Контроль — это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Под контролем понимают систему регулярной проверки состояния и результатов функционирования организации, ее отдельных элементов, внешнего окружения. Контроль различается по объектам, степени их охвата (сплошной или выборочный); необходимости их разрушения при этом; по субъектам, которые его осуществляют; по интенсивности (нормальный или усиленный). В системе управления контроль решает несколько задач. Во-первых, позволяет заранее обнаружить во внутренней или внешней среде фирмыфакторы, которые могут оказать влияние на ее деятельность, а также необходимым образом подготовиться и своевременно на них отреагировать. Во-вторых, помогает отслеживать недостаточно четко выраженные тенденции развития, их направление и глубину и создавать более обоснованные планы. В-третьих, позволяет своевременно выявить нарушения, ошибки, промахи, оперативно их предотвратить или устранить. В-четвертых, дает возможность выявить резервы. В-пятых, обеспечивает установление и поддержание в системе управления обратной связи. В-шестых, позволяет оценить работу персонала за определенный период, эффективность и надежность системы управления. Контроль осуществляется в соответствии с определенными принципами, к которым можно отнести: 1) охват основных сфер деятельности организации и процессов, протекающих в ней; 2) непрерывность, обусловленная соответствующим характером производственной и хозяйственной деятельности (в ряде случаев контроль может осуществляться эпизодически); 3) привлечение к осуществлению контроля всего персонала организации или его значительной части; 4) наличие четкой стратегической направленности, задаваемой основными приоритетами развития организации;
5) увязка с процессом планирования и преобразований в организации, ее структуре, системе управления; 6) гибкость, приспособление к происходящим изменениям, что обеспечивает его высокое качество и действенность; 7) своевременность, позволяющая устранять нарушения, прежде чем они примут опасные размеры; 8) ориентированность на конкретные результаты, повышение эффективности и качества работы фирмы, поддержку нового; 9) экономичность, предполагающая, что выгоды, приносимые контролем, должны превышать затраты на его проведение (противное свидетельствует о том, что он не улучшает степени владения руководством реальной ситуацией): 10) индивидуализированность, нацеленность на конкретные процессы, результаты, лиц (требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе); 11) максимальная прозрачность, открытость, гласность, объективность, доброжелательность, исключение слежки за людьми, поиска «козлов – отпущения», создание благоприятного морально-психологического климата; 12) соответствие характеру контролируемого процесса; 13) регулярное подведение итогов контроля, своевременное проведение корректирующих мероприятий, поощрение отличившихся и наказание нерадивых. В процессе контроля могут иметь место объективные и субъективные ошибки. К ним можно отнести: контроль по случаю, не упреждающий отклонения, а осуществляемый им вдогонку; тотальный контроль, порождаемый несамостоятельностью и иждивенчеством людей; поверхностный контроль из недоверия или для проформы, например за отлучками с рабочего места, и пр.
Читайте также: B) Гибкое сочетание административных и экономических начал с целью обеспечения экономического роста. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|