Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические аспекты проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста

Введение

Значимость раннего и дошкольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей неоспорима. Исследованиями в области специальной дошкольной педагогики и психологии доказано, что раннее начало целенаправленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклонений.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний и с целью подготовки этого контингента детей к сдаче единого государственного экзамена. Знание данной проблемы важно как для педагогов школ, так и для дошкольных образовательных учреждений. Построение новых стратегий развития личности ребенка предполагает тщательное исследование закономерностей всех психологических процессов, включая память, на раннем этапе развития ребенка.

Однако, рекомендации для психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и практически не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений памяти уже у детей дошкольного возраста, и особенно у детей с общим недоразвитием речи.

Значение нормального развития памяти очень велико. Для полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы речь ребенка была правильной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка, грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: в частности, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей с речевой патологией.

Но не только степень развития речи зависит от уровня развития памяти ребенка, но и уровень развития памяти зависит от степени сформированности речи.

Так, Л.С. Волкова и С.Н. Шаховская [7] считают, что «овладение речью связано с возможностями обработки информации, с объемом кратковременной памяти. Человеческая речь воспринимается или воспроизводится в сжатые временные сроки. Поэтому ребенок должен обладать стратегией быстрого программирования и быстрого декодирования, дешифровки речевого сообщения. Усвоение речи ребенком происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. В начале у ребенка имеется однословное, двусловное высказывание (субъект-предикат, субъект-объект). Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказывание субъект-придикат-объект. Чем объемнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи».

Ж. Пиаже [25] раскрыл когнитивный (интеллектуальный) базис развития речи. По его мнению, важнейшей предпосылкой полноценного развития речи является развитие сенсомоторного интеллекта, памяти ребенка.

В этой связи чрезвычайно важно проанализировать и сравнить развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи и у нормальных детей.

Не смотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский [4], Л.С. Выготский [8], П. Жане [12], З.М. Истомина [15], О.С. Лебедева [19], А.Р. Лурия [21]), проблема развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно разработана, что также подтверждает актуальность настоящего исследования.

Объект исследования – процесс памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Предмет исследования – особенности развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Проблема исследования – разработка основных направлений коррекционной работы по развитию памяти у детей с общим недоразвитием речи.

Гипотеза исследования – у детей с общим недоразвитием речи по сравнению с нормой отмечаются нарушения речеслуховой памяти, зрительной памяти, а также значительно меньше объем активной и пассивной памяти.

Цель исследования – выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по сравнению с детьми без речевого нарушения.

В соответствии с целью выделяются следующие задачи исследования:

1. Изучение логопедической, лингвистической, психолингвистической и методической литературы по проблеме исследования.

2. Разработка методики констатирующего эксперимента, выбор методов обработки результатов исследования.

3. Проведение констатирующего эксперимента

4. Сравнительный анализ особенностей развития памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

5. Разработка методических рекомендаций по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

· организационные (комплексный, сравнительный);

· эмпирические (наблюдение, констатирующий эксперимент);

· биографические (сбор и учёт анамнестических данных, изучение документации);

· интерпретационные и математико-статистические (качественный анализ и количественная обработка результатов эксперимента).

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть полезны педагогам, логопедам и другим специалистам, работающим с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Теоретическая значимость исследования заключается в обобщение психологических и педагогических знаний о проблеме, в дифференцированном изучении особенностей памяти в сравнительном аспекте: детей без речевой патологии и детей с общим недоразвитием речи.

Положения, выносимые на защиту:

1. У дошкольников с общим недоразвитием речи имеются особенности развития памяти.

2. Детям с общим недоразвитием речи необходима специальная система коррекционных занятий для развития разных видов памяти.

3. Ранее выявление отклонений развития памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и коррекция нарушений будут способствовать развитию речи как системы, и являться основной подготовки детей к школе.

 


Теоретические аспекты проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...