Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В подростковом и юношеском возрасте




8.1. структурно-динамическая характеристика субъективного отношения к природе

Экспериментальное исследование особенностей отношения к природе в подростковом и юношеском возрасте проводилось нами в 1989—1993 годах. В нем приняли участие 1007 школьников 10—17 лет из всех 16 школ г. Даугавпилса (Латвия), причем было представлено по 10% учащихся каждого пола из каждого класса (с Упо XII) каждой школы. Использовались методики «Натурафил», «ЭЗОП», «Доминанта» и «Альтернатива» (Ясвин, 1993, 1995а; Де-рябо, Ясвин, 1994, 1996).

Полученные нами результаты соотносятся с эксперименталь­ными данными Г.В.Шейнис (1993, 1995*), также изучавшей раз­витие отношений подростков с природой, и дополняются данными С.Д.Дерябо (1993, 1995а), рассматривавшего возрастные особен­ности восприятия школьниками мира природы.

изменения структуры интенсивности отношения к природе

Поскольку ведущее значение в формировании отношения в Целом имеет развитие такого параметра, как интенсивность, то вначале проанализировали зависимость между развитием интен­сивности и его структурой. Для этого из всей выборки были со­ставлены три группы. В одну вошли испытуемые, набравшие по суммарному баллу методики менее 11 «сырых» очков (из 40 воз­можных), иными словами, имеющие низкое, несформированное отношение к природе (эта группа получила условное рабочее на­звание «нигилисты»); во вторую вошли те, кто набрал от 12 до 29 баллов, имеющие среднее отношение к природе (условно «до-

б публикации 1995 года фамилия Галины Владимировны пишется -Шайнис.


208 развитие отношения к природе в процессе онтогенеза

брожелатели»); в третью — набравшие более 29 очков, демонстри­рующие высокий уровень развития отношения к природе (условно «фанаты»). Первая группа — от 3.3 до — 1.65 2-балла на шкале рас­пределения, вторая — от 1.32 до 1.12, третья ~ от 1.46 до 3.3 г-балла. Иными словами, в крайние группы вошли по 10% испытуемых. Для каждой группы высчитывался средний станайн по всем шкалам, характеризующим структуру отношения.

Рис. 27. Структура компонентов интенсивности отношения к природе в группах с различным уровнем его развития.

Как видно на рис. 27, в группе «нигилистов» максимальный уровень характерен для перцептивно-аффективного компонента, который вместе с когнитивным находится на нижнем пределе среднего уровня (к средним относились результаты, не расходя­щиеся со средним по выборке стандартизации более, чем на ±1 стандартное отклонение). Уровень практического и особенно по­ступочного компонентов существенно ниже среднего. Таким обра­зом, можно сделать вывод, что при низком уровне интенсивности отношение к природе носит, в основном, эмоционально-позна­вательный характер, при слабой потребности практического вза­имодействия с природой и готовности к экологической активности (природоохранной деятельности).

В группе «доброжелателей» намечается тенденция повышения практического компонента: он выходит на второе место. Структу-


отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте 209

ра интенсивности становится более когерентной (таб. 7), показа­тели всех компонентов находятся в пределах средних значений.

Таблица 7. Значение средних показателей компонентов субъек­тивного отношения к природе в группах испытуемых с различным уровнем интенсивности этого отношения (в стайнах)

 

 

 

интенсив­ность компонентные субпараметры отношения Коге­рент­ность
перцептивно-аффективный когнитивный практический поступочный
низкая (п=52) 4.15 ±0.54 4.10 ±0.52 3.10 ±0.55 1.56 ±0.53 2.59
средняя (п=929) 5.94 ±0.1 2 5.16±0.13 5.54 ±0.13 4.26 ±0.1 2 1.68
высокая (п=299) 7.64 ± 0.23 8.07 ± 0.22 9.30 ± 0.22 7.72 ± 0.24 1.66

В группе «фанатов» структура претерпевает качественные преоб­разования: ведущим становится практический компонент, сущест­венно превышающий все остальные. Перцептивно-аффективный переходит с первого места (как у «нигилистов» и «доброжелате­лей») на последнее. Поступочный поднимается до третьего. Коге­рентность практически уже не растет, но также качественно меняется ее обусловленность — разброс определяется не отставани­ем поступочного компонента, а резким приростом практического. Показатели всех компонентов значительно превосходят средние значения.

