Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список предлагаемых понятий




материальные ценности (хорошие вещи);

природа и животные;

окружающие люди;

секс (отношения мальчиков с девочками);

государство (власть);

труд (профессия, учеба);

нравственность (добро и зло);

наука и искусство;

я сам (отношение к себе).

В скобках даются формулировки, которые необходимо Дополнительно предъявлять при использовании методики с испытуемыми младше 14-15 лет.

Пример:

наиболее важные 1. Я сам

Первичные данные В эмоциональном плане

наименее важные 1. Наука и искусство


80 методологические основы психологического исследования


конструирование методик психологической диагностики.,



 


2. Труд 3. Государство

 

2. Природа и животные

3. Секс

В плане получения информации
наиболее важные наименее важные

1. Я сам 1. Нравственность

2. Государство 2. Материальные ценности

3. Окружающие люди 3. Наука и искусство

В плане практических занятий
наиболее важные наименее важные

1. Окружающие люди 1. Государство

2. Я сам 2. Нравственность

3. Секс 3. Наука и искусство

Обработка результатов

По описанному ранее алгоритму определяются ранги всех по­нятий по каждой сфере: эмоциональной, когнитивной и практи­ческой. Затем высчитывается средний ранг для каждого понятия по трем сферам и вновь производится ранжирование.

Эмоцио- Когни- Практи- Сред- Итого нальный тивный ческий ний

    6.0  
    4.0  
    2.7  
    3.7  
    6.0  
    6.0  
    7.3  
    7.7  
    1.3  

материальные ценности 5

Природа и животные 2

окружающие люди 5

секс 3

государство 7

труд 8

нравственность 5

наука и искусство 9

я сам 1

Если для нескольких понятий средний ранг совпадает, им присваивается общий средний ранг. В нашем примере «материаль­ные ценности», «государство» и «труд» получили одинаковый сред­ний ранг 6.0. В итоговом ранжировании предыдущее понятие «природа и животные» получило 4 ранг, соответственно данные понятия должны были бы расположиться на 5, 6 и 7 позициях. Поэтому им присваивается общий ранг 6, а следующему -«нравственность» — уже 8.


Следует отметить, что, строго говоря, данная методика не позволяет определить точный ранг того или иного отношения. Корректно рассматривать только принадлежность данного отно­шения к трем наиболее доминантным, трем средним и трем наи­менее доминантным в системе субъективных отношений личности. Соответственно, если анализируемое отношение попадает в верх­нюю тройку, то речь может идти о высокой его доминантности; если в среднюю тройку — о средней, если в нижнюю —- это отноше­ние с низкой доминантностью.

Таким образом, субъективное отношение к природе у испыту­емого из нашего примера является сред недоминантным.

При анализе различий между доминантностью отношения по трем сферам следует обращать внимание только на разницу, пре­вышающую 3-4 ранга. В нашем случае можно предполагать, что субъективное отношение к природе в эмоциональном плане бо­лее доминантно, чем в когнитивном и практическом.

3.3. вербальная ассоциативная методика диагностики экологических установок личности «ЭЗОП»

Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП» направлена на исследование типа доминирующей установки в отношении при­роды. В ней использовались принципы вербальных ассоциативных методик (Залевская, 1982; Клименко, 1975, 1982; Леонтьев, 1967; Титова, 1975).

Можно выделить четыре типа таких установок: личность вос­принимает природу как объект красоты («эстетическая» установка); как объект изучения, получения знаний («когнитивная»); как объект охраны («этическая») и как объект пользы («прагматичес­кая»). «ЭЗОП» — это «эмоции», «знания», «охрана», «польза» — такие рабочие названия типов установок использовались во вре­мя создания методики.

Методика состоит из 12 пунктов. Каждый пункт содержит сти-мульное слово и пять слов для ассоциаций. Например: ЛОСЬ — следы, лесник, трофей, камни, рога. Эти слова отобраны как наи­более характерные, но «неявные» ассоциации, возникающие у людей, с четко выраженным доминированием соответствующей Установки. (Четыре слова соответствуют четырем типам установ­ки, пятое -- для отвлечения внимания, «мусорное» слово).



методологические основы психологического исследования


 


 

Методика проводится в устной форме. На бланке испытуе­мый фиксирует только ответ. Возможен индивидуальный и груп­повой вариант. В письменном варианте методика может использоваться с испытуемыми, начиная с 10—11 лет. (Возраст ограничен лишь умением быстро писать). В индивидуальном ва­рианте можно не использовать бланк для ответов: испытуемый сообщает их экспериментатору устно. В этом случае минималь­ный возраст испытуемого 6—7 лет и ограничен только его спо­собностью понять инструкцию.

Испытуемому предъявляется стимульное слово и предлага­ется выбрать одно из пяти следующих, которое, по его мне­нию, больше всего «к нему подходит». Слова предъявляются в высоком темпе, у испытуемого не остается времени осмыслить варианты (5 вариантов оказалось для этого наиболее оптималь­ным) и он вынужден выбирать тот, который «первым пришел в голову». Этот вариант как раз и характеризует доминирующую экологическую установку.

Количество выборов того или иного типа представляется в процентном отношении от максимально возможного, а затем им присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип установ­ки, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), рассмат­ривается как ведущий у данной личности.

