Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическая коррекция. . .




прекрасное и низкое, хочется просто наслаждаться полетом. Так ты уходишь от реки с сытой уверенностью, что никогда на твоем горле не повиснет груз, который, не позволяя тебе летать, будет тащить тебя к земле или в землю.

Река остается на том же месте. А где-то за тысячи километров от­сюда маленький ручеек, впадающий в нее, уже несет следующую ме­лодию для тебя. От того, наверное, вода в реке черная, что мы регулярно бросаем в нее камни наших черных душ.

Да, я восхищаюсь мальчиком из песни "Сын Матери Природы". Он искренен и бескорыстен с природой. Он не ищет в ней спасения, не бросает в нее свои тяготы, как в мусорный ящик. Я же знаю навер­няка, что не приду к ней, пока мне что-нибудь не понадобится. Сын Природы прав. Он имеет то, к чему мы все должны стремиться -ощущению полного единства с природой и открытому общению с ней без всяких расчетов. Но мне чужд герой песни "Битлз". Я просто посторонний наблюдатель. Я не ощущаю слияния душ. Восхищаясь им, я в то же время чувствую громаднейшее преимущество в том, что я живее. Превращая реку в черную своими "камнями", я понимаю, что единственное, чем я могу искупить свою вину, так это не бросать в нее консервную банку. Скорее всего сын Природы этого тоже не делает, но я сильней его, потому что грешна. А за грехом всегда сле­дует его искупление. Это вечная обреченность: топить в реке свой мрачный груз и не швырять в нее пачки от сигарет».


 


методические аспекты психолого-педагогической коррекции 397

Рис. 52. Примеры выполнения участниками эколого-психологического тренинга упражнения «Чистописание».


 


упражнение «чистописание»

Основные цели'. Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения. Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фло­мастеры.

Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких жи­вотных, которые бы максимально отличались друг от друга (боль­шой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — «мирный») и т.д. Затем нужно написать название каждого животного, подби­рая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данно­го животного. При этом «надо стараться, чтобы надпись понрави­лось самому животному, если бы попалась ему на глаза». Упражнение заканчивается обсуждением.

Примечание: Выполнение этого упражнения «включает» рабо­ту психомоторики участников, расширяя этим диапазон психоло­го-педагогического воздействия.


упражнение «ателье мод»

Основные цели: Развитие эмпатии, воображения, повышение доминантности отношения к природе, идентификация.

Ориентировочное время: 30—40 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши.

Процедура: Участникам предлагается выбрать двух максимально различающихся животных (маленький -- большой, пушистый -гладкий, летающий — ползающий и т.п.). Затем необходимо для них разработать (придумать и нарисовать комплекты одежды). Надо постараться, чтобы эта одежда подходила к внешнему виду жи­вотного, подчеркивала его достоинства, соответствовала характе­ру и «духу» животного, чтобы в ней было удобно вести тот образ жизни, который характерен для него. Упражнение заканчивается показом мод и обсуждением в кругу.

Примечание: В данное упражнение можно ввести «мозговой штурм» группы для выработки общих критериев, по которым сле­дует вести разработку одежды.


 

Психолога-педагогическая коррекция...

упражнение «зоологический балет»

Основные целы: Идентификация с животными и растениями.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: нет.

Процедура: Участникам предлагается выбрать себе любое жи­вотное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, «пере­няв» его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, «летать», «расти», при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентиро­вать на выражение не только внешних черт, но и «внутреннего мира», избранного животного или растения. При выполнении за­дания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь.

В заключении участникам целесообразно поделиться с груп­пой своими ощущениями от упражнения.

Примечание: Часто случается, что несколько участников выби­рают один и тот же природный объект. Это совершенно нормаль­но, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот, обсуждение получается более интересным.

Рис. 53. Примеры выполнения участниками эколого-психологического тренинга упражнения «Зоологический балет».

упражнение «контакты с животными»

Основные цели: Расширение перцептивного опыта на кинесте­тическом уровне, закрепление положительной модальности от­ношения к природе.

Ориентировочное время: 30 минут.


методические аспекты психолого-педагогической коррекции 399

Материалы и подготовка: Ручные животные: кролик или мор­ская свинка, ручная крыса, кто-нибудь из бесхвостых земновод­ных (лучше квакши, литории, жерлянки), из ящериц — эублефары (самки: самцы кусаются!), из змей — ужи или полозы.

