Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическая коррекция. .




В то же время, если студенты физико-математического и фи­лологического факультетов уступают школьникам по всем пока­зателям, то учителя-«небиологи» превосходят школьников по перцептивно-аффективному и поступочному компонентам. В этой группе учителей по сравнению со студентами повышаются пока­затели всех компонентов интенсивности.

В результате интенсивность отношения к природе у учителей-«небиологов» несколько превосходит этот показатель у учителей-биологов (статистически незначимо). Как показали специальные беседы с педагогами, объяснение можно найти в том, что учите-ля-«небиологи» вступают во взаимодействие с миром природы, в основном, по собственному желанию, в рекреационном контексте. В то же время, учителя-биологи, избрав когда-то в соответствии со своими склонностями биологический факультет и получив там определенные возможности для развития и реализации своего от­ношения к природе, в дальнейшем в школе оказываются вынуж­денными постоянно заниматься деятельностью, так или иначе связанной с природой, часто вопреки своему желанию делать это «в данное время в данном месте», что в итоге снижает интенсив­ность их отношения к природе.

Таким образом, полученные нами данные об уровне интен­сивности отношения к природе у педагогов и его структурных особенностях в целом не позволяют констатировать наличие у большинства из них субъективного отношения, характеризующе­гося высокой интенсивностью и когерентностью — отношения к природе «паганелевского типа», отношения, способного оказы­вать заражающее влияние на учеников, отношения, способного стать эффективным фактором педагогического воздействия. Ха­рактерно, что, по данным М.Пупиныла, только 11% учителей биологии отметили влияние своих школьных учителей на выбор ими этой специальности.

содержание эколого-педагогической подготовки студентов и

УЧИТЕЛЕЙ

Профессиональная подготовка педагогов к эффективному осу­ществлению процесса комплексного экологического образования может состоять из пяти следующих блоков: эколого-теоретичес-кого, психолого-педагогического, эколого-гуманитарного, нату­ралистического и методического.

Эколого-теореттеский блок подготовки включает овладение пе­дагогом умением использовать экологический потенциал естествен-


методические аспекты психолого-педагогической коррекции

ненаучных дисциплин. В значительной мере этот аспект эколого-педагогической подготовки студентов решается в рамках курса «Охрана природы», который читается студентам всех специально­стей большинства педагогических вузов. Данный курс строится на основе многосторонних межпредметных связей и выполняет ин-тегративную и системообразующую функции в сфере развития адекватных экологических представлений студентов.

Этот синтетический по содержанию академический курс опи­рается на комплекс естественных наук и призван формировать у студентов целостную картину системы «человек — общество — природа». В рамках данного курса раскрывается ряд фундаменталь­ных понятий: основные закономерности организации биологи­ческих систем (организмов, популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимо­зависимость; научно-техническая революция как отражение ант­ропогенеза в эволюции биосферы; рациональное использование природных ресурсов; охрана и преобразование природы; оптими­зация окружающей природной среды как управление взаимодей­ствием природы и общества.

На основе курса «Охрана природы» формируется понимание того, что общество и биосфера находятся в состоянии коэволю­ции; что, будучи частью природы, человек должен подчиняться ее законам. Человеческую деятельность следует не противопостав­лять биосферным законам, а гармонически интегрировать и т.п.

Эколого-гуманитарный блок подготовки учителя предусматри­вает повышение его эрудиции в области экологически ориентированной художественной литературы, творчества писа­телей-натуралистов; искусствоведческих вопросов, рассматрива­ющих раскрытие темы природы в литературе, музыке* визуальном искусстве. Важное место занимает подготовка учителя к проведе­нию эстетического анализа природных объектов и этическому ос­мыслению их витальных проявлений, а также к пониманию этики взаимоотношений человека с миром природы. Умение педагога раскрыть гуманистическое значение взаимодействия личности с миром природы — важнейшее профессиональное условие эффек­тивного экологического образования в сфере развития и коррек­ции субъективного отношения к природе.

