Психолого-педагогическая коррекция. .
⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 30 В то же время, если студенты физико-математического и филологического факультетов уступают школьникам по всем показателям, то учителя-«небиологи» превосходят школьников по перцептивно-аффективному и поступочному компонентам. В этой группе учителей по сравнению со студентами повышаются показатели всех компонентов интенсивности. В результате интенсивность отношения к природе у учителей-«небиологов» несколько превосходит этот показатель у учителей-биологов (статистически незначимо). Как показали специальные беседы с педагогами, объяснение можно найти в том, что учите-ля-«небиологи» вступают во взаимодействие с миром природы, в основном, по собственному желанию, в рекреационном контексте. В то же время, учителя-биологи, избрав когда-то в соответствии со своими склонностями биологический факультет и получив там определенные возможности для развития и реализации своего отношения к природе, в дальнейшем в школе оказываются вынужденными постоянно заниматься деятельностью, так или иначе связанной с природой, часто вопреки своему желанию делать это «в данное время в данном месте», что в итоге снижает интенсивность их отношения к природе. Таким образом, полученные нами данные об уровне интенсивности отношения к природе у педагогов и его структурных особенностях в целом не позволяют констатировать наличие у большинства из них субъективного отношения, характеризующегося высокой интенсивностью и когерентностью — отношения к природе «паганелевского типа», отношения, способного оказывать заражающее влияние на учеников, отношения, способного стать эффективным фактором педагогического воздействия. Характерно, что, по данным М.Пупиныла, только 11% учителей биологии отметили влияние своих школьных учителей на выбор ими этой специальности.
содержание эколого-педагогической подготовки студентов и УЧИТЕЛЕЙ Профессиональная подготовка педагогов к эффективному осуществлению процесса комплексного экологического образования может состоять из пяти следующих блоков: эколого-теоретичес-кого, психолого-педагогического, эколого-гуманитарного, натуралистического и методического. Эколого-теореттеский блок подготовки включает овладение педагогом умением использовать экологический потенциал естествен- методические аспекты психолого-педагогической коррекции ненаучных дисциплин. В значительной мере этот аспект эколого-педагогической подготовки студентов решается в рамках курса «Охрана природы», который читается студентам всех специальностей большинства педагогических вузов. Данный курс строится на основе многосторонних межпредметных связей и выполняет ин-тегративную и системообразующую функции в сфере развития адекватных экологических представлений студентов. Этот синтетический по содержанию академический курс опирается на комплекс естественных наук и призван формировать у студентов целостную картину системы «человек — общество — природа». В рамках данного курса раскрывается ряд фундаментальных понятий: основные закономерности организации биологических систем (организмов, популяций, видов, биоценозов, биогеоценозов, биосферы), их иерархия, целостность и взаимозависимость; научно-техническая революция как отражение антропогенеза в эволюции биосферы; рациональное использование природных ресурсов; охрана и преобразование природы; оптимизация окружающей природной среды как управление взаимодействием природы и общества. На основе курса «Охрана природы» формируется понимание того, что общество и биосфера находятся в состоянии коэволюции; что, будучи частью природы, человек должен подчиняться ее законам. Человеческую деятельность следует не противопоставлять биосферным законам, а гармонически интегрировать и т.п.
