Подведение итогов деловой игры
Руководитель игры сравнивает индивидуальные и коллективные решения по разработке АРУП с эталоном, объявляет результаты игры, анализирует групповую деятельность ее участников, соотнося ее с результатами. Критерии оценки: время решения задачи; правильность решения задачи - суммарная ошибка в решении задачи при индивидуальной и групповой работе. За правильное решение принять эталонный алгоритм решения управленческих проблем. Каждая конкретная ошибка вычисляется как разница номеров действий (этапов) принятия управленческого решения. Например, по эталону «Выбор решения — № 13», а мнение играющего «Выбор решения — № 9», следовательно, ошибка равна 4 единицам (без учета знака). Единым критерием является сумма очков. Время работы эквивалентно очкам из расчета: I мин—3 очка. Одна ошибка в решении задачи дает 1 очко. В индивидуальном и коллективном зачетах побеждает тот, кто набирает наименьшее количество очков. Например, при сравнении результатов двух играющих получаем, что первый затратил 15 мин и допустил суммарную ошибку 18, а второй затратил 10 мин и допустил суммарную ошибку 22. 3а основу расчета принимаем 10 мин. Тогда первый игрок набрал 18+(15—10)-3==33 очка, а второй—22.Выиграл второй. Аналогично сравнивается групповая работа. Каждое нарушение правил игры штрафуется двумя очками
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 ДЕЛОВАЯ ИГРА «ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИИ ЦЕХА»
Цели деловой игры Выявить поле проблем, связанных с перестройкой деятельности механосборочного цеха машиностроительного завода, в новых условиях хозяйствования. Способствовать выработке у студентов практических навыков выявления проблем, их анализа и принятия решений
Способствовать выработке у студентов навыков разработки стратегии предприятия. Общие положения Современный цех представляет собой сложный комплекс управления. Задачи, которые сегодня стоят перед руководством цеха и аппаратом управления, сложны и ответственны. Их деятельность сосредоточена там, где решается судьба производственных планов. Аппарат управления цеха активно воздействует на мобилизацию коллектива на выполнение производственных планов, формирование общественных отношений, активизацию человеческого фактора, создание нормального психологического климата в коллективе. В настоящее время руководителям цехов и аппарату управления отводится важная роль в определении новых проблем, установлении причин их возникновения н нахождения способов их разрешения. Успех дела зависит от того, насколько линейные руководители цеха и функциональные службы: представляют себе изменения в хозяйственном механизме; в какой степени они владеют основными принципами хозяйственного расчета и самофинансирования, современными методами анализа технических, экономических, управленческих н социальных процессов, происходящих в цехе; какой обладают способностью правильно оценивать создавшееся положение и определять меры разрешения проблем до наступления критической ситуации. Практика показывает, что процесс решения проблем занимает значительную часть времени руководителя цеха и аппарата управления.
Исходная информация
Механосборочный цех выпускает арматуру, задвижки и запчасти по 75 модификациям в количестве от 1 до 90 шт. в год. Общее количество изделий -1250 шт. в год. Номенклатура цеха постоянная. Характер производства -единичный, мелкосерийный. Коэффициент сменности — 1,2. режим работы цеха - двухсменный. Цех имеет пять участков. Оснащенность участков технологическим оборудованием позволяет выполнять производственную программу. Однако обеспеченность заготовками неудовлетворительная. Поставляются они неритмично и с большими отклонениями от ГОСТов. Корпуса изделий на 25—35 % поступают со скрытыми металлургическими дефектами, которые выявляются только в процессе производства, что значительно влияет на увеличение трудоемкости изделий за счет дополнительной наплавки и механической обработки.
Выпуск товарной продукции в первой декаде—7%. во второй — 15, в третьей — 78 %. За последние годы участились случаи нарушения трудовой дисциплины. За счет непроизводительных расходов себестоимость товарной продукции в 2017 г. возросла на 15 % по сравнению с плановой. За последние три года цех выполнял месячный план всего 7 раз: в 2015 г.—З раза; в 2016 г. — 2 раза; в 2017 г. — 2 раза. Постоянное невыполнение производственного плана порождено технической отсталостью оборудования, несвоевременностью поставок заготовок и комплектующих изделий, низким уровнем сменно-суточных заданий, слабой исполнительской дисциплиной и высокой текучестью рабочих кадров, особенно станочников, где текучесть составила в 2004 г. 27 %. Из имеющихся в цехе 215 рабочих мест соответствуют установленным требованиям всего 115. Наиболее узкими местами являются механические участки. В цехе не уделяется должного внимания развитию коллективных форм организации труда. Бригадными формами организации труда охвачено около 45 % рабочих. На хозяйственном расчете работают 25% бригад. На 2017-2020 гг. цеху планировались высокие темпы роста товарной продукции. Все это необходимо осуществить в условиях выполнения рыночной стратегии. За последние три года в цехе сменилось четыре начальника цеха, семь мастеров.
Методические рекомендации и порядок Проведения деловой игры
Преподаватель объясняет слушателям цель и задачи деловой игры: 1) разработать алгоритм разрешения проблем, сложившихся в цехе; 2) провести анализ: организационной структуры управления цехом; системы планирования, учета и отчетности; использования основных фондов и др.; 3) разработать комплекс мер по выполнению стратегии;
4) сделать расчет распределения прибыли на три года (см. табл. 5.2.); 5) определить объемы финансирования комплексных мероприятий и источники их покрытия; 6) определить плановые и оценочные показатели производственной и хозрасчетной деятельности участков и бригад; 7) определить последовательность реализации намеченных мероприятий; 8) определить эффективность предлагаемых мероприятий. Учебная группа разбивается на подгруппы, каждая не более 5—7 человек, анализирует исходную информацию и подготавливает проект комплексных мероприятий для обеспечения работы цеха в новых условиях хозяйствования. Руководителю следует серьезно подойти к вопросу формирования подгрупп. Условия состязательности должны быть примерно равными. Очень важно показать участникам игры, что после проведения данной деловой игры им предстоит решать подобные проблемы в своем цехе. На общем итоговом занятии учебной группы каждый руководитель проекта представляет свой вариант проекта. При нескольких подгруппах получается несколько альтернативных проектов. Оппонентами являются студенты других подгрупп и преподаватели, участвующие в проведении занятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|