Развития отношения человека
К МИРУ ПРИРОДЫ Наблюдая птиц и зверей, понял их язык. Он тогда еще осознал необходимость сотрудничества с Природой. Сунь Лутан «Ба-гуа цюанъ сюэ»
глава IV. межвидовая коммуникация НОМО 8АР1Е^ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ К РАЗЛИЧНЫМ ЖИВОТНЫМ 4.1. мировоззренческое значение проблемы коммуникации животных В работе «Биология десяти заповедей» немецкий исследователь В.Виклер подчеркивает, что у человека изначально действие библейского принципа «возлюби ближнего, как самого себя» зависит от того, относит ли он другого к "ближним" или же к «чужакам»: «заповедь любви к ближнему становится проблематичной, с°гда приходится рассматривать в качестве «ближних» чужих или Даже врагов» (цит. по Каган, 1988, с. 167—168). Иными словами, )ИнДипиальным для действия этических норм и правил является •шор того или иного полюса в дихотомии: «мы — они», «свой — У^кой», «похож на меня — не похож на меня». 4-812 98 аспекты развития отношения человека к миру природы межвидовая коммуникация.. 99
Следовательно, чтобы почувствовать в другом «ближнего» и, соответственно, «возлюбить его», очень важно, чтобы другой был как можно больше похож на нас -- морфологически, функционально, социально. В этом плане ключевое значение имеет возможность или невозможность понимать другого, для чего необходима определенная степень комплиментарности, взаимного соответствия нашей системы коммуникации и его. Таким образом, для того чтобы включение природных объектов в сферу действия этики проходило психологически естественно, необходимо, чтобы человек видел в них как можно больше «человеческого». АТиляров ставит вопрос: «Распространяется ли человеческая мораль на другие виды?» — и, отвечая на него, констатирует: «Да, распространяется, но, конечно, только частично и на одни виды в большей степени, чем на другие... Убийство любого животного, даже вынужденное, для каждого нормального человека связано с некоторым содроганием. Однако тот внутренний порог, через который надо перейти, убивая муху или лягушку, мышь или собаку, наконец, обезьяну, будет различен. Обычно, чем выше на эволюционной лестнице стоит животное, или точнее сказать, чем ближе оно к отряду приматов и особенно к Ното 8ар1еп8, тем больше защитников у него найдется и тем большее число людей сочтет его убийство аморальным.
В тонкостях эволюционного положения того или иного вида могут разобраться только специалисты, да и то далеко не всегда; что же касается массы не искушенных в зоологии людей, то для них отношение к какому-либо конкретному животному определяется прежде всего его приятностью, "симпатичностью"» (1997, с. 128). Проблема сравнения коммуникации животных и человека не^ разрывно связана со столь сложной, по выражению Е.Н.Панова, проблемой, «как эволюция человеческого языка и интеллекта Б их связи с эволюцией поведения других обитателей нашей планеты. В этой "горячей точке" столкновения и взаимопроникновения гуманитарных и естественных наук не место мирному согласию и самоуспокоенности ученых» (1981, с. 10), ведь человеческий язык составляет основу демаркационной линии, отделяющей людей от животных. Особая сложность данной проблемы подчеркивается также В.П.Алексеевым: «Генезис любого явления - - процесс чрезвычайной сложности, на который влияют многие факторы, тем более сложен генезис такого сложного явления, как человеческая речь» (1984, с. 180). Без преувеличения можно сказать, что все ученые, занимающиеся происхождением языка человека, не об- ходились без анализа коммуникативного поведения животных (Алексеев, 1984; Леонтьев, 1963; Леонтьев, 1972; Линблад, 1991; Лоренц, 1978; Лурия, 1972; Павлов, 1975; Панов, 1980; Фирсов, 1974 и др.)-