Натуралистический блок подготовки педагогов предусматрива­ет формирование практических умений и навыков взаимодействия с природными объектами как в естественной среде, так и в усло­виях интерьерного содержания растений и животных, а также в антропогенной среде.


 

Психолога-педагогическая коррекция...

Комплекс экологических технологий, которые необходимо ос­воить педагогам, включает исследовательские навыки: наблюде­ние природных объектов; их определение, в том числе по следам, голосам, гнездам и т.д.; правила поведения в природной среде; биотехнические и другие природоохранительные стратегии и тех­нологии.

Технологическая подготовка педагогов для компетентного со­держания растений и животных в образовательной среде предпо­лагает получение знаний по биологии, морфологии, физиологии и систематике соответствующих природных объектов; развитие умений и навыков по изготовлению и техническому оснащению устройств для их содержания; усвоение биотехнических сведений о кормлении, условиях содержания, особенностях разведения; овладение ветеринарными и фитопатологическими приемами; понимание основ эстетического оформления демонстрационных конструкций и т.д. Необходима компетентность в содержании наиболее популярных и традиционных растений и животных: декоративное растениеводство, аквариумистика, декоративное птицеводство, кинология, фелинология* и т.д.

Психолого-педагогический блок подготовки предусматривает как общую психолого-педагогическую подготовку: общая, возрастная и педагогическая психология, теория и история педагогики — так и специальную: психология экологического сознания и экологи­ческая педагогика.

В рамках психологии экологического сознания рассматрива­ются закономерности развития системы экологических представ­лений людей, их субъективного отношения к миру природы, выбора стратегий и технологий взаимодействия с природными объектами. Раскрываются механизмы развития экологического со­знания личности; демонстрируются процессы его онтогенетичес­кого развития; анализируется эволюция общественного экологического сознания в процессе социогенеза; показываются методы психологического измерения субъективного отношения к природе; дается типология отношений людей к природе и харак­теристика различных типов этого отношения и т.д.

Экологическая педагогика вооружает учителей представлени­ем о сущности экологичной личности, принципах, методах и при­емах ее формирования. Анализируется содержание и формы

* Кинология (от греч. сагпз — собака +... логия) — наука о собаках, их породах и уходе за ними. Фелинология — (от лат. ТеПз — кошка +... логия) — наука о кошках, их породах, уходе, селекции и т.д.


методические а спекты психолого-педагогической коррекции 433

процесса экологического образования, рассматривается эффек­тивность различных педагогических стратегий экологического об­разования в мире и т.д.

Наконец, методический блок — предусматривает разносторон­нюю методическую и технологическую подготовку учителя, дает ему комплекс педагогических умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования школьников. Это и проведение экскурсий в мир природы, и организация учеб­ных экологических троп или летнего экологического лагеря, и подготовка школьных экологических праздников, и руководство различными экологическими играми и их разработка, и органи­зация детских экологических движений и т.д.

Методическая подготовка педагогов включает освоение ряда специальных навыков. Учитель должен владеть навыками оформи­тельской работы, чтобы создавать вместе со школьниками стен­ды, стенгазеты, буклеты экологической направленности; навыками рисования природных объектов с натуры, в том числе в полевых условиях, чтобы иллюстрировать дневник и принимать участие в создании школьной экологической галереи; навыками фото и ки­носъемки в природе для создания школьной фото- и фильмотеки; навыками записи природных звуков — для фонотеки; навыками коллекционирования как природных объектов (следов, семян, перьев и т.д.), так и их символов (почтовых марок, значков, эмблем и т.д.); навыками флористики и фитодизайна; навыками приклад­ного творчества с использованием природных материалов и т.д.

Безусловно, всеми подобными навыками на высоком уровне овладеть очень сложно, но если учитель специализируется в ка­кой-либо деятельности и достигает мастерства, то этр становится важнейшим фактором его авторитета и эффективного педагоги­ческого влияния.

