуточный выход в базы данных ГУВД Пермской области имеет компьютер ДЧ УВД и компьютер стационарного поста ГИБДД при въезде в город, что позволяет оперативно, в дежурные сутки проверять автотранспорт (на предмет обнаружения угнанного или похищенно­го), получать сведения о владельцах, о судимостях, об оружии, подучетных лицах и другой необходимой информации, активно ведется работа по формированию электронной адресной базы данных населения города. Разработаны конкретные программы в зави­симости от специфики деятельности подразделений и служб.

Серьезного внимания заслуживает вопрос о дополнительной разработке на­учно обоснованных, объективных критериев оценки служб, подразделений и конкретных сотрудников. В УВД города Березники ежеквартально подводятся итоги работы служб УВД, ответ­ственные за подведение - заместители начальника УВД. За основу берутся критерии оценок по основным направлениям деятельности, утвержденные приказом МВД РФ № 252дсп- 97г, и специально разработанные критерии - такие как, количе­ство раскрытых, расследованных и выявленных преступле­ний, количество и результаты проведенных оперативных и профилактических меро­приятий и т.д., в сравнении с прошедшей декадой и месяцем текущего года и аналогичным периодом прошлого года (соотношение количественного и в процентах). Для сосредо­точения документов и информации, по этому направлению, имеется специальное литерное дело. Итоги подводятся с принципиальной и объективной оценкой результатов дея­тельности каждого сотрудника. По окончании каждой декады начальник УВД проводит оперативное совещание с замести­телями начальника УВД, на котором рассматриваются ре­зультаты работы в целом службы, возглавляемой заместите­лем и результаты деятельности коллектива УВД в целом, по выполнению стоящих перед ним задач, за декаду. Вносятся предложения по улучшению работы, ставятся задачи на сле­дующую декаду. По аналогичной схеме подводят итоги на оперативных совещаниях заместители начальника УВД по своим службам и подразделениям, начальники подразделений со своими сотрудниками

Как было сказано ранее, одним из требований, предъявляемых к контролю, является объективность. Препятствием реализации этого требования является отсутствие в настоящее время ряда научно обоснованных критериев, по которым можно было бы судить о действительном положении дел. Отсутствие четких критериев зачастую создает условия для необъективного подхода к оценке деятельности, как отдельных сотрудников, так и горрайоргана внутренних дел в целом.

Одним из важных путей повышения эффективности контроля является сокращение потока "бумаг", направленных на места из ГУВД и других вышестоящих инстанций, которые затрудняет организацию контроля. Ярким отрицательным примером может служить работа по реализации указа Президента РФ № 1199 «Об усилении государственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Критерии оценки работы служб СКМ и МОБ не в полном объеме совпадают с обобщенной отчетностью УВД по форме «5-4» и «3-АЛК», что приводит к снижению объективности подведения итогов работы, возрастанию дискретности. Необходимо постоянно обобщать и распространять передовой опыт по применению новых методов контроля, шире использовать их на практике.

В заключении хотелось бы остановиться на психологическом аспекте контрольной деятельности.

Руководитель горрайоргана внутренних дел призван побуждать подчиненных ему людей к инициативе и творчеству расставлять сотрудников в коллективе соответственно способностям, с целью получения высоких результатов работы коллектива в целом. Это тем более важно, что инициативу, творчество и другие сложнейшие интеллектуально- психологические качества невозможно сформулировать только приказами, распоряжениями и другими административными актами.

Здесь необходимо воздействовать и на психологические качества человека, вызывать в нем внутреннее желание работать творчески, инициативно. Но психика различных людей не одинакова, индивидуальна; а поэтому, более полный учет индивидуальных черт подчиненных становится первостепенной задачей руководителя, особенно среднего звена управления.

Использование руководителями власти предполагает осу­ществление действенного контроля за работой подчиненных. При этом обязательно нужно определить масштаб, рамки контроля.

Масштабы контроля зависят не только от организацион­ной обстановки, сферы деятельности руководителя, но и его личных качеств и качеств его подчиненных. Чем выше эти качества, больше масштаб контроля. Нужно помнить, что в любом случае недопустимы мелочная опека, детальная рег­ламентация действий подчиненных. Они дезориентируют исполнителей, сковывают их инициативу, подавляют их уве­ренность в себе, самостоятельность мышления и т.п. А отсю­да недалеко и до обстановки настороженности, недоверия и подозрительности в коллективе в целом, что отрицательное сказывается и на результатах его работы.