На протяжении последних ста лет умы психологов и этологов занимал ключевой вопрос: «Способны ли животные к психологической деятельности, подобной человеческой, или же они просто бессмысленные автоматы?» При этом разброс мнений включает в себя весь спектр возможных вариантов от одной крайности до другой. По меткому замечанию Д.Мак-Фарленда: «Создается впечатление, что по мере того, как увеличиваются наши знания о поведении животных, различия между человеком и животными начинают сокращаться» (1988, с. 440). Ранее, например, считалось, что только человек способен создавать и использовать орудия, однако, теперь известно немало достоверных случаев подобных способностей среди животных. Наиболее яркие примеры в этом плане представляют галапагосский дятловый вьюрок и шимпанзе. Вьюрок отыскивает насекомых в трещинах древесной коры, используя для этого колючку кактуса, которую он держит в клюве (Дьюсбери, 1981). Наблюдения за дикими шимпанзе доказывают, что для добывания пищи они пользуются палками, прутиками и стеблями травы. При добывании термитов обезьяны используют тонкие стебельки, которые видоизменяют так, чтобы они более подходили для предназначенной им функции, например, обкусывают слишком тонкие кончики травинок (Лавик-Гудолл, 1974). Шимпанзе также используют палки для добывания меда из пчелиных гнезд и выкапывания растений со съедобными корнями; листья -в качестве губки, чтобы достать питьевую воду из древесного дупла, а также для чистки отдельных частей тела (Мак-Фарленд, 1988). Несмотря на многочисленные житейские и научные свидетельства сложного поведения некоторых животных, их способности к адекватному взаимодействию с человеком, ученые продолжают как бы стесняться говорить «всерьез» об общении людей с животными, оставляя ЭТУ проблему для писателей, которые «могут себе позволить» иметь Дело с проблемой, носящей столь субъективный характер. Такого рода сомнения отражены, например, во вступлении Н.Романовой к ее книге «Дайте кошке слово»: «Смотрю я на своего кота и Думаю: удастся ли мне написать то, что я хочу, что задумала напить, потому что это вовсе не о коте я буду писать, а о том, что сидит внутри нас, сидит как гвоздь, как заноза — и вытаскивать жутко и
100 аспекты развития отношения человека к миру природы межвидовая коммуникация... 101 I
оставлять опасно. Это я о том, что мы чувствуем, знаем — вроде оно так, как мы чувствуем, как говорим друг другу, но при этом сами же усмехаемся, ожидая усмешки слушателей. Это я все о том, о чем иногда страшно и подумать, если подумать всерьез. И даже не с научной точки зрения (хотя и с научной получается то же самое), а так, по-житейски представить себе, что животные, нас окружающие, вовсе не так уж глупы, как мы предполагали. И что ум их в той степени, в которой нужен им, даже, можно сказать, совершенен. И чувствуют они подчас так много, так разнообразно и так сильно, что человек, если он все это поймет наконец и поверит в это, — что же он будет делать тогда? Ведь человек — это Человек, и от всех он отличается тем, что способен себя обуздать, и поправить, и решить, и выполнить» (1996, с. 304-305). В таком контексте все больше возрастает значение сравнительных исследований в области коммуникации человека и животных. При этом, по утверждению Д.Мак-Фарленда (1988), с одной стороны, на исследователей «давят» антропоцентрические чувства, затуманивающие представления о возможности существования языка у животных, а с другой стороны — соблазн рассматривать несомненные способности шимпанзе к элементарному языковому поведению (которое будет нами далее рассмотрено подробнее) не только и не столько в качестве доказательства исключительных возможностей психики антропоидов, сколько для подтверждения мысли о реальности существования языков, в чем-то подобных человеческому, у животных «вообще». Последняя тенденция подчеркивается, в частности, В.А.Звегинцевым: «"Языки" животных обычно выступают хаотически сваленными в одну кучу. Это молчаливо предполагает, что они не могут иметь качественных различий между собой и при противопоставлении человеческому языку выступают как однородная масса» (1968, с. 175). М.С.Каган также отмечает, что «нередко мысль ученых продолжает двигаться в пределах метафизической альтернативы: либо абсолютное противопоставление человека животному, социального -— биологическому, либо их отождествление» (1988, с. 168). Таким образом, избегая, по возможности, вышеупомянутых крайностей, попытаемся рассмотреть особенности коммуникативных систем животных и человека. Однако, прежде чем перейти к непосредственному анализу проблемы, предстоит преодолеть еще один барьер — терминологический. Во многих случаях употребление в этологической литературе терминов: «взаимодействие», «коммуникация», «язык», «общение» не отличаются строгостью и четкостью, если не сказать — просто запутано. Больше ясности в]
