Перцептивно-эмоционального канала развития отношения к природе
10.1. влияние стимулов на эмоциональные реакции Важнейшую роль в развитии отношения к природным объектам по перцептивно-эмоциональному каналу имеет характер поступающих от них стимулов. Исследуя поведение животных, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц установил, что из всей совокупности стимулов, получаемых животным из окружающего мира, можно выделить особую группу ключевых стимулов, которые он назвал релизерами (ге!еазег) (Ьогепъ 1950). Сущность релизеров заключается в том, что животное дает на них ту или иную строго определенную реакцию, даже встречаясь впервые. Например, обезьяны, выращенные в лаборатории, впадают в состояние ужаса и паники при первом же предъявлении им змеи, более того, даже отрезка шланга! Действие релизеров позволяет животному ориентироваться в окружающей обстановке. Таким релизером, например, для птиц-родителей служат специфические яркие точки на темном фоне внутренней поверхности клюва птенцов. Этот релизер стимулирует родителей заталкивать корм в клюв птенца. Показательно, что для каждого вида характерно определенное расположение таких точек. Поэтому птицы и не выкармливают птенцов других видов, поскольку свойственное им расположение пятен на клюве не является для них релизером. С другой стороны, экспериментально было установлено, что при предъявлении на макете соответствующей конфигурации пятен птицы пытаются его «накормить». О.Меннинг, развивая идеи К.Лоренца, отмечает, что релизе-РЬ1 «образуют особую систему сигнализации, которая часто приобретает форму языка, в котором воздействие ключевого стимула Усиливается демонстрационными движениями» (1982, с. 86). При этом очень важно то обстоятельство, что система релизе-служит коммуникационным механизмом не только внутри
механизмы развития отношения к прир( перцептивно-эмоционального канала
вида, но и между различными видами животных. Например, вожный крик сороки или дроздов-рябинников в лесу служит "с: налом для всех", включая оленей, кабанов, хищных» (Биоакустика 1975, с. 226); яркие желтые полосы на теле осы предупреждают практически всех животных о ее ядовитости. Определенные релизеры природных объектов могут оказывать свое воздействие и на человека. Показательно, что реакция людей на тот или иной релизер часто бывает аналогична реакции на них у ближайших видов — человекообразных обезьян: почти все люди (как и обезьяны) испытывают к змеям, в том числе и неядовитым, сильное чувство неприязни, а то и страха. Подобное отношение наблюдается и к червям, внешний вид которых имеет определенное сходство со змеями, хотя они сильно отличаются размерами. Д.Мак-Фарленд говорит, например, об инстинктивном распознавании людьми сигнальных раздражителей животных, играющих важную роль в социальном поведении человека. Анализируя межвидовую коммуникацию, он пишет: «Например, форма головы ребенка — важный фактор, вызывающий родительские чувства у взрослого человека. Неоднократно отмечалось, что люди также реагируют на подобные особенности молодых животных» (1988, с. 366). Такими особенностями головы животных и человека в период младенчества являются: укороченная лицевая часть, округлая форма, высокий лоб, большие размеры относительно всего тела (там же). «Нам присуще инстинктивное стремление заботиться о маленьких, пухлых, неуклюжих, большеглазых существах — попросту говоря, о детях. Почти такую же нежность вызывает у нас какой-нибудь «славный» зверь, если он пухленький, пушистый, да еще и с большими доверчивыми глазами. Вот почему медвежата пользуются таким успехом и почему во всем мире так популярен игрушечный медвежонок, копия одного из самых известных австралийских сумчатых -трогательного коалы. И по той же причине неотразимое впечатление на нас производят совята: они обладают всеми или почти всеми признаками, от которых наше сердце тает» (Линблад, 1983, с. 29). Таким образом, отдельные релизеры (или целые их комплексы), присущие природным объектам, могут формировать у человека устойчивое одобрительное эмоциональное отношение к ним, то есть симпатию.