Однако, главное условие профессионального роста педагогов (как студентов, так и учителей) — это их собственная активность в изучении опыта эффективного экологического образования, в поиске новых стратегий и технологий педагогического процесса. Согласно восточным педагогическим канонам, Учитель лишь по­казывает Путь, а Ищущий уже сам идет по нему так далеко, на­сколько сможет.


библиография



 


 


БИБЛИОГРАФИЯ

Авдеева Н.Н., Степанова Г. Б. Взаимодействие факторов макро- и микросреды в психическом развитии ребенка // Учителю об экологии детства / Под ред. В.И.Панова, В.П.Лебедевой. М., 1995. С. 177—188.

Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. Петрозаводск, 1992.

Адамович 3. Возрастные особенности восприятия различных типов природных ландшафтов школьниками: Работа... магистра педагогики. Да-угавпилс, 1996.

АдамсонДж. Пиппа бросает вызов // АдамсонДж. Пятнистый сфинкс. М., 1995.

Акопов Г.В., Чердымова Е.И. Структурно-функциональное исследова­ние экологического сознания // II Российская конференция по экологи­ческой психологии. Тезисы. М., 2000. С. 14—15.

Алексеев В.П. Становление человечества. М.,1984.

Алексеев С.В. Методология последипломного экологического обра­зования учителя // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. С. 154-156.

Ананьев Б.Г. Становление системы человекознания // Избранные пси­хологические труды. Т. I. М., 1980.

Андреев Д. Отношение к царству живому // Любовь к природе. Ма­териалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 140-156.

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980.

А наст аз и А. Психологическое тестирование: Книга 1. М., 1982.

Антонова Е.В. Животные как фактор оптимизации семейной среды: Работа... бакалавра психологии. Даугавпилс, 1995.

Аракелов Г.Г. Экопсихология: ее цели и задачи // Экологическая пси­хология (Тезисы I Российской конференции). М., 1996. С. 12—13.

Аракелов Г.Г. Экопсихологическая катастрофа населения // Мир пси­хологии. 1997, №1. С. 37—40.

Арсеньев В.К. Дерсу Узала. Минск, 1978.

Арсенъев В.Р. Звери = боги ^люди. М., 1991.

Бакин О.В., Габайдуллин Р.М., Иванов В.Б. Некоторые социальные проблемы охраны Волжско-Камского государственного природного за­поведника (Архив научного отдела Волжско-Камского государственного природного заповедника). 1994.

Банъковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991.


Баранов А.В. Восприятие загрязнения городской среды населением города / Бюллетень Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО. 1984. №3—4.

Барышникова Г. Р. Игра как средство экологического образования младших школьников // Сборник тезисов Международной конферен­ции «Технология экологического воспитания подрастающего поколения». Ч. III. М., 1996. С. 3-4.

Басов М.Я. Кризис психологии. (К итогам II Всесоюзного съезда по психоневрологии.) // Просвещение. 1924. №4. С. 231—242.

Басов М.Я. Новые идеи в учении о личности // Лазурский А.Ф. Клас­сификация личностей. Л., 1925.

Басов М.Я. Общие основы педологии. М.— Л., 1928.

Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 171—176.

Бехтерев В.М. Психика и жизнь. СПб., 1904.

Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности. Л., 1926.

Бианки В.В. Повести, рассказы, очерки, дневники. Т.З. М., 1992.

Бибикова В.Ф., Бибиков Ю.А., Годес Е.И., Капелъян М.Ф. Зеленые оази­сы дома и на работе. Минск, 1989.

Биоакустика. Учебн. пособие для студентов биологических специаль­ностей университетов / Под ред. В.Д.Ильичева. М., 1975.

Блаватская Е.П. Новый Панарион. М., 1994.

Бобылева Л.Д. Подготовка будущего учителя к организации внеучеб-ной работы по формированию экологической культуры школьников // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. С. 157-159.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Борейко В. Священные рощи времен и народов // Экологическое образование на базе заповедных территорий. Материалы международной школы-семинара («Трибуна—5»), г. Киев, 3—5 апреля 1995 г. Киев—Чер­новцы, 1995. С. 125-140.

