Рекомендации по самостоятельной работе
Используя выше изложенные методики расчета производственной мощности и производственной программы на практических занятиях или самостоятельно выполнить соответствующее задание по формированию производственной программы и определению производственной мощности по варианту, который задается преподавателем.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 Деловая игра «АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ»
Цели деловой игры 1.Разработка алгоритма решения управленческих проблем. 2. Приобретение практики коллективной выработки управленческих решений. Общие положения Задача перестройки мышления хозяйственных руководителей побуждает к поиску методического инструментария, который бы обеспечивал блокирование особенностей мышления, мешающих решению современных проблем, способствовал бы ускорению мышления руководителей. Другими словами, необходимо создание своего рода алгоритма решения управленческих проблем (АРУП), т. е. последовательности умственных действий руководителя, приводящих к решению проблем организационно-управленческой деятельности. Создание АРУП облегчит руководителям нахождение решения проблем, сократит поле поиска решений; Предлагаемая деловая игра позволит ее участникам определить логически обоснованную последовательность действий хозяйственных руководителей при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоить технологию групповой работы, выделить ситуационного лидера, убедиться, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.
Исходная информация
Как известно, искусство руководителя состоит в том, чтобы вовремя оценивать проблемы и намечать путь к их решению. Недаром говорят: «Кто не предвидит проблем, тот не управляет».
В своей практической деятельности вы постоянно сталкиваетесь и решаете проблемы организационно-управленческой деятельности. Сейчас вам предлагается то, что вы делаете на практике при решении проблем, представить в виде алгоритма, т. е. в определенной последовательности умственных действий. приводящих к решению хозяйственных проблем. Ваша задача состоит в том, чтобы определить последовательность выполнения руководителем действий, представленных в бланке участника игры. На бланке участника игры (см. табл. № 4.1) в гр. 3 «Индивидуальная оценка» обозначьте очередность действий при решении проблем, начиная с № I до № 18. При групповой работе то же обозначение проставьте в гр. 4 «Групповая оценка». После объявления руководителям игры эталонной последовательности действий и заполнения гр. 5 «Эталон» рассчитайте и заполните гр. 6—8. Таблица 4.1. Бланк участника игры.
Таблица 5.2 Распределение прибыли механосборочного цеха по нормативам.
Таблица 5.1
Краткая технико-экономическая характеристика механосборочного цеха
Методические рекомендации и порядок проведения Деловой игры
Преподаватель (руководитель игры) ставит задачу на игру, объясняет исходные условия игры и задачи участников.
Каждый участник игры принимает самостоятельное решение по разработке АРУП, вырабатывает собственное мнение на основе практического опыта решения проблем. Каждая играющая команда путем взаимных консультаций вырабатывает общее мнение по разработке АРУП. Одни из членов играющей команды (ситуативный лидер), докладывает и отстаивает мнение своей команды Правила игры: из 18 действий, обозначенных в бланке играющего, надо последовательно составить алгоритм решения управленческих проблем, для чего необходимо пронумеровать действия порядковыми номерами, начиная с 1 до 18; сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с остальными игроками. На все неясные вопросы отвечает только руководитель игры. Каждый игрок окончание работы обозначает поднятой рукой; затем все игроки разбиваются на команды по 5—7 человек в зависимости от общего количества играющих и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное мнение относительно АРУП. Команды между собой мнениями не обмениваются. Решение задачи обозначается поднятием руки; представитель команды, докладывая групповое решение, имеет право защищать его логическими доводами; руководитель игры фиксирует время принятия решений как индивидуальных, так и групповых. Модель игры. Руководитель объясняет исходную ситуацию и правила игры. На аудиторной доске можно воспроизвести несложный рисунок. Игрокам раздаются бланки участника игры. Устно даются необходимые пояснения к ним. Участники игры принимают решения по поставленной задаче индивидуально, а затем коллективно – по группам. Представитель каждой группы докладывает принятое решение и его логическое обоснование. Руководитель на основании личных наблюдений анализирует работу играющих, объявляет результаты, поощряет победителей. Регламент игры. Игра проводится в один цикл. Приближенное время этапов игры: введение в игру (объяснение руководителя) —15 мин; индивидуальные решения участников — 30 мин; коллективные решения участников —30 мин; подведение итогов и объявление результатов— 1.5 мин.
Эталонный алгоритм решения управленческих проблем
1. Отклонение фактического состояния системы управления от желаемого. 3. Определение существования проблемы. 3.Формулирование проблемы. 18. Построение проблемы. 18. Оценка новизны проблемы. 6. Определение причин возникновения проблемы. 7. Установление взаимосвязи с другими проблемами. 8. Оценка степени полноты и достоверности информации о проблеме. 9. Определение разрешимости проблемы. 18. Разработка вариантов решения проблемы. 18. Выбор критерия оценки вариантов решения. 18. Оценка вариантов решения. 13. Выбор решения. 14. Оформление решения. 15. Постановка задач исполнителям. 16. Документальное оформление задач. 17. Организация выполнения решения. 18. Контроль выполнения решения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|