№ 31. Байка «Настоящие дети прорастут сквозь асфальт»
№ 31. Байка «Настоящие дети прорастут сквозь асфальт»
У папы были свои представления о правильном воспитании сына: – Я всего добивался сам. С трудом окончил школу, пошел в училище. Начал работать с 14 лет. Женился. Сам себя обеспечивал и всю свою семью. У тебя, сынок, еще больше возможностей. Ты не живешь в бедности. У тебя все условия для учебы. О хлебе думать не нужно. Давай, пробивайся. После таких рассуждений папа обычно выпивал рюмочку водки, шел смотреть телевизор и тихо‑ тихо засыпал. Сынок выполнял заветы отца, как мог: учился на тройки, поступил в колледж и рано начал работать. Многие его друзья окончили вузы и заняли руководящие должности. Сын работящего папы так и не смог сделать карьеру. Ему никто не предлагал должности директора, несмотря на все старания проявить себя. Мораль. Что посеешь, то и пожнешь. Комментарий. Зачем детям «расти сквозь асфальт»? Роль родителей заключается в том, чтобы показать пути оптимального «произрастания». Для этого недостаточно кухонных разговоров. С ребенком нужно заниматься. Дети должны достигать больших результатов, чем родители. Взрослые, обладая опытом и определенными ресурсами, создают для этого необходимые условия и несут ответственность за процесс развития ребенка. Непосредственное участие родителей может оставаться малозаметным, однако их бездеятельность мешает детям подниматься на новые ступени в социализации. А ведь так приятно, когда новое поколение улучшает все семейные достижения, но сохраняет традиции правильного воспитания. Диапазон применения байки: консультации психолога и учителей с родителями.
№ 32. Байка «Ненавижу математику»
Ира мучилась с уравнениями по алгебре. В 8‑ м классе задания по этому нелюбимому предмету становились все сложнее и сложнее. Ничего не получалось… Она знала, что многие сверстники справляются и понимают, как решать примеры, уравнения, задачи. Папа Иры по специальности инженер, и он очень легко может справиться с домашним заданием дочери по алгебре. Только просить его о помощи не хочется. Почему? Он все время оскорбляет дочь, называя ее «тупой девочкой не в отца». Однако придется к нему обратиться за подсказкой. Скоро контрольная работа, и нужно уметь решать эти ненавистные уравнения. Вот и папа появился. Зашел к Ире в комнату, присел у стола. У него хорошее настроение. – Как успехи? – поинтересовался отец. – Уравнение не получается, – пожаловалась дочь. – Давай объясню. После доброжелательного предложения помощи началось обучение алгебре, которое эмоционально описано в юмореске М. Жванецкого. «Отец зажал сына в угол. – У тебя два яблока. Я одно выбросил. Сколько у тебя осталось? Тихое скуление. – У тебя было два яблока. Я одно порезал на куски. Сколько у тебя осталось? Скулеж, тычки, прижатие к стене. – У тебя было два яблока. Я одно сожрал!.. Я сожрал одно! Сколько у тебя осталось? Плач, рев, удары. – Ты держал в своих грязных руках два немытых яблока. Я вырвал у тебя одно и сожрал. Сколько у тебя осталось? Крик, плач. – Папа, не надо! – Нет, надо! У тебя было два яблока. Я у тебя вырвал и растоптал одно! Одно из двух я растоптал ногами! Сколько у тебя осталось? Дрожание, вой, крики. Визг мамы: – Оставь ребенка! – Он идиот! Я меняю условие. У тебя было два яблока. Одно сожрал ты! Ты сам сожрал одно! Сколько яблок, идиот, у тебя осталось, болван?! – А‑ а‑ а! Не бей! Папа! – Никакого зоопарка! Никаких гостей! У тебя никогда не будет дня рождения! Весь праздник я проведу с этим идиотом. У тебя было два яблока… Зина, у нас есть яблоки? А? Что?! Давай морковки… – У тебя было две морковки < …> Я отнял… Дай… Дай, идиот… Это – арифметика. Я отнял у тебя одну и сожрал. Вот: хря, хря… На! Смотри: хря, хря…
– Гриша, она немытая. – Ничего! Пусть он видит. Я сожрал с землей одну морковку. Сколько у тебя морковок осталось? Всхлипывание. – Посмотри!!! Сколько грязных морковок осталось в твоих < …> руках?! – Одна‑ а‑ а! – Правильно, сынок. А теперь возвращаемся к яблокам… – Па‑ па‑ а‑ а‑ а!!! – Гри‑ ша‑ а‑ а‑ а!!! – Не реветь! Отвечать! У тебя было два яблока… – Гриша, умоляю. – Надо! Этот идиот с морковками ответил правильно. Значит, есть надежда…» Мораль. Причиняя ребенку психическую травму, невозможно достичь улучшения знаний по различным школьным предметам. Комментарий. Наверное, не существует родителей, которые не нарушают этических норм при общении со своим ребенком. Для этого есть большой соблазн – его беспомощность, зависимость, беззащитность. Важно учитывать частоту и силу психологического воздействия, чтобы оно не превращалось в насилие. Учить детей, формировать учебные навыки возможно при положительной поддержке, похвале. Достигая маленьких успехов, они будут стремиться и дальше справляться с возникающими трудностями. В этом процессе освоения знаний слова одобрения имеют большое позитивное значение. Помните: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет». Еще одна рекомендация. Некоторые родители знают, что, оказывая помощь в изучении предметов, они не смогут справиться с собственным раздражением. В таких случаях желательно обратиться за помощью к психологу, нанять репетитора. Нельзя держать детей в состоянии хронического стресса. Все может закончиться психотравмой, неврозом и окончательным снижением успеваемости с потерей мотивации к школьному обучению. Диапазон применения байки: консультации психолога с родителями, родительские собрания в школе, тренинги для родителей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|