Исследование памяти детей с нормальным развитием речи
Как уже говорилось выше, обследования детей проводилось в детском саду №2 «Солнышко» с. Степановка Оренбургской области. Контрольная группа детей составляла двадцать человек. Никто из детей не страдал общим недоразвитием речи, что было зафиксировано в их медицинских картах. Первая методика, которая была нами предложена, для обследования детей – тест А.Р. Лурия «10 слов». Цель обследования заключалась в выявлении особенностей речеслуховой памяти детей без речевой патологии. Результаты обследования заносились в протокол, пример которого представлен в Приложении 1. Такие протоколы составлялись на каждого ребенка контрольной группы. На основании их была составлена сводная таблица 1 результатов обследования контрольной группы для дальнейшего сравнения результатов с результатами экспериментальной группы. Таблица 1. Сводная таблица результатов обследования контрольной группы по методике А.Р. Лурия «10 слов»
Таким образом, результаты детей соответствует нормам развития памяти, так как согласно методике дети без речевых нарушений обычно повторяют слова в правильной последовательности со второго-третьего раза. Из двадцати испытуемых детей только один смог выполнить задание на четвертом повторении, что связано с его быстрой утомляемостью. Пять детей выполнили задание с третьего раза, одиннадцать детей – со второго раза, и трое выполнили задание с первого раза. Определим уровень развития речеслуховой памяти у детей с учетом инструкции по оценке результатов. Очень высокий уровень развития речеслуховой памяти имеют трое детей, которые назвали 10 слов в правильной последовательности с первого раза. Высокий уровень развития речеслуховой памяти имеют тринадцать детей, назвавшие в правильной последовательности с первого раза 8–9 слов. Средний уровень развития имеют четверо детей, назвавшие в правильной последовательности с первого раза от 4 до 7 слов (таблица 2).
Таблица 2. Уровень развития речеслуховой памяти контрольной группы по методике А.Р. Лурия «10 слов»
Таким образом, в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка с низким уровнем и очень низким уровнем развития речеслуховой памяти. Значительная доля принадлежит детям с высоким уровнем речеслуховой памяти – 13 детей. Количество детей со средним уровнем и с очень высоким уровень речеслуховой памяти практически одинакова: соответственно 4 и 3 человека.
Анализ результатов показал, что дети легко усваивают все слова набора; не называют слова, не принадлежащие предложенному ряду; последовательность слов запоминается ими не сразу, но достаточно быстро. На следующий день дети помнят все слова и их последовательность, легко воспроизводя их. Проанализируем особенности зрительной памяти детей контрольной группы, используя результаты исследования по методике «Запомни рисунки». Цель обследования с помощью данной методики – выявить уровень развития зрительной памяти детей без речевого нарушения. В ходе исследования каждого ребенка составлялся протокол обследования следующего образца (Приложение 2). Согласно протоколу Ринат Г. узнал все девять рисунков на второй картинке за 35 секунд. Таким образом, уровень развития зрительной памяти испытуемого относится к очень высокому уровню. На основании протоколов обследования была составлена сводная таблица результатов обследования контрольной группы по методике «Запомни рисунки» (таблица 3) Таблица 3. Уровень развития зрительной памяти детей контрольной группы по методике «Запомни рисунки»
Таким образом, в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка с низким уровнем и очень низким уровнем развития зрительной памяти. Значительная доля принадлежит детям с высоким уровнем зрительной памяти – 10 детей. Количество детей с очень высоким уровень зрительной памяти также высоко – 9 человек. Со средним уровнем зрительной памяти в контрольной группе выявлен один человек. Проанализируем результаты обследования активной памяти детей контрольной группы, проведенного с использованием методики «Назови слова». Цель обследования с помощью данной методики – выявить уровень развития активной памяти детей без речевого нарушения.
В ходе исследования каждого ребенка составлялся протокол обследования, образец которого представлен в Приложении 3. Согласно протоколу Ринат Г. назвал более 40 (53) слов за 160 секунд, связанных с разными группами. Таким образом, уровень развития активной памяти испытуемого относится к очень высокому уровню. На основании протоколов обследования была составлена сводная таблица результатов обследования контрольной группы по методике «Назови слова» (таблица 4). Таблица 4. Уровень развития активной памяти контрольной группы, определенный по методике «Назови слова»
Таким образом, в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка со средним, низким и очень низким уровнем развития активной памяти. Значительная доля принадлежит детям с очень высоким уровнем активной памяти – 13 детей. Высоким уровнем активной памяти обладает 7 человек. Следующим этапом эксперимента стал обследование и анализ результатов пассивной памяти детей контрольной группы, проведенного с использованием методики «Выяснение пассивного словарного запаса». С целью выявить уровень развития пассивной памяти детей без речевого нарушения. В ходе исследования каждого ребенка составлялся протокол обследования (Приложение 4), согласно которому Ринат Г. правильно отыскал значение 38 слов, что позволяет отнести уровень его пассивной памяти к высокому. На основании протоколов обследования детей была составлена сводная таблица результатов (таблица 5). Таблица 5. Уровень развития пассивной памяти контрольной группы, определенный по методике «Выяснение пассивного словарного запаса»
Таким образом, в контрольной группе не выявлено ни одного ребенка с низким и очень низким уровнем развития пассивной памяти. Значительная доля принадлежит детям с очень высоким уровнем пассивной памяти – 10 детей. Высоким уровнем пассивной памяти обладает 6 человек. 4 ребенка обладают средним уровнем пассивной памяти.
Необходимо отметить, что основная часть детей не допускала ошибок в отыскании значений. Таким образом, в ходе эксперимента было выявлено, что в контрольной группе уровень развития памяти разных видов (речеслуховой, зрительной, активной, пассивной) относится к трем категориям: либо очень высокий, либо высокий, либо средний. Низкого и очень низкого уровня памяти выявлено не было.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|