Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

№ 28. Байка «Мама‑шпион»




№ 28. Байка «Мама‑ шпион»

 

Дочурка подрастала. Не успели оглянуться, как началось обучение в 11‑ м классе. Впереди – подготовка к ЕГЭ, поступление в вуз. Все время придется тратить на занятия с репетиторами.

Мать выпускницы стала буквально за ней следить. Проверяла всех, кто ей звонит, куда она пошла, о чем разговаривает, сколько занималась с репетиторами. Дочь сначала этого не замечала, а потом обратила внимание, что кто‑ то рылся в ее вещах. Перевернули даже нижнее белье. Странно. Такого никогда не было.

– Мама, а кто копался в моих вещах?

– Не знаю, – обманула опытная блюстительница порядка своего наивного ребенка.

Слежка не прекращалась до тех пор, пока вечером в семье не разразился грандиозный скандал. Папа большими усилиями разнял разъяренных представительниц женского пола. Война закончилась разгромом шпионской деятельности мамы. Даже папа встал на сторону дочери. Вдвоем они смогли остановить патологическую помощь женщины, чрезмерно увлеченной перспективами обучения ребенка.

Мораль. Недоверие и преследование не помогают ребенку добиться существенных успехов в обучении и личностном росте.

Комментарий. Преследование ребенка является нарушением персональных границ. Представьте себя жертвой шпионажа. Неприятно. Вспоминаю одну историю. На консультации молодая девушка рассказывала о своей маме, которая сама придумала себе обязанность – просматривать ее личные вещи, одежду, контакты в телефоне и электронную почту. Дочь довели до нестерпимого желания уйти из дома. Мне с трудом удалось найти логические доводы, что этого делать не следует.

Дорогие мамы! Своими шпионскими действиями вы провоцируете увеличение личной дистанции между вами и дочерью, то есть разрушаете равноправные взаимоотношения. Потом долго придется возвращать доверие к себе. Можно упустить еще больше, чем выследить.

Диапазон применения байки: консультации психолога с матерями девочек‑ подростков, системная семейная психотерапия, тренинги для родителей и подростков.

 

№ 29. Байка «Моя дочь будет жить лучше»

 

В большом холле детского центра в удобных креслах расположились мамочки. Они ждали своих дочерей с бальных танцев.

– Я всегда мечтала заниматься балетом, – поделилась детскими воспоминаниями красивая и стройная блондинка.

– У вас бы получилось. Я не сомневаюсь. Все данные для этого есть, – поддержала приятельницу другая мама.

– О, это было невозможно. Папа работал на заводе, а мама – в рабочей столовой. Они никогда бы не поняли моих желаний. Да и денег у них не было, – резюмировала блондинка.

В эту минуту она стала чем‑ то похожа на Анастасию Волочкову. Вся внутренне встрепенулась, плечи расправила.

– Ничего, зато моя дочь все получит. У мужа хватает средств, чтобы удовлетворить наши запросы. Хоть в этом повезло. Балерины из меня не получилось, зато могу собой заниматься в свое удовольствие.

За окном неожиданно сработала сигнализация от автомобиля.

– Моя, что ли? Нет, соседний фольксваген. Моя ауди молчит.

В этот момент из танцевального зала выбежали девочки.

– Мама, мама! Дай жвачку! – закричала дочь экзальтированной блондинки.

– Доченька, одевайся. Потом дам тебе жвачку. Поехали, суши поедим. Юным балеринам нужно нормально питаться.

– Фу, какие суши. Не хочу. Мне нравится жюльен и паста.

– Хорошо, без проблем. Поехали, моя гурманочка, обедать. У моей дочери все будет лучше, чем у меня, – уверенно произнесла заботливая мама.

Мораль. Женщины в материально обеспеченных семьях могут позволить своим дочерям жить лучше, чем другие. Однако их представления о лучшей жизни носят весьма субъективный характер.