употреблении терминов: «речь», знак», «символ» -- однако, не помешает определиться и в отношении использования последних. 4.2. терминологические трудности описания процессов взаимодействия в мире животных Как, безусловно, справедливо отмечает Н.А.Тих: «Ввиду отсутствия какой-либо специальной терминологии, для обозначения сложных форм жизнедеятельности животных обычно используется лексикон, выработанный в психологии и в обыденной жизни. В то же время все сознают связанную с этим определенную опасность, действительно сказавшуюся в свое время в концепции биологов-антропоморфистов» (1970, с. 16). В интересующем нас аспекте понятие «коммуникация» (от лат. соттитсо — делаю общим, связываю, общаюсь), в самом общем смысле, используется как «сообщение, общение» (Ожегов, 1987, с. 247), «акт общения, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц» (Словарь иностранных слов, 1990, с. 246). В психологии коммуникация понимается как «смысловой аспект социального взаимодействия» (Психология. Словарь, 1990, с. 168), а коммуникация у животных — как «передача информации от одной особи к другой» (там же, с. 169), причем это понятие отождествляется с «языком животных». Термин «коммуникация» был заимствован биологами из теории информации, которая формулирует его следующим образом: коммуникация — это связь между переменными, осуществляемая любыми средствами (сознательно или бессознательно) и приводящая к взаимному уменьшению неопределенности. При этом под словом «переменные» биологи понимают животных, под словами «уменьшение неопределенности» — увеличение предсказуемости поведения взаимодействующих особей. Однако, в отношении животных остается открытым вопрос о случайной (или бессознательной) и намеренной (или сознательной) передаче информации. В первом случае под коммуникацией Должен пониматься любой процесс, посредством которого любое поведение одной особи влияет на поведение других особей. Во тором — лишь определенное поведение животного может считаться сообщением, иными словами, это такая передача сигнала г одного живого организма к другому, во время которой отправить специально вкладывает в свой сигнал определенное значе-
102 аспекты развития отношения человека к миру природы межвидовая коммуникация.. 103
ние, а получатель сообщения принимает соответствующее решение. «Кроме того, при этом, втором, толковании передаваемая животными информация может быть разделена на ту, которую животное-отправитель вкладывает в сигнал, и ту, которую животное-получатель из него извлекает. Соответственно, их можно назвать сообщением и смыслом» (Константинов, Мовчан, 1985, с. 30). Английский исследователь О.Меннинг также подчеркивает, что определение значения слова «коммуникация» по отношению к поведению животных — «это не совсем простая задача. Подобно многим словам, используемым и в технике, и в обычной речи, благодаря постоянному употреблению оно вобрало в себя несколько различных значений» (1982, с. 102). Далее он указывает, что при наиболее широком определении, коммуникация -- это любая передача информации; однако, используя столь широкое определение, не удается выявить различия, которые очень важны при изучении биологических объектов. Он предлагает сузить определение коммуникации, связав его с понятием «намерения». Иными словами, коммуникативный сигнал — это такой сигнал, который специально предназначен для изменения поведения другой особи. Но это не означает, что сам отправитель сигнала обязательно действует целенаправлено: специальное коммуникативное значение сигнала обусловлено эво-люционно. Такой подход отражает взаимную приспособленность отправителя и получателя сигнала. Итак, с точки зрения О.Мен-нинга, коммуникация - - это система специально развившихся социальных сигналов. При этом не следует ограничивать коммуникацию передачей информации между особями одного вида. Некоторые морфологические элементы цветов специально служат для передачи информации насекомым; звуки, издаваемые гремучей змеей, информируют всех ее потенциальных врагов (в том числе и человека). Но не все исследователи процесса коммуникации у животных разделяют такой подход. Например, по определению С.