Инновационная политика
Инновационная политика - часть социально-эк-ой политики, определяющая: -цели, приоритеты инновационной стратегии и механизм ее реализации органами государственной власти; -методы воздействия государственных структур на эк. и общество, связанные с инициированием и повышением эк-ой эффективности инновационных процессов; -освоение результатов научных разработок в целях модернизации экономики, обеспечения прогрессивных структурных преобразований, повышения конкурентоспособности продукции национальной экономики. Инновационная политика предприятия – это политика, которая объединяет цели технической политики и политики капитальных вложений с целью внедрения новых технологий и видов продукции. Ориентируется на достижение будущих результатов через инновационный процесс.Предприятие формирует собственную инновационную политику, ориентируясь на государственную инновационную политику, которая определяет приоритетные направления НТП и обеспечивает их поддержку, собственные интересы и ресурсные возможности, а также потр. рынка.Цель инновационной политики предприятия – определение целей и стратегий его развития на ближайшую и дальнюю перспективу, исходя из оценки потенциальных возможностей самого предприятия (объемов производства, номенклатуры выпускаемой продукции, рентабельности, финансового состояния) и обеспеченности необходимыми ресурсами (трудовыми, материальными, финансовыми). При разработке инновационной политики предприятия необходимо учитывать такие понятия, как - жизненный цикл предприятия- жизненный цикл отрасли производства, в которой функционирует само предприятие- жизненный цикл самого товара. Учитывать ЖЦ необходимо, поскольку момент кризиса можно предотвратить путем внедрения инновация. Они являются одним из способов продления ЖЦ. Инновационная политика предприятия сф. У - совокупность управленческих методов, обеспечивающих интеграцию всех видов нововведений и создание условий, стимулирующих инновации во всех областях производственно-рыночной деят. Элементы инновационной политики:- поиск идеи У-новинки;- проектирование и организация производства У;- внедрение У на рынок;- наблюдения за ходом и последствиями ее реализации. Методы реализации инновационной политики Главными методами реализации инновационной политики являются: - формирование институциональных и законодательных условий для позитивных изменений в инновационной сф. - государственная поддержка и стимулирование инвесторов, вкладывающих средства в наукоемкое, высокотехнологичное производство, а также организаций различных форм собственности (в период освоения ими инноваций) за счет введения определенных налоговых льгот, государственных гарантий и кредитов; - совершенствование налоговой системы с целью создания выгодных условий для ведения инновационной деят. всеми субъектами независимо от форм собственности и видов финансирования; - внешнеэкономическая поддержка, предусматривающая создание условий для формирования совместных с иностранными партнерами организаций по выпуску отечественной наукоемкой продукции;
- развитие лизинга наукоемкого уникального оборудования; - участие инновационно-активных организаций в международных конкурсах; - выделение прямых государственных инвестиций для реализации инновационных программ и проектов, имеющих общенациональный характер, но не привлекательных для частных инвесторов. Инновационный потенциал - совокупность различных видов ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деят. Инновационный потенциал включает:
• материально-технические, характеризующие уровень развития НИОКР, оснащенность опытно-экспериментальным оборудованием, материалами, при-борами, оргтехникой, компьютерами, автоматическими устройствами и проч.;• кадровые, характеризующие состав, количество, структуру, квалифика-цию персонала, обслуживающего НИОКР;• научно-теоретические, характеризующие результаты поисковых и фун-даментальных теоретических исследований, лежащих в основе научного задела, имеющегося на предприятии;• инфо, характеризующие состояние информационных ресур-сов, научно-технической информации, текущей научной периодики, научно-технической документации в виде отчетов, регламентов, технических проектов и другой проектно-конструкторской документации;• организационно-управленческие, включающие необходимые методы ор-ганизации и управления НИОКР, инновационными проектами, информацион-ными потоками;• инновационные, характеризующие наукоемкость, новизну и приоритет-ность проводимых работ, а также интеллектуальный продукт в виде патентов, лицензий, ноу-хау, рационализаторских предложений, изобретений и т.д.;• рыночные, оценивающие уровень конкурентоспособности новшеств, на-личие спроса, заказов на проведение НИОКР, необходимые маркетинговые ме-роприятия по продвижению новшеств на рынок и проч.;• экономические, характеризующие экономическую эффективность нов-шеств, затраты на проводимые исследования, рыночную стоимость интеллекту-альной продукции; показатели, оценивающие стоимость как собственных, так и сторонних патентов, лицензий, ноу-хау и других видов интеллектуальной соб-ственности;• финансовые, характеризующие инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования (возможность выпуска акций и облигаций, привлечения зарубежного и частного инвестора и т.д.)