Борейко В.Е. Пути и методы природоохранной пропаганды. Киев,
1996. %

Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику. Киев, 1997.

Борейко В.Е. От составителя // Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле. Киев, 1997. С. 4—8. (а)

Борейко В. Идеальные ценности дикой заповедной природы // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 46-50. (б)

Борейко В. Неприродоохранные мотивации // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 58-60. (в)

Брагина А. Мир животных в мире слов. М., 1995.

Брайен М. Общественные насекомые: Экология и поведение. М., 1986.

Братусь Б,С. Аномалии личности. М., 1988.

Брудный А.А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова. М., 1971.


 

436 В.А.Ясвин. Психология отношения к природе

Буковская Г. В. Чистая Земля — 21 век // Сборник тезисов Междуна­родной конференции «Технология экологического воспитания подрас­тающего поколения». Ч. III. М., 1996. С. 5—7.

Бурнашев С.И. Программа «Школа Дикой Природы»: многолетний опыт проведения выездных экологических школ. Технология и методики // Сборник тезисов Международной конференции «Технология эколо­гического воспитания подрастающего поколения». Ч. III. М., 1996. С. 8—9.

Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

Валитова А.И. Социально-психологические особенности экологичес­кого сознания кадров гос. Управления. Дисс.... канд. психологических наук. М., 1997.

ванЛавик-ГудоллДж. В тени человека. М., 1974.

Вербицкий АЛ. Контекстное обучение в системе экологического обра­зования // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгог­рад, 1996. С. 115-127.

Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому вос­питанию старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1993. №7. С. 39-43.

Виноградов П.Н. Психологический акцент становления оптимальной модели экологического поведения школьников // Экологическая психо­логия (Тезисы I Российской конференции). М., 1996. С. 29.

Виноградов П.Н. Работа с дезадаптациями детей средствами экологи­ческого образования (гештальт-подход) // Человек. Культура. Здоровье. (Тезисы всероссийской научно-практической конференции). М., 1997. С. 210-112.

Волъкенштейн М. Живопись и наука // Наука и жизнь. 1982. №10. С. 90-96.

Воробьев А.В., Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Содержание и механизмы эколо­гизации психического // Результаты выполнения научно-исследователь­ских работ Даугавпилсского педагогического института, финансируемых из государственного бюджета в 1992 году. Даугавпилс, 1993. С. 22—29.

Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школь­ников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981.

Гагарина Н. Возрастные особенности прявления симпатии и антипа­тии к природным объектам: Работа... магистра педагогики. Даугавпилс, 1996.

Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманита­рия, или Образы в науке. М., 1991.

Герасимов И.П. Советская конструктивная география. М., 1976.

Герасимов С. О., Журавлев И.М. Орхидеи. М., 1988.

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

Гиляров А. Человек и животные: этика отношений // Любовь к при­роде. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 129-137.


библиография

Глазачев С.Н. Постулаты экологического образования // Экологичес­кое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 3—6.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т. 1. М., 1992.

ГолдДж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М., 1990.

Голиков Ф., Саворона Е. Экологическая проблематика в Тибетском Буддизме // Любовь к природе. Материалы международной школы-се­минара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 229—233.

Горб К. Социально-экологические исследования территории нацио­нального заповедника «Хортица» // Экологическое образование на базе заповедных территорий. Материалы международной школы-семинара («Трибуна—5»), г. Киев, 3—5 апреля 1995 г. / Составитель В.Е.Борейко. Киев-Черновцы, 1995. С. 101-104.

Гордиенко Н.С. Основы научного атеизма. М., 1988.

Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о не­вербальной коммуникации. М., 1991.

Горомыко В. Игровые формы педагогической коррекции экологичес­кого сознания дошкольников: Работа... магистра педагогики. Даугавпилс, 1995.