Альтмана, коммуникация в сообществе представляет собой процесс, посредством которого поведение одной особи влияет на поведение других (А1Шапп, 1962). Таким образом, вопрос состоит в том, относить ли к коммуникации только сигналы, специально предназначенные для изменения поведения другой особи, или все сигналы, оказывающие воздействие на ее поведение. Эти два подхода существенно отличаются: изучая коммуникацию в сообществе резусов и описывая их зрительные сигналы, ученые, исходящие из определения О.Меннинга, выделили только 22 таких сигнала, а С.Альтман — целых 50.. Термин «общение» определяется как «взаимные сношения, деловая или дружеская связь» (Ожегов, 1987, с. 376), «сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека... осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера» (Психология. Словарь, 1990, с. 244). Нетрудно заметить, что приведенные словарные определения составлены из нескольких смысловых элементов: собственно определение феномена; причины, обусловливающие возникновение данного феномена; его психологические функции. Если рассматривать отдельно собственно определения общения: «взаимные сношения», «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов», «осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие» — то, очевидно, такие формулировки вполне приемлемы для обозначения соответствующих процессов как у человека, так и у животных. Если же опираться на «полные» формулировки, то, строго говоря, термин «общение» может быть использован только в отношении человека, а по отношению к миру животных носит образный, метафорический характер. Тем не менее, даже в самых серьезных этологических публикациях нередко можно встретить Сражение «общение животных» (Панов, 1970; Кряжев, 1955 и ДР-)- При этом «под общением в животном мире принято понижать влияние поведения одного животного на поведение другого» (Биоакустика, 1975, с. 185). Однако, часто встречаемое отождествление понятий «коммуникация» и «общение» можно считать оши-'°чным (Каган, 1988). Как уже отмечалось, коммуникация у животных отождествится с понятием «язык животных» (Психология. Словарь, 1990). том смысле «язык» понимается как «система знаков (звуков, и т.д.), передающих информацию» (Ожегов, 1987, с. 794). 104 аспекты развития отношения человека к миру природы межвидовая коммуникация. 105
В.П.Алексеев обращает внимание на определенное смешение понятий «язык» и «речь», подчеркивая при этом «общественный характер языка и личностный, индивидуальный характер речи. Язык — это средство коммуникации общества, речь — это язык индивидуума» (1984, с. 181). Характерно, что при всей распространенности в литературе выражения «язык животных», словосочетание «речь животного» никем из авторов не употребляется. Это обстоятельство обусловлено, по-видимому, тем фактом, что с понятием «язык», по крайней мере в отношении человека, связывается не только функция коммуникации, но и функция мышления. Соответственно, как отмечает В.А.Звегинцев (1968), «язык» в общем житейском смысле включает в себя собственно «язык», который есть не что иное, как система символического описания внешнего мира, и «речь», служащую для реализации языковых символов в акте общения. То есть именно речь в большей степени, чем язык, связывается с сознанием — высшей психической функцией человека, что, в свою очередь, заставляет ученых избегать использования выражения «речь животного». Наиболее общим понятием, обозначающим те или иные контакты между живыми существами (как между животными или между людьми, так и между человеком и животным), следует считать понятие «взаимодействие». Взаимодействие определяется в психологии как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь... Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур» (Психология. Словарь, 1990, с. 51). Представляется, что понятие «взаимодействие» позволяет, в частности, терминологически строго выйти из противоречия, описанного при обсуждении термина «коммуникация». Если речь идет о процессе влияния поведения одного индивида на поведение другого, то такой процесс может быть без сомнения определен как взаимодействие. В случае же «целенаправленного» социального сигнала — речь идет о процессе коммуникации*. Именно таким образом употребляются термины «взаимодействие ' Такого понимания коммуникации и придерживаются О.