Итак, при высоком уровне интенсивности личностное отноше­
ние к природе характеризуется прежде всего практической дея­
тельностью непрагматического типа
(натуралистические
увлечения), сильным интересом к природе, высокой экологи­
ческой активностью. ^

При всех парных сравнениях различия между средними пока­зателями по соответствующим шкалам в группах «нигилистов», «доброжелателей» и «фанатов» оказались значимыми по {-крите­рию Стьюдента при р<0.01.

Таким образом, особенности индивидуальной структуры лич­ностного отношения к природе связаны с определенным уровнем его развития. При развитии отношения качественно меняется его структура. Рост интенсивности отношения сопровождается увели­чением когерентности его компонентов.

Показательно, что выделенные нами по структурно-динамическим характеристикам отношения к природе группы «нигилистов», «доб­рожелателей» и «фанатов» в целом соотносимы с тремя группами, выделяемыми по описательно-поведенческим характеристикам в ис-


 

развитие отношения к природе в процессе онтогенез*

следовании Г.В.Шейнис (1993), соответственно: «относящиеся к при­роде как к средству», «относящиеся к природе как к факту» и «отно­сящиеся к природе как к цели».

Подростки, относящиеся к природе как к средству, «характери­зуются ориентацией на обладание, безразлично-потребительской, а иногда и безжалостно-разрушительной позицией (прагматическая мо­дальность и низкий уровень перцептивно-аффективного компонента. — здесь и далее В.Я.)\ отсутствием потребности в приобретении новых знаний о природе и интереса к экологическим проблемам (низкий уровень когнитивного компонента); знания правил поведения и на­выки обращения с природой ограничены (низкий уровень практи­ческого компонента); поручения по охране природы выполняют в срок и соблюдают правила поведения в природе при наличии систе­матического контроля со стороны взрослых и товарищей, ничего не предпринимают для пресечения случаев жестокого обращения с при­родой, на факты уничтожения стараются не обращать внимание и, более того, сами могут допускать небрежность в отношении ее (очень низкий уровень поступочного компонента)» (с. 22—23).

Подростки, относящиеся к природе как к факту, «заинтересованы в получении знаний о природе (средний уровень когнитивного ком­понента); принимают участие в приобретении навыков обращения с природой (средний уровень практического компонента); поручения по охране природы выполняют аккуратно, но редко проявляют ини­циативу при этом, соблюдают правила поведения в природе, но не требуют того же от других, сталкиваясь со случаями жестокого отно­шения к природе, выступают в ее защиту, если уверены, что не воз­никнет конфликт, могут ограничиться обсуждением и осуждением их (ниже среднего уровень поступочного компонента)» (с. 22).

Наконец, подростки, относящиеся к природе как к цели, «харак­теризуются ориентацией на созидание (свидетельство развитости прак­тического и поступочного компонентов), сочувственно-действенной позицией (высокий уровень перцептивно-аффективного компонен­та); проявлением устойчивого интереса к знаниям о природе, к эко­логическим проблемам (высокий уровень когнитивного компонента); стремятся овладеть навыками поведения в природе (высокий уровень практического компонента); всегда хорошо, с желанием выполняют поручения взрослых по охране природы, требовательны к себе и дру­гим в вопросах соблюдения норм поведения в природе, борются по мере сил со случаями жестокого отношения к природе, участие в природоохранительной деятельности считают своим долгом (высо­кий уровень поступочного компонента)» (с. 22). Можно предположить, что структурно-динамические особен­ности отношения к природе являются тем внутренним фактором, который детерминирует соответствующий тип экологического поведения, а их диагностика позволяет прогнозировать его.


отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте 211

интенсивность и модальность

Следует отметить, что низкий уровень развития субъективно­го отношения к природе вовсе не означает его отрицательной модальности, разрушительной ориентации экологической деятель­ности. Четко выраженное отрицательное отношение к природе на практике встречается крайне редко и обычно связано с проблема­ми психического нездоровья (Ясвын, 1994). Когда речь идет о низ­ком уровне развития отношения к природе, рассматривается низкий уровень его «положительности».

Школьники с низким уровнем развития субъективного отно­шения к природе характеризуются прагматическим отношением к ней: природа рассматривается как средство достижения своих целей, а животные и растения — как объекты. Таким образом, при низком уровне развития субъективное отношение к природе может характеризоваться как объектно-прагматическое.

Кроме того, низкий уровень развития отношения к природе сопровождается низким уровнем таких параметров, как широта, осознанность, доминантность, эмоциональность, сознательность. В то же время такое отношение, в принципе, может иметь высокие показатели принципиальности, обобщенности и устойчивости.

Интересно, что низкий уровень развития отношения к приро­де вполне может совмещаться с высокой экологической эрудици­ей личности: экспериментальные исследования показали отсутствие корреляции между уровнями интенсивности отноше­ния к природе и экологической эрудицией во всех возрастных группах подросткового и юношеского возраста (а также в группах студентов и учителей) (Ясвин, 1993).

Субъективное отношение к природе, обладающее высоким пока­зателем интенсивности, характеризуется субъектно-непрагмати-ческой модальностью. Поэтому, с учетом доминирования практического компонента, тип такого отношения является субъек-пно-практическим.

Кроме того, высокий уровень развития отношения к природе сопровождается высокими показателями всех его параметров: широты, осознанности, эмоциональности, обобщенности, доми­нантности, когерентности, принципиальности, сознательности и Устойчивости.

Как показал анализ специальных бесед с «фанатами», людьми, Для которых взаимодействие с миром природы стало основой их про­фессиональной деятельности (сотрудники зоопарка, работники на­ционального парка «Гауя», служащие региональной инспекции по



Рис. 28. Корреляция между показателями всех компонентов и интенсивностью отношения к природе в целом.

212 развитие отношения к природе в процессе онтогенеза

охране природы и т.п.), 90% из них связывают выбор своей профес­сии (а по существу и образа жизни) с увлечением в детстве содержа­нием дома животных и растений, т.е. с непрагматической практической деятельностью, направленной на мир природы.

Статистический анализ данных, полученных с помощью методики «Натурафил», также подтверждает ведущую роль практического ком­понента в развитии интенсивности субъективного отношения к при­роде: именно по показателям практического компонента наблюдается максимальное различие между «фанатами» и «нигилистами» — 6,20 станайна (по поступочному — 6,16, по когнитивному — 3,97, по пер­цептивно-аффективному — 3,49).

Представляется весьма характерной закономерность прироста по­казателей при переходе от низкого уровня развития отношения к среднему и от среднего к высшему. Если при росте интенсивности от группы «нигилистов» к группе «доброжелателей» наиболее явное по­вышение отмечается у поступочного компонента — 3,20 станайна, а для практического несколько меньшее — 2,94 (для перцептивно-аф­фективного — 2,29, для когнитивного -- 1,66), то при переходе от «доброжелателей» к «фанатам» наиболее сильно увеличивается уро­вень именно практического компонента — 3,26, а поступочный от­ступает здесь на второе место — 2,96 (далее когнитивный — 2,31 и перцептивно-аффективный — 1,20).

Результат корреляционного анализа взаимосвязей между показа­телями всех компонентов и интенсивностью отношения к природе (рис. 28) свидетельствует, что наибольшая прямолинейная зависи­мость существует между интенсивностью в целом и ее практическим компонентом.

Таким образом, можно отметить, что развитие высокой интенсив­ности отношения к природе прежде всего связано с непрагматичес­кой практической деятельностью личности, направленной на мир природы.


отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте 213

По данным Г.В.Шейнис (1993), доля подростков, относя­щихся к природе как к средству, составляет 20%, как к факту и как к цели — по 40%. Наши исследования показали, что в возра­сте 10—17 лет доля школьников со средними показателями уров­ней компонентов интенсивности отношения к природе («доброжелателей») составляет от 45 до 55%. Возрастная динами­ка количества школьников с высоким уровнем показателей пара­метров субъективного отношения к природе («фанатов») и с низким — («нигилистов») показана на рис. 29.

