Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перцептивно-эмоционального канала развития отношения к природе




10.1. влияние стимулов на эмоциональные реакции

Важнейшую роль в развитии отношения к природным объек­там по перцептивно-эмоциональному каналу имеет характер по­ступающих от них стимулов.

Исследуя поведение животных, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц установил, что из всей совокупности стимулов, полу­чаемых животным из окружающего мира, можно выделить осо­бую группу ключевых стимулов, которые он назвал релизерами (ге!еазег) (Ьогепъ 1950). Сущность релизеров заключается в том, что животное дает на них ту или иную строго определенную реак­цию, даже встречаясь впервые. Например, обезьяны, выращен­ные в лаборатории, впадают в состояние ужаса и паники при первом же предъявлении им змеи, более того, даже отрезка шланга! Действие релизеров позволяет животному ориентироваться в окружа­ющей обстановке. Таким релизером, например, для птиц-родителей слу­жат специфические яркие точки на темном фоне внутренней поверхности клюва птенцов. Этот релизер стимулирует родителей заталкивать корм в клюв птенца. Показательно, что для каждого вида характерно опреде­ленное расположение таких точек. Поэтому птицы и не выкармливают птенцов других видов, поскольку свойственное им расположение пятен на клюве не является для них релизером. С другой стороны, эксперимен­тально было установлено, что при предъявлении на макете соответствую­щей конфигурации пятен птицы пытаются его «накормить».

О.Меннинг, развивая идеи К.Лоренца, отмечает, что релизе-РЬ1 «образуют особую систему сигнализации, которая часто при­обретает форму языка, в котором воздействие ключевого стимула Усиливается демонстрационными движениями» (1982, с. 86).

При этом очень важно то обстоятельство, что система релизе-служит коммуникационным механизмом не только внутри



механизмы развития отношения к прир(


перцептивно-эмоционального канала



 


вида, но и между различными видами животных. Например, вожный крик сороки или дроздов-рябинников в лесу служит "с: налом для всех", включая оленей, кабанов, хищных» (Биоакустика 1975, с. 226); яркие желтые полосы на теле осы предупреждают практически всех животных о ее ядовитости.

Определенные релизеры природных объектов могут оказывать свое воздействие и на человека. Показательно, что реакция людей на тот или иной релизер часто бывает аналогична реакции на них у ближайших видов — человекообразных обезьян: почти все люди (как и обезьяны) испытывают к змеям, в том числе и неядови­тым, сильное чувство неприязни, а то и страха. Подобное отно­шение наблюдается и к червям, внешний вид которых имеет определенное сходство со змеями, хотя они сильно отличаются размерами. Д.Мак-Фарленд говорит, например, об инстинктив­ном распознавании людьми сигнальных раздражителей животных, играющих важную роль в социальном поведении человека.

Анализируя межвидовую коммуникацию, он пишет: «Напри­мер, форма головы ребенка — важный фактор, вызывающий ро­дительские чувства у взрослого человека. Неоднократно отмечалось, что люди также реагируют на подобные особенности молодых животных» (1988, с. 366). Такими особенностями головы животных и человека в период младенчества являются: укороченная лицевая часть, округлая форма, высокий лоб, большие размеры относи­тельно всего тела (там же).

«Нам присуще инстинктивное стремление заботиться о малень­ких, пухлых, неуклюжих, большеглазых существах — попросту гово­ря, о детях. Почти такую же нежность вызывает у нас какой-нибудь «славный» зверь, если он пухленький, пушистый, да еще и с боль­шими доверчивыми глазами. Вот почему медвежата пользуются таким успехом и почему во всем мире так популярен игрушечный медвежо­нок, копия одного из самых известных австралийских сумчатых -трогательного коалы. И по той же причине неотразимое впечатление на нас производят совята: они обладают всеми или почти всеми при­знаками, от которых наше сердце тает» (Линблад, 1983, с. 29). Таким образом, отдельные релизеры (или целые их комплек­сы), присущие природным объектам, могут формировать у челове­ка устойчивое одобрительное эмоциональное отношение к ним, то есть симпатию.