Эколого-гуманитарный блок подготовки учителя предусматривает повышение его эрудиции в области экологически ориентированной художественной литературы, творчества писателей-натуралистов; искусствоведческих вопросов, рассматривающих раскрытие темы природы в литературе, музыке* визуальном искусстве. Важное место занимает подготовка учителя к проведению эстетического анализа природных объектов и этическому осмыслению их витальных проявлений, а также к пониманию этики взаимоотношений человека с миром природы. Умение педагога раскрыть гуманистическое значение взаимодействия личности с миром природы — важнейшее профессиональное условие эффективного экологического образования в сфере развития и коррекции субъективного отношения к природе. Натуралистический блок подготовки педагогов предусматривает формирование практических умений и навыков взаимодействия с природными объектами как в естественной среде, так и в условиях интерьерного содержания растений и животных, а также в антропогенной среде. Психолога-педагогическая коррекция... Комплекс экологических технологий, которые необходимо освоить педагогам, включает исследовательские навыки: наблюдение природных объектов; их определение, в том числе по следам, голосам, гнездам и т.д.; правила поведения в природной среде; биотехнические и другие природоохранительные стратегии и технологии. Технологическая подготовка педагогов для компетентного содержания растений и животных в образовательной среде предполагает получение знаний по биологии, морфологии, физиологии и систематике соответствующих природных объектов; развитие умений и навыков по изготовлению и техническому оснащению устройств для их содержания; усвоение биотехнических сведений о кормлении, условиях содержания, особенностях разведения; овладение ветеринарными и фитопатологическими приемами; понимание основ эстетического оформления демонстрационных конструкций и т.д. Необходима компетентность в содержании наиболее популярных и традиционных растений и животных: декоративное растениеводство, аквариумистика, декоративное птицеводство, кинология, фелинология* и т.д.
Психолого-педагогический блок подготовки предусматривает как общую психолого-педагогическую подготовку: общая, возрастная и педагогическая психология, теория и история педагогики — так и специальную: психология экологического сознания и экологическая педагогика. В рамках психологии экологического сознания рассматриваются закономерности развития системы экологических представлений людей, их субъективного отношения к миру природы, выбора стратегий и технологий взаимодействия с природными объектами. Раскрываются механизмы развития экологического сознания личности; демонстрируются процессы его онтогенетического развития; анализируется эволюция общественного экологического сознания в процессе социогенеза; показываются методы психологического измерения субъективного отношения к природе; дается типология отношений людей к природе и характеристика различных типов этого отношения и т.д. Экологическая педагогика вооружает учителей представлением о сущности экологичной личности, принципах, методах и приемах ее формирования. Анализируется содержание и формы * Кинология (от греч. сагпз — собака +... логия) — наука о собаках, их породах и уходе за ними. Фелинология — (от лат. ТеПз — кошка +... логия) — наука о кошках, их породах, уходе, селекции и т.д. методические а спекты психолого-педагогической коррекции 433 процесса экологического образования, рассматривается эффективность различных педагогических стратегий экологического образования в мире и т.д. Наконец, методический блок — предусматривает разностороннюю методическую и технологическую подготовку учителя, дает ему комплекс педагогических умений, позволяющих эффективно осуществлять процесс экологического образования школьников. Это и проведение экскурсий в мир природы, и организация учебных экологических троп или летнего экологического лагеря, и подготовка школьных экологических праздников, и руководство различными экологическими играми и их разработка, и организация детских экологических движений и т.д.
Методическая подготовка педагогов включает освоение ряда специальных навыков. Учитель должен владеть навыками оформительской работы, чтобы создавать вместе со школьниками стенды, стенгазеты, буклеты экологической направленности; навыками рисования природных объектов с натуры, в том числе в полевых условиях, чтобы иллюстрировать дневник и принимать участие в создании школьной экологической галереи; навыками фото и киносъемки в природе для создания школьной фото- и фильмотеки; навыками записи природных звуков — для фонотеки; навыками коллекционирования как природных объектов (следов, семян, перьев и т.д.), так и их символов (почтовых марок, значков, эмблем и т.д.); навыками флористики и фитодизайна; навыками прикладного творчества с использованием природных материалов и т.д. Безусловно, всеми подобными навыками на высоком уровне овладеть очень сложно, но если учитель специализируется в какой-либо деятельности и достигает мастерства, то этр становится важнейшим фактором его авторитета и эффективного педагогического влияния. Однако, главное условие профессионального роста педагогов (как студентов, так и учителей) — это их собственная активность в изучении опыта эффективного экологического образования, в поиске новых стратегий и технологий педагогического процесса. Согласно восточным педагогическим канонам, Учитель лишь показывает Путь, а Ищущий уже сам идет по нему так далеко, насколько сможет.
