Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Шаповаленко И.В. Ш24 Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2004. — 349 с.
ISBN 5-8297-0176-6 (в пер.)
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология», разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей — «Психология», «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» и др. УДК 159.922.6 ББК 88.37
ISBN 5-8297-0176-6 © «Гардарики», 2004 © И.В. Шаповаленко, 2004 ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.........................9
Раздел первый. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава I. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.................. 11 § 1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки.............-.......... 11 § 2. Проблема детерминации психического развития......... 16 § 3. Основные понятия возрастной психологии........... 18 Глава П. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии.................... 22 § 1. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития.................. 22 § 2. Метод наблюдения..................... 23 § 3. Эксперимент как метод эмпирического исследования....... 25 § 4. Исследовательские стратегии: констатация и формирование.... 27
§ 5. Вспомогательные методы исследования............ 27 § 6. Схема организации эмпирического исследования........ 30 Раздел второй. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава III. Возникновение возрастной психологии как самостоятельной области психологической науки.................. 34 § 1. Становление возрастной (детской) психологии как самостоятельной области психологической науки...............34 § 2. Начало систематического изучения детского развития.......36 § 3. Из истории становления и развития российской возрастной психологии во второй половине XIX — начале XX в......■..39 Глава IV. Теории детского развития первой трети XX в.: постановка проблемы факторов психического развития.............45 § 1. Постановка вопросов, определение круга задач, уточнение предмета детской психологии....................45 § 2. Психическое развитие ребенка и биологический фактор созревания организма......................'. 47 § 3. Психическое развитие ребенка: факторы биологический и социальный......................52 § 4. Психическое развитие ребенка: влияние среды......... 54
Раздел третий. ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава V. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход...........................57 § 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда.......................57 § 2. Психоанализ детства....................63 § 3. Современные психоаналитики о развитии и воспитании детей... 68
Глава VI. Психическое развитие как развитие личности: теория психосоциального развития личности Э. Эриксона..........72 § 1. Эго-психология Э. Эриксона................72 § 2. Методы исследования в работах Э. Эриксона..........73 § 3. Основные понятия теории Эриксона............. 74 § 4. Психосоциальные стадии развития личности.......... 75 Глава VII. Психическое развитие ребенка как проблема научения правильному поведению: бихевиоризм о закономерностях детского
развития..........................84 § 1. Классический бихевиоризм как наука о поведении........84 § 2. Бихевиористская теория Дж. Уотсона.............85 § 3. Оперантное научение...................89 § 4. Радикальный бихевиоризм Б. Скиннера............91
Глава VIII. Психическое развитие ребенка как проблема социализации: теории социального научения.................. 96 § 1. Социализация как центральная проблема концепций социального научения.......................96 § 2. Эволюция теории социального научения............97 § 3. Феномен научения через наблюдение, через подражание.....98 § 4. Диадический принцип изучения детского развития.......102 § 5. Изменение представлений о.психологической природе ребенка... 104 § 6. Социокультурный подход.................105
Глава IХ. Психическое развитие как развитие интеллекта: концепция Ж. Пиаже.......................... 108 § 1.. Основные направления исследований интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.................. 108 § 2. Ранний этап научного творчества..............108 § 3. Операциональная концепция интеллекта Ж. Пиаже.......114 § 4. Критика основных положений теории Ж. Пиаже........122
Раздел четвертый. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В РОССИЙСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Глава X. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития: Л.С. Выготский и его школа.............. 125 § 1. Происхождение и развитие высших психических функций...... 125 § 2. Проблема специфики психического развития человека...... 129 § 3. Проблема адекватного метода исследования психического развития человека.......................131 § 4. Проблема «обучение и развитие».............. 132 § 5. Две парадигмы в исследовании психического развития...... 137
Глава XI. Стадиальность психического развития человека: проблема периодизации развития в онтогенезе................140 § 1. Проблема исторического происхождения возрастных периодов. Детство как культурно-исторический феномен....... 140 § 2. Категория «психологический возраст» и проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского......... 143 § 3. Представления о возрастной динамике и периодизации развития Д.Б. Эльконина....................147 § 4. Современные тенденции в решении проблемы периодизации
психического развития..................151
Раздел пятый. ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА: ВОЗРАСТНЫЕ СТУПЕНИ
Глава XII. Младенчество.................... 156 § 1. Новорожденность (0—2 месяца) как кризисный период.....156 § 2. Младенчество как период стабильного развития........163 § 3. Развитие общения и речи................. 166 § 4. Развитие восприятия и интеллекта.............169 § 5. Развитие двигательных функций и действий с предметами.... 172 § 6. Созревание, обучение и психическое развитие на первом году жизни........................176 § 7. Психологические новообразования младенческого периода. Кризис одного года...................177
