№ 33. Байка «Неопытные дети». № 34. Байка «Откуда берутся глупые дети?». № 35. Байка «Папа тебе не нужен»
№ 33. Байка «Неопытные дети»
Мама купила на днях мясорубку. «Надо проверить», – решила Анютка. Сунула пальцы, стала крутить – Ручку обратно уже не пришить.
(Детский стишок‑ страшилка) Мораль. Родителям необходимо передавать свой жизненный опыт в процессе ежедневного взаимодействия с детьми. Комментарий. Совсем не сложно объяснить ребенку, как пользоваться бытовыми электроприборами, переходить дорогу на улице, следить за своей внешностью и пр. В этих случаях полезно рассказать какие‑ то забавные истории из собственной жизни. Например, в детстве вы мало следили за ногтями на ногах, и один из них врос в палец. Пришлось обращаться к хирургу за помощью. Подобные эпизоды из детского опыта родителей помогают детям лучше запоминать разные правила и затем без внутреннего сопротивления их применять. В школе каждую неделю тоже проводятся уроки, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся. Семейная и учебная подготовка к повседневным ситуациям помогут нашим детям понимать реальность и избегать серьезных неприятностей. Диапазон применения байки: классные часы в школе, беседы психолога с учениками и их родителями, деловые игры и тренинги для подростков.
№ 34. Байка «Откуда берутся глупые дети? »
Наша Таня снова плачет, Уронила типа мячик, Вот бы ей прикинуть, глупой: Не утонет – он надутый.
(Детский стишок‑ страшилка ) Мораль. С детьми необходимо постоянно заниматься, развивать их кругозор – давать знания и представления об окружающей действительности. Комментарий. Родители привыкли жаловаться на свою занятость и усталость. Придя домой с работы, они начинают раздражаться. Не хватает сил, чтобы поговорить с детьми, ответить на их вопросы и послушать разные, пусть и наивные, рассуждения.
Регулярные беседы об окружающем мире позволят ребенку познавать сложность и разнообразие мира. С этой целью можно использовать современные энциклопедии, книги из серий «Вундеркинд», «Почемучка» и др. Существует множество компьютерных программ, образовательных тематических игр, например Minecraft. При этом нужно помнить, что лучше всего в познании мира помогают непосредственные беседы взрослых с детьми, живой обмен знаниями и опытом. Почему я так уверена, что детей мало развивают? Предложите любому школьнику интерпретировать какое‑ нибудь событие, объяснить смысл пословицы или поговорки. Ответ на вопрос станет сразу очевиден: детьми следует заниматься. Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями, педагогические советы в образовательных учреждениях, семинары для родителей.
№ 35. Байка «Папа тебе не нужен»
В семье росли двое очаровательных детишек. О таких говорят: «родились от любящих родителей». Только это чувство внезапно исчезло в отношениях мамы и папы. В чем причина? В маме. Она решила, что ей не нужен муж. Он ее разочаровал своей бездеятельностью. В начале отношений маме нравились творческие способности папы‑ художника. Потом оказалось, что его картины никому не нужны. За них денег не платят. С момента осознания папиной бесполезности началось разрушение отношений между родителями. Папу изгнали из семьи. На стенах квартиры остались только его красивые картины. Мама считала: «Лучше картины на стене, чем бесполезный муж‑ художник. На картины хотя бы смотреть приятно, а муж‑ бездельник просто раздражает». Мораль. Мужья часто не оправдывают ожидания жен, но в результате любых конфликтов больше всего страдают дети.
Комментарий. Всем нам известен эффект безотцовщины в семье. Отец нужен для воспитания детей. При этом у него могут быть любые социально‑ психологические и материальные проблемы. Практически, начиная с периода новорожденности в возрасте двух‑ трех дней, ребенок запечатлевает первые признаки внешности близких людей, событий. Присутствие отца с самого рождения имеет большое значение. Его роль незаменима. Общение с ним стимулирует моторное и умственное развитие ребенка. Психотерапевты утверждают, что, общаясь с папой, дети растут отзывчивыми и быстрее осваивают социальные контакты. Г. Крайг писал о симбиозе между ребенком и отцом. Папы влияют на весь ход психического развития ребенка. Дети хотят быть похожими на них и стараются поддерживать с ними эмоциональную связь. Эмпирические исследования также показали, что существует корреляция: недосягаемые (постоянно занятые своими делами) отцы провоцируют возникновение трудностей в эмоциональном развитии детей. Важным является отношение мужчины к своим самым близким людям в семье – жене и ребенку. Отцы, по статистике, в четыре‑ пять раз больше играют с детьми, чем матери. Они представляют собой альтернативный объект любви. Мать в большей степени ориентирована на уход, повседневную заботу о ребенке. Отец по праву становится основой для развития социальной активности малыша. Аристотель по этому поводу написал: «Отец учит, а мать – растит». Отец часто бывает эталоном мужчины (мужественности, достоинства). Для дочери отец является олицетворением рыцарства. Стабильные отношения с сыном служат основой для формирования мужских интересов. Успешнее происходит становление самосознания растущего мужчины. Выявлены определенные закономерности между применением воспитательных воздействий отцами и проблемами социализации детей. Так, суровый отец может провоцировать снижение сочувствия у ребенка к окружающим, увеличивать асоциальность его поведения. Добрый, мягкий отец активизирует поиск ребенком именно мужских игрушек (солдатики, танки, машинки, роботы). Ими он компенсирует недостаток маскулинности. Без отца, в неполной семье у ребенка часто возникает чувство неуверенности в себе, зависимость от сверстников, нестабильное психическое состояние.
Так, взрослую дочь отец на примере отношений с матерью учит взаимодействию с лицами противоположного пола. Иначе ей будет трудно адаптироваться в браке. Таким образом, мать дает эмоциональную привязанность, а отец – эмоциональную независимость. Развод существенно снижает влияние отца на развитие детей. Женщины часто плохо говорят о бвыших мужьях. 41 % матерей вообще высказываются против всяких контактов ребенка с отцом после расставания. Ученые доказали, что после развода у детей в значительной степени возрастает чувство тревожности. Вот и подумайте, стоит ли выгонять мужа из дома? Может, следует придти на консультацию к специалисту и постараться сохранить полноценную семью? Выгнать мужчину можно всегда, а вернуть обратно – обычно уже не получается. Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями, системная семейная терапия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|