Грибанов В.П. Отношения личности как психологическая проблема // Психологические аспекты социальных отношений личности. Вып. I. Ря­зань, 1980.

Григолава В.В. Установка Д.Н.Узнадзе и аттитюд // Д.Н.Узнадзе -классик советской психологии. Тбилиси, 1986. С. 90—100.

Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование. Воронеж, 1994.

Грищенко В. Белый аист в народных поверьях // Экологическое обра­зование на базе заповедных территорий. Материалы международной шко­лы-семинара («Трибуна—5»), г. Киев, 3—5 апреля 1995 г. / Составитель В.Е.Борейко. Киев—Черновцы, 1995. С. 116—119.

Грищенко В., Яблоновская-Грищенко Е. Использование непрямых ме­тодов воздействия в природоохранной пропаганде и воспитании любви к природе // Любовь к природе. Материалы международной школы-се­минара «Трибуна — 6». Киев, 1997. С. 74—79.

Гуляницкая Л. Возрастные особенности содержания понятия «приро­да» у школьников: Работа... бакалавра педагогики. Даугавпилс, 1994.

Дарвин У. Соч.Т.5. М., 1953.

Даррелл Дж. Гончие Бафута. М., 1994.

Даррелл Дж. Земля шорохов. М., 1994. (а)

Даррелл Дж. Зоопарк в моем багаже // Даррелл Дж. Поместье-зверинец. М., 1994. (б)

Даррелл Дж. Перегруженный ковчег // Даррелл Дж. Гончие Бафута. М., 1994. (в)

Даррелл Дж. Под пологом пьяного леса // Даррелл Дж. Поместье-зве­ринец. М., 1994. (г)


438 В.А.Ясвин. Психология отношения к природе

Даррелл Дж. Поймайте мне колобуса // Даррелл Дж. Земля шорохов. М., 1994. (д)

Даррелл Дж. Поместье-зверинец. М., 1994. (е)

Даррелл Дж. Путь кенгуренка // Даррелл Дж. Земля шорохов. М., 1994. (ж) Даррелл Дж. Три билета до Эдвенчер // Даррелл Дж. Гончие Бафута. М., 1994. (з)

Дежкын В. Новые возможности для биоэтики // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 170-174.

Дежникова Н. С. Экологическая культура как предмет педагогики // Экологическая психология (Тезисы I российской конференции). М., 1996. С. 46-47.

Дерябо С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. Дисс.... канд. психологических наук. М., 1993.

Дерябо С.Д. Природный объект как «значимый другой». Даугавпилс, 1995.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Культурно-историческая обусловленность кри­зиса европейского экологического сознания // СшШге апё \уогс!. 1994. Но­ябрь. С. 1—2. (а)

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отноше­ния к природе. М., 1995.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Рос­тов-на-Дону, 1996.

Доминик Р. Антимодернизм, национализм, романтизм, мораль и религия в природоохранном движении Германии начала XX века // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Три-буна-6». Киев, 1997. С. 26-46.

Дряхлое Н.И., Кондратьев В.Г. Опыт работы по экологическому вос­питанию студентов // Коммунистическое воспитание в высшей и сред­ней специальной школе: Обзорн. информ. Вып. 2. М., 1987.

Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

Жантиев Р.Д. Акустическая ориентация насекомых // Чтения памяти Н.А.Холодковского. М., 1975.

Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. М., 1988.

Журавлев А.Л. Динамика отношения человека к природе в регионе аварии на Чернобыльской АЭС // Экологическая психология (Тезисы I Российской конференции). М., 1996. С. 58—59.

Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. М., 1994.

Зайцева И., Ляпаева О., Калинина Л. Экологические традиции терских поморов //Любовь к природе. Материалы международной школы-семи­нара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 21 \—211.

Залевская А.А. Психодиагностические проблемы семантики слова. Ка­линин, 1982.


 

 

библиография

Зараковский Г.М.. Полестерова Н.А. Комплексное исследование эко­логического сознания старших школьников // II Российская конферен­ция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С. 24—25.

Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического вос­питания). М., 1986.

Захлебный А.Н. О построении курса «Основы экологического образо­вания» для педвузов // Экологическое образование в России: теорети­ческие аспекты. М., 1997. С. 145—147.

За что вы любите свою лошадь? Обзор по материалам иностранной печати // Наука и жизнь. 1987. №7. С. 130— 131.

Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., 1968.

Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. 1991. №1. С. 9-12.

Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологи­ческое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. С. 27—36.

Зудов В. Охрана природы: национальное и интернациональное // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибу­на - 6». Киев, 1997. С. 278-280.

Иконникова Н.И., Молчанов О.Ю. К понятию «экологическая психо­логия» // Экологическая психология (Тезисы I Российской конферен­ции). М., 1996. С. 70-72.

Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974.

Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Некоторые проблемы экологии человека // Биол. науки. 1976. №5.

Иосиф Флавий. Иудейские древности: В 2 т. Минск, 1994.

Исаченко А.Г. Задачи географии в области разработки научных основ рационального использования и охраны природной среды // Изв. ВГО. 1980. Т. 112, вып. 2.

Йоргенсен Э., Блэк Т., Хэлиси М. Навоз для Поля и Коктейля. СПб., 1992.

Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны — к заботе? // Знание— сила. 1990, №3.

Кавтарадзе Д.Н. Экологическая учебная игра как адаптивная среда // Экологическая психология (Тезисы I Российской конференции). М., 1996. С. 72-73.

Кавтарадзе Д.Н., Овсянников А.А. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. М., 1999.

Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

Казютинский В.В., Лотков Л.Л. В научном совете по философским вопросам естествознания // Вопр. философии. 1974. №12.

Калита В.В. Понятие экологичности в экологической психологии // Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996. С. 104—105.

Калита В.В. Изучение экологичности профессионалов. Дис.... канд. пси-хол. наук. М., 1996.

Калмыков А.А, Калмыкова А.В. Типология отношений человека и при­роды // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.,2000. С. 26-27.



В. А. Я евин. Психология отношения к природе


библиография



 


 


Камнев А.Н., Конюшев В. В. Экологическое образование через жизнен­ный опыт// Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996. С. 107—108.

Камшилин И. Социально-экономическое значение любительского рыболовства// Рыболов. 1987. №2. С. 56—62.

Кант И. Соч. Т. 5. М., 1964.

Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. М., 1989.

Карапетян Р.О., Галеева А.М. Опыт экологического воспитания в ву­зах. М., 1985.

Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школь­ников // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 69—73.

Карпова А. Индивидуальный стиль развития личности // А11ег Е§о. 1994. №1. С. 11-13.

Катамадзе Н. Избирательная активность в социализации личности ребенка: Работа... магистра психологии. Даугавпилс, 1996.

Келлерт С. Девять основных ценностей природы и биофилия // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Три-буна-6». Киев, 1997. С. 7-26.

Кириллов П.Н. Проекция как один из механизмов, определяющих мотивацию взаимодействия человека с объектами природы // Психоло­гическая газета. Ноябрь. № 11 (24). С. 11.

Киселев Н.Н. Объект экологии и его эволюция. Киев, 1975.

Киселева Н.Ю. Экологические элементы сознания и религии. Н.-Нов­город, 1993.

Китаев-Смык Л.А. Вступительная статья // Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого ин­теллекта. М., 1983.

Клименко А.П. Психолингвистические методики исследования значе­ний // Методы изучения лексики. Минск, 1975.

Клименко А.П. Психолингвистика. Минск, 1982.

Ковалев ГА. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993, №1.

Козлачков В.И., Шилин К.И. Живое знание экологизации // Советская педагогика. 1991. №1. С. 13—17.

Коктыш И. Влияние эколого-психологического тренинга на личнос­тное отношение школьников к миру природы: Работа... бакалавра психо­логии. Даугавпилс, 1995.