Рис. 29. Возрастная динамика количества школьников: а) с высоким уровнем показателей параметров субъективного отношения к природе («фанаты») и б) с низким («нигилисты»).

8.2. отношение к природе в младшем и среднем

ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Как утверждает Б.Т.Лихачев, «подростковый возраст наиболее сензитивен к экологическому воспитанию» (1993, с. 22). Действи­тельно, у младших и средних подростков отмечается самый высо­кий уровень интенсивности отношения к природе, максимальный в процессе всего онтогенеза (рис. 34а). При этом наблюдается пере­структурирование ее компонентов (строго говоря, речь идет об ^интенсивности непрагматического отношения к природе).



развитие отношения к природе в процессе онтогенеза


отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте



 


В возрастной группе 10—11 лет наиболее выражен когнитив-ный компонент (5,95 станайна), а также на высоком уровне нахо­дятся поступочный (5,81) и практический (5,74). Значительно менее выражен перцептивно-аффективный компонент (4,79). В этой груп­пе нельзя сделать вывод о ведущем компоненте в структуре ин­тенсивности: если перцептивно-аффективный компонент статистически значимо на 1% уровне отличается от остальных, то различия между другими тремя компонентами незначимы даже на 5% уровне.

Хотя полученные данные не позволяют статистически выде­лить ведущий компонент в структуре интенсивности отношения к природе в этом возрасте, анализ предпочитаемой деятельности, направленной на мир природы (рис. 30), подтверждает вывод Г.В.Шайнис о том, что во взаимодействии с природой «подрост­ки в возрасте 10—11 лет в большей степени склонны к практичес­ким занятиям» (1995, с. 43).

Ш Эстетический • Прагматический П Практический ШЗ Познавательный

Рис. 30. Структура предпочтений типов деятельности, направленной на мир природы, характерная для школьников 10—11 лет (по методике «Альтернатива», в %)*.

В группе 12—13 лет на первое место выходит поступочный ком­понент (5,63), на втором -- когнитивный (5,31), на третьем -практический (5,26), на последнем — перцептивно-аффективный (5,11). Низкий уровень стремления (или способности!) «любоваться

* Структура предпочтений типов деятельности, направленной на мир природы, практически не отличается у школьников 10—11 и 12—13 лет. Расхождения отдельных показателей не превышают 2%.


и наслаждаться» природой, свойственный этому возрасту, под­тверждается также минимумом выраженности экологических ус­тановок эстетического типа (рис. 29 и 35в). При взаимодействиях с природными объектами школьники 10—13 лет менее всего склонны к деятельности эстетического характера (рис. 30).

Таким образом, структура компонентов отношения к природе в младшем и среднем подростковом возрасте в целом напоминает структуру, свойственную «фанатам».

К среднему подростковому возрасту присходит своего рода кристаллизация поступочного компонента в качестве ведущего из группы наиболее развитых компонентов, которая была характер­на для 10—11 лет (рис. 346).

О высоком уровне развития поступочного компонента интен­сивности отношения к природе в данный период свидетельствует также онтогенетический максимум выраженности этического (природоохранного) типа экологических установок (рис. ЗЗа), ко­торые у средних подростков встречаются чаще других типов эко­логических установок (рис. 31).

Показательно, что в 10—11 лет 38%, а в 12—13 даже 46% школь­ников высказывают свою готовность активно участвовать в охране природы, а о своем нежелании заниматься такой деятельностью заявляет соответственно только 2 и 6% (Шейнис, 1993). Готовность подростков к «экологически созидательной деятельности» отме­чается также Б.Т.Лихачевым (1993).

Рис. 31. Структура экологических установок школьников 12—13 лет (по методике «ЭЗОП», в %):

- эстетические установки (природа как источник красоты);

- познавательные установки (природа как объект изучения);

- эстетические установки (природа как объект охраны);

- прагматические установки (природа как источник пользы).


