Культура корпорации
⇐ ПредыдущаяСтр 42 из 42
Этика менеджмента, опирающаяся на социальную ответственность, служит основной для формирования культуры корпорации, хотя на последнюю могут оказывать влияние и иные факторы, например, конъюнктурно-экономические или политические. Являясь объединением лиц для достижения определенных целей, в данном случае целей бизнеса,— корпорация формирует определенный тип поведения своих членов. В рамках юридических социально-этических норм, принятых в обществе, культура корпорации проявляется в особом стиле поведения, который сплачивает или разобщает работников корпорации в процессе достижения стратегических и текущих целей, делает ее привлекательной или отталкивающей в глазах общества и отдельных граждан. Высокая культура корпорации призвана быть цементирующим материалом при формировании сплоченной команды, способной решать сложные задачи по развитию корпорации, быть притягательной силой для всех ее партнеров и общества в целом. Корпоративная культура строится обычно на системе ценностей, определяемой этическим кодексом. Действия как отдельного человека, так и коллектива определяются ранжировкой их желаний или ценностей. Наиболее мотивированная деятельность определяется неудовлетворенностью высших ценностей работника. Здесь следует подчеркнуть, что мера ценностей, положенных в основу корпоративной культуры, не является чем-то абсолютным. Она проявляется в реальной действительности, создает благоприятную атмосферу внутри и вне корпорации, способствуя достижению ее целей. Корпорация (независимо от размера) должна обладать, как это ни покажется странным, человеческими чертами. Культурные принципы становятся святыми для корпорации. Меняются они не часто. Эти принципы лучше устанавливать в период становления компании, но их не поздно ввести и в процессе последующей деятельности. Культурные принципы компании постоянно разъясняются сотрудникам. Так, при приеме на работу новичков обязательно знакомят с историей, традициями и принципами корпорации. Но чаще всего они распространяются более тонкими методами — при помощи мифов, историй, легенд, метафор.
Корпорации с высокой культурой имеют сложные системы ценностей, принятые всеми работающими в этих компаниях. Другим важным элементом корпоративной культуры являются «герои» Это люди, которые являются носителями культурных ценностей и служат примером для подражания. Они олицетворяют фирму в отношениях с внешней средой, стимулируют служащих к достижению успеха. Герои могут быть «от рождения» (не теряются в критических ситуациях, обладают повышенным чувством личной ответственности), «созданные» (например, «лучший дилер года») и «герои — нарушители спокойствия» (делают то, что боятся делать другие). Третьим элементом корпоративной культуры являются ритуалы — мероприятия, призванные напоминать работникам о поведении, которое от них требуется. Действенность культуры корпорации во многом зависит от степени приобщения к ней рядовых работников, в то время как ответственность за ее уровень несут высшие менеджеры. В западных странах различают несколько типов культуры корпорации. Рассмотрим сущностное содержание и особенности их проявления. 1. Феодальная культура корпорации. Она основана на подчеркивании разницы между высшим руководством и остальным персоналом предприятия. Участие наемного персонала в собственности предприятия рассматривается как аналог традиционной системы заработной платы. Администрация в данном случае строго контролирует активность работников – собственников, предоставление доли собственности является своеобразным средством платежа.
2. «Инвесторская» культура корпорации. Суть данной культуры заключается в том, что руководство предприятия стремится ощутимую долю зарплаты персоналу выдавать в виде акций и провозглашает философию «рискового» вознаграждения, т.е. когда размер зарплаты устанавливается в зависимости от экономических результатов деятельности компании. 3. Культура участия. Данная корпоративная культура построена на активном вовлечении наемного персонала в управление персоналом с одновременным участием работников в собственности. При этом имеют место две особенности: 1) акционерные права работников отождествляются с их служебными обязанностями; 2) участие работников в инвестиционной деятельности компании является логичным и практичным способом признания их акционерных прав. Основной недостаток данной культуры заключается в том, что в ней игнорируется юридическая защита прав работников акционеров, хотя реальное участие в управлении способствует росту информированности и ответственности персонала и отвечает его интересам как акционеров. 4. «Акционерная» корпоративная культура. Основной особенностью и главным принципом ее считается признание работников – акционеров компании в качестве крупного коллективного собственника, способного и имеющего право существенно влиять на руководство предприятия. Это предполагает возможность иметь своих представителей в совете директоров и через них принимать участие в решении важнейших вопросов жизнедеятельности акционерных обществ. Литература 1. Анненков В.П. Основи менеджменту: Методичний посібник/ В.П. Анненков. - Б.м.: Київ, 2002 2. Анненков В.П., Сингаєвска А.М. Основи менеджменту: Ділові ситуації, тренінги, тести, словник економічