Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна




 

Основной предмет исследования Развитие психики
Методы исследования Наблюдения
Основные понятия Задатки, наследственность, одаренность
Основные идеи Стадии детского развития, этапы становления мыш­ления, речи и других сторон психики ребенка
Факторы развития Конвергенция факторов наследственности и среды
Ценное Принцип целостности личности. Взаимодействие, взаимовлияние внешних и внутренних факторов раз­вития
Направления критики Акцент на наследственности, а среда как внешний фактор, проявляющий уже изначально данное

 

Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна, принципиальное Значение для развития, так как именно отрицательные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой окружающего, они помогают процессу социализации и развитию рефлексии у детей.

Штерн утверждал, что существует не только общая для всех детей определенного возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы психического развития, которые проявляются в скорости обучения.

Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития, исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систематическое наблюдение за процессом формирования речи. Результаты этой работы нашли отражение в книге Штерна «Язык детей " (1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые норма-тивы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внимание на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора} лет), который связан с открытием ребенком «значения» слова, а именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил ocновные тенденции речевого развития — переход от пассивной речи к активной и от слова к предложению.

Идеи В. Штерна повлияли практически на все области детской психологии (исследование когнитивных процессов, изучение развития эмоций, личности, периодизации развития) и на взгляды многих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики ребенка.

Психическое развитие ребенка: влияние среды

 

Социолог и этнопсихолог М. Мид стремилась показать ведущую роль социокультурных факторов в психическом развитии детей. Сравнивая особенности полового созревания, формирования структуры самосознания, самооценки у представителей разных народностей, она подчеркивала зависимость этих процессов в первую очередь от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. Введенное ею понятие инкулътурации как процесса научения в условиях специфической культуры обогащает общее понятие социализации.

Мид выделила три типа культур в истории человечества — постфигуративные (дети учатся у своих предшественников), кофигура-тивные (дети и взрослые учатся в основном у сверстников, совре­менников) и префигуративные (взрослые могут учиться и у своих детей)[53]. Ее взгляды оказали большое влияние на концепции психо­логии личности и возрастной психологии; она наглядно показала роль социального окружения, культуры в формировании психики ребенка.

Таким образом, мы проследили постановку проблемы детерми­нации психического развития в теоретических положениях и эмпи­рических исследованиях ряда крупнейших психологов.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

 

1. Обозначьте основные тенденции в развитии возрастной психологии в период первой трети XX в.

2. Какие существуют принципиальные позиции по проблеме детерминации психического развития человека?

3. Как решался вопрос о детерминации психического развития детей в под­ходах М. Монтессори и А. Гезелла? Какие педагогические выводы логи­чески следуют из их взглядов?

4. Какова основная идея теории К. Бюлера?

5. В чем ограниченность метода зоопсихологического эксперимента в дет­ской психологии? Что можно и что нельзя установить с его помощью?

 

ЗАДАНИЕ

 

Прочитайте отрывок из воспоминаний участника опытов А. Гезелла. Най­дите упоминания о схеме организации исследования и методах изучения детского развития, использованных Гезелдом:

«Я хорошо помню доктора Гезелла. Впервые мы с ним встретились в Нью-Хайвене, когда я был еще ребенком: меня, 10-месячного малыша, мама принесла тогда на очередной осмотр в его лабораторию. Доктор Гезелл всегда охотно разгова­ривал с мамой обо мне, много расспрашивал и одновременно записывал в свою тет­радку все, что она рассказывала ему. Отец обычно не ходил с нами на эти осмотры.

Как только мы появлялись в лаборатории, меня помещали под какой-то стек­лянный купол и вокруг начиналась невообразимая суматоха. Мне не было видно, что все эти люди в белых халатах делали там, снаружи, зато они наблюдали все, что про­исходило под куполом, но об этом я тогда не догадывался. Мне разрешали играть в самые разные красивые игрушки, а когда я научился говорить, стали задавать мне массу вопросов.

Я был одним из сотен малышей, которых изучали в Йельской детской поликли­нике, организованной доктором Гезеллом в 1911 году. Мне повезло, когда я вырос, то оказался участником наиболее масштабных за всю историю науки исследований и экспериментов по проблемам развития детей, начиная с рождения.

Теперь мне ясно, что те долгие беседы доктора Гезелла с мамой были построены по типу интервью: он задавал вопросы — сначала просто о моем самочувствии, а по­том, когда я пошел в школу, о моем поведении и успехах, а мама подробно отвечала на них.

Все мои игры записывались на кинопленку (кинокамера была прикреплена к металлическим частям стеклянного купола. Эти игры и вопросы представляли собой серии тестов, предназначенных для выяснения всех изменений, которые происходили со мной от посещения к посещению знаменитой поликлиники доктора Гезелла» (Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с ок­ружающими. М., 1992. С. 36-37).

Дополнительная литература:

Гальперин П.Я. К проблеме биологического в психическом развитии человека // Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., 1992. С. 34—49.

Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической ан­тропологии / Под ред. Б.М. Бим-бада и О.Е. Кошелевой. М., 1998.

Роль наследственности и среды в формировании индивидуальности человека / Под ред. И. В. Равич-Щербо. М., 1988.

Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. М., 1989.

Leach P. Children first: What our society must do — and is not doing — for our children today.. N. Y., 1994.


Раздел третий

ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава V

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...