«В травяном гнездышке на дне копошилась крохотная, не больше трех с половиной дюймов в длину, белочка. Судя по тому, что ее Д° сих пор покрывал тонкий, блестящий, как плюш, пушок и глаза не открылись, ей было всего несколько дней отроду. Я осторожно В3ял ее на руки. Попискивая она лежала на моей ладони, и ее розовый ротик складывался в кружочек, как у юного певца из хора мальчиков, а крохотные лапки гладили мои пальцы. Я терпеливо ждал, когда иссякнет поток антропоморфизмов, на которые так щедра моя супруга» (Даррелл, 1994, с. 262). В свою очередь, воздействие на человека других релизеров может вызвать противоположную реакцию — неприязнь. .39. Животные -- обладатели психологических релизеров п°ложительной модальности. механизмы развития отношения к приро. Механизмы перцептивно-эмоционального канала
Рис. 40. Животные — обладатели психологических релизеров отрицательной модальности. «Огромные пальмовые пауки всегда вызывали у меня отвращение. Туловище их величиной с яйцо, длинные ноги легко обхватывают большую тарелку. Обычный цвет этих пауков темно-коричневый, сверху они покрыты густым, светло-коричневым мехом. Взгляд их маленьких блестящих глаз казался мне злобно-вызывающим» (Дар-рем, 1994в, с. 105). В то же время необходимо отметить, что между воздействием релизеров на животных и человека существует принципиальное различие: животное дает на релизер строго определенную безусловно-рефлекторную реакцию, воздействие релизеров на человека всегда так или иначе опосредствовано его установками. На разных людей одни и те же релизеры действуют несколько по-разному, на одного и того же человека одни и те же релизеры также могут влиять различным образом в зависимости от ситуации: его настроения в данный момент, контекста ситуации и т.д.
Таким образом, психологический релизер — это специфический стимул, получаемый от объекта, определяющий направление и характер развития субъективного отношения к данному объекту. 10.2. психологические релизеры естественного происхождения Психологические релизеры естественного происхождения -это релизеры, действие которых эволюционно обусловлено и связано с определенными характеристиками, присущими самим природным объектам. Их можно классифицировать в зависимости от того, на какие сенсорные системы они воздействуют: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые. Визуальные релизеры воспринимаются зрительным анализатором и связаны, в первую очередь, с цветом, формой, очертаниями силуэта, симметрией, пропорциями, величиной, размерами, свето-теневыми особенностями и т.д. Положительное эмоциональное восприятие природного объекта может быть обусловлено, например, относительно большими глазами, которые характерны для ночных и сумеречных животных (например, совы, сони, галаго и т.д.). К положительным естественным релизерам можно отнести также длинные уши у зайцев и кроликов, пустынного Ушастого ежа или лисицы-фенек. Разноцветные птицы, особенно с Длинными перьями хвоста (петух) или хохолками (какаду), также в°спринимаются положительно. «У самой дороги, утопая по колено в желтых кустах, стояли и смотрели на нас шесть гуанако. Гуанако — это дикие родичи лам... Огромные, широко раскрытые глаза придавали им до того невинный вид, механизмы развития отношения к природе /Механизмы перцептивно-эмоционального канала
что это зрелище исторгло у женской половины экспедиции восторженные вздохи и сюсюканье» (Даррелл, 1994а, с. 52). Об отрицательном эмоциональном воздействии змееобразной формы уже говорилось. Кстати, угорь, совсем не имеющий отношения к змеям, воспринимается многими людьми отрицательно, в отличие от других рыб. К отрицательным визуальным релизерам относится и длинный голый хвост (крыса, мышь). Любопытно, что хомяк, который отличается от «противной» мыши практически лишь отсутствием «мышиного хвоста», пользуется репутацией симпатичного комнатного животного: «внешне зверек — симпатичнейший маленький дружище: большие глазища на этой толстой голове так лукаво всматриваются в окружающий мир, что взгляд их кажется более разумным, чем это есть на самом деле, а пушистая шубка ярко раскрашена в золотистый, черный и белый цвета» (Лоренц, 1995, с. 261).
