Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предмет, задачи и методы психологии




РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Глава I

ПРЕДМЕТ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки

 

Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изу­чающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии — развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Пси­хология развития выделяет возрастные изменения в поведении лю­дей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерно­сти приобретения людьми опыта и знаний[1]. В центре внимания — «различные формы психической организации, типичные для от­дельных периодов жизненного пути человека»[2]. Возрастная психо­логия ставит своей задачей исследование целостного психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача - изучение «изменяющегося, развивающе­гося индивида в изменяющемся мире»[3].

Предмет возрастной психологии — возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного пе­риода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Выделены следующие разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошколь­ная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Важнейшей составной частью возрастной психологии была и ос­тается детская психология. Д.Б. Эльконин в своем «Введении в дет­скую психологию» определил ее предмет как изучение процесса ста­новления «субъекта многообразной человеческой деятельности» из беспомощного новорожденного[4].

На рубеже XIX—XX вв. возрастная психология именно в каче­стве детской психологии выделилась в самостоятельную область зна­ний. Вышедшая в 1882 г. книга немецкого биолога В. Прейера «Душа ребенка» считается отправной точкой систематических на­учных исследований психического развития в детстве.

На протяжении прошедшего времени само понятие предмета детской психологии (понимание того, что следует изучать) неодно­кратно трансформировалось, что было тесно связано с изменением методологии исследования[5]. Первоначально, во второй половине XIX — начале XX в., задачей ученых был сбор и накопление кон­кретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Это был поиск ответов на во­просы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения, компетентность в том или ином отношении. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента (Ч. Дарвин, В. Прейер, А. Гезелл). Позже встал во­прос о систематизации, об упорядочении фактологии, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития. Решение этой задачи связано с именами С. Холла (теория рекапитуляции), А. Гезелла (теория созревания), Л. Термена (нормативная тради­ция изучения детей).

В 1920—1930-х гг. внешне наблюдаемое поведение ребенка стало основным объектом изучения с позиций классического бихе­виоризма. Считалось важным установить реакции детей разных возрастов и взрослых на идентичные стимулы, описать различия в реагировании на внешнюю среду.

Исследователей все больше начинают занимать вопросы о фак­торах, условиях и движущих силах развития. Стремление проник­нуть в сущность детского развития реализовалось в переходе к мето­дам сравнительного изучения психического развития в норме и патологии, методам кросс-культурного исследования, эксперимен­тальногенетическим исследованиям и привело к созданию целого ряда теорий — 3. Фрейда, А. Валлона, Э. Эриксона и др.

В отечественной психологии основные задачи детской возраст­ной психологии были определены Л.С. Выготским (1896—1934). В работе «Проблема возраста» он указал на необходимость изуче­ния особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития в их многообразии[6].

Теоретические задачи возрастной психологии:

— изучение движущих сил, источников и механизмов психиче­ского развития на всем протяжении жизненного пути человека;

— периодизация психического развития в онтогенезе;

— изучение возрастных особенностей и закономерностей проте­кания (возникновения, становления, изменения, совершенствова­ния, деградации, компенсации) психических процессов (воспри­ятия, памяти, внимания и др.);

— установление возрастных возможностей, особенностей, зако­номерностей осуществления различных видов деятельности, усвое­ния знаний;

— исследование возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.

Значение возрастной психологии весомо и в теоретиче­ском плане. Вспомним о том, что практически все крупные ученые, оставившие свой след в науке, занимались и вопросами возрастной психологии. Изучение психологии ребенка — ключ к пони­манию психологии взрослого человека. Л. С. Выготский отводил детской психологии фундаментальную роль в решении задачи созда­ния «новой» психологии, подчеркивая, что «единственно правиль­ный путь — идти в изучении психики от ребенка к взрослому»[7]. Путь преобразования психологии — «из описательной и отрывоч­ной, констатирующей психологии а научно-объяснительную, обобщающую систему знания о поведении человека, о механизмах его движения и развития, о воспитательном управлении процессами его развития, формирования и роста»!

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о норма­тивном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя. Практические задачи возрастной психологии:

— определение возрастных норм психических функций, выявле­ние психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

— создание службы систематического контроля за ходом психи­ческого развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;

— возрастная и клиническая диагностика;

— выполнение функции психологического сопровождения, по­мощи в кризисные периоды жизни человека;

— наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования (в том числе ориентированно­го на людей среднего и пожилого возраста).

Таблица 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...