 

216 развитие отношения к природе в процессе онтогенеза

Такая экологическая активность свидетельствует о достаточ­но высокой сознательности отношения к природе, которое в младшем и среднем подростковом возрасте к тому же занимает высокий ранг в иерархии всех субъективных отношений лично­сти, о чем свидетельствует онтогенетический максимум пара­метра доминантности в 12—13 лет (рис. 35а). Это согласуется и с данными Г.В.Шейнис: «В целом, сравнительный анализ харак­тера отношения детей подросткового возраста к природе пока­зал, что развитие отношений с природой личностно значимо, отвечая психологическим потребностям, интересам и возмож­ностям подростков, особенно в возрасте 12—13 лет» (1993, с. 11).

Можно констатировать и высокую когерентность этого отно­шения. «Качественный анализ выборов (интерес к природе как области знаний, к практическим занятиям, к углубленному по­знанию природы и участию в просоциальной природоохранитель­ной деятельности) показал, что наиболее пропорционально развит интерес к природе у подростков 12—13 лет» (Шейнис, 1995, с. 43).

В начале подросткового возраста происходят существенные изменения в системе представлений ребенка о природе. Увеличи­ваются показатели полноты, цельности и осознанности этих представлений. По данным Л.Гуляницкой (1994), практически все­ми детьми этого возраста в понятие «природа» наряду с растени­ями (93%) включаются и животные (91%, против 43% в младшем школьном возрасте), причем домашние животные составляют толь­ко 14% (против 80% в младшем школьном возрасте). Однако, не­живые объекты включает в понятие «природа» по-прежнему только половина школьников (48% против 43% в младшем школь­ном возрасте). Отмеченный рост сформированности представле­ний о мире природы становится основой для развития у подростков таких параметров отношения к природе, как осоз­нанность, широта и обобщенность.

Анализ параметра модальности отношения к природе в млад­шем и среднем подростковом возрасте требует учета особеннос­тей восприятия школьниками природных объектов. В это время полностью исчезает антропоморфизм как способ осмысления мира природы, особенно свойственный дошкольнику и, в некоторой степени, младшему школьнику. Безусловно, определенные следы антропоморфизма сохраняются, так же как и у взрослых, но они уже не имеют принципиального значения (Дерябо, Ясвин, 1996).

В то же время, исследования С.Д.Дерябо (1993) показали, что именно в младшем подростковом возрасте восприятие природных объектов в качестве своего рода субъектов достигает максималь-


отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте

ного уровня. И хотя к среднему подростковому возрасту этот показатель несколько снижается, тем не менее остается выше среднего для выборки подростков и юношей (рис. 35г).

По данным Т.К.Нестерук (1994), в младшем подростковом возрасте каждый второй школьник (49—53%) включает те или иные природные объекты в список своих «значимых других», что существенно выше, чем в последующие периоды. К среднему под­ростковому возрасту этот показатель также ощутимо снижается (до 36% к 13 годам), оставаясь все-таки выше среднего уровня (рис. 35е).

Очень убедительные данные, подтверждающие субъектный характер восприятия природных объектов в этот период, были получены при изучении степени психологической близости со «значимыми другими». Оказалось, что для тех, кто включил в спи­сок различные природные объекты, в этом возрасте степень пси­хологической близости с ними выше, чем со всеми остальным «значимыми другими»: выше матери, отца, бабушки, дедушки, лучшего друга и т.д.

Показательны в этом плане высказывания младших подростков, записанные Е.В.Антоновой (1995), когда она просила пятиклассни­ков — владельцев животных — закончить предложение: «Моя собака (кошка,...) —...».

«Моя собака — она очень милая, хорошая, ласковая. Она очень меня любит, помогает мне, утешает. Я хочу, чтобы я была собаке как сестра».

«Моя кошка — это ЧУДО! У нее особенный характер. Она все по­нимает, все-все, а мама и папа не всегда».

«Мой кот — он так понимает меня, как будто даже точно может говорить».

«Я доверяю моей собаке свои маленькие тайны, советук^ь с ней, а иногда даже спорю».