Опыт показывает, что, как правило, у испытуемых существу­ет не один, а два преобладающих типа установок.

Инструкция:

«Вам будут предложены слова и к каждому из них еще по пять слов. Выберите из этих пяти то, которое для Вас лучше всего свя­зывается с предложенным. Например, дается слово "МЯЧ" и к нему следующие слова: "красный", "футбольный", "большой", "резиновый", "детский". В качестве ответа Вы записываете только выбранное слово, например, "резиновый". Отвечать нужно быст­ро, так как первая реакция наиболее точно отражает Ваш выбор».

Текст методики:

1. ЛЕС: поляна (К); муравейник (И); заповедник (О); дрова
(П); песок.

2. ЛОСЬ: следы (И); лесник (О); трофей (П); камни; рога (К).

3. ТРАВА: поливать (О); силос (П); кора; роса (К); стебель (И).

4. ОЗЕРО: улов (П); шерсть; острова (К); моллюск (И); очи­
щать (О).


 

5. МЕДВЕДЬ: паутина; хозяин (К); малина (И); редкий (О);
шкура (П).

6. ДЕРЕВО: осень (К); кольца (И); вырастить (О); мебель (П);
сено.

7. БОЛОТО: головастик (И); заказник (О); торф (П); яблоки;
туман (К).

8. УТКА: запрет (О); жаркое (П); рассвет (К); ветка; кольцева­
ние (И).

9. РЫБА: жабры (И); серебристая (К); нерестилище (О); жа­
рить (П); перо.

10. САД: берлога; цветущий (К); опыление (И); ухаживать (О);
урожай (П).

И. БОБР: ловкий (К); резцы (И); расселение (О); шуба (П); грибы.

12. ПРИРОДА: красота (К); изучение (И); охрана (О); польза (П).

Примечание: в скобках после стимульного слова указывается, к какому типу установки относится данный ответ испытуемого; этот ключ, естественно, не зачитывается.

- природа воспринимается как объект красоты — «эстети­ческая» установка.

- природа воспринимается как объект изучения — «ког­
нитивная» установка.

- природа воспринимается как объект охраны — «этичес­
кая установка».

- природа воспринимается как объект пользы — «прагма­
тическая» установка.

Пример:

Первичные данные и обработка результатов

тип колич. ранг К 7 I

1- Поляна К

•• Трофей П

3- Роса К

4. Острова К

5- Шкура П


84 методологические основы психологического исследования

III
И
IV
О О
II

6. Осень К

7. Туман К

8. Кольцевание О

9. Жабры И

П

10. Цветущий К
И. Шуба П
12. Красота К

Интерпретация

В данном случае у испытуемого доминирующей является уста­новка на природу как объект красоты («эстетическая» установка), а установка на природу как объект охраны («этическая») не про­является вообще.

3.4. методика диагностики мотивации взаимодействия с природой «альтернатива»

Методика «Альтернатива» направлена на диагностику ведуще­го типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эс­тетического, когнитивного, практического и прагматического. Испытуемому предлагается выбрать «более подходящий для него» вариант вида деятельности, например: «Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок:

(А) с красивой окраской;

(Б) с интересным поведением».

Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о ха­рактере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз.

Количество выборов того или иного типа также представляет­ся как доля от максимально возможного, а затем каждому типу присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип мотива­ции, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), интерпре­тируется как ведущий. Как правило, для испытуемых характерно наличие двух основных типов мотивации.

Инструкция'.

«В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов — А или Б, который кажется наиболее подходя­щим для Вас. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки поста­райтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как пер­вая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение».


конструирование методик психологической диагностики... 85

Текст методики:

\ Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок А) с красивой окраской; Б) с интересным поведением.

2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием
А) собирать гербарий лекарственных растений;
Б) собирать растения для изготовления настоек.

3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удоволь­
ствием рассказывали ученикам

А) о строении животных;

Б) о том, как ухаживать за животными.

4. В ботаническом саду Вы скорее всего

А) будете любоваться тропическими растениями;

Б) захотите получить отросток для выращивания дома.

5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание
А) на то, как они устроены;

Б) на то, как их лучше сохранить на зиму.

6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта
А) цветочных культур;

Б) плодовых культур.

7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете
А) стихи хороших поэтов о природе;

Б) заметки из блокнота натуралиста.

8. Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы рабо­
тать

А) в лаборатории;

Б) на опытной станции.

9. Вы бы завели собаку

А) чтобы ухаживать за ней; Б) для охраны квартиры. Ю. Вы предпочтете прочесть А) книгу о красоте природы;

| книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы А) следить за ростом и развитием деревьев;

1 руководить заготовкой ценной древесины.

ели Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым •°м, то Вы предпочтете поехать туда А) в мае; Б) в августе.



методологические основы психологического исследования

 

Примечание: Э —эстетический тип мотивации; К—когнитивный тип мотивации; П — практический тип мотивации; Пг—прагматический тип мотивации.

Пример: Первичные данные и обработка результатов

1.А 2. Б З.А

4. А

5. Б

6. А

7. А

8. Б

9. Б

10. А
11.Б
НА

В данном случае у испытуемого доминирует эстетический тип мотивации, а вторым по значимости является прагматический.

3.5. методика структурно-динамической диагностики

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...