Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и назначение, типы и формы работы культурно - досуговых учреждений.




Социально-культурный институт. Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний. Термином «социально-культурный институт» обозначаются:-семья-государственные и муниципальные структуры -производственные объединения и предприятия -негосударственные общественные организации -системы народного образования -средства массовой информации -специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки и т.д.Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деят. по удовлетворению социально-культурных потр. человека или решения конкретных социально-культурных задач. Сеть культурно-досуговых учреждений Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак. Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д. Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:-государственные-муниципальные (местный бюджет)-общественные (профсоюзные, различных обществ)-коммерческие-частные (ЧП и др.) -ведомственные (Дом Учителя, ДОРА и т.д.) Музей – научно-исследовательское или научно-просветительское учреждение, осуществляющее хранение, комплектование, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.Музейный фонд – совокупность памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, находящихся в ведение музеев, постоянно действующих выставок, научных учреждений и учебных заведений. В музейный фонд также входят коллекции и отдельные предметы, собираемые различными экспедициями и имеющие музейную ценность. Виды музеев, задачи, содержание деят. Типы музеев – научно-просветительские, исследовательские, учебные. Профили музеев – исторический, технический, сельскохозяйственный, естественно-научный, искусствоведческий, литературный, мемориальный, комплексный, краеведческий и др. Музеи бывают исторические ( Экспозиции посвящены историческим событиям), краеведческие (рассказ о родном крае и населяющих его людях – Зейский краеведческий музей), зоологические (в экспозицию входят чучела животных и др.), музеи предприятий (музей Зейской ГЭС), музеи, посвященные определенным видам деят.,очень популярны в наше время так называемые «кунсткамеры» - музеи восковых фигур, экспозиции которых пытаются наиболее достоверно воспроизвести известных личностей или других людей (выставка «Двор императрицы Екатерины», «Аномалии человеческого тела» и т.д.) Музей может быть посвящен какому-либо одному событию («Малая земля», музей-панорама в Новороссийске). Экспозиции музея могут располагаться на своем историческом месте («Курская дуга» - музей под открытым небом). Клуб – общественная организация, добровольно объединяющая группы людей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения. Клубные учреждения – массовые культурно-просветительские учреждения, организующие досуг и способствующие развитию творческих способностей населения. Современные учреждения клубного типа. Тенденции развития, состояние сети, задачи и содержание деят.Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учрежднний, обладающих характерными признаками. Библиотеки подразделяются по назначению и характеру работы, составу книжных фондов, масштабам деят., музеи, клубные учреждения, санаторно-курортные, спортивно-оздоровительные и туристско-экскурсионные Центры (с находящимися на их базе библиотеками, музеями, клубами и пр.), социально-культурные комплексы и центры, зрелищные учреждения искусств (мюзик-холлы, театры, цирки, филармонии и пр.), учреждения лекционной пропаганды (лектории, планетарии), выставки и выставочные залы (возрождаются также ВДНХ), учреждения для детей и подростков (Дома Детского творчества, Центры Эстетического Воспитания и др.). Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).Парк как учреждение культуры представляет собой участок земли с естественной или посаженной растительностью, Аллеями, водоемами и др., предназначенный для прогулок, развлечения, проведения массовых праздников для населения, а также работы различных аттракционов. ПКиО – учреждение сезонное, работающее лишь в теплое время года – с конца весны до начала осени.СКЦ и Центры досуга выполняют следующие функции: Развлекательные – предоставление условий для игровой деят. (групповые, индивидуальные, массовые игры, игровые автоматы) Физкультурно – оздоровительные – организация спортивно-развлекательных мероприятий, создание условий для занятия спортом. Образовательные – организация кружков, клубов по интересам и любительских объединений с целью обучения определенным навыкам какой-либо деят. Стимулирование творческой активности – проведение театрализованных представлений, концертов, выставок, литературно-художественных программ. Досуговое общение – проведение утренников для детей и вечеров отдыха для взрослых разных возрастов. Инфо – оказание методической, сценарной и организационной помощи в проведении мероприятий школам, д/садам, клубам, предприятиям и организациям. Санаторно-курортные учреждения– лечебно-профилактические учреждения для лечения природными и физио-терапевтическими средствами и активного отдыха граждан. Туристско-экскурсионные учреждения В наше время это прежде всего туристско-экскурсионные бюро, сеть которых в последнее время широко развита в нашей стране.Рекреационный туризм.В основе этого вида туризма лежит потр. в восстановлении физических и душевных сил человека. Этот вид туризма отличается большим разнообразием, и дает большой простор деят. работникам культурно-досуговой сф. Так, например, рекреационный туризм может включать следующие программы: Зрелищно – развлекательные (театр, кино, карнавалы, ярмарки, дни города, фестивали) Занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.) Обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремесла и т.п.) «этнические» и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта)туристско-оздоровительные (включая маршруты с активными способами передвижения, купальные, горнолыжные и т.д.) Спортивный туризм. Экскурсионная деят. часто сочетается с туризмом, так как представляет собой коллективное посещение достопримечательных мест, музеев, выставок и проч. с учебными или культурно-просветительными целями. Экскурсионной деят.ю можно заниматься в собственном городе, посещая его достопримечательности.