Следовательно, для младших и средних подростков свойстве­нен субъектный характер модальности отношения к природе.

В этот период продолжает сохраняться непрагматический ха­рактер взаимодействия с природными объектами. Для младшего и среднего подросткового возраста был отмечен относительно низ­кий уровень выраженности экологических установок прагмати­ческого типа (рис. 346). Выбор прагматического типа деятельности, связанной с природой, тем не менее, встречается достаточно час-То (рис. 30), однако, не часто доминирует.

Таким образом, для младших и средних подростков свойстве-Нен непрагматический характер модальности отношения к при-Р°Де, а модальность в целом является субъектно-непрагматической.


218 развитие отношения к природе в процессе онтогенеза

Отмеченный ранее у школьников 10—11 лет преобладающий выбор практического характера деятельности, направленной на природу, и субъектно-непрагматический тип модальности отно­шения к ней позволяют обозначить отношение к природе в млад-шем подростковом возрасте как субъектно-практическое.

В свою очередь, выявленное у 12—13-летних подростков до­минирование поступочного компонента в структуре интенсивности и преобладание экологических установок этического типа позво­ляют охарактеризовать отношение к природе в среднем подростко­вом возрасте как субъектно-этическое. Субъектно-этический характер отношения к природе учащихся 5—6 классов подтверж­дается также экспериментальными исследованиями московских школьников (Оганесян, 2000).

В целом, процессу развития отношения к природе в возраст­ном промежутке от 10 до 13 лет свойственна тенденция к нараста­нию экологической активности подростков на фоне субъект-субъектного характера их взаимодействия с миром приро­ды. Если в начале периода это отношение реализуется, прежде все­го, в непрагматической практической деятельности «для себя» — в содержании животных и растений, в общении с ними; то к концу периода к этому прибавляется еще и деятельность, направ­ленная на преобразование окружающего мира — природы и дру­гих людей. Высокодоминантное и интенсивное отношение становится эмоционально напряженным и требует своей актив­ной внешней демонстрации, что и обусловливает высокую готов­ность подростков этого возраста участвовать в природоохранной деятельности. Следствием этого становится переход от субъектно-практического типа отношения к природе в младшем подростко­вом возрасте к субъектно-этическому типу - - в среднем подростковом.

В результате такой сбалансированности «внутренних» и «вне­шних» проявлений отношение к природе в младшем и особенно среднем подростковом возрасте характеризуется высокими пока­зателями таких параметров, как когерентность, принципиальность и сознательность. Однако, недостаток социального опыта и опе­рациональной вооруженности подростков ограничивают их ини­циативу при самостоятельной реализации природоохранной деятельности: наши данные показывают, что школьникам этого возраста свойственна больше готовность к такой деятельности, нежели стремление к ней (по всем соответствующим шкалам ме­тодики «Натурафил» подростки чаще выбирали реактивные ситу-


отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте 219

ации, чем ситуации, требующие сверхнормативной активности). Таким образом, для развертывания подростками природоохран­ной деятельности, к которой они потенциально готовы, требует­ся соответствующая организация со стороны взрослых.

8.3. отношение к природе в старшем подростковом возрасте

В старшем подростковом возрасте происходят кардинальные изменения субъективного отношения к природе. Причем, если представления о мире природы продолжают постепенно углуб­ляться -- уже 83% школьников включают в понятие «природа» наряду с растениями и животными также и объекты неживой при­роды (Гуляницкая, 1994), то процесс развития субъективного от­ношения к природе вступает в критический период.

Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что это отношение приобретает прагматический характер. Имен­но в старшем подростковом возрасте отмечается максимальная степень выраженности экологических установок прагматического типа (рис. 356). Эта тенденция подтверждается и максимальной склонностью школьников данного возраста к выбору прагмати­ческого типа взаимодействия с природой (рис. 32). Для большин­ства старших подростков природа — это прежде всего источник какого-либо материального продукта, она представляет интерес с точки зрения возможности что-нибудь взять из нее и принести домой.

. 32. Структура предпочтений типов деятельности, направленной на мир природы, характерная для школьников 14—15 лет (по методике «Альтернатива», в %).