Меннинг (1982) и Р.Хайнд(1975). между особями» и «коммуникация животных» в монографии дДьюсбери (1981), который рассматривает, наряду с коммуникацией, и такие виды взаимодействия, как агонистическое поведение (драки, оборона, бегство и т.д.), социальное облегчение (эффект присутствия другой особи), подражание, кооперацию, конкуренцию и аффилиацию (стремление находиться вместе). Таким образом, отмечая реально существующее в научной литературе смешение понятий «коммуникация животных», «общение животных», «язык животных», следует признать наиболее корректным при анализе систем установления контактов и передачи информации у животных употребление термина «коммуникация», рассматривая ее как один из видов взаимодействия между особями. 4.3. взаимное соответствие коммуникационных систем человека и животных Как уже говорилось, для того чтобы на какой-то природный объект могло быть распространено действие этических норм, необходима возможность устанавливать с ним взаимопонимание, которое в большой мере обусловлено комплиментарностью, взаимным соответствием систем коммуникации человека и данного природного существа. В общем виде коммуникационную связь можно рассматривать как совокупность трех основных элементов: источника сообщения, приемника и канала связи. Основная функция источника сообщения -- создание сигналов, несущих в себе некую информационную нагрузку. Основная задача приемника — выделение из принятого сигнала какой-то информации, иначе говоря, сопоставление характеристик воспринятого сигнала с некоторой системой, хранящейся в памяти. Варьирование физических характеристик сигналов зависит также от свойств канала связи, накладывающих свое влияние на свойства сигнала (Константинов, Мовчан, 1985). Сигналы являются важнейшим основанием для классификации коммуникационных систем. Такие классификации в болыпин- е случаев базируются именно на специфике происхождения и 1еханизмов действия сигналов: звуков, зрительных поз и телодвижений, запахов и т.п. Выделяются сигналы: оптические, 1кУстические, тактильные, термические, электромагнитные, хи-ические, биоритмические и т.д. 106 аспекты развития отношения человека к миру природы межвидовая коммуникация... 107
При рассмотрении способов коммуникации среди животных было обнаружено, что различные их группы более или менее специализированы по типам используемых сигналов в зависимости от степени развития у них тех или иных органов чувств. Существует также общая корреляция между свойствами сигнала и функцией, которую он выполняет (Меннинг, 1982). Тактильный канал коммуникации. Осязание ограничено в своих возможностях передачи информации, а во многих случаях это — главный из каналов коммуникации*. Тактильная коммуникация несомненно доминирует в общественном взаимодействии у многих беспозвоночных. Например, в колониях термитов у слепых рабочих, которые никогда не покидают подземных тоннелей (Брайен, 1986), или у дождевых червей, которые ночью выползают из нор для спаривания. Тактильная коммуникация сохраняет свое значение и у многих позвоночных. Те, кому доводилось видеть, как пара попугаев в клетке нежно перебирает друг другу перышки, думается, не сомневаются в коммуникативной функции этой формы поведения. Общественные млекопитающие (львы, ластоногие, грызуны) проводят значительную часть времени в физическом контакте друг с другом. Расчесывание шерсти у другой особи осуществляется в знак подчинения и отсутствия агрессивных намерений, служит надежным признаком бесконфликтных отношений. Лишение тактильных форм контакта в раннем детстве приводит у взрослых обезьян к тяжелым невротическим нарушениям. «Взаимное поглаживание, забота о теле и шкуре как очень распространенные формы тактильной коммуникации, по-видимому, также играют важную роль при формировании представления о себе. Они могли бы быть основой того ориентированного на схему тела представления о себе, которое, несомненно, имеется у высших обезьян (шимпанзе, например, узнают себя в зеркале)» (Клике, 1983, с. 80). В коммуникативной системе человека тактильный канал, конечно, не имеет ведущего значения. Тем не менее, в определенных ситуациях, именно тактильная коммуникация выступает на первый план. Велика ее роль в сфере сексуальных отношений, а также на ранних этапах онтогенеза, когда тактильные контакты ребенка с родителями (и в первую очередь, с матерью) совершенно необходимы для нормального развития психики. Тактиль- * Часто осязание тесно связано с химической чувствительностью: большинство общественных насекомых передают информацию, в основном, путем комбинации тактильных и химических сигналов. ная депривация ребенка обусловливает дефекты развития эмоциональной и даже когнитивной сферы, предопределяет невротические тенденции в формировании личности на более поздних стадиях онтогенеза (Лангмейер, Матейчек, 1984). Особое значение приобретает тактильный канал для слепых и слепоглухонемых людей. При этом значительно возрастает сензи-тивность, восприимчивость соответствующих перцептивных систем, а тактильный канал становится ведущим в системе коммуникации (Горелов, Енгалычев, 1991). Даже у здоровых людей, в результате специального тренинга, можно развить тактильные анализаторы таким образом, что у них резко возрастают возможности тактильного общения с партнерами, появляется новый источник получения сенсорной информации о других людях. Тактильная коммуникация у человека в значительной степени ритуализирована: рукопожатия, ритуальные поцелуи, объятия при прощании и встрече и т.п. Вообще, для людей характерна склонность к тактильным контактам при эмоциональном возбуждении: например, во время комедии в зрительном зале незнакомые люди могут, заливаясь от хохота, подталкивать друг друга плечами и даже хлопать по коленкам. В напряженных ситуациях люди также склонны теснее прижиматься друг к другу, браться за руки. Тактильные контакты у человека связаны с ощущением единства с группой (семьей, спортивной командой — словом, с партнерами по совместной деятельности). Тактильные коммуникативные сигналы могут играть значительную роль в установлении контактов человека с представителями класса млекопитающих. Когда ребенок гладит собаку или почесывает ее за ухом, а та в ответ лижет ему руки, между ними устанавливается психологическая близость как между членами одной «стаи». В процессе приручения диких животных важнейшим становится тот момент, когда животное разрешает до себя дотронуться. Зоологи, занимающиеся приручением животных, отмечают, в чаегности, что установлению доверительных отношений в особенности способствует совместный сон «в обнимку» (Линблад, 1983). В то же время, тактильная коммуникация человека с представителями других классов животных устанавливается в значитель- } меньшей степени, хотя, в отдельных случаях, может также Кграть определенную роль. Например, в ситуации, когда попугай °1Юв°м перебирает волосы на голове своего хозяина. Химический канал коммуникации. Он особенно хорошо развит ' насекомых и млекопитающих. К отрицательным сторонам хими- 108 аспекты развития отношения человека к миру природы межвидовая коммуникация.. 109
ческой коммуникации можно отнести трудность быстрого изменения сигнала, а также трудность точного воспроизведения стандартного запаха. В связи с этим, большинство химических сигналов используется для передачи одиночных, относительно стабильных сообщений. Многие млекопитающие маркируют территорию при помощи запаховых меток, часто концентрируя их на особых местах. Запах используется также для сообщений о состоянии самок млекопитающих в период размножения, сигнализируя об их готовности к встрече с самцом. Этот тип сигнала характерен также и для неоплодотворенных самок многих видов бабочек. При благоприятном ветре самцы могут улавливать такой запах за 4—5 км. Муравьи же применяют химические сигналы другого типа. Например, для сигнала тревоги ими используются летучие вещества, которые распространяются в радиусе 3—5 см и в пределах минуты распадаются до уровня концентрации, лежащего ниже порога обнаружения. Если бы эти вещества были устойчивыми, то точная локализация источника непосредственной опасности была бы невозможной (Мен-нинг, 1982). Поскольку обоняние человека (а соответственно, и способность к химической коммуникации) развито относительно слабо, то роль запахов в качестве коммуникативных сигналов у него невелика. В большинстве случаев, коммуникативную функцию выполняют не собственные запахи человека, а специально создаваемые для коммуникативных целей (например, духи); запахи, связанные с предметом деятельности (шофер пахнет бензином, медсестра — хлоркой и т.