83. Инновационные проекты Инновационный проект – сложна система взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей по приоритетным направлениям развития науки и техники. Содержание (разделы) ИП: 1. содержание и актуальность проблемы 2. дерево целей проекта 3. система мероприятий по реализации дерева целей проекта 4. комплексное обоснование проекта 5. обеспечение реализации проекта 6. экспертное заключение проекта 7. механизмы реализации проекта и система мотивации Эффективность ИП: 1. коммерческая (финансовая эффективность) - показывает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников 2. бюджетная – финансовые последствия реализации проекта для федерального, регионального и местного бюджета. 3. народнохозяйственная экономическая эффективность – учитывает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов. Типы проектов: I.1. модернизационный – конструкция прототипа или базовая технология кардинально не меняются 2. новаторский – конструкция нового изделия существенно отличается от предыдущего 3. опережающий проект – предлагаемые технологии ранее нигде не использовались. 4. пионерский проект – ранее не существующие технологии, выполняющие новые функции. II. 1. монопроект – выполнены одним органом; однозначная инновационная цель, жесткие временные и финансовые рамки. 2. мультипроект – комплексные программы, объединившие десятки монопроектов. Сложная инновационная цель, требуется координационный комплекс 3. мегапроект – многоцелевое объединение мультипроектов и сотни монопроектов, связанные между собой. Организация проектной деят.: Проект должен иметь четкое название, сопровождаться аннотацией на русском и английском языке. Указывается число исполнителей, сроки выполнения работы, объем финансирования. Придается большее значение информации о руководителе проекта (число публикаций) Обязательно нужно описать техническое задание, содержание работы по этапам, сроки выполнения и отчетность каждого этапа, результат работы и рекомендации по использованию. Завершение работы по проекту оформляется актом закрытия. Все проекты должны пройти экспертизу. Проект в сф. СКСиТ 1-й этап. Поиск идеи новой У. Он включает в себя определение потр. в инновации; формирование портфеля требований потребителей; непосредственный поиск идей новой У, соответствующей этим требованиям; ее разработку, а также определение целесообразных временных параметров внедрения У на рынок. Итогом первого этапа является разработка программы развития новой У, в которой представляются цель, ресурсы и конкретные мероприятия по проектированию, организации производства и продвижения У. 2-й этап. Проектирование и организация производства новой У, проведение лабораторных и рыночных испытаний. В соответствии с результатами оценки и выбора инновационной идеи производится детальное проектирование процесса производства и предоставления У. Проектирование учитывает ресурсные ограничения, заложенные в программе развития новой У, и формирует конкретные решения, связывающие спрос и ресурсный потенциал производителя. 3-й этап. Организация массового производства У. Этой организации предшествует предварительная подготовка рынка. Она заключается в информировании потребителей о намерениях производителя по внедрению новой У и ее основных характеристиках. Инновационный проект – ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. Управление проектами – это процесс изменений исходного состояния системы, связанный с затратами времени и средств, осуществляемый по заранее разработанным правилам в рамках бюджета и временных ограничений – это управление проектами. Для удобства анализа и синтеза проектов, систем управления проектами множество проектов может быть классифицировано по различным основаниям: Тип проекта (по основным сф.м деят., в которых осуществляется проект): технический, организационный, эк-ий, социальный. Класс проекта (по составу и структуре проекта и его предметной области): монопроект, мультипроект, мегапроект. Масштаб проекта (по размерам самого проекта, количеству участников и степе=и в;иян8я н0 ок@ужаNщий мир): м5лки9, с@едн8й,:руп=ый, оче=ь крупный. Длительность проекта (по продолжительности периода осуществления проекта): краткосрочный (до 3-х лет), среднесрочный (от 3-х до 5-ти лет), долгосрочный (свыше 5-ти лет). Сложность проекта: простой, сложный, очень сложный. Вид проекта (по характеру предметной области проекта): инвестиционный, инновационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный. Субъекты проектной деят.: На осуществление проекта оказывают влияние и другие стороны (участники) проекта: инициатор – сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования; заказчик – сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его результатов; инвесторы – стороны, вкладывающие инвестиции в проект, например, посредством кредитов; команда проекта – специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период его осуществления. Задача команды состоит в осуществлении функций управления проектом до эффективного достижения целей проекта. Структура проекта - совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации.[16; с.17] Главное – определить цели, а, следовательно, и функции управления, реализующие эти цели.(задачи?)Особенности управления проектами в сф. туризма Теория туризма имеет собственные: объект изучения – индустрию туризма – туристические центры и районы, включающие комплекс природных и культурно-исторических условий, а также туристические организации и предприятия сф. У, которыми пользуются туристы в месте отдыха и во время транспортировки; предмет изучения – туристический продукт – специально организованная туроператором программа рекреационной деят. и туристического обслуживания, реализуемая на туристическом рынке, как самостоятельный продукт; субъект изучения – турист – человек, удовлетворяющий свои рекреационные потр. Управление туризмом – деят. по руководству определенными процессами в соответствии с заранее разработанной программой, направленная на достижение определенной цели и принимающая организационные формы. Управление системой туризма должно базироваться на стратегическом (спроецированном в будущее) видении и предвидении.
84. Планирование инновационной деят. Планирование деят. имеет следующие положительные последствия: - поощряет руководителей постоянно мыслить перспективно; - способствует лучшей координации предпринимаемых предприятием усилий; - заставляет более четко формулировать свои цели и задачи; - облегчает установление показателей деят. предприятия для последующего контроля. Чтобы достичь поставленных целей, предприятие при планировании своей деят. должны соблюдать следующие принципы: - планирование должно предусматривать необходимую гибкость и способность своевременно реагировать на изменения внешней среды предприятия; - планирование должны заниматься в основном те лица, которые должны соответствовать профессиональному уровню тех, кто распоряжается ресурсами предприятия. В самом общем виде планирование - это формулирование целей, разработка плана для достижения этих целей и оценку времени, необходимого для выполнения этого плана. При этом цели предприятия носят, как правило, долгосрочный стратегический характер. Планирование инноваций: 1. стратегическое (3-10 лет). Определяют цель, метод, ресурсы – определяют стратегию инновационной деят.: активные и пассивные стратегии 2. текущее планирование: бюджеты, планы подразделений, финансовые планы, бизнес-планы. 1. Стратегическое планирование Этапы СП: 1) комплексное исследование рынка: исследование ассортимента и структуры рынка, сегментация потребителей, определение рыночных ниш, изучение законодательной базы. 2) определение собственных возможностей компании, выявление ограничительных факторов 3) разработка альтернативных стратегий (не менее трех) по адаптации фирмы к рыночным условиям 4) затратная и целевая оценка каждой альтернативы 5) составление плана мероприятий для осуществления стратегии 6) непосредственная организация деят., задания подчиненным. 2 Стратегическое и оперативное планирование Весь процесс планирования в эк-ой организации можно разделить на две основные стадии: разработка стратегии деят. фирмы (стратегическое планирование) и определение тактики реализации выработанной стратегии (оперативное, или, что то же самое, тактическое планирование). Стратегия фирмы — это совокупность ее главных целей и основных способов достижения данных целей. Стратегия — это не функция времени, а функция направления. Она не просто сосредоточена на данном периоде времени, а включает в себя совокупность глобальных идей развития фирмы. Тактическое планирование — это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей.Тактическое планирование обычно охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды, то есть является предметом забот среднего и низшего управленческого звена.Основной вопрос стратегического планирования — чего хочет добиться организация. тактические решения легче оцениваются так как могут быть выражены в более конкретных цифровых результатах (так, фермеру сложнее оценить конкретные выгоды внедрения продукции под своей торговой маркой, чем рассчитать увеличение выпуска цыплят в особой упаковке при приобретении новых мощностей); для тактического планирования, помимо его сосредоточения на средних и низших уровнях управления, характерно также тяготение к уровням отдельных подразделений — продуктовых, региональных, функциональных. Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное» более ярко, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке в коротком и среднем периодах, например планирование производства, планирование маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации. суть стратегического управления состоит в том, что на фирмах, с одной стороны, существует чёткое, так называемое «формальное», стратегическое планирование, с другой стороны, — структура управления фирмой, системы и механизмы взаимодействия её отдельных звеньев построены так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для победы в конкуренции и создание управленческого инструментария для превращения этих стратегий в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике. Планирование оперативное - вид внутризаводского планирования, позволяющий довести общие плановые задания до рабочего места (исполнителя). Основными задачами О.п. являются: 1) детализация и распределение производственной программы по месяцам, декадам, дням с таким расчетом, чтобы обеспечивалась полная загрузка всех подразделений; 2) конкретизация и доведение задания до цехов, участков, пролетов, линий, бригад и рабочих мест с указанием сроков выполнения заданий; 3) разработка календарно-плановых нормативов и норм; 4) планирование своевременной технической подготовки производства; 5) обеспечение рабочих мест сырьем, материалами и деталями: 6) координация и взаимоувязка деят. всех звеньев производственного процесса; 7) оперативное регулирование хода производства с целью предотвращения возможных перебоев и обеспечения четкой работы.
85. Научно-технические нововведения ИТ представляют собой те средства и методы, с помощью которых реализуются эти процедуры в различных информационных системах. Исторически первыми были так называемые ручные ИТ, в которых все процедуры по сбору, обработке и передаче информации осуществлялись вручную. Появление новых технологий организации информационных процессов связано, прежде всего, с использованием компьютерных технологий. ИТ, применяемые в области управления технологическими процессами, могут быть реализованы в виде полностью автоматических информационных систем. Лизинг - это комплекс возникающих имущественных отношений, связанных с передачей оборудования в пользование после его приобретения у производителя. Лизинг представляет собой вложения средств на возвратной основе, то есть предоставление средств на определенный период, арендодатель получает их обратно в установленное время, тем самым, являясь формой аренды. При этом за свою У он получает вознаграждение в виде комиссионных. Финансовый лизинг характеризуется тем, что срок, на который передается имущество во временное пользование, приближается по продолжительности к сроку его эксплуатации. Основные обязанности в отношении имущества (техобсл., ремонт, страхование) перекладываются на пользователя и поставщика. Финансовый лизинганалогичен долгосрочному кредитованию. Отличие от долгосрочного кредитования состоит в переходе права собственности на объект – по завершении последнего платежа. Оперативный (сервисный) лизинг по продолжительности гораздо короче срока годности оборудования, а размеры платежей пользователя гораздо выше, чем в финансовом лизинге.Оперативный лизинг – это соглашение о текущей аренде. Возвратный лизинг представляет собой систему из двух соглашений, при которой владелец продает оборудование в собственность другой стороне с одновременным заключением договора о его долгосрочной аренде у покупателя. В качестве покупателя здесь обычно выступают коммерческие банки, инвестиционные, страховые или лизинговые компании. При прямом лизинге арендатор заключает с лизинговой фирмой соглашение о покупке требуемого оборудования и последующей сдачей ему в аренду. Сублизинг - вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга. Франчайзинг в туризме предполагает стандартизированный набор туров. Если появится новое направление в туризме, то можно попробовать создать специализированную сеть турфирм в этом направлении. Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или У. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж. После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу. Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене и, таким образом, это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи Франчайзинговый пакет - полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи, которая позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области. Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и У этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или У по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор Прямой франчайзинг. Франчайзор продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. Мастерская франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзор продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзором в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату.