библиография
БИБЛИОГРАФИЯ Авдеева Н.Н., Степанова Г. Б. Взаимодействие факторов макро- и микросреды в психическом развитии ребенка // Учителю об экологии детства / Под ред. В.И.Панова, В.П.Лебедевой. М., 1995. С. 177—188. Агеева Г.А., Лаврова К.Г. Цветы в вашем доме. Петрозаводск, 1992. Адамович 3. Возрастные особенности восприятия различных типов природных ландшафтов школьниками: Работа... магистра педагогики. Да-угавпилс, 1996. АдамсонДж. Пиппа бросает вызов // АдамсонДж. Пятнистый сфинкс. М., 1995. Акопов Г.В., Чердымова Е.И. Структурно-функциональное исследование экологического сознания // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С. 14—15. Алексеев В.П. Становление человечества. М.,1984. Алексеев С.В. Методология последипломного экологического образования учителя // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. С. 154-156.
Ананьев Б.Г. Становление системы человекознания // Избранные психологические труды. Т. I. М., 1980. Андреев Д. Отношение к царству живому // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 140-156. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. А наст аз и А. Психологическое тестирование: Книга 1. М., 1982. Антонова Е.В. Животные как фактор оптимизации семейной среды: Работа... бакалавра психологии. Даугавпилс, 1995. Аракелов Г.Г. Экопсихология: ее цели и задачи // Экологическая психология (Тезисы I Российской конференции). М., 1996. С. 12—13. Аракелов Г.Г. Экопсихологическая катастрофа населения // Мир психологии. 1997, №1. С. 37—40. Арсеньев В.К. Дерсу Узала. Минск, 1978. Арсенъев В.Р. Звери = боги ^люди. М., 1991. Бакин О.В., Габайдуллин Р.М., Иванов В.Б. Некоторые социальные проблемы охраны Волжско-Камского государственного природного заповедника (Архив научного отдела Волжско-Камского государственного природного заповедника). 1994. Банъковская С.П. Инвайронментальная социология. Рига, 1991. Баранов А.В. Восприятие загрязнения городской среды населением города / Бюллетень Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО. 1984. №3—4. Барышникова Г. Р. Игра как средство экологического образования младших школьников // Сборник тезисов Международной конференции «Технология экологического воспитания подрастающего поколения». Ч. III. М., 1996. С. 3-4. Басов М.Я. Кризис психологии. (К итогам II Всесоюзного съезда по психоневрологии.) // Просвещение. 1924. №4. С. 231—242. Басов М.Я. Новые идеи в учении о личности // Лазурский А.Ф. Классификация личностей. Л., 1925. Басов М.Я. Общие основы педологии. М.— Л., 1928. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. С. 171—176. Бехтерев В.М. Психика и жизнь. СПб., 1904. Бехтерев В.М. Общие основы рефлексологии человека. Руководство к объективному изучению личности. Л., 1926. Бианки В.В. Повести, рассказы, очерки, дневники. Т.З. М., 1992. Бибикова В.Ф., Бибиков Ю.А., Годес Е.И., Капелъян М.Ф. Зеленые оазисы дома и на работе. Минск, 1989. Биоакустика. Учебн. пособие для студентов биологических специальностей университетов / Под ред. В.Д.Ильичева. М., 1975. Блаватская Е.П. Новый Панарион. М., 1994. Бобылева Л.Д. Подготовка будущего учителя к организации внеучеб-ной работы по формированию экологической культуры школьников // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. С. 157-159. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. Борейко В. Священные рощи времен и народов // Экологическое образование на базе заповедных территорий. Материалы международной школы-семинара («Трибуна—5»), г. Киев, 3—5 апреля 1995 г. Киев—Черновцы, 1995. С. 125-140. Борейко В.Е. Пути и методы природоохранной пропаганды. Киев, Борейко В.