Глава XIII. Раннее детство...................181 § 1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым...............181 § 2. Развитие предметной деятельности..............183 § 3. Зарождение новых видов деятельности............ 186 § 4. Познавательное развитие ребенка..............188 § 5. Развитие речи......................190 § 6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве....................193 § 7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет......196
Глава XIV. Дошкольное детство................. 201 § 1. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте......201 § 2. Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста......202 § 3. Другие виды деятельности (продуктивная, трудовая, учебная)... 209 § 4. Познавательное развитие.................210 § 5. Общение со взрослыми и сверстниками...........216 § 6. Основные психологические новообразования. Личностное развитие. 218 § 7. Характеристика кризиса дошкольного детства......... 220
Глава XV. Младший школьный возраст.............. 224 § 1. Социальная ситуация развития и психологическая готовность к школьному обучению................224 § 2. Адаптация к школе...................227 § 3. Ведущая деятельность младшего школьника.......... 228 § 4. Основные психологические новообразования младшего школьника.. 235 § 5. Кризис отрочества (предподростковый)............ 238
Глава XVI. Подростковый возраст (отрочество)........... 242 § 1. Социальная ситуация развития............... 242 § 2. Ведущая деятельность в подростковом возрасте........ 245
§ 3. Специфические особенности психики и поведения подростков... 248 § 4. Особенности общения со взрослыми............. 252 § 5. Психологические новообразования подросткового возраста.... 252 § 6. Развитие личности и кризис перехода к юности........ 254
Глава XVII. Юность..................... 261 § 1. Юность как психологический возраст............ 261 § 2. Социальная ситуация развития............... 264 § 3. Ведущая деятельность в юношеском возрасте......... 267 § 4. Интеллектуальное развитие в юности............. 270 § 5. Развитие личности................... 273 § 6. Общение в юности................... 278
Глава XVIII. Взрослость: молодость и зрелость............ 283 § 1. Взрослость как психологический период........... 283 § 2. Проблема периодизации взрослости............. 286 § 3. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в период зрелости.................... 289 | § 4. Развитие личности в период взрослости. Нормативные кризисы взрослости....................... 289 § 5. Психофизиологическое и познавательное развитие в период взрослости.......................301
Глава XIX. Взрослость: старение и старость............ 306 § 1. Старость как биосоциопсихологическое явление......... 306 § 2. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем.... 308 § 3. Теории старения и старости................ 309 § 4. Проблема возрастных границ старости............ 313 § 5. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости....................... 314 § 6. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в старости....................... 319 § 7. Личностные особенности в старости............. 325 § 8. Познавательная сфера в период старения........... 332
Приложение......................... 342 ПРЕДИСЛОВИЕ
В настоящее время знание фактов и закономерностей психологического развития в детстве, юности, зрелости и старости, возрастных задач и нормативов развития, типичных возрастных проблем, предсказуемых кризисов развития и способов выхода из них необходимо самому широкому кругу специалистов — психологам, педагогам, врачам, социальным работникам, работникам культуры и т.д. Предлагаемый учебник представляет собой развернутый учебный курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология». Особенно полезен этот учебник будет для студентов, обучающихся на вечерних и заочных отделениях вузов. Включенные в пособие темы охватывают практически весь диапазон курса возрастной психологии. В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б.Элькониным. Учебник включает 5 разделов, объединяющих 19 тем. Первый раздел «Предмет, задачи и методы психологии развития и возрастной психологии» знакомит с методологическими, методическими и понятийными основами возрастной психологии, содержит введение в основные проблемы данной отрасли психологической науки.
Разделы второй «Историческое становление возрастной психологии», третий «Основные концепции психического развития человека в онтогенезе в зарубежной психологии» и четвертый «Основные закономерности психического развития человека в онтогенезе в российской психологии» представляют собой изложение и анализ основных теорий психического развития человека, разработанных в зарубежной и отечественной психологии. Они знакомят читателя с историей детской и возрастной психологии, классическими теориями психического развития, тенденциями современного развития и дискуссионными проблемами возрастной психологии как науки. В пятом разделе «Онтогенетическое психическое развитие человека: возрастные ступени» рассмотрены основные закономерности психического развития на протяжении жизни человека — от рождения до старости, дано описание психологических возрастов от младенчества до старости. В Приложении приводится общая схема возрастной периодизации психического развития человека. Каждая глава сопровождается вопросами и заданиями, которые призваны обратить внимание учащихся на ключевые моменты темы. Содержание глав включает примеры из психологических исследований, литературные и жизненные иллюстрации, что облегчает восприятие теоретического материала и позволяет обратиться к собственному опыту каждого читателя, побудить поразмышлять над теми или иными важными проблемами, имеющими и теоретическое, и прикладное значение, связать теорию с практикой, перекинуть мостики от классических теорий к современным актуальным проблемам психологии развития. Раздел первый
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|