Комментарий. Давайте разберемся в смысле высказывания: «Дети должны жить лучше родителей». Можно ли подразумевать в этом случае только материальную составляющую при воспитании ребенка? Гораздо важнее мамина забота, ее вдумчивое отношение к потребностям дочери, эмоционально положительный контакт. Дружеская поддержка, понимание и принятие друг друга – основа для позитивного личностного развития ребенка.

Важно сохранять чувство разумной достаточности. Нужно ли провоцировать у дочери привычку манерничать или кривляться, хвастаться или пренебрежительно смотреть на других людей?

Материальные блага могут существенно улучшить качество образования и воспитания любого ребенка. Однако не следует к человеческим отношениям применять только денежный эквивалент. Важно приучать ребенка быть интересным для других своими личными качествами, а не деньгами родителей.

Диапазон применения байки: консультации психолога с матерями, воспитывающими дочерей.

 

№ 30. Байка «Мы знаем, кем ты будешь»

 

Стремительно заканчивался 10‑ й класс. В семье не стихали споры и конфликты на тему дальнейших перспектив обучения Валеры.

– Надо идти в энергетику. За этим будущее, – считал папа.

– Нужна профессия, которая прокормит всю семью. Пусть занимается финансами и кредитами, – убежденно доказывала мама.

– Лучше врачом, как покойный дедушка, – не сомневалась бабушка.

Валера «хлопал ушами». Он не знал, чего хочет сам. Были идеи стать модельером или архитектором. Успехи в обучении позволяли ему выбирать практически любые вузы и специальности.

Время для споров заканчивалось. Близились единые государственные экзамены. По настоянию бабушки в честь памяти ее мужа Валера должен был стать стоматологом. Выпускник не сопротивлялся. Сам он не знал, в чем же состоит его призвание.

Мораль. Пассивное соглашательство подростка может повлечь неожиданные изменения в его судьбе и привести к невротизации.

Комментарий. Выбор жизненного пути – нелегкая задача, которая осложняется непониманием подростка своих интересов, способных впоследствии стать профессией или даже призванием. Взамен выпускник школы получает готовое решение. Он соглашается, а потом разочаровывается во мнении взрослых. Дальше есть два варианта жизненного сценария.

В первом случае молодой человек демонстрирует смирение и думает: «Что поделаешь, так вышло. Придется подчиниться обстоятельствам». Находятся причины, по которым нет смысла возражать, отказываться. По этому поводу в одной из книг А. Адлера я прочитала о латентном неврозе. Что это такое? Человек живет по установленным правилам, но в душе у него сохраняется неосознанный внутренний конфликт. При стечении обстоятельств он может реализоваться в активный и открытый протест. Для этого необходим триггер.

В связи с этим вспоминаю один случай. Выпускник медицинского вуза почти 10 лет проработал врачом‑ стоматологом. После встречи со своими одноклассниками он неожиданно бросил работу и устроился в ресторан барменом. Оказалось, он всегда мечтал создавать коктейли. Родители были расстроены и подавлены, а он – счастлив.

Второй вариант жизненного сценария подразумевает непродолжительные сомнения в отношении выбранной области интересов. Юноша или девушка на первых курсах утрачивают мотивацию к обучению по выбранной их родственниками специальности. Они ходят в вуз ради родителей и для получения диплома. Далее по профессии они не работают, а стараются реализовать себя в различных сферах, пока не удовлетворят собственный осознанный запрос.

Особенно важно самоопределиться мужчинам. Рано или поздно они начнут принимать собственные решения. Главное, не потерять много времени и усилий, если потом придется в своей жизни что‑ то существенно менять.

Словно в назидание родителям одна моя студентка после практических занятий написала: «Родителям нужно уделять больше внимания желаниям и мечтам детей. При этом не просто слепо потакать всем прихотям ребенка. Основываясь на своем богатом опыте, они могут помочь им принять правильное решение».

Диапазон применения байки: родительские собрания в школе, семинары и тренинги для родителей, классные часы для выпускников школы, профориентационные занятия и игры со школьниками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...