Е. Введение в природоохранную эстетику. Киев, 1997. Борейко В.Е. От составителя // Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле. Киев, 1997. С. 4—8. (а) Борейко В. Идеальные ценности дикой заповедной природы // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 46-50. (б) Борейко В. Неприродоохранные мотивации // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 58-60. (в) Брагина А. Мир животных в мире слов. М., 1995. Брайен М. Общественные насекомые: Экология и поведение. М., 1986. Братусь Б,С. Аномалии личности. М., 1988. Брудный А.А. Значение слова и психология противопоставлений // Семантическая структура слова. М., 1971. 436 В.А.Ясвин. Психология отношения к природе Буковская Г. В. Чистая Земля — 21 век // Сборник тезисов Международной конференции «Технология экологического воспитания подрастающего поколения». Ч. III. М., 1996. С. 5—7. Бурнашев С.И. Программа «Школа Дикой Природы»: многолетний опыт проведения выездных экологических школ. Технология и методики // Сборник тезисов Международной конференции «Технология экологического воспитания подрастающего поколения». Ч. III. М., 1996. С. 8—9. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989. Валитова А.И. Социально-психологические особенности экологического сознания кадров гос. Управления. Дисс.... канд. психологических наук. М., 1997. ванЛавик-ГудоллДж. В тени человека. М., 1974. Вербицкий АЛ. Контекстное обучение в системе экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 115-127. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников//Дошкольное воспитание. 1993. №7. С. 39-43. Виноградов П.Н. Психологический акцент становления оптимальной модели экологического поведения школьников // Экологическая психология (Тезисы I Российской конференции). М., 1996. С. 29. Виноградов П.Н. Работа с дезадаптациями детей средствами экологического образования (гештальт-подход) // Человек. Культура. Здоровье. (Тезисы всероссийской научно-практической конференции). М., 1997. С. 210-112. Волъкенштейн М. Живопись и наука // Наука и жизнь. 1982. №10. С. 90-96. Воробьев А.В., Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Содержание и механизмы экологизации психического // Результаты выполнения научно-исследовательских работ Даугавпилсского педагогического института, финансируемых из государственного бюджета в 1992 году. Даугавпилс, 1993. С. 22—29. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981. Гагарина Н. Возрастные особенности прявления симпатии и антипатии к природным объектам: Работа... магистра педагогики. Даугавпилс, 1996. Гачев Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманитария, или Образы в науке. М., 1991. Герасимов И.П. Советская конструктивная география. М., 1976. Герасимов С. О., Журавлев И.М. Орхидеи. М., 1988. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988. Гиляров А. Человек и животные: этика отношений // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 129-137. библиография Глазачев С.Н. Постулаты экологического образования // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 3—6. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т. 1. М., 1992. ГолдДж. Психология и география: Основы поведенческой географии. М., 1990. Голиков Ф., Саворона Е. Экологическая проблематика в Тибетском Буддизме // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 229—233. Горб К. Социально-экологические исследования территории национального заповедника «Хортица» // Экологическое образование на базе заповедных территорий. Материалы международной школы-семинара («Трибуна—5»), г. Киев, 3—5 апреля 1995 г. / Составитель В.Е.Борейко. Киев-Черновцы, 1995. С. 101-104. Гордиенко Н.