«В травяном гнездышке на дне копошилась крохотная, не больше трех с половиной дюймов в длину, белочка. Судя по тому, что ее Д° сих пор покрывал тонкий, блестящий, как плюш, пушок и глаза не открылись, ей было всего несколько дней отроду. Я осторожно


В3ял ее на руки. Попискивая она лежала на моей ладони, и ее розо­вый ротик складывался в кружочек, как у юного певца из хора маль­чиков, а крохотные лапки гладили мои пальцы. Я терпеливо ждал, когда иссякнет поток антропоморфизмов, на которые так щедра моя супруга» (Даррелл, 1994, с. 262).

В свою очередь, воздействие на человека других релизеров мо­жет вызвать противоположную реакцию — неприязнь.

.39. Животные -- обладатели психологических релизеров п°ложительной модальности.



механизмы развития отношения к приро.


Механизмы перцептивно-эмоционального канала



 


Рис. 40. Животные — обладатели психологических релизеров отрицательной модальности.

«Огромные пальмовые пауки всегда вызывали у меня отвращение. Туловище их величиной с яйцо, длинные ноги легко обхватывают большую тарелку. Обычный цвет этих пауков темно-коричневый, сверху они покрыты густым, светло-коричневым мехом. Взгляд их


маленьких блестящих глаз казался мне злобно-вызывающим» (Дар-рем, 1994в, с. 105).

В то же время необходимо отметить, что между воздействием релизеров на животных и человека существует принципиальное различие: животное дает на релизер строго определенную безус­ловно-рефлекторную реакцию, воздействие релизеров на челове­ка всегда так или иначе опосредствовано его установками. На разных людей одни и те же релизеры действуют несколько по-разному, на одного и того же человека одни и те же релизеры также могут влиять различным образом в зависимости от ситуации: его на­строения в данный момент, контекста ситуации и т.д.

Таким образом, психологический релизер — это специфи­ческий стимул, получаемый от объекта, определяющий на­правление и характер развития субъективного отношения к данному объекту.

10.2. психологические релизеры естественного происхождения

Психологические релизеры естественного происхождения -это релизеры, действие которых эволюционно обусловлено и свя­зано с определенными характеристиками, присущими самим при­родным объектам.

Их можно классифицировать в зависимости от того, на какие сенсорные системы они воздействуют: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые.

Визуальные релизеры воспринимаются зрительным анализато­ром и связаны, в первую очередь, с цветом, формой, очертания­ми силуэта, симметрией, пропорциями, величиной, размерами, свето-теневыми особенностями и т.д. Положительное эмоциональ­ное восприятие природного объекта может быть обусловлено, например, относительно большими глазами, которые характер­ны для ночных и сумеречных животных (например, совы, сони, галаго и т.д.). К положительным естественным релизерам можно отнести также длинные уши у зайцев и кроликов, пустынного Ушастого ежа или лисицы-фенек. Разноцветные птицы, особенно с Длинными перьями хвоста (петух) или хохолками (какаду), также в°спринимаются положительно.

«У самой дороги, утопая по колено в желтых кустах, стояли и смот­рели на нас шесть гуанако. Гуанако — это дикие родичи лам... Огром­ные, широко раскрытые глаза придавали им до того невинный вид,



механизмы развития отношения к природе


/Механизмы перцептивно-эмоционального канала



 


что это зрелище исторгло у женской половины экспедиции востор­женные вздохи и сюсюканье» (Даррелл, 1994а, с. 52). Об отрицательном эмоциональном воздействии змееобразной формы уже говорилось. Кстати, угорь, совсем не имеющий отно­шения к змеям, воспринимается многими людьми отрицательно, в отличие от других рыб. К отрицательным визуальным релизерам относится и длинный голый хвост (крыса, мышь). Любопытно, что хомяк, который отличается от «противной» мыши практичес­ки лишь отсутствием «мышиного хвоста», пользуется репутацией симпатичного комнатного животного: «внешне зверек — симпа­тичнейший маленький дружище: большие глазища на этой тол­стой голове так лукаво всматриваются в окружающий мир, что взгляд их кажется более разумным, чем это есть на самом деле, а пушистая шубка ярко раскрашена в золотистый, черный и белый цвета» (Лоренц, 1995, с. 261).