86. Управленческие нововведения Методы стимулирования инновационной активности: 1. высшее звено управления: - повышение зарплаты - бонусы за эффективную деят. фирмы - фондовый опцион – право приобретения акций компании по номиналу 2. среднее звено управления: - оптимизация распределения функций и сокращение перегрузки высшего звена управления -стимулирование творчества, инициативы, понимания необходимости инноваций - создание системы контроля и учета 3. низовое звено управления: - участие в процессе принятия решений - доступ к информационным потокам - повышение профессионализма - внедрение системы вознаграждений и мотивации Процесс внедрения организационных инноваций: 1. «шок» - чувствуют инновацию, ожидания под вопросом. 2. отрицание изменений – негативное отношение к самому факту изменений, ощущение ложной компетенции: человек понял инновацию и начинает сопротивляться 3. нулевая компетенция – люди взвешивают полученную информацию 4. признание реальности – пассивное согласие, полный отказ от прошлых планов 5. тестирование – ускорение принятия информации, тестирование собственных возможностей, проявление инициативы и заинтересованности. 6. осмысление – служащие осмысливают происходящие перемены, изучают детали инновационного проекта, понимают его важность и неизбежность. 7. интеграция служащих в новый процесс.
87. Правовые вопросы управления инновациями Интеллектуальная собственность – это совокупность литературной (художественной) и промышленной собственности. Категории интеллектуальной собственности: - авторское право; (Литературные и художественные произведения, такие как романы, стихи и пьесы, фильмы, музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, такие как рисунки, картины, фотографии и скульптуры, а также архитектурные сооружения).- промышленная собственность. (изобретения (патенты), товарные знаки, промышленные образцы и географические указания источника происхождения).К объектам интеллектуальной собственности относятся:- произведения науки, литературы и искусства, - программы для ЭВМ,- исполнения, фонограммы, а также передачи по кабелю и в эфир- изобретения, полезные модели, промышленные образцы, - товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров. Защита интеллектуальной собственности – возможность наступления административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности. Федеральные законодательные акты 1. Авторское право Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" 2. Патентное право Патентный закон Российской Федерации 3. Товарные знаки и иные средства индивидуализации Закон РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" 4. Иные виды интеллектуальной собственности Закон РФ "О селекционных достижениях" Закон РФ "О правовой охране топологий интегральных микросхем" Федеральный закон "О коммерческой тайне" и т.д. Ожидается принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации, которая заменит все основные законодательные акты в сф. интеллектуальной собственности. Способы защиты авторских прав 1. устранении нарушения 2. требование правообладателя о возмещении убытков. в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характера нарушения; в двукратном размере стоимости экземпляров произведений 3. компенсация за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом. 4. просить суд о: 1) публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации потерпевшего; 2) удаления за счет нарушителя с контрафактных товаров, этикеток, упаковок незаконно используемого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения либо уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров Патентное право: Патентное право - подотрасль права, регулирующая имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Право на изобретение возникает с момента выдачи патента. Патент - установленной формы документ, в соответствующем порядке выданный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности и удостоверяющий приоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца и исключительное право в отношении этих объектов. Процесс выдачи патента. Выдаётся Российским агентством по патентам и товарным знакам. - изобрететелем пишется заявка на изобретение; - проведение экспертизы заявленного технического решения: (осуществляется Федеральным институтом промышленной собственности (ФИПС)); проверка правильности оформления документов; устанавка, относится ли заявленный объект к изобретению; определение, удовлетворяет ли изобретение критериям патентоспособности. - выдача патента.