С. Основы научного атеизма. М., 1988. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М., 1991. Горомыко В. Игровые формы педагогической коррекции экологического сознания дошкольников: Работа... магистра педагогики. Даугавпилс, 1995. Грибанов В.П. Отношения личности как психологическая проблема // Психологические аспекты социальных отношений личности. Вып. I. Рязань, 1980. Григолава В.В. Установка Д.Н.Узнадзе и аттитюд // Д.Н.Узнадзе -классик советской психологии. Тбилиси, 1986. С. 90—100. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. Нейро-лингвистическое программирование. Воронеж, 1994. Грищенко В. Белый аист в народных поверьях // Экологическое образование на базе заповедных территорий. Материалы международной школы-семинара («Трибуна—5»), г. Киев, 3—5 апреля 1995 г. / Составитель В.Е.Борейко. Киев—Черновцы, 1995. С. 116—119. Грищенко В., Яблоновская-Грищенко Е. Использование непрямых методов воздействия в природоохранной пропаганде и воспитании любви к природе // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна — 6». Киев, 1997. С. 74—79. Гуляницкая Л. Возрастные особенности содержания понятия «природа» у школьников: Работа... бакалавра педагогики. Даугавпилс, 1994. Дарвин У. Соч.Т.5. М., 1953. Даррелл Дж. Гончие Бафута. М., 1994. Даррелл Дж. Земля шорохов. М., 1994. (а) Даррелл Дж. Зоопарк в моем багаже // Даррелл Дж. Поместье-зверинец. М., 1994. (б) Даррелл Дж. Перегруженный ковчег // Даррелл Дж. Гончие Бафута. М., 1994. (в) Даррелл Дж. Под пологом пьяного леса // Даррелл Дж. Поместье-зверинец. М., 1994. (г) 438 В.А.Ясвин. Психология отношения к природе Даррелл Дж. Поймайте мне колобуса // Даррелл Дж. Земля шорохов. М., 1994. (д) Даррелл Дж. Поместье-зверинец. М., 1994. (е) Даррелл Дж. Путь кенгуренка // Даррелл Дж. Земля шорохов. М., 1994. (ж) Даррелл Дж. Три билета до Эдвенчер // Даррелл Дж. Гончие Бафута. М., 1994. (з) Дежкын В. Новые возможности для биоэтики // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 170-174. Дежникова Н. С. Экологическая культура как предмет педагогики // Экологическая психология (Тезисы I российской конференции). М., 1996. С. 46-47. Дерябо С.Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами. Дисс.... канд. психологических наук. М., 1993. Дерябо С.Д. Природный объект как «значимый другой». Даугавпилс, 1995. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Культурно-историческая обусловленность кризиса европейского экологического сознания // СшШге апё \уогс!. 1994. Ноябрь. С. 1—2. (а) Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. Доминик Р. Антимодернизм, национализм, романтизм, мораль и религия в природоохранном движении Германии начала XX века // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Три-буна-6». Киев, 1997. С. 26-46. Дряхлое Н.И., Кондратьев В.Г. Опыт работы по экологическому воспитанию студентов // Коммунистическое воспитание в высшей и средней специальной школе: Обзорн. информ. Вып. 2. М., 1987. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981. Жантиев Р.Д. Акустическая ориентация насекомых // Чтения памяти Н.А.Холодковского. М., 1975. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. М., 1988. Журавлев А.Л. Динамика отношения человека к природе в регионе аварии на Чернобыльской АЭС // Экологическая психология (Тезисы I Российской конференции). М., 1996. С. 58—59. Задворная Т.Д. Аранжировка цветов. М., 1994. Зайцева И., Ляпаева О., Калинина Л. Экологические традиции терских поморов //Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 21 \—211. Залевская А.А. Психодиагностические проблемы семантики слова. Калинин, 1982.
