Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи
Обследование детей с общим недоразвитием речи проводилось в детском саде №1 «Огонек» с. Степановка Оренбургской области. Экспериментальная группа детей также составляла двадцать человек. Все дети имели второй уровень общего нарушения речи согласно классификации Р.Е. Левиной, что было зафиксировано в их медицинских картах. Здесь также, как и в контрольной группе первым для обследования детей был предложен тест А.Р. Лурия «10 слов». Цель обследования заключалась в выявлении особенностей речеслуховой памяти детей. Порядок обследования был аналогичным порядку обследования детей из контрольной группы. Результаты обследования также заносились в протоколы. В качестве примера (для наглядного сравнения с протоколом Рината Г. из контрольной группы) представлен протокол Наташи А., страдающей общим недоразвитием речи второго уровня. При этом ей был предложен тот же набор слов, что и Ринату Г. (Приложение 5). В соответствии с протоколом обследования можно сделать вывод о том, что испытуемая Наташа А. назвала все слова в правильной последовательности с седьмого раза, при этом при первых трех повторений она даже не смогла вспомнить все слова, при четвертом и пятом повторении Наташа вставила слово, не принадлежащее к предложенному ряду, на шестом повторении она назвала все слова, но перепутала последовательность, так что результат оказался ниже, чем в предыдущий раз. И лишь на седьмом повторении Наташа смогла заучить весь предложенный ряд слов в правильной последовательности. В экспериментальной группе протоколы обследования также составлялись на каждого ребенка. По окончании обследования на их основании были составлены сводные таблицы результатов обследования (таблицы 6, 7), аналогичные составленным в контрольной группе для дальнейшего сравнения и анализа результатов.
Таблица 6. Сводная таблица результатов обследования экспериментальной группы по методике А.Р. Лурия «10 слов»
Таким образом, результаты обследования показали, что двое детей так и не смогли воспроизвести предложенные набор слов за десять повторений, один ребенок выполнил задание верно только на десятом повторении. Пять детей смогли повторить все слова в правильной последовательности только после девяти повторений. Трое детей выполнили задание на восьмом повторении. На седьмом повторении с заданием справились пять детей. Трое детей смогли назвать все слова в положенном порядке на шестом повторении. Один ребенок назвал весь набор на четвертом повторении. С одного-двух-трех раз не справился с заданием никто из экспериментальной группы детишек.
Определим уровень развития речеслуховой памяти у детей экспериментальной группы (таблица 7). Таблица 7. Уровень развития речеслуховой памяти контрольной группы по методике А.Р. Лурия «10 слов»
Очень высокий и высокий уровень развития речеслуховой памяти не наблюдается ни у кого из детей экспериментальной группы. Средний уровень развития имеют шесть детей, назвавшие в правильной последовательности с первого раза от 4 до 7 слов. Низкий уровень развития речеслуховой памяти имеют одиннадцать детей, назвавшие в правильной последовательности с первого раза 2–3 слова. Очень низкий уровень развития речеслуховой памяти имеют три ребенка, назвавшие в первый раз в правильной последовательности 1 слово. При исследовании речеслуховой памяти с помощью методики «10 слов» А.Р. Лурия у детей с общими нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, значительно ниже. Дети после первого предъявления (на слух) не всегда воспроизводят длину ряда слов (их количество), при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для этой категории детей внутреннюю неустойчивость их речемыслительной системы. Допущенные ошибки воспроизведения дети с речевой патологией, как правило, не замечают и не исправляют, а иногда даже возвращаются к ним. Отсроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у всех детей. Особенно сложным для детей оказывается воспроизведение середины серии из десяти слов. Следующим этапом обследования стало обследование зрительной памяти с помощью методики «Запомни рисунки». Цель обследования – выявить отклонения развития зрительной памяти детей с общим недоразвитием речи и детей без речевого нарушения. В ходе исследования каждого ребенка, также, как и в контрольной группе, составлялся протокол обследования. В качестве примера в Приложении 6 представлен протокол обследования Наташи А. Самый лучший результат, который показала Наташа А. в ходе обследования при нескольких экспериментах – узнавание пяти рисунков на второй картинке за 55 секунд. Таким образом, уровень развития её зрительной памяти относится к среднему уровню.
На основании протоколов обследования была составлена сводная таблица результатов обследования экспериментальной группы по методике «Запомни рисунки» (таблица 8). Таблица 8. Уровень развития зрительной памяти экспериментальной группы по методике «Запомни рисунки»
Таким образом, в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с низким и очень низким уровнем зрительной памяти. Значительная доля детей с ОНР обладает высоким и средним уровнем зрительной памяти – 8 и 7 детей соответственно. С очень высоким уровнем зрительной памяти выявлено пять человек. Проанализируем результаты обследования активной памяти детей экспериментальной группы, проведенного с использованием методики «Назови слова». Цель обследования с помощью данной методики – выявить уровень развития активной памяти детей с общим недоразвитием речи. В ходе исследования каждого ребенка составлялся протокол обследования, в качестве примера в Приложении 7 представлен образец протокола Наташи А. Вывод: Наташа А. назвала за заданное время 27 слов, связанных с разными группами. Таким образом, уровень развития ее активной памяти относится к среднему уровню. На основании протоколов обследования была составлена сводная таблица результатов обследования экспериментальной группы по методике «Назови слова» (таблица 9). Таблица 9. Уровень развития активной памяти экспериментальной группы по методике «Назови слова»
Вывод: в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с очень высоким уровнем развития активной памяти. Значительная доля принадлежит детям с низким уровнем активной памяти – 12 детей. Высоким уровнем активной памяти обладает 1 человек, средним – 5 человек. Два ребенка обладают очень низким уровнем активной памяти.
Следующим этапом эксперимента стал обследование и анализ результатов пассивной памяти детей экспериментальной группы, проведенного с использованием методики «Выяснение пассивного словарного запаса». Цель обследования с помощью данной методики – выявить уровень развития пассивной памяти детей с ОНР. В ходе исследования каждого ребенка составлялся протокол обследования, образец которого представлен в Приложении 7. Сделаем вывод о развитии пассивной памяти Наташи А. на основе представлено протокола: Наташа правильно отыскала значение 13 слов, что позволяет отнести уровень её пассивной памяти к среднему. На основании протоколов обследования детей была составлена сводная таблица результатов (таблица 10).
Таблица 10. Уровень развития пассивной памяти экспериментальной группы, определенный по методике «Выяснение пассивного словарного запаса»
Таким образом, в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с очень высоким уровнем развития пассивной памяти. Высоким уровнем пассивной памяти обладает 1 человек. Значительная доля принадлежит детям со средним уровнем пассивной памяти – 14 детей. 5 детей обладают очень низким уровнем пассивной памяти. Таким образом, в ходе эксперимента было выявлено, что уровень развития памяти детей экспериментальной группы относится в основном к низкому, независимо от вида памяти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|