11 26


 


220________ развитие отношения к природе в процессе онтогенеза отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте 221


О низком уровне параметра осознанности отношения к при­роде в старшем подростковом возрасте свидетельствует следую­щий факт. Когда школьникам предлагалось ответить на прямой вопрос: «Природа для Вас — это прежде всего объект: 1) красо­ты, 2) изучения, 3) охраны, 4) пользы» -- многие из тех, у кого по данным методики «ЭЗОП» было зафиксировано доминирова­ние прагматических экологических установок и низкая степень выраженности этических (природоохранных) установок, давали тем не менее ответ «охрана». Иными словами, система реальных прагматических установок, определяющих характер деятельности, направленной на природные объекты, не соответствует деклариру­емым подростками социально одобряемым природоохранным мотивам.

Представляется, что подобные психологические феномены могут значительно искажать результаты различных опросов, на­правленных на выявление особенностей экологического сознания, проводимых социологами и педагогами. Картина «сознательного отношения к природе» в этом случае может выглядеть более бла­гополучной, чем это имеет место в действительности.

Следует отметить, что прагматизм старшего подростка по отноше­нию к природным объектам принципиально отличается от прагматизма дошкольника. У дошкольника он — следствие общего прагматизма мышления, у старшего подростка — прагматично отношение к при­родным объектам как таковым, а другие группы отношений могут отличаться непрагматическим характером модальности. У дошколь­ника он носит, в общем-то, латентный характер и проявляется в ос­новном в познавательной сфере, в вопросе «зачем», у старшего подростка — активный и проявляется во всей системе его практичес­ких действий с природными объектами. Таким образом, для природы прагматизм старшего подростка более экологически «опасен» (Деря-бо, Ясвин, 1996).

Таким образом, для старших подростков свойственен прагма­тический характер модальности отношения к природе. О принци­пиальном изменении модальности отношения старших подростков к природе свидетельствует также отмечаемое в этом возрасте преобладание субъект-объектного характера отноше­ний к животным и растениям над субъект-субъектным. Исследо­вания С.Д.Дерябо (1993) показали, что в 14—15 лет уровень субъектификации природных объектов становится уже ниже среднего для школьников (рис. 35г). Это происходит на фоне существенного снижения числа школьников, для которых при­родные объекты являются «значимыми другими»: оно также ста-


новится ниже среднего для школьников (рис. 35е). В возрасте 15 лет только 11% подростков включают представителей мира при­роды в свой список «значимых других» (Нестерук, 1994).

Таким образом, начиная со старшего подросткового возрас­та, разрушается субъектное восприятие природных объектов, «субъектная установка» по отношению к ним, свойственная всем предыдущим периодам, сменяется «объектной». И хотя элемен­ты субъектификации на этом этапе еще сохраняются, она не остается ведущим фактором, определяющим отношение к природным объектам. Следует отметить, что переход к объект­ному восприятию мира природы начинается уже со среднего подросткового возраста, хотя, как уже говорилось, отношение к природе в этот период продолжает носить еще в целом субъект-субъектный характер. Определенную роль в таком переходе иг­рает изучение в среднем и старшем подростковом возрасте курса биологических дисциплин, поскольку система образования про­низана духом картезианства (Дерябо, 1993).

Поскольку в старшем подростковом возрасте природные объекты уже не относятся к сфере равного в своей самоценности, то стано­вятся возможными, более того — естественными, действия по отноше­нию к ним, ранее заблокированные этическими нормами, которыми руководствовался ребенок в отношении мира природы. Как и дош­кольники, старшие подростки оказываются способными на жестокое обращение с животными и растениями. Но если детская жестокость — это, в общем-то, «жестокость по непониманию» (дошкольники, в силу не преодоленного еще эгоцентризма, обычно просто не способ­ны в достаточной мере сопереживать чужой боли), то жестокость стар­ших подростков по отношению к природным объектам носит совершенно другой характер: зачастую на них выплескивается нако­пившийся из-за социальных трудностей данного периода* заряд аг­рессивности, старший подросток как бы «отыгрывается» на беззащитных животных и растениях.