Колесова Л.С. Природа в системе ценностей старшеклассников // Сборник тезисов Международной конференции «Технология экологи­ческого воспитания подрастающего поколения». Ч. III. М., 1996. С. 15—16.

Комаров В.Д. Социальная экология: Философские аспекты. Л., 1990.

Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. М., 1989.

Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самоосмысление. М., 1984.

Конан Доил А. Записки о Шерлоке Холмсе. Т.2. Минск, 1993.

Константинов А.И., Мовчан В.И. Звуки в жизни зверей. Л., 1985.


Корнелл Дж. Радость общения с природой // Экологическое воспита­ние. Вестник дальневосточного отделения 18АК. Вып. 3. Владивосток, 1995. С. 49-81.

Котковец Т.Л. Аквариум в вашем доме. Минск, 1992. Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство. М., 1991. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983.

Критерии, методы и методика изучения и формирования отношений школьников к природе: Методические рекомендации и разработки /Авт.-сост. А.П.Сиделъковский. Ставрополь—Пятигорск, 1988.

Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. О функции и механизме идентифи­кации во внутригрупповом межличностном общении // Психология меж­личностного познания. М., 1981. С. 92—122.

Кряж И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологи­ческих представлений // Вопросы психологии. 1998, №1, С. 65—75.

Кудрявцев С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели: Справочное пособие. М., 1991.

Кузнецова Р.И. Опыт работы по авторской программе «Культура об­щения» в начальной школе // Детский практический психолог. 1994. Но­ябрь. С. 37-41.

Кунсткамера // Наука и жизнь. 1991. №4. С. 112—113. ЛавринА.П. Хроники Харона. М., 1993. Лавров С.Б., Хорее Б.С. Изв. ВГО. 1979. Т. 3, вып. 6. Лазурский А.Ф. О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900 (год XI). Кн. III (53). С. 217-263.

Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 5. С. 26—68.

Лазурский А.Ф. К учению о психической активности. Новые экспери­ментальные данные // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн. IV (134). С. 201-251.

Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. Кн. 1. С. 1—24.

Лангмейер И., Матейчек 3. Психологическая депривацйя в детском возрасте. Прага, 1984.

Лапин Е.А. Современная психология окружающей среды: состо­яние и перспективы // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991, С. 51-76.

Лаптев И.Д. Мир людей в мире природы. М., 1978. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы: Основы созо-логии. Томск, 1975.

Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М., 1930. Левченко Е.В. Психология отношений человека: предыстория созда­ния концепции // Теория и практика медицинской психологии и психо­терапии. СПб., 1994. С. 35-43.

Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.


 

442 В.А.Ясвин. Психология отношения к природе

Леонтьев Д.А. О диспозиционно-смысловом механизме отношений личности // Теория и практика медицинской психологии и психотера­пии. СПб., 1994. С. 55-62.

Леопольд О. Календарь песчаного графства. М., 1983.

Лёвочкина А.М. Репрезентация отношений «человек—природа» в со­знании старшеклассников // II Российская конференция по экологичес­кой психологии. Тезисы. М., 2000. С. 72—73.

Линблад Я. Белый тапир и другие ручные животные. М., 1983.

Линблад Я. Человек — ты, я и первозданный. М., 1991.

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981.

Листопад О.Г., Борейко В.Е. Нетрадиционные методы в экологичес­ком воспитании и образовании. Киев, 1996.

Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. 1993. №2. С. 19—23.

Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995.

ЛоккДж. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие. М., 1989.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психоло­гии. М., 1984.

Лоренц К. Кольцо царя Соломона // Человек находит друга. М., 1995.

Лоренц К. Человек находит друга. М., 1995.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Луговой А. Любовь к природе — в школьный курс биологии // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 98-102.

Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. 3. М., 1986.

ЛукачД. Своеобразие эстетического. Т. 4. М., 1987.

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1972.

Майор Ф. Воспитание — сверхзадача человечества // Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. М., 1990.

Майоров Г.Г, Формирование средневековой философии. М., 1979.

Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.,1988.

Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.

Мамедов Н.М., Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпо­сылка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 16—26.

Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1991.

Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

Мартинес Э.Л. Внесловесный язык// Культуры. 1986. №2. С. 12—26.

Мартынов А. С. Природа в сознании россиян // Гуманитарный эко­логический журнал. Т. 1. Вып. 1. 1999. С. 10—16.

Массовая коммуникация и охрана среды / Под ред. М.Лауристин, Б.Фирсова. Таллин, 1987.

Махлин М.Д., Солоницына Л.П. Аквариум в школе: Кн. для учителя. М., 1984.

Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М., 1982.


библиография

Мир детства: Младший школьник. М., 1988.

Михеев А.В. Природоохранное образование и воспитание в педагоги­ческих вузах // Проблемы природоохранительного образования и воспи­тания. М., 1982. С. 54-60.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Морохин Е., Гришин М. Татарские экологические традиции нижего­родского Поволжья // Экологическое образование на базе заповедных территорий. Материалы международной школы-семинара («Трибуна—5»). Киев, 3-5 апреля 1995 г. / Составитель В.Е.Борейко. Киев—Черновцы, 1995. С. 107-111.

Мукамбаева М.М. Тренинг ориентации на ценность жизни // Сбор­ник тезисов Международной конференции «Технология экологического воспитания подрастающего поколения». Ч. III. М., 1996. С. 23—25.

Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психоло­гии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142—155.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личнос­ти. М., 1969. Т. 1. С. 63-73.

Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки // Понятия установки и отношения в медицинской психоло­гии. Тбилиси, 1970. С. 9—15.

Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действи­тельности // Психология личности: тексты. М., 1982. С. 35—38.

Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.—Воронеж, 1995.

Надирашвили Ш.А. Установка и отношение // Понятия установки и отношения в медицинской психологии. Тбилиси, 1970. С. 151 — 163.

Надирашвили Ш.Е. Понятие установки в общей и социальной психо­логии. Тбилиси,1974.

Научная проблема: «Человек и среда обитания». От редакционной кол­легии // Мир психологии и психология в мире. 1995, №2 (3). С. 12—13.

Нестерук Т.К. Динамика значимого другого в восприятии школьни­ков различных возрастов: Работа... магистра психологии. Даугавпилс, 1994.

Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольни­ков. М., 1993.

Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дош­кольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М., 1995.

Николина В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде. Н. Новгород, 1996.

Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимо­действия // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 80—90.

Оганесян Е.С. Динамика изменений в сфере образования // II Рос­сийская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С. 111-112.

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983.



В. А. Я с вин. Психология отношения к природе


библиография



 


 


Олейников Ю.В. Экологическая обусловленность мировоззренческих трансформаций // Мир психологии. 1997, № 1. С. 26—28.

Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д.Зверева, И. Т.Сура-вегиной. М., 1988.

Охрана природы: Учебник для студентов биол. спец. пед. ин-тов / А.В.Михеев, В.М.Галушин, Н.Л.Гладков, А.Л.Иноземцев. М., 1981.

Павловские среды. Т. 3. М., 1949.

Панов В.И. Актуальные проблемы экологической психологии // Пси­хология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996. С. 102—103.

Панов В.И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. 1997, №1. С. 55-68.

Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1980.

Панов Е.Н. Предисловие редактора перевода // Линден Ю. Обезьяна, человек и язык. М., 1981.

Пахомов А.П. Психологические проблемы формирования экологичес­кого мышления // Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996. С. 106—107.

Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка // Педагогическое насле­дие. М., 1989.

Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.

Петяева Д. Ф. Развитие представлений о живой природе у дошколь­ников: Автореф. канд. дис. М., 1991.

Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991.

Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.—Л., 1932.

Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1994.

Плюснин Ю.М. Народное «экологическое мировоззрение»: конъюнк-турность и архаичность // Учителю об экологии детства / Под ред. В.И.Па­нова, В.П.Ле

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...