библиография Зараковский Г.М.. Полестерова Н.А. Комплексное исследование экологического сознания старших школьников // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С. 24—25. Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М., 1986. Захлебный А.Н. О построении курса «Основы экологического образования» для педвузов // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. С. 145—147. За что вы любите свою лошадь? Обзор по материалам иностранной печати // Наука и жизнь. 1987. №7. С. 130— 131. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. М., 1968. Зверев И.Д. Экогласность и образование // Советская педагогика. 1991. №1. С. 9-12. Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. М., 1997. С. 27—36. Зудов В. Охрана природы: национальное и интернациональное // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна - 6». Киев, 1997. С. 278-280. Иконникова Н.И., Молчанов О.Ю. К понятию «экологическая психология» // Экологическая психология (Тезисы I Российской конференции). М., 1996. С. 70-72. Инка Гарсиласо де ла Вега. История государства инков. Л., 1974. Иоганзен Б.Г., Логачев Е.Д. Некоторые проблемы экологии человека // Биол. науки. 1976. №5. Иосиф Флавий. Иудейские древности: В 2 т. Минск, 1994. Исаченко А.Г. Задачи географии в области разработки научных основ рационального использования и охраны природной среды // Изв. ВГО. 1980. Т. 112, вып. 2. Йоргенсен Э., Блэк Т., Хэлиси М. Навоз для Поля и Коктейля. СПб., 1992. Кавтарадзе Д.Н. Природа: от охраны — к заботе? // Знание— сила. 1990, №3. Кавтарадзе Д.Н. Экологическая учебная игра как адаптивная среда // Экологическая психология (Тезисы I Российской конференции). М., 1996. С. 72-73. Кавтарадзе Д.Н., Овсянников А.А. Природа и люди России: основания к пониманию проблемы. М., 1999. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988. Казютинский В.В., Лотков Л.Л. В научном совете по философским вопросам естествознания // Вопр. философии. 1974. №12. Калита В.В. Понятие экологичности в экологической психологии // Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996. С. 104—105. Калита В.В. Изучение экологичности профессионалов. Дис.... канд. пси-хол. наук. М., 1996. Калмыков А.А, Калмыкова А.В. Типология отношений человека и природы // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М.,2000. С. 26-27. В. А. Я евин. Психология отношения к природе библиография
Камнев А.Н., Конюшев В. В. Экологическое образование через жизненный опыт// Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996. С. 107—108. Камшилин И. Социально-экономическое значение любительского рыболовства// Рыболов. 1987. №2. С. 56—62. Кант И. Соч. Т. 5. М., 1964. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. М., 1989. Карапетян Р.О., Галеева А.М. Опыт экологического воспитания в вузах. М., 1985. Каропа Г.Н. К созданию методики экологического образования школьников // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 69—73. Карпова А. Индивидуальный стиль развития личности // А11ег Е§о. 1994. №1. С. 11-13. Катамадзе Н. Избирательная активность в социализации личности ребенка: Работа... магистра психологии. Даугавпилс, 1996. Келлерт С. Девять основных ценностей природы и биофилия // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Три-буна-6». Киев, 1997. С. 7-26. Кириллов П.Н. Проекция как один из механизмов, определяющих мотивацию взаимодействия человека с объектами природы // Психологическая газета. Ноябрь. № 11 (24). С. 11. Киселев Н.Н. Объект экологии и его эволюция. Киев, 1975. Киселева Н.Ю. Экологические элементы сознания и религии. Н.-Новгород, 1993. Китаев-Смык Л.А. Вступительная статья // Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989. Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983. Клименко А.П. Психолингвистические методики исследования значений // Методы изучения лексики. Минск, 1975. Клименко А.П. Психолингвистика. Минск, 1982. Ковалев ГА. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993, №1. Козлачков В.И., Шилин К.И. Живое знание экологизации // Советская педагогика. 1991. №1. С. 13—17. Коктыш И. Влияние эколого-психологического тренинга на личностное отношение школьников к миру природы: Работа... бакалавра психологии. Даугавпилс, 1995. Колесова Л.С. Природа в системе ценностей старшеклассников // Сборник тезисов Международной конференции «Технология экологического воспитания подрастающего поколения». Ч. III. М., 1996. С. 15—16. Комаров В.