Процедура: Контакты участников тренинга с животными це­лесообразно организовывать на каждом занятии. Если тренинг проводится на базе живого уголка, это происходит само собой. Участники перед началом занятий и во время перерывов сами стараются пообщаться с животными.

Вначале следует предлагать группе контакты с животными, которые всеми воспринимаются однозначно положительно: кро­лик, морская свинка. Животных можно гладить, брать на руки, прижимать к себе, кормить и т.п. Затем можно предложить руч­ную белую или, еще лучше, чепрачную крысу, подчеркивая при этом, что крыса, в общем-то, ничем не отличается от кролика (тоже мягкая и теплая), но гораздо умнее и интереснее.

Если кто-то из участников не хочет брать в руки крысу, ля­гушку или ящерицу, то ему предлагается до него только «чуть-чуть, один раз» дотронуться, когда другой участник или ведущий держит ее в руках; то же самое в отношении змей: вначале веду­щий держит ее сам и предлагается дотронуться, погладить в рай­оне хвоста (это воспринимается как «менее опасное»). Таким образом, постепенно от занятия к занятию те из участников, ко­торые вначале отказывались трогать «неприятных» животных, на­чинают к ним привыкать и даже получать удовольствие от этих контактов.

Участники всегда с удовольствием наблюдают за кормлением животных. Можно предложить им покормить с пинцета кого-ни­будь из бесхвостых земноводных. Процесс заглатывания пищи все­гда вызывает улыбку: когда лягушка проталкивает ее в глотку с помощью глазных мышц, она «смешно морщится». Впечатления от контактов с животными обсуждаются в кругу.

Примечание: Тактильные контакты с животными — очень от­ветственный этап тренинга. Ни в коем случае нельзя торопиться, следует строго соблюдать индивидуальный подход: лучше пусть участник так совсем и не дотронется до какого-нибудь животно­го, чем останется неприятное воспоминание от того, что он взял его в руки вопреки собственному желанию.


 

Психолога-педагогическая коррекция...

Рис. 54. Животные, наиболее подходящие для упражнения «Контакты с животными».

упражнение «предупредительные знаки»

Основные цели: Развитие эмпатии, стимулирование воображе­ния, интеллектуализация эмоций. Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фло­мастеры.

Процедура: Участники получают задание придумать и нарисо­вать несколько предупреждающих или запрещающих знаков, ко­торые можно было бы установить в лесу, у реки, в парке, на


методические л спекты психолого-педагогической коррекции 401

улицах города. Эти знаки должны защищать какие-то интересы и права животных и растений. Надо постараться, чтобы они не только несли информацию и были понятны другим, но и воздействовали на эмоциональную сферу людей. В конце упражнения участники делятся ощущениями, которые у них вызвали знаки, представ­ленные другими.

упражнение «экологические письма»

Основные цели: Развитие эмпатии и стимулирование иденти­фикации.

Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: Бумага, ручки. Процедура: Участники делятся на пары. Вначале каждому предлагается выбрать для другого какое-то растение или живот­ное, на которое, по мнению данного участника, чем-то похож его партнер.

Затем каждый участник пишет письмо (приблизительно на одну страницу) тому животному или растению, на которое он похож по мнению партнера. После этого письмо передается партнеру, и партнер становится на данное время этим животным или расте­нием. Прочитав письмо, партнер пишет от имени животного или растения ответ участнику, пославшему ему это письмо, обраща­ясь к нему уже как к человеку.

Примечание: Выбор животного или растения для своего парт­нера сам по себе может являться самостоятельным упражнением. В качестве иллюстрации приведем письмо Ромашке, написанное одной из участниц нашего тренинга: «Привет, подружка! Как себя чувствуешь в своем зеленом домике? Печет ли жаркое солнышко, или дождик освежает твою белую головку?

Наверное, переглядываетесь и перешептываетесь со своими под­ружками и сплетничаете при случае? Не опускай стыдливо свои рес­нички и не лукавь, я знаю: легкий ветерок доносит ваше щебетанье. Похоже, дрогнуло маленькое сердечко при виде какого-нибудь кра­савца-колокольчика. Я вижу, как каждое утро ты расправляешь свои пальчики-лепестки, разглаживаешь их и тщательно умываешься ро­сой. А потом восторженная, легкая, счастливая и беспечная тянешься к солнышку, сияя и улыбаясь. И все друзья, как на параде: кто же из нас самый красивый, яркий, неповторимый? Но я-то знаю: каждый хорош по-своему».