Аудиалъные релизеры действуют через слуховой анализатор и связаны со звуковыми характеристиками: тон, тембр, ритм, высота и т.д. Аудиальные релизеры положительной модальности -это мелодичное пение птиц, журчание ручья, тихий шум листвы («зеленый шум»), кукование кукушки и т.д. К отрицательным можно отнести, например, карканье вороны, пронзительные крики некоторых лесных птиц (многих из попугаев), «леденящее душу» уханье филина и т.п. Тактильные релизеры связаны с воздействием на комплекс тактильных и температурных рецепторов различных динамических свойств объектов, осязаемых свойств их поверхности и т.д. Положительные эмоции возникают у людей, когда они соприкасаются с мягкими, пушистыми, теплыми объектами. Это может быть кролик или кошка, мягкая верхняя губа у лошади или ухо спаниеля. К отрицательным можно отнести соприкосновение с холодными и скользкими объектами, такими, например, как лягушка. «Моя жена и мой секретарь, увидев что-нибудь пушистое, неизменно будут впадать в... сюсюкающее умиление» (Даррелл, 1994, с. 253). Обонятельно-вкусовые релизеры воздействуют на вкусовые и обонятельные рецепторы и также могут иметь определенное значение в эмоциональной регуляции восприятия природного объекта. Наличие приятного запаха у многих цветов делает эти растения желанными объектами для контактов. В других случаях именно неприятный запах оказывается решающим препятствием для зозникновения симпатии к объекту: «вонючий хорек» или американский скунс стали даже отрицательными символами, ругательствами. Поведенческие (витальные) релизеры. Особое положение среди естественных релизеров имеют ключевые стимулы, поступающие при демонстрации природным объектом определенных форм поведения, витальных (т.е. жизненных, связанных с жизнедеятельностью) проявлений, которые вызывают у людей соответствующий эмоциональный отклик. Например, птицы «без устали» приносят в гнездо корм птенцам, проявляя себя как «образцовые родители», чем вызывают симпатию; то же можно сказать и о «пчеле-труженице», «бобре-строителе» и т.д. Особенно привлекательными для нас оказываются животные, витальные проявления которых внешне совпадают с нашими собственными: собака сопит и вздыхает во сне «как ребенок», кошка «умывает мордочку» лапкой, белка держит орешек передними лапками, «ну прямо как ручками» и т.п.
рис. 41. Поведенческие психологические релизеры положительной модальности: поза и функциональное использование конечностей подобно человеческим рукам. механизмы развития отношения к природе Механизмы перцептивно-эмоционального канала
«Она спала, повернувшись на бок, в одном конце клетки, где уст* роила себе удобное ложе из сухих банановых листьев. Подушкой ей служила собственная рука, а одеялом — полученный от нас старый мешок, которым она старательно укрылась, зажав концы под мышками. - Ва! — удивленно воскликнул Фон. — Она спит, как человек. — Да-да, — подхватили члены совета, — она спит, как человек» (Даррелл, 1994, с. 318-319). С другой стороны, репродуктивное поведение кукушки, «подбрасывающей своих детей», делает ее отрицательно воспринимаемым объектом. В связи с этим можно проанализировать интересную проблему иерархии релизеров. Хотя почти все люди знают о таком «нехорошем» поведении кукушки, тем не менее большинством она воспринимается положительно: нам нравится, как она кукует, да к тому же кукушка еще и «считает года». Аудиальный релизер оказывается сильнее, чем поведенческий. (В то же время, по нашим наблюдениям, для детей-детдомовцев кукушка -- резко отрицательно воспринимаемая птица: проблема «подброшенности» для них особенно значима. Не случайно женщин, оставляющих в роддоме своих детей, называют «кукушками». В рассматриваемом случае поведенческий релизер оказывается сильнее аудиального, что обусловлено соответствующими установками.) Типичным отрицательным поведенческим релизером можно считать охотничье поведение «кровожадных» хищников: тигра, волка и их «прихвостней» — шакалов и гиен. Названия последних стали даже нарицательными. Поведенческие релизеры оказывают большое влияние и в тех случаях, когда животные демонстрируют свое дружелюбие, доверчивость или, наоборот, агрессивность по отношению к людям. Яркий пример — дружелюбное виляние собаки своим хвостом: всем людям это