Аудиалъные релизеры действуют через слуховой анализатор и связаны со звуковыми характеристиками: тон, тембр, ритм, вы­сота и т.д. Аудиальные релизеры положительной модальности -это мелодичное пение птиц, журчание ручья, тихий шум листвы («зеленый шум»), кукование кукушки и т.д. К отрицательным можно отнести, например, карканье вороны, пронзительные кри­ки некоторых лесных птиц (многих из попугаев), «леденящее душу» уханье филина и т.п.

Тактильные релизеры связаны с воздействием на комплекс так­тильных и температурных рецепторов различных динамических свойств объектов, осязаемых свойств их поверхности и т.д.

Положительные эмоции возникают у людей, когда они со­прикасаются с мягкими, пушистыми, теплыми объектами. Это может быть кролик или кошка, мягкая верхняя губа у лошади или ухо спаниеля. К отрицательным можно отнести соприкосновение с холодными и скользкими объектами, такими, например, как лягушка.

«Моя жена и мой секретарь, увидев что-нибудь пушистое, неиз­менно будут впадать в... сюсюкающее умиление» (Даррелл, 1994, с. 253).

Обонятельно-вкусовые релизеры воздействуют на вкусовые и обонятельные рецепторы и также могут иметь определенное зна­чение в эмоциональной регуляции восприятия природного объекта. Наличие приятного запаха у многих цветов делает эти растения желанными объектами для контактов. В других случаях именно неприятный запах оказывается решающим препятствием для


зозникновения симпатии к объекту: «вонючий хорек» или амери­канский скунс стали даже отрицательными символами, ругатель­ствами.

Поведенческие (витальные) релизеры. Особое положение среди естественных релизеров имеют ключевые стимулы, поступающие при демонстрации природным объектом определенных форм по­ведения, витальных (т.е. жизненных, связанных с жизнедеятель­ностью) проявлений, которые вызывают у людей соответствующий эмоциональный отклик.

Например, птицы «без устали» приносят в гнездо корм птен­цам, проявляя себя как «образцовые родители», чем вызывают симпатию; то же можно сказать и о «пчеле-труженице», «бобре-строителе» и т.д. Особенно привлекательными для нас оказыва­ются животные, витальные проявления которых внешне совпадают с нашими собственными: собака сопит и вздыхает во сне «как ребенок», кошка «умывает мордочку» лапкой, белка держит оре­шек передними лапками, «ну прямо как ручками» и т.п.

рис. 41. Поведенческие психологические релизеры положительной модальности: поза и функциональное использование конечностей подобно человеческим рукам.



механизмы развития отношения к природе


Механизмы перцептивно-эмоционального канала



 


«Она спала, повернувшись на бок, в одном конце клетки, где уст* роила себе удобное ложе из сухих банановых листьев. Подушкой ей служила собственная рука, а одеялом — полученный от нас старый мешок, которым она старательно укрылась, зажав концы под мыш­ками.

- Ва! — удивленно воскликнул Фон. — Она спит, как человек. — Да-да, — подхватили члены совета, — она спит, как человек» (Даррелл, 1994, с. 318-319).

С другой стороны, репродуктивное поведение кукушки, «под­брасывающей своих детей», делает ее отрицательно воспринима­емым объектом.

В связи с этим можно проанализировать интересную проблему иерархии релизеров. Хотя почти все люди знают о таком «нехоро­шем» поведении кукушки, тем не менее большинством она вос­принимается положительно: нам нравится, как она кукует, да к тому же кукушка еще и «считает года». Аудиальный релизер ока­зывается сильнее, чем поведенческий. (В то же время, по нашим наблюдениям, для детей-детдомовцев кукушка -- резко отрица­тельно воспринимаемая птица: проблема «подброшенности» для них особенно значима. Не случайно женщин, оставляющих в род­доме своих детей, называют «кукушками». В рассматриваемом слу­чае поведенческий релизер оказывается сильнее аудиального, что обусловлено соответствующими установками.)

Типичным отрицательным поведенческим релизером можно считать охотничье поведение «кровожадных» хищников: тигра, вол­ка и их «прихвостней» — шакалов и гиен. Названия последних стали даже нарицательными.