Однако, такая трансформация происходит только с теми, для кого на предыдущих этапах природные объекты недостаточно открывались как субъекты, у кого незначителен опыт субъектификации, непраг­матического субъект-субъектного взаимодействия, т.е. общения с ними. Ребенок, который долго мечтал о собаке и наконец уговорил родите­лей ее завести, который несколько лет ухаживал за ней, гулял, иг­рал, вряд ли будет склонен к жестокости и по отношению к другим животным и растениям. На основе механизма стереотипизации отно­шение, сформировавшееся к его любимой собаке, будет транслиро­ваться и на других живых существ. В то же время, если собака заводилась родителями исключительно с прагматическими целями: престиж, продажа породистых щенков и т.п. — и такая прагматическая система


развитие отношения к природе в процессе онтогенеза

ценностей была усвоена ребенком, этого не произойдет (Дерябо, Яс~ вин, 1996).

Таким образом, старшим подросткам свойственен объектный характер модальности отношения к природе. Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в 14—15 лет является объектно-прагматической, что и обусловливает объек­тно-прагматический тип этого отношения в старшем подростковом возрасте, и в частности нередко наблюдаемую «экологическую криминальность» старших подростков.

Как уже говорилось, мотивация деятельности, связанной с при­родой, природными объектами, обусловлена возможностью выхода компенсаторной агрессивности, вызванной трудностями социализа­ции в этом возрасте (причем, выхода достаточно «безопасного», не грозящего серьезными наказаниями). Ведь в общественной системе ценностей мир природы, как правило, отодвинут на последние ран­ги, относится к одной из наименее ценных категорий (Неменова, 1995 и др.).

Подростки, ломающие в парке скамейку, будут, скорее всего, сразу же остановлены прохожими или работниками правоохранительных органов. А вот на подростков, забивающих в пруду палками «против­ных» жаб и лягушек, собравшихся для икрометания, прохожие (в том числе и работники правоохранительных органов), как правило, просто не обращают внимания, более того могут сами «накинуться» на человека, пытающегося остановить это массовое убийство: «Что вы пристали к детям? Они же не делают ничего особенного!» Как отмечает Б.Т.Лихачев, «главный враг отрочества — негативное, без­нравственное социальное окружение, вызывающее атрофию ответ­ственности, перерастающую в жестокость» (1993, с. 22). Свойственный старшим подросткам прагматизм отношения к природе и их общая социально-психологическая напряженность превращают для них мир природы в своего рода «полигон» для социальных достижений. В основе деятельности, связанной с при­родой, может лежать, в частности, мотивация получения какого-нибудь «трофея», повышающего статус среди сверстников: подростки-рыболовы стремятся наловить рыбы обязательно боль­ше, чем у других, причем зачастую они даже не знают, что потом с ней делать, но это для них и неважно. В основе поведения под­ростков может лежать также подражание прагматической практи­ческой деятельности взрослых, например, девочки часто стремят приносить домой все, что можно солить, консервировать, засу шивать и т.д., — одним словом, «употреблять», чтобы доказат что они «настоящие хозяйки». Таким образом, у старших подрос­тков преобладает практический характер реализации своего объек­тно-прагматического отношения к природе.


отношение к природе в подростковом и юношеском возрасте 223

Потеря психологической близости с миром природы, господ­ство объектно-прагматического его восприятия сопровождается также заметным понижением уровня параметра доминантности отноше­ния к природе, отмечаемым у 14—15-летних подростков (рис. 35а).

В то же время у достаточно большого числа подростков этого возраста сохраняется непрагматический характер модальности, однако, параметр интенсивности непрагматического отношения к природе в 14—15 лет характеризуется крайне низкими показате­лями, минимальными за весь период онтогенеза (рис. 34а). При­чем в самой структуре интенсивности происходит существенное переструктурирование, кардинально меняются ранги ее компо­нентов (рис. 346).

Ведущим становится перцептивно-аффективный компонент (4,79), превосходящий когнитивный и практический на 1% уров­не. Второй ранг занимает поступочный (4,58). Однако, по-видим

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...