 

90. Туризм как один из видов досуговой деят.

Туризм как вид активного досуга был широко развит в советское время. Каждый трудящийся имел возможность при желании посетить не только отечественные туристические маршруты – практиковался выезд туристических групп в страны социалистической направленности. С приходом новых, рыночных отношений, международный туризм стал менее доступен всем слоям общества (из материальных соображений), но зато значительно расширил свои границы. Сейчас можно посетить практически любую страну. Туризм – одна из динамично развивающихся отраслей России, хотя его государственная поддержка производится по остаточному принципу. Туризм – временный выезд граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально – деловых, спортивных, религиозных и иных целях, без занятия оплачиваемой деят.ю в стране пребывания или месте. Устойчивый эк-ий рост за рубежом, повышение благосостояния и увеличение свободного времени населения, укрепление взаимосвязей во всех сф.х деят. позволили существенно расширить географию, увеличить объём туристического обмена, внести конструктивный вклад в общее развитие международного туризма. Поступления от международного туризма являются одним из важнейших источников пополнения валютных ресурсов стран. Предприниматель, решивший заняться обсл.м путешествующих, вынужден бороться за место под солнцем в режиме многоборья. Рекреационный туризм - это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым. Рекреационный туризм можно условно разделить на несколько типов: Туристско-оздоровительный тип Познавательно-туристский тип Общественно-добровольные молодежные организации – «бойскауты», «герлскауты»организуют молодежный туризм и рекреацию. В США свои У молодежи представляет более 400 организаций (в том числе религиозные концессии). Они располагают солидной материальной базой – спортивными залами и площадками, бассейнами, библиотеками и т.д. Коммерческий досуговый сектор – это высокодоходный вид бизнеса. Областями досугово-рекреационного бизнеса являются: Путешествия и туризм, отдых на природе Производство досуговых товаров Развлекательная индустрия (кабаре, клубы, казино, парки, цирки, родео, бега, эстрада и др.) Индустрия спорта (производство обуви и спортивных реквизитов, содержание спортивных залов и стадионов) Зарубежные тематические парки Парки развлечений Американец Уолт Дисней, владелец студии мультфильмов, увековечил себя в истории также созданием увеселительных парков, названных его именем и получивших распространение по всему миру. Чего только нет в Диснейлендах: бассейны, водные аттракционы, солярии, пляжи, огромные площадки для театрализованных представлений, трассы для приключений (реки с украшенными берегами, лабиринты), замки и павильоны (смеха, ужасов, исторические, фантастические), и, конечно, множество аттракционов, включая неподражаемые «американские» горки, которые сами американцы называют почему-то «русскими». Нам остается только мечтать, что подобные увеселительные места для детей и взрослых появятся в нашей стране. Тематические парки – высокоразвитые коммерческие досуговые структуры, размещающие на огромных территориях свои аттракционы и павильоны, выдержанные в единой тематике. Национальные парки Национальными парками объявляются территории, которые включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных, культурных целях и для регулируемого туризма. Природные парки Природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

 

91. Организация игровой деят.

В древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра-забава, пустяк, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В сан­скрите - пять значений игры: игра детей; игра-представление; игры-шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство. «Русский энциклопедический словарь» (1877) относит к иг­рам хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, кон­ские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке. Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена про­изводственно-техническим содержанием трудовой деят. и не сводима к подражанию производственно-техническим опе­рациям. Существенным в труде является его общественная сущ­ность, специфический характер трудовой деят., которая вместо того чтобы просто приспособляться к природе (как жиз­недеят. животных), изменяет ее. Игра связана с практи­кой, воздействием на мир. Игра человека - порождение деят., посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, ото­бражая действительность, ее преображать. Впервые появляясь в игре, эта человеческая способность в игре впервые и формиру­ется. В игре впервые формируется и проявляется потр. ребенка воздействовать на мир - в этом основное центральное и самое общее значение игры. Игра как психологический метод может быть использована чин того, чтобы научить туристов: • жить в игровом пространстве, полностью погружаться в иг-1>оной мир и игровые отношения; • быть свободными в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом; • осмысливать игровой опыт, использовать игру как инстру­мент самопознания и жизненных -жсперимснтов Задачей анимационной деят. в процессе игры на от-чмхе является создание условий дня формирования у всех уча-стников субъективной позиции по отношению к другим людям и к своей жизни Виды психологических игр. «Игровые оболочки» - самый распространенный и про­стой вид игры. В данном случае игра используется как некото­рое обрамление, общий фон психологической, педагогической, воспитательной, художественной или театрализованной работы, которая по своей сути может быть не игровой, а всего лишь тре-нинговой. 2. «Игра-проживание» - это более сложный вид игры как для туристов-участников так и для ведущего менеджера-анима­тора. Для него сложность может представлять управление игро-ным процессом, для участников опасность связана с необходи­мостью включаться в отношения, выстраивать их, обращаться к своему собственному «Я» с непростыми вопросами. Возраст игроков может быть любой. Например, игра в жизнь на «волшебной поляне», на которой каждый обустраивает свой домик, а затем налаживает отношения с соседями, жизнь на по­ляне в целом. Для «игры-проживания» можно придумать множество игро­вых пространств: необитаемый остров, фантастические миры 3.И гра-драма» - вид игровой деят., который мож-щ| успешно применять в отелях, на туристских базах, 4. «Деловые игры» - это игры, направленные на освоение,:смысление инструментальных задач, связанных с построением реальной деят., достижением конкретных целей, струк­турированием системы деловых отношений участников. I Физические и психологические игры и тренинги -дви-Iигольные (спортивные, подвижные, моторные), экстатические (приводящие в восторг и состояние экстаза), экспромтные игры и развлечения, освобождающие от комплексов, стрессов, лечеб­ные игры и заб!авы. 2. Интеллектуально-творческие игры -предметные за­бавы, сюжетно-интеллектуальные, дидактические игры (учеб­но-предметные, обучающие, познавательные), строительные, трудовые, технические, конструкторские, электронные, компь­ютерные и другие; игровые методы обучения.

3. Социальные игры - творческие сюжетно-ролевые (под­ражательные, режиссерские, игры-драматизации, игры-грезы), деловые игры (организационно-деятельностные, организацион­но-коммуникативные, ролевые, имитационные). 4. Комплексные игры - коллективно-творческая, досуговая деят. 5. Шоу-игры - конкурсы, викторины, лотерея, аукционы, рассматривая их с точки зрения жанровой и тематической при­надлежности, можно выделить музыкальные, спортивные, ингллектуальные, профессиональные и т. д. В основе классификации по внутренним признакам игры лежат способности индивида к игре (воображение, подражание, обособленность, состязательность, перенесение, повторение, слияние с природой, импровизация, имитация, риск, интенсив­ность поведения в игре). Игры могут быть заданного типа или импровизированными, самобытными или подражательны­ми, с меньшей или большей дозой риска, пассивными или ак­тивными и т. п. В системе классификации модельно-социальных форм раз­личают игру-состязание, игру-правосудие, игру-театр, игру-поэ­зию, игру-дипломатию, игру-войну и т. д., т. е. боевые, любов-ные, подражательные, социальные, драматические. Группировка игр по таким критериям построена прежде всего на идее соци­альной деят. Физические игры, построенные на движении, можно раз­делить на две группы: а) подвижные; б) спортивные. Первую группу составляют игры, разные по содержанию, ор­ганизации, сложности правил и своеобразию двигательных за­даний. Среди них можно выделить сюжетные и бессюжетные игры, игры-забавы. Ко второй группе (спортивным играм) отно­сятся: городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, фут­бол, хоккей и др. Наибольшее применение имеют сюжетные подвижные игры, игры без сюжета и игры-забавы. Сюжетные игры строятся на основе жизненного опыта взрослых и детей. Знания о явлениях природы, образе жизни, повадках животных и птиц, характерных моментах выполнения трудовых действий людьми разных профессий служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Каж­дый игрок проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту, ловкость, фантазию, неординарность. Бессюжетные игры очень близки к сюжетным, в них нет лишь образов, которым подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Бессюжетные игры по срав­нению с сюжетными требуют большей самостоятельности, бы­строты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образ­ный или условный). Упражнение же представляет собой мето­дически организованные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, интеллектуального развития или психологического укрепления личности. Игры^забавы (или аттракционы) часто проводятся на вече­рах, праздниках - это веселое зрелище, развлечение для всех присутствующих, доставляющее радость, вызывающее зарази­тельный смех. Но в то же время игры-забавы требуют от участ­ников ловкости, сноровки, находчивости и фантазии. Подвижные игры в основном коллективные, поэтому у игро­ков вырабатывается чувство коллективизма, ответственности, умение согласовывать свои действия с действиями других. Соз­даются условия для общих радостных переживаний, активной деят., вдохновения, ликования от победы.

