№ 23. Байка «Лечение симуляции»
№ 23. Байка «Лечение симуляции»
Настя почувствовала легкое недомогание. Осенью все болеют. Можно будет симулировать температуру и не ходить в школу. Прекрасная идея! Утром девочка встала пораньше и закрылась в ванной комнате. Она долго грела руки под краном с горячей водой и сидела на батарее. Стало совсем жарко. Лицо у Насти раскраснелось. Теперь все готово. Можно идти к маме. – У меня температура. Я плохо себя чувствую, – заныла обманщица. – Дай я потрогаю твой лоб. Да, похоже на температуру. Ты вся красная, – забеспокоилась мама. – Можно я дома останусь. Лучше отсидеться. Ты сама так говоришь, – предложила дочь. – Конечно. Оставайся дома. Я позвоню учительнице. Все ушли на работу. Настя тоже не планировала сидеть дома. Очень хотелось прогуляться по магазинам, зайти к реально болеющей подружке. Планов много… Переживая за здоровье дочери, мама пораньше пришла с работы. Где же больная? Настя появилась только спустя час. Она стояла у дверей мокрая, без головного убора, так как попала под дождь. Мама сразу поняла, что ее обманули. – Теперь все время будешь ходить в школу. Там сухо и тепло, – выразила она свое отношение к поступку Насти. Мораль. Дети и подростки могут симулировать болезнь, чтобы не ходить в школу. Они рассчитывают на доверчивость любящих родителей. Комментарий. Большинство школьников придумывают различные уловки, чтобы прогулять уроки. К этому нужно относиться с пониманием. Взрослым тоже периодически не хочется идти на работу по разным причинам. Это нормально. В таких случаях родители проводят длительные беседы с учениками‑ симулянтами. Часто они не дают существенных результатов. Не хочется разочаровывать, но мамы и папы, сами не осознавая того, своим социальным поведением, чувствами и отношением к жизненным ситуациям дают право на симуляцию собственному ребенку. Проанализируйте, почему дети позволяют себе так обращаться с родителями или одним из них. Когда и как мы успели им это разрешить? Думайте. Ответ кроется в нас самих.
Прекращать симуляции необходимо, но с помощью организационных мер. Попробуйте ужесточить систему проверки состояния здоровья ребенка. Не тратьте время на пустые разговоры о плохом самочувствии ученика на фоне его активных занятий и телефонной болтовни с друзьями. По‑ настоящему больной ребенок выглядит совсем иначе. Жесткость и принципиальность родительской позиции – лучшее лекарство от симуляции. Диапазон применения байки: консультирование психологом родителей, воспитывающих подростков.
№ 24. Байка «Любимый плакса и вредина»
Ходит чудо по квартире, Нет его любимей в мире. Как озера блюдца‑ глазки, Гномик маленький из сказки.
* * * Говорит он: – Дай конфет! Отвечает мама: – Нет! Гномик ласковый пропал, Вредным плаксой гномик стал!
* * * Это кто же так ревет? Может, это пароход? Может, это водовоз Тут разлил ведро из слез?
* * * Кто тут топает ногами Со слезами и соплями? Плакса‑ вредина откуда? И куда девалось чудо?
* * * Мама даст ему игрушку, Чмокнет в сладкую макушку, Мама рядом посидит, Снова в чудо превратит!
(Елена Гуманенко) Мораль. Материнское терпение способно творить чудеса в воспитании детей. Комментарий. Так непросто сдержаться, когда ребенок выводит взрослых из себя неразумными требованиями. Любящие матери утверждают, что это возможно. Они по‑ настоящему испытывают радость материнства. Однако бывает совсем другое отношение. Вспомните, как иногда детей тащат за руки, они кричат и плачут, а родители обрушиваются на них с яростными обвинениями в плохом поведении. В таких ситуациях конфликтующие стороны не обращают никакого внимания на окружающих. Главное – выразить свое неудержимое негодование.
Публично кричащих на детей мамочек хочется спросить: «Зачем вам ребенок? » В ответ можно услышать: «Я не люблю детей. Муж хотел», «Я не люблю маленьких детей. Они такие вредные». Парадоксально, но факт. Вот еще один пример. Я вела утром сына в школу. У входа в здание стояла мама и била по рукам и лицу свою дочь, которая призналась, что забыла положить в сумку какие‑ то учебные принадлежности. Я запомнила гримасу на лице этой мамы. В тот момент она явно не думала об уговорах или поцелуях. Да, любовь и терпение не всегда проявляются в детско‑ родительских отношениях, но без них у ребенка не будет успешного будущего. Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями, психологическая помощь детям, системное семейное консультирование.
№ 25. Байка «Мама всегда придирается»
Дочку ждали почти у самого порога. Мама сразу пошла в атаку: – Пришла? Почему так долго. Уроков не задано? – Задано. Я успею. – Ты вообще ничего не успеваешь. Смотри, сапоги уже неделю не чистишь. Голова грязная. Когда ты ее мыла в последний раз? – Мама, хватит ко мне цепляться. Дочка быстро прошмыгнула в свою комнату. Однако напрасно. Дверь распахнулась, и разозленная мать снова принялась отчитывать нерадивого ребенка. – Скоро к тебе будем боком заходить. Все завалено вещами. Даже нижнее белье валяется. Замуж выйдешь, так тебя муж выгонит. Кому нужна такая грязнуля? – Ну хватит, мне надоело. Что ты ко мне все время придираешься? – Я прошу тебя жить нормально, по‑ человечески. Убирать все за собой. Вовремя выполнять свои обязанности. – Нет, ты придираешься ко мне. Пора сбегать из дома. – Беги, беги. Нам с папой легче жить будет. Прошло несколько месяцев, и дочка ушла жить в семью своего молодого человека. Дома у них чисто, и все друг другу рады. Мораль. Родители не умеют радоваться собственным детям. Комментарий. Многие родители, особенно мамы, предъявляют постоянные, многократные претензии к детям, которые их просто раздражают ленью, медлительностью, безответственностью. Взрослые устают на работе. Дома – хозяйственные обязанности. Любой матери захочется получить хоть немного благодарности за свой рутинный труд со стороны взрослой дочери. Остается важный вопрос: как это лучше сделать? Вряд ли бесконечные придирки помогут достичь желаемого результата, из‑ за усталости не хватает терпения, чтобы найти оптимальный стиль общения с ребенком и определиться с формулировками требований к нему.
Совместные интересы позволяют наладить коммуникацию и постепенно придти к компромиссам в ведении домашнего хозяйства и выполнении личных обязанностей дочерью. Не следует забывать об особенностях подросткового возраста, для которого свойственна нетерпимость, строптивость и критика в адрес взрослых, которые «по жизни давно отстали и ничего не понимают». Поможет справиться с раздражением чувство принятия своего ребенка. Не нужно его постоянно заставлять и контролировать. Для улучшения взаимоотношений не помешает порой что‑ то не замечать и прощать. Диапазон применения байки: консультации психолога с матерями, воспитывающими девочек‑ подростков.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|