нравится. Описывают случаи, когда больные и раненые лоси заходили в поселки «за защитой и помощью людей», что также вызывало всеобщее сопереживание. Следует отметить, что поведенческие (витальные) релизеры могут быть присущи и растениям. Например, мимоза при прикосновении к ней сжимается, «выражая свое недовольство», — такое ее «поведение» оказывается психологическим релизером. В сущности, наиболее точное название данной группы релизеров — витальные, поскольку они в любом случае связаны с витальными проявлениями природных объектов: как животных, так и растений. Но для воспринимающего они субъективно являются Рис. 42. Поведенческий психологический релизер отрицательной модальности: удав душит хомячка. «поведением» природного объекта (в прямом, как с животными, или переносном, как с растениями, смысле). «Поведение» природного объекта вызывает определенные ответные проявления воспринимающего человека. Интересно в аспекте проблемы поведенческих (витальных) релизеров рассмотреть анализ Жан-Жаком Руссо механизма развития чувства жалости у ребенка. Если экстраполировать ситуации, вызывающие, по Руссо, жалость к людям, на объекты природы, можно показать один из специфических вариантов действия витальных релизеров. Итак, людям свойственно жалеть живые существа: 1) когда они находятся в положении, которое люди оценивают как относительно более плохое, чем их собственное (голодают, замерзают, лишены свободы и т.д.); 2) когда они находятся в неблагоприятном положении, в которое люди и сами могут попасть (сбиты транспортом, болеют, состарились и т.д.); 3) когда они активно сигнализируют о своем бедственном положении (кричат от боли, у них текут слезы и т.д.)*. Поведение животных в этих ситуациях является также психологическим релизером. Поведенческие релизеры составляют специфическую группу естественных релизеров, поскольку обладают двумя особенностя- Характерно, что рыбы, снимаемые с крючка рыболова, которые внешне не сигнализируют понятным человеку способом о своем состоянии, обычно, в общем-то, не вызывают к себе особой жалости. '^812 механизмы развития отношения к природе Механизмы перцептивно-эмоционального канала
ми, отличающими их от других: визуальных, аудиальных, тактильных и обонятельно-вкусовых. Во-первых, хотя они, безусловно, имеют естественное происхождение, но воспринимаются людьми с точки зрения «аналогичного» человеческого поведения: действия животных оцениваются по моральным, этическим критериям, к естественному значению ре-лизера добавляется, привносится социальное. Такой механизм восприятия сквозь призму социально выработанных значений сближает их с социальными релизерами, которые действуют по когнитивному каналу. Необходимо отметить, что нередко возникает противоречие между человеческими этическими принципами и экологической целесообразностью. В этом случае даже экологически целесообразное поведение природного объекта вызывает отрицательную эмоциональную реакцию на этот объект. Например, у некоторых птиц, в частности у белого журавля (стерха), из яиц вылупляются два птенца, но родители выкармливают только одного, обрекая второго на гибель. Это экологически целесообразно, так как установлено, что двух птенцов журавли выкормить не в состоянии (в соответствии с кормовыми ресурсами их местообитания) и один из них является «запасным» на случай патологического развития второго зародыша. Но с точки зрения человеческой морали речь идет о «детоубийстве», что, конечно, может способствовать развитию отрицательного отношения к стерхам. Во-вторых, поведенческие релизеры связаны с определенной ситуацией, в которой находится или действует объект природы, в то время как остальные естественные релизеры связаны с определенным качеством, свойственным этому объекту (визуальным, аудиальным и т.д.). Сказанное выше позволяет сделать вывод, что поведенческие (витальные) релизеры составляют особую группу естественных ре-лизеров (так как они отвечают главному, критериальному признаку: связаны с первой сигнальной системой), являющуюся переходной между естественными и социальными релизерами (в силу указанной специфической связи с социально выработанными значениями). 10.3. механизмы дифференциации и интерпретации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|