Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчет потребности в моторном топливе




Нормы расхода топлива на автомобильном транспорте – это плановые показатели его расхода на единицу пробега и единицу транспортной работы. Они являются нормами технологическими, т.е. включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на ремонт автомобилей и прочие хозяйственные расходы в состав этих норм не включаются и формируются отдельно.

Нормы расхода топлива разрабатываются в соответствии с методикой определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, утверждаются Министерством транспорта РФ и периодически (раз в 2-3 года) пересматриваются.

Базовая норма устанавливается для однозначно определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы. Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя (бензиновый, дизельный или газовый) и полной массы автомобиля. Норма расхода топлива на ездку с грузом учитывает увеличение расхода, связанное с маневрированием в пунктах погрузки-выгрузки.

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью ряда поправочных коэффициентов увеличения или снижения базовых норм.

Нормативные значения расхода топлива для бортовых грузовых автомобилей, седельных тягачей и фургонов определяют следующим образом:

, (7.1)

где Qн – нормативный расход топлива, л или м3;

HS.АП – норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км или м3/100 км;

S – пробег автомобиля за год, км;

Hw – норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 ткм или м3/100 ткм;

W – объем транспортной работы, ткм;

Д – поправочный коэффициент к норме, % (при необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок);

, (7.2)

где HS – базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100км или м3/100 км;

НД – норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или полуприцепа, л/100 ткм или м3/100 ткм (табл. 7.3);

GПР – собственная масса прицепа или полуприцепа, т;

, (7.3)

где Gгр – масса перевезённого груза, т;

Sгр – пробег с грузом, км (для расчетов использовать общий пробег автомобилей).

Для грузовых бортовых автомобилей и автопоездов, выполняющих работу, учитываемую в тоннокилометрах, нормы на 100 ткм (Hw) устанавливаются в зависимости от вида используемого топлива. При работе бортовых автомобилей с прицепами и седельных тягачей с полуприцепами норма расхода топлива на пробег автопоезда (НД) увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепов и полуприцепов также в зависимости от вида топлива (табл. 7.3).

Таблица 7.3 – Дополнительные нормы расхода топлива

Вид топлива Норма Hw, л или м3/100 ткм Норма НД, л или м3 Норма Нw л или м3 Норма Нz, л или м3/на ездку
Бензин 2 л 2 л 2 л 0,25 л
Дизельное топливо 1,3 л 1,3 л 1,3 л 0,25 л
Сжиженный газ 2,5 л 2,5 л 2,5 л 0,25 л
Природный газ 2 м3 2 м3 2 м3 2 м3
При газодизельном питании 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизтоплива 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизтоплива 1,2 м3 природного газа и 0,25 л дизтоплива 0,2 м3 природного газа и 0,1 л дизтоплива

 

В соответствии с «Нормами расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 18 февраля 1997 г. Р3112194-0366-97, нормы расхода топлива повышаются при следующих условиях:

1) работа в зимнее время:

а) в южных районах страны – до 5%;

б) в северных районах страны – до 15%;

в) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – до 20%;

г) в остальных районах страны – до 10%;

2) работа в горных местностях при высоте над уровнем моря:

а) от 500 до 1500 м – на 5%;

б) от 1501 до 2000 м – на 10%;

в) от 2001 до 3000 м – на 15%;

г) свыше 3000 м – на 20%;

3) работа в городах с населением:

а) свыше 2,5 млн человек – до 20%;

б) от 0,5 до 2,5 млн человек – до 15%;

в) до 0,5 млн человек – до 10%;

4) работа, требующая частых технологических остановок, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров и т.п. (в среднем более чем одна остановка на 1 км пробега – маршрутные автобусы, автомобили по очистке почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание пенсионеров, больных, инвалидов и т.п.) – до 10%;

5) перевозка крупногабаритных, взрывоопасных и т.п. грузов, грузов в стекле и т.п.; выполнение полевых работ со скоростью движения от 2 до 20 км/ч; движение в колоннах, требующее понижение скоростей движения автомобилей (до 20 км/ч), – до 10%;

6) работа автотранспорта на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более 5 закруглений радиусом менее 40 м, т.е. на 100 км пути не менее 501 поворота) – до 10%;

7) при пробеге первой тысячи автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, и новыми, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии – до 10%; при перегоне в спаренном или строенном состоянии – до 20%;

8) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет, – до 5%;

9) почасовая работа грузовых бортовых автомобилей или их постоянная работа в качестве технологического транспорта, или в качестве грузовых таксомоторов – до 10%;

10) работа киносъемочных и иных аналогичных специальных автомо­билей, выполняющих транспортный процесс на пониженных скоростях, при частых остановках, многократном движении задним ходом, – до 10%;

11) работа в карьерах (с тяжелыми дорожными условиями), движение по полю (при проведении сельскохозяйственных работ), а также при вывозке леса (на лесных участках вне основной магистрали общего пользования) – до 20%;

12) работ в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, наводнений и других стихийных бедствий – до 35%;

13) при учебной езде – до 20%;

14) при использовании кондиционера и установки «климат-конт­роль» – до 5%;

Снижение норм расхода топлива предусмотрено в следующих случаях:

1) при работе за пределом пригородной зоны на дорогах из цементобетона, асфальтобетона, брусчатки, мозаики на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря свыше 300 м до 1000 м) – до 10%;

2) при работе за пределом пригородной зоны на аналогичных дорогах, но с холмистой местностью (высота над уровнем моря свыше 300 м до 1000 м) – до 10%;

3) при работе за пределом пригородной зоны на дорогах из битумоминеральной смеси, дегтебетона, щебня (гравия) и гористой местности (от 1000 до 2000 м над уровнем моря) – до 5%;

4) при эксплуатации заказных и ведомственных автобусов, не работающих на постоянных маршрутах, – до 10%.

Нормативные значения расхода топлива для самосвалов определяют по формулам:

, (7.4)

где НS.АПС – норма расхода топлива самосвального автопоезда, л/100 км;

S – пробег автомобиля, км;

HZ –дополнительная норма расхода топлива на каждую ездку с грузом за смену, л или м3 (табл. 7.3);

Z – количество ездок с грузом за смену;

F – количество смен за год;

, (7.5)

где Hw ¢ – норма расхода топлива на транспортную работу и на дополнительную массу прицепа или полуприцепа при работе автомобилей самосвалов с самосвальными прицепами (табл. 7.3);

q – грузоподъемность прицепа, т.

При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами норма расхода топлива увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа и половину номинальной грузоподъемности.

Для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами дополнительно устанавливается норма расхода топлива (HZ) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки.

Нормативные значения расхода топлива для автомобилей-фурго­нов, выполняющих работу, учитываемую в тонно-километрах, определяют так же, как для бортовых грузовых автомобилей.

После определения нормативных значений расхода топлива определенного автомобиля необходимо рассчитать суммарный расход топлива всеми автомобилями данной марки:

, (7.6)

где QH i – нормативное значение расхода топлива автомобилем определенной марки, л;

nавт – количество автомобилей данной марки, шт.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...