Д. Социальная экология: Философские аспекты. Л., 1990. Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. М., 1989. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самоосмысление. М., 1984. Конан Доил А. Записки о Шерлоке Холмсе. Т.2. Минск, 1993. Константинов А.И., Мовчан В.И. Звуки в жизни зверей. Л., 1985. Корнелл Дж. Радость общения с природой // Экологическое воспитание. Вестник дальневосточного отделения 18АК. Вып. 3. Владивосток, 1995. С. 49-81. Котковец Т.Л. Аквариум в вашем доме. Минск, 1992. Кочетов А.М. Декоративное рыбоводство. М., 1991. Кочетов А.Н. Буддизм. М., 1983. Критерии, методы и методика изучения и формирования отношений школьников к природе: Методические рекомендации и разработки /Авт.-сост. А.П.Сиделъковский. Ставрополь—Пятигорск, 1988. Кричевский Р.Л., Дубовская ЕМ. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 92—122. Кряж И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. 1998, №1, С. 65—75. Кудрявцев С.В., Фролов В.Е., Королев А.В. Террариум и его обитатели: Справочное пособие. М., 1991. Кузнецова Р.И. Опыт работы по авторской программе «Культура общения» в начальной школе // Детский практический психолог. 1994. Ноябрь. С. 37-41. Кунсткамера // Наука и жизнь. 1991. №4. С. 112—113. ЛавринА.П. Хроники Харона. М., 1993. Лавров С.Б., Хорее Б.С. Изв. ВГО. 1979. Т. 3, вып. 6. Лазурский А.Ф. О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения // Вопросы философии и психологии. 1900 (год XI). Кн. III (53). С. 217-263. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1915. № 5. С. 26—68. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности. Новые экспериментальные данные // Вопросы философии и психологии. 1916. Кн. IV (134). С. 201-251. Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Русская школа. 1912. Кн. 1. С. 1—24. Лангмейер И., Матейчек 3. Психологическая депривацйя в детском возрасте. Прага, 1984. Лапин Е.А. Современная психология окружающей среды: состояние и перспективы // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991, С. 51-76. Лаптев И.Д. Мир людей в мире природы. М., 1978. Лаптев И.П. Теоретические основы охраны природы: Основы созо-логии. Томск, 1975. Леви-БрюльЛ. Первобытное мышление. М., 1930. Левченко Е.В. Психология отношений человека: предыстория создания концепции // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб., 1994. С. 35-43. Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л., 1967. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972. 442 В.А.Ясвин. Психология отношения к природе Леонтьев Д.А. О диспозиционно-смысловом механизме отношений личности // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. СПб., 1994. С. 55-62. Леопольд О. Календарь песчаного графства. М., 1983. Лёвочкина А.М. Репрезентация отношений «человек—природа» в сознании старшеклассников // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С. 72—73. Линблад Я. Белый тапир и другие ручные животные. М., 1983. Линблад Я. Человек — ты, я и первозданный. М., 1991. Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. М., 1981. Листопад О.Г., Борейко В.Е. Нетрадиционные методы в экологическом воспитании и образовании. Киев, 1996. Лихачев Б. Т. Экология личности // Педагогика. 1993. №2. С. 19—23. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М., 1995. ЛоккДж. Мысли о воспитании // Педагогическое наследие. М., 1989. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. Лоренц К. Кольцо царя Соломона // Человек находит друга. М., 1995. Лоренц К. Человек находит друга. М., 1995. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978. Луговой А. Любовь к природе — в школьный курс биологии // Любовь к природе. Материалы международной школы-семинара «Трибуна—6». Киев, 1997. С. 98-102. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. 3. М., 1986. ЛукачД. Своеобразие эстетического. Т. 4. М., 1987. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1972. Майор Ф. Воспитание — сверхзадача человечества // Обращение к Глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию. М., 1990. Майоров Г.Г, Формирование средневековой философии. М., 1979. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М.,1988. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция. М., 1988. Мамедов Н.М., Глазачев С.