п.). Естественные запахи человека сохраняют определенную роль в сексуальной сфере. Известно также, что ряд заболеваний человека сопровождается соответствующим запахом, на чем строится, в частности, специальная система медицинской диагностики. Пожалуй, из всех коммуникационных сигналов обонятельные сигналы других животных наименее доступны как воспррштию со стороны человека, так и декодированию, интерпретации. Люди обычно ограничиваются разделением естественных запахов на «приятные» и «неприятные». Для человека большее значение в этом плане имеют скорее запаховые сигналы растений, эволюционно предназначенные для привлечения насекомых-опылителей, наряду с которыми к растениям «привлекаются» также и люди. Визуальный канал коммуникации. Связь при помощи зрительных сигналов характерна для позвоночных животных, а также головоногих моллюсков, т.е. для видов с хорошо развитым зрением. Характерно, что цветовое зрение универсально для всех групп животных, кроме млекопитающих, которые утратили его еще на ранней стадии филогенеза, когда их предки — ночные насекомоядные потеряли цветовосприятие, не дававшее им каких-либо преимуществ. (Исключение составляют лишь некоторые виды белок и приматы, сохранившие его.) Несмотря на наличие цветового зрения, зрительная коммуникация у членистоногих распространена, в общем-то, нешироко. В качестве примера можно привести зрительные сигналы в демонстрациях ухаживания у бабочек, манящих крабов и особенно светлячков (в последнем случае они могут действовать на очень больших расстояниях, поскольку применяются ночью) (Меннинг, 1982). Большую роль в коммуникации по визуальному каналу играют движения: жесты, позы и мимика. Исследователи поведения животных (Алексеев, 1984; Дьюсбери, 1981; Мак-Фарленд, 1988; Меннинг, 1982; Хайнд, 1975; Шовен, 1972 и др.) выделяют в качестве наиболее совершенной двигательной коммуникационной системы «танцы пчел», описанные лауреатом Нобелевской премии К.Фришем (1980). С помощью танцев после возвращения в улей пчелы передают другим особям разнообразную информацию о расстоянии до взятка и направлении на него. У многих других, значительно более развитых животных нет столь совершенной системы двигательной коммуникации, как у пчел, но у всех есть те или иные выразительные движения, несущие какую-то информацию. Причем у отдельных видов двигательная коммуникация играет в передаче сигналов главенствующую роль, а порой вообще является единственной. Для человека весьма значима двигательная коммуникация. Она, наряду с проксемической системой, регулирующей расстояние между партнерами и время контакта, и визуальным общением — «контактом глаз» (Андреева, 1980), входит в сферу невербальной коммуникации человека. Невербальная коммуникация — неотъемлемая и немаловажная сторона взаимодействия людей. На основе интерпретации невербального поведения раскрывается внутрен-ний мир партнера по общению, осуществляется формирование психологического содержания общения и совместной деятельно-сти. Невербальное поведение оказывается не только знаком пси-
110 аспекты развития отношения человека к миру природы хических состояний человека, но и способом их развития и фор. мирования (Мартынес, 1986). Интересно, что даже морфологические особенности человека эволюционно связаны со спецификой его невербальной комму-никации. По мнению Ч.Дарвина, отсутствие волос на значительной части лица человека (как, впрочем, и высших обезьян) привлекает внимание к глазам, мимике, играющим важнейшую роль при коммуникации. Необходимо особо подчеркнуть, что невербальные сигналы партнера, воспринимаемые человеком, подлежат не просто декодированию (как это имеет место у животных), а творчески интерпретируются, причем эта интерпретация в значительной степени детерминирована культурно-историческими условиями (Лабунс-кая, 1990). Но тем не менее значение двигательной коммуникации ограничено как у многих животных, так и у человека, поскольку ведущую роль у них играет аудиальный канал. Рассматривая коммуникационные сигналы приматов, В.