 

92. Методика организации культурно – досуговых мероприятий

Культурно-досуговая программа – это смонтированный воедино комплекс разнородных элементов, среди которых можно выделить танцевальные блоки, игры, встречи с интересными людьми, концертные номера и многое другое. Можно встретить следующие виды таких программ: Познавательно-развлекательная программа (конкурс, викторина, интеллектуальная игра) Праздничная историческая программа (литературно-музыкальные композиции к памятным датам, концертные программы и др.) Танцевально-игровая программа (вечер отдыха, тематическая дискотека) Фольклорная программа (обрядовые праздники) Культурно-досуговая программа несет в себе целью коллективный отдых населения, в названии ее часто присутствует указание на возраст аудитории (конкурсная семейная программа, детский утренник, молодежная шоу-программаПопулярными видами комплексных досуговых программ являются шоу-программы, пышное костюмированное сценическое действие с участием «звезд» (в небольших городах – местного значения), динамически яркое, насыщенное спецэффектами, зрелищное, несущее в себе сквозной сюжет с завязкой, кульминацией и развязкой. Существуют также такие виды комплексных досуговых программ, как бал, театрализованное шествие, посиделки, литературно-музыкальные композиции, посвященные памятным датам, а также большие праздничные концерты (8 марта, 9 мая, 23 февраля, День смеха – 1 апреля, Новый год, Рождество и др.) Методика подготовки: Создание постановочной группы: сценарист-режиссер художник музыкальный руководитель осветитель Создание сценария: =1 вариант - социальный заказ =2 вариант - плановое мероприятие Определение темы (О чем?) Определение сверхзадачи (Ради чего?) Подбор и исследование материала (художественного или документального) Выбор формы воплощения замысла (концерт, шоу-программа, конкурсная программа и др.) Написание сценария Подбор выразительных средств (музыка, свет, костюмы, декорации) Составление сметы расходов Конкурсно-досуговые программы Развлекательные конкурсные программы – их целью служит отдых и создание атмосф. хорошего настроения, построены такие программы часто в игровой форме. Познавательные конкурсные программы – их целью служит прежде всего получение новых знаний по определенным темам, расширение кругозора участников. Конкурсные шоу-программы – это зрелищные концертные программы, целью которых служит выявление победителей в определенных номинациях. Методика проведения конкурсной программы: создание постановочной группы (сценарист, режиссер, художник, музыкальный руководитель, осветитель) Создание сценария выбор формы мероприятия, темы и сюжета. Проведение мероприятия. Кружки в культурно-досуговых учреждениях Кружок – творческое объединение людей, имеющих общность интересов в сф. творчества, на базе КДУ, основной деят.ю которого является овладение определенными навыками и применение их в жизни. Заниматься в кружок участники приходят на добровольной основе, выбирая себе занятие по душе. Любительские объединения объединение людей на базе КДУ благодаря общности интересов и увлечений. Профили любительских объединений: Общественно политические клубы Клуб ветеранов войны и труда Клуб краеведов Клуб собаководов Дискуссионный клуб Военно-патриотические клубы Клубы ветеранов войны в Афганистане Клуб будущего воина Поисковые клубы Производственно-технические клубы Клуб наставников Клуб рационализаторов Клуб радиолюбителей Художественные объединения Клуб любителей песни Клуб любителей музыки Школа творческой молодежи Клуб любителей театра Кинолюбительство Фотоклуб Естественно-научные объединения (клубы любителей природы, натуралистов, цветоводов, астрономов) Физкультурно-оздоровительные объединения (туризм, альпинизм, клубы верховой езды, охотников, рыболовов) Многопрофильные направления – женские, мужские, подростковые, знатоков, выходного дня, пенсионеров, молодых матерей, знакомств, родительские клубы). Праздники и обряды – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и общества. Обряды ведут свое летоисчисление с зарождения Руси, праздники же не имеют языческих корней и меняются параллельно с изменениями в строении общественного строя. Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...