Психологического исследования
Стр 1 из 30Следующая ⇒ Ясвин В.А. Психология отношения к природе. —М.: Смысл, 2000. — 456 с. Фундаментальная монография посвящена общепсихологическим и психолого-педагогическим аспектам отношения к живой природе и его формирования в онтогенезе, методам психологической диагностики этого отношения и способам его формирования и развития. Адресуется психологам, педагогам, экологам.
' В.А.Ясвин, 2000. 1 Издательство "Смысл", 2000. Издательство «Смысл» (ООО «НПФ "Смысл"»). Лицензия ЛР № 064656 от 24.06.1996. 103050, Москва-50, а/я 158. Тел./факс (095) 195-9328 е-таИ: тГо@5ту§1.ш. Подписано в печать 9.10.2000. Бумага офсетная №1. Печать офсетная. Формат 60x90/16. Гарнитура ТйпезЕТ.Усл. печ. л. 28, 5. Тираж 2000 экз. Отпечатано с готовых диапозитивов в типографии «Наука» Академ и здатцентра «Наука РАН» в ППП «Типография «Наука» 121099, Москва, Шубинский пер., 6. Заказ № 812 ОТ АВТОРА ПОЧЕМУ НАПИСАНА ЭТА КНИГА В детстве я мечтал стать зоологом, работать в заповеднике, «посвятить свою жизнь делу изучения и охраны природы». Эти мечты привели меня на биофак педагогического института, а затем, вместо заповедника, — в школьный класс, о чем, кстати, я никогда не жалел. Вскоре сложилось понимание того, что эффективное экологическое образование, как и охрана природы, требует соответствующего психологического сопровождения. Знакомство с методической литературой поставило больше вопросов, чем дало ответов: Что такое с психологической точки зрения «хорошее» отношение к природе? Каковы психологические механизмы его развития? Какова специфика отношения к природе в разные возрастные периоды? Как, в конце концов, педагогически управлять процессом развития этого отношения? и т.д.
Оказалось, что пока не выработана цельная, стройная психолого-педагогическая концепция экологического образования и охраны природы (существующие разработки не всегда согласуются друг с другом, а иногда отличаются даже внутренними противоречиями). Более того, экспериментальных исследований восприятия мира природы и развития отношения к нему оказалось очень мало. Так возникла «проблемная ситуация», решение которой растянулось для меня на долгие годы, а может быть, и на всю жизнь. Сегодня, ответив себе на некоторые из поставленных когда-то вопросов, я вижу смысл в том, чтобы поделиться этим с коллегами. благодаря кому написана эта книга Когда работа над рукописью завершена (хотя в это все еще трудно поверить), автору остается последняя, самая приятная 4 В.А.Ясвин. Психология отношения к природе миссия — выразить свою признательность людям, без помощи которых эта работа не могла бы вообще состояться. В первую очередь, я хочу поблагодарить моего коллегу кандидата психологических наук Сергея Дмитриевича Дерябо. Его яркий научный талант и полная включенность в проблему очень серьезно помогали мне на протяжении всего периода работы — от замысла и планирования исследований до редактирования рукописи. Я благодарю также доктора психологии и педагогики директора Латгальского зоопарка Михаила Францевича Пупинына за постоянный интерес к моей работе, ее критическую и в то же время доброжелательную экспертизу и, отдельно, — за прекрасные иллюстрации. Профессору Алексею Васильевичу Воробьеву и профессору Иманту Плотниексу я глубоко признателен за многолетнюю организационную поддержку моих исследований. Доктору психологических наук Михаилу Юрьевичу Кондратьеву я искренне благодарен за плодотворные консультации, в процессе которых решались не только конкретные научные вопросы, но и намечались новые стратегические направления исследовательской работы.
Мое искреннее восхищение точностью проникновения в суть содержания данной работы и предложенным в связи с этим английским эквивалентом ее названия «Огееп Р$усЬо1о§у» адресуется доктору психологических наук Дмитрию Алексеевичу Леонтьеву, которого, вместе с супругой Еленой, я также благодарю за постоянно оказываемое мне гостеприимство. За гостеприимство и моральную поддержку я признателен также доктору психологических наук Виктору Ивановичу Панову и его супруге Элле. Проведение масштабных экспериментальных исследований было бы немыслимо без помощи студентов Даугавпилсского педагогического университета и Московского городского психолого-педагогического института. Всем своим добровольным помощникам я приношу огромную благодарность. Особенно я признателен своим студентам (а теперь уже уважаемым коллегам!): Елене Агафоновой, Виктории Васильевой, Татьяне Великовской, Ладе Гуляницкой, Евгении Едигаровой, Ирине Лескиной, Иоланте Назаровой, Вадиму Олехновичу, Елене Шутовой, Алине Черняк. Наличием экспериментальных данных из дальних регионов России я обязан директору ЭкоЦентра «Заповедники» Наталье Романовне Данилиной и координатору образовательных программ этого Центра Виктории Яковлевне Синициной, а также Людмиле отавтора______________________________________________ ^ Бастраковой из Лапландского заповедника, Татьяне Ширяевой из Костомукшского заповедника и Вере Байлагасовой из Катунс-кого заповедника. Учителя биологии Калупской школы-интерната Владимира Леонидовича Матвеева я благодарю за «проведение испытаний» эколого-психологического тренинга и его взыскательную педагогическую оценку. За техническую помощь в подготовке рукописи я признателен Янине Авсюкевич, Вячеславу Филатову, Александру Барбакадзе, Ольге Лавриненко, Валдису Малниексу, Виталию Ращевскому, Эрику Следевскому, а также Аркадию и Эрнесту Сологубам. Особая благодарность моей супруге Валентине Иосиевне за неистощимое терпение и моральную поддержку в трудных ситуациях, а детям Маргарите и Яну за понимание «важности папиной работы» и щадящее отношение к столь привлекающим листам бумаги на рабочем столе.
Даугавпылс— Москва Витольд Ясвин часть I МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ Можно было бы говорить об «экологической психологии», но такая специальная отрасль находится еще в стадии рождения. Михал Черноушек «Психология жизненной среды» глава I. экологический кризис и ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА 1.1. Психология в системе наук, изучающих
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|