П.Алексеев констатирует, что даже у высших обезьян не выявлено «сколько-нибудь активной и имеющей самостоятельное значение двигательной коммуникации или даже сигнализации, за исключением обычных жестов угрозы, позы подчинения и т.д.» (1984, с. 204). Анализируя роль двигательной коммуникации в процессе формирования человеческого языка, он приходит к выводу, что в филогенезе человека, «как и у животных, двигательные сигналы занимали место сопутствующего явления по отношению к нарождающейся звуковой речи и складывающемуся языку» (там же, с. 206). Но тем не менее при установлении контактов человека с различными животными (особенно ведущими групповой образ жизни) визуальный канал коммуникации оказывается основным. Это связано с тем, что у каждого вида ведущие способы коммуникации всегда наиболее специализированы и, соответственно, наименее доступны для декодирования другими: танцы пчел понятны только самим пчелам (и, пожалуй, еще Карлу Фришу). В то же время вспомогательные способы, которые менее совершенны передачи различных необходимых нюансов сообщений, намног более доступны для понимания другими, поскольку они нося относительно универсальный характер. Мы отлично понимае* собаку, когда она «приветливо» виляет хвостом или «боязлш поджимает его, показывает клыки, предупреждая о нападения «жмурится от удовольствия», когда ее чешут за ухом, и т.д. межвидовая коммуникация. .. Я.Линблад (1983) отмечает, что для установления контактов дикими животными целесообразно имитировать их позы, движения, мимику. Конечно, при этом следует избегать телесных проявлений, которые этими животными могут восприниматься как агрессивные (пристальный взгляд в глаза, любые резкие, неожиданные движения, например взмах рукой или быстрое изменение позы). Особо следует упомянуть возможность человека понимать цветовые сигналы животных. Так чередование ярких желтых и черных полос (оса) служит сигналом опасности. Интересно, что на транспорте и на производстве опасные зоны или детали, выступающие за габариты транспортного средства, принято окрашивать черно-желтыми полосами. Человек может любоваться развернутым ярким хвостом павлина точно так же, как и самки павлина, для которых, собственно, это зрелище и предусмотрено. Аудиальный канал коммуникации. Звуковые сигналы имеют ряд значительных преимуществ по сравнению с сигналами других коммуникационных каналов: «Звуки могут быть более дифференцированы, чем запахи, мгновенно воспринимаются, звуковая сигнализация не ограничена дневным временем как двигательная, наконец, звуки могут выражать самые разнообразные эмоциональные состояния животного, и поэтому с этой точки зрения они информативно несравненно богаче других форм сигнализации» (Алексеев, 1984, с. 183). Звуковая коммуникация — наиболее универсальный тип коммуникации, широко распространенный, включенный в поведение практически на всех этапах развития животного мира и играющий в этом поведении громадную роль (ЗеЬеоЬ, 1977). Даже у насекомых, не говоря уже о более продвинутых в эволюционном отношении группах животных, акустические средства коммуникации занимают значительное место во взаимодействии особей и передаче информации об источниках пищи (Жантиев, 1975). Развитие подводной микрофонной техники позволило открыть МиР звуков, издаваемых рыбами. Более того, водная среда даже лУчше воздушной приспособлена к распространению звуков, которые затухают в ней гораздо медленнее. Пейн и Мак-Вэй в своем ^следовании горбатых китов установили, что их «песни» могут ^приниматься другими китами за несколько сотен километров. т° Ракорд дальности в коммуникации животных (Меннинг, 1982).
112 аспекты развития отношения человека к миру природы межвидовая коммуникация.. ИЗ
Пожалуй, только пресмыкающихся, а также хвостатых земноводных (тритоны, саламандры) можно отнести к «молчунам», причем у эволюцион Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|