ИГРОВАЯ ДЕЯТ.
88. Отдых, досуг, рекреация Свободное время – часть внерабочего времени, за вычетом необходимого для сна и др. нужд, использующаяся человеком по собственному усмотрению. В современном обществе одним из способов проведения свободного времени является самообразование, культурное (духовное) потребление (чтение СМИ и книг, посещение музеев, библиотек, кинотеатров), а также любительские занятия – личные хобби и занятия в различных объединениях. Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сф. общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций и рамках домашнего хозяйства и социальных отношений. Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени (24 часа) следует вычесть время, которое он затрачивает:» на производственно-трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;» физиологический отдых (ночной сон); * оздоровительные и санитарно-гигиенические нужды (включая утренний туалет, гимнастику, стирку белья, мытье посуды и др.);» покупку продуктов, их приготовление, прием пищи; * приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;» воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям (например, уход за больным) и др. Значение отдыха и рекреации в жизни человека. Потр. чепоиска в отдыхе вызывается утомлением, точнее, она—следствие этого утмления. Отдых предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потр. в релаксации, расслаблении, в переключении усилий и внимания с одного предмета на другой. Таким образом, потр. в отдыхе обусловлена в первую очередь биологической природой человеческого организма, его физиоло-I ней, а также разного рода психологическими и социальными нагрузками. Потр. человека в отдыхе неотделима от его противоположной потр. — активности. В деят. людей эти потр. реализуются в ритмическом чередовании активности—расслабления, I и >дрствования—сна.Понятие отдыха гораздо шире его физиологической основы, связанной с пассивной релаксацией. Отдых может быть реализован через ак-шчиные досуговые формы, что связано с актуализацией социальных и купьтурных ресурсов человека. Например, как активная форма отдыха рассматривается замена одного динамичного занятия другим, а также перемена окружающей обстановки, смена впечатлений, отвлечение от ппнседневных и однообразных забот и др. Исключительно эффективен •имивный отдых— занятия физическими упражнениями, а также лю-нимым делом, особенно в том случае, если оно насыщено творческими цементами. Подобный отдых и восстановительные процессы предо-• ншляют человеку возможность выбора различных занятий в свободное время, включая и те, которые носят ярко выраженный социокультур-ный характер, например, направлены на общение с другими людьми, собственное духовное развитие, раскрытие творческих возможностей, на занятия любимым делом (хобби) или физическими упражнениями В широком смысле феномен отдыха сближается с явлением рекреации (от лат. гесгеапо — возвращение к здоровью, восстановление). До недавнего времени понятие рекреации оставалось малораспространенным, использовавшимся лишь в узких кругах специалистов по медицинскому оздоровлению человека. Это понятие связывалось преимущественно с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека. Рекреационная активность человека соответствует, во-первых, его потребностям и интересам, во-вторых, традициям его родной культуры, в-третьих, поведенческим и оценочным стандартам ближайшего социального окружения. Рекреационная активность отдельного человека складывается из суточных, недельных, годовых и жизненных циклов. Потенциальной аудиторией каждого КДУ чаще всего становятся жители того района, где оно находится. Реальной аудиторией становятся организованные группы, приходящие в КДУ с целью создать свое объединение. Досуг – это деят., которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная. Виды досуговой деят.: Самообразование Общественная деят. потребление культурных ценностей Занятие спортом Туризм и путешествия Развлечения Общение с людьми Общение с природой Пассивный отдых Антисоциальные виды досуга Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потр. людей, возвышение их и расширение их диапазона.
89. Историко-культурные и досуговые учреждения
Читайте также: Аграрная политика россии Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|