Поведенческие релизеры оказывают большое влияние и в тех случаях, когда животные демонстрируют свое дружелюбие, до­верчивость или, наоборот, агрессивность по отношению к людям. Яркий пример — дружелюбное виляние собаки своим хвостом: всем людям это нравится. Описывают случаи, когда больные и раненые лоси заходили в поселки «за защитой и помощью лю­дей», что также вызывало всеобщее сопереживание.

Следует отметить, что поведенческие (витальные) релизеры могут быть присущи и растениям. Например, мимоза при прикос­новении к ней сжимается, «выражая свое недовольство», — такое ее «поведение» оказывается психологическим релизером.

В сущности, наиболее точное название данной группы релизе­ров — витальные, поскольку они в любом случае связаны с ви­тальными проявлениями природных объектов: как животных, так и растений. Но для воспринимающего они субъективно являются


Рис. 42. Поведенческий психологический релизер отрицательной модальности: удав душит хомячка.

«поведением» природного объекта (в прямом, как с животными, или переносном, как с растениями, смысле). «Поведение» при­родного объекта вызывает определенные ответные проявления воспринимающего человека.

Интересно в аспекте проблемы поведенческих (витальных) релизеров рассмотреть анализ Жан-Жаком Руссо механизма раз­вития чувства жалости у ребенка. Если экстраполировать ситуа­ции, вызывающие, по Руссо, жалость к людям, на объекты природы, можно показать один из специфических вариантов дей­ствия витальных релизеров.

Итак, людям свойственно жалеть живые существа: 1) когда они находятся в положении, которое люди оценивают как относительно более плохое, чем их собственное (голодают, за­мерзают, лишены свободы и т.д.); 2) когда они находятся в неблагоприятном положении, в которое люди и сами могут по­пасть (сбиты транспортом, болеют, состарились и т.д.); 3) когда они активно сигнализируют о своем бедственном положении (кри­чат от боли, у них текут слезы и т.д.)*. Поведение животных в этих ситуациях является также психологическим релизером.

Поведенческие релизеры составляют специфическую группу естественных релизеров, поскольку обладают двумя особенностя-

Характерно, что рыбы, снимаемые с крючка рыболова, которые внеш­не не сигнализируют понятным человеку способом о своем состо­янии, обычно, в общем-то, не вызывают к себе особой жалости.


'^812



механизмы развития отношения к природе


Механизмы перцептивно-эмоционального канала



 


ми, отличающими их от других: визуальных, аудиальных, так­тильных и обонятельно-вкусовых.

Во-первых, хотя они, безусловно, имеют естественное происхож­дение, но воспринимаются людьми с точки зрения «аналогичного» человеческого поведения: действия животных оцениваются по моральным, этическим критериям, к естественному значению ре-лизера добавляется, привносится социальное. Такой механизм вос­приятия сквозь призму социально выработанных значений сближает их с социальными релизерами, которые действуют по когнитивно­му каналу.

Необходимо отметить, что нередко возникает противоречие между человеческими этическими принципами и экологической целесообразностью. В этом случае даже экологически целесообраз­ное поведение природного объекта вызывает отрицательную эмо­циональную реакцию на этот объект. Например, у некоторых птиц, в частности у белого журавля (стерха), из яиц вылупляются два птенца, но родители выкармливают только одного, обрекая вто­рого на гибель. Это экологически целесообразно, так как установ­лено, что двух птенцов журавли выкормить не в состоянии (в соответствии с кормовыми ресурсами их местообитания) и один из них является «запасным» на случай патологического развития второго зародыша. Но с точки зрения человеческой морали речь идет о «детоубийстве», что, конечно, может способствовать раз­витию отрицательного отношения к стерхам.

Во-вторых, поведенческие релизеры связаны с определенной ситуацией, в которой находится или действует объект природы, в то время как остальные естественные релизеры связаны с опреде­ленным качеством, свойственным этому объекту (визуальным, аудиальным и т.д.).

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что поведенческие (витальные) релизеры составляют особую группу естественных ре-лизеров (так как они отвечают главному, критериальному признаку: связаны с первой сигнальной системой), являющуюся переходной между естественными и социальными релизерами (в силу указанной специфической связи с социально выработанными значениями).

10.3. механизмы дифференциации и интерпретации

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...