Н. Экологическое образование как предпосылка устойчивого развития общества // Экологическое образование: концепции и технологии. Волгоград, 1996. С. 16—26. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1991. Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. Т. 20. Мартинес Э.Л. Внесловесный язык// Культуры. 1986. №2. С. 12—26. Мартынов А. С. Природа в сознании россиян // Гуманитарный экологический журнал. Т. 1. Вып. 1. 1999. С. 10—16. Массовая коммуникация и охрана среды / Под ред. М.Лауристин, Б.Фирсова. Таллин, 1987. Махлин М.Д., Солоницына Л.П. Аквариум в школе: Кн. для учителя. М., 1984. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс. М., 1982. библиография Мир детства: Младший школьник. М., 1988. Михеев А.В. Природоохранное образование и воспитание в педагогических вузах // Проблемы природоохранительного образования и воспитания. М., 1982. С. 54-60. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. Морохин Е., Гришин М. Татарские экологические традиции нижегородского Поволжья // Экологическое образование на базе заповедных территорий. Материалы международной школы-семинара («Трибуна—5»). Киев, 3-5 апреля 1995 г. / Составитель В.Е.Борейко. Киев—Черновцы, 1995. С. 107-111. Мукамбаева М.М. Тренинг ориентации на ценность жизни // Сборник тезисов Международной конференции «Технология экологического воспитания подрастающего поколения». Ч. III. М., 1996. С. 23—25. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142—155. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Проблемы личности. М., 1969. Т. 1. С. 63-73. Мясищев В.Н. О связи проблем психологии отношения и психологии установки // Понятия установки и отношения в медицинской психологии. Тбилиси, 1970. С. 9—15. Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности // Психология личности: тексты. М., 1982. С. 35—38. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.—Воронеж, 1995. Надирашвили Ш.А. Установка и отношение // Понятия установки и отношения в медицинской психологии. Тбилиси, 1970. С. 151 — 163. Надирашвили Ш.Е. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси,1974. Научная проблема: «Человек и среда обитания». От редакционной коллегии // Мир психологии и психология в мире. 1995, №2 (3). С. 12—13. Нестерук Т.К. Динамика значимого другого в восприятии школьников различных возрастов: Работа... магистра психологии. Даугавпилс, 1994. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1993. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М., 1995. Николина В.В. Эмоционально-ценностное отношение учащихся к окружающей среде. Н. Новгород, 1996. Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 80—90. Оганесян Е.С. Динамика изменений в сфере образования // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М., 2000. С. 111-112. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1983. В. А. Я с вин. Психология отношения к природе библиография
Олейников Ю.В. Экологическая обусловленность мировоззренческих трансформаций // Мир психологии. 1997, № 1. С. 26—28. Отношение школьников к природе / Под ред. И.Д.Зверева, И. Т.Сура-вегиной. М., 1988. Охрана природы: Учебник для студентов биол. спец. пед. ин-тов / А.В.Михеев, В.М.Галушин, Н.Л.Гладков, А.Л.Иноземцев. М., 1981. Павловские среды. Т. 3. М., 1949. Панов В.И. Актуальные проблемы экологической психологии // Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996. С. 102—103. Панов В.И. Экопсихологические аспекты детства // Мир психологии. 1997, №1. С. 55-68. Панов Е.Н. Знаки, символы, языки. М., 1980. Панов Е.Н. Предисловие редактора перевода // Линден Ю. Обезьяна, человек и язык. М., 1981. Пахомов А.П. Психологические проблемы формирования экологического мышления // Психология сегодня. Т. 2. Вып. 1. М., 1996. С. 106—107. Песталоцци И.Г. Метод. Памятная записка // Педагогическое наследие. М., 1989. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992. Петяева Д. Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. канд. дис. М., 1991. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека. М., 1991. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.—Л., 1932. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. М., 1994. Плюснин Ю.М. Народное «экологическое мировоззрение»: конъюнк-турность и архаичность // Учителю об экологии детства / Под ред. В.И.Панова, В.П.Ле Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|