Психолога-педагогическая коррекция...


методические аспекты психолого-педагогической коррекции



 


упражнение «подарок на день рождения»

Основные целы: Развитие эмпатии, стимулирование воображе­ния и идентификации.

Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, карандаши, ручки.

Процедура: Участники работают в парах. Каждый выбирает себе животное или растение, роль которого ему предстоит взять на себя. Затем участникам предлагается придумать подарок на день рождения от своего имени (как человека) тому животному или растению, которое выбрал партнер. Это могут быть стихи, рисун­ки, полезные предметы, пища и вообще все, что угодно.

Участники обмениваются подарками (или их описаниями), а затем стараются представить и описать те эмоции, которые могло бы испытать животное или растение, получив такой подарок.

упражнение «Внуки карла линнея»

Основные цели: Развитие эмпатии и воображения.

Ориентировочное время: 20 минут.

Материалы и подготовка: Бумага и ручки.

Процедура: Участники придумывают видовые названия живот­ным и растениям, т.е. добавляют прилагательные к названию при­родного объекта, чтобы само название вызывало у людей положительные эмоции, чтобы растение или животное с таким названием людям «трудно было обидеть». (Как уже существующие примеры: «благородный олень», «плакучая ива» и т.д.) Можно использовать элементы ролевой игры: «Представьте, что Вы — Карл Линней...» или «Вы были в экспедиции и нашли новых жи­вотных и растения, не известные науке, их надо назвать...».

Примечание: В качестве примера можно привести видовые на­звания, которые давали участники тренинга: «уж молочный»; «заяц беззащитный»; «косуля нежная»; «паук трудолюбивый»; «черто­полох рыцарский»; «еж игривый»; «ландыш хрупкий»; «паучок ро­мантичный»; «мышь-хохотушка»; «жаба деликатная»; «пырей стойкий»; «крот усталый»; «одуванчик радостный»; «ворона сооб­разительная», «таракан перламутровый» и т.д.

упражнение «детский писатель»

Основные цели: Коррекция целей и стратегий взаимодействия с объектами природы, идентификация.


Ориентировочное время: 30 минут.

Материалы и подготовка: Бумага, ручки, начало рассказа, в котором какому-то объекту природы угрожает опасность. Напри­мер: «Ночь была сырая и теплая. Асфальт шоссе, целый день усердно раскаляемый неутомимым солнцем, приятно согревал лягушонку Флип-пу, не только лапки, но и брюшко. Брюшко еще согревал и десяток проглоченных толстеньких ночных бабочек, которых на ночном шоссе можно было ловить без всякого труда. Они почему-то не улетали от Флиппа, как обычно. Одни пытались лишь неуклюже уползать, а другие и вовсе только чуть-чуть шевелились. Вот так удача!

Вдруг сидящий на асфальте лягушонок услышал, да нет, не услы­шал, а почувствовал всем телом какой-то странный нарастающий гул. Повертев головой, он заметил сначала два каких-то желтых светящихся глаза, которые потом превратились в ослепляющую ла­вину света. Флипп съежился и замер от страха. В это время...»

Процедура: Участникам необходимо закончить рассказ, при этом постараться обращать внимание не только на развитие событий, но и на чувства, переживания, которые в этих ситуациях должны были бы испытывать их герои. Рассказы зачитываются в группе без комментариев и обсуждения.

Примечание: Упражнение можно закончить чтением одного или нескольких отрывков из рассказов о животных Сеттона-Томпсона с комментариями ведущего.

упражнение «филателия»

Основные цели: Расширение стратегий взаимодействия с объек­тами природы (представленными идеально), стимулирование ин­тереса к ним.

Ориентировочное время: 40 минут.

Материалы и подготовка: Альбом с марками на тему «Флора и фауна», демонстрационные филателистические планшеты, спе­циальный пинцет.

Процедура: Участники делятся на группы. После просмотра альбома с марками им предлагается составить на планшете тема­тическую экспозицию, используя марки из альбома. Тему выби­рает сама группа. Упражнение заканчивается «выставкой», которая может оставаться в помещении до конца всех занятий.

Примечание: Ведущий может сориентировать группу на выбор нетрадиционных тем, например: «Медведь и мир вокруг него», «Участники конкурса «Супер-хвост» и т.п.


 
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...