Непременным условием взаимопонимания руководителя и подчиненных является, наличие хорошо отработанных фор­мальных и неформальных, служебных и просто человеческих связей, прямых и обратных. Все это в совокупности влияет на психологический климат, в котором осуществляется кон­троль.

Климат, сопутствующий контролю, является неудовлетво­рительным, если для него характерны не гармония и со­трудничество, а игра в "прятки": начальник горрайоргана и другие субъекты контроля выявляют, а подчиненные скры­вают. Эта "игра" оказывает деморализующее влияние на всех ее участников.

Деморализация сопутствует любому контролю, проводи­мому под флагом идеологии "контрольного факта", то есть, по принципу, что контролирует лишь событие, в процессе которого нарушена норма.

Контроль, фиксирующий только так называемые "контрольные факты", может легко привести к сведению сче­тов. Ибо в любом интенсивно работающем горрайоргане внутренних дел мелочный контроль может обнаружить ряд недостатков, представляющих второстепенный и побочный результат на фоне плодотворной и в принципе правильной деятельности всего коллектива.

Убеждение, что субъект контроля одинаково заинтересо­ван в отыскании как негативных, так и положительных сто­рон деятельности, будет способствовать тому, что каждый объект контроля будет способствовать его эффективному осуществлению.

Таким образом можно будет решить важную проблему общего значения, то есть перенести упор в контроле с про­шлого на будущее. Ибо лучше с 75 % уверенностью предви­деть ошибку, которая может случиться в будущем, если не предпринять определенные шаги, чем иметь 100 % знание о происхождении ошибки, которая произошла. Ибо в конечном счете несравненно полезнее контроль факторов чреватых по­тенциальными ошибками, нежели контроль, ориентирован­ный на вскрытие ошибок.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Афанасьев ВТ. «Научное управление обществом» (опыт системного исследования). М., Политиздат; 1973.

2. Бурмистров В.Л., Иванов Н.Н., Шелякин Н.Д. «Организация и существование контроля в ОВД». Лекция, Академия МВД СССР; 1976.

3. Васильев В.Н. «Контроль и проверка исполнения». В кн.:«Как организовать управленческий труд», М.,1971

4. Годунов В.В. «Введение в теорию управления». М., 1967.

5.  Закон РФ от 18.04.91г. №1026-1 "О милиции".

6.  Капорцев А.Г. «Контроль в управленческой деятельно­сти». М., Академия МВД СССР; 1981.

7.  Керженцев П.М, «Принципы организации». М., Юридиче­ская литература; 1968.

8.  Лебедев М.П. «Государственные решения в системе управления социалистическим обществом». М., Юридиче­ская литература; 1974.

9. Малков В. Д. «Контроль в управленческой деятельности органов внутренних дел». М., Юридическая литература;1976.

10. Майдыков А.Ф. «Содержание работы начальника город­ского (районного) органа внутренних дел». М,, Академия МВД РФ; 1989.

11.  Основин В. С. «Основы науки социального управления». М., Юридическая литература; 1989.

12.  «Основы научной организации управления и труда в ор­ганах внутренних дел». Под ред Зуйкова Г.Г.; Юридическая литература; 1974.

13. Попов Г.Х. «Методы управления социалистическим про­изводством».М., 1973.

14. Приказ МВД РФ от 1994 г. № 260 «О введении в дейст­вие Наставления по организации работы городских, район­ных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте».

15. Приказ МВД РФ № 420 от 14 сентября 1993 г. "О мерах по совершенствованию организации работы городских, рай­онных органов внутренних дел и линейных органов внут­ренних дел на транспорте".

16. Приказ МВД РФ № 252дсп – 97г. «Об утверждении нормативных актов, регламентирующих вопросы инспектирования органов внутренних дел».

17. Тихомиров Ю.А. «Управленческое решение», М., 1972.

18. Туманов Г.А. «Организация исполнения управленческих решений». В кн.: «Основы научной организации управления и труда в ОВД». М., Юридическая литература. 1974.

19.  Чекалин К. С. «Контроль деятельности советской мили­ции». М., 1976.

20.  Шелякин Н.Д. «Организационные и правовые проблемы контроля в МВД, УВД». Диссертация; Академия МВД СССР; 1977.

21.  Шелякин Н.Д. «Организация и осуществление начальни­ком ГРОВД контроля за оперативно-служебной деятельно­стью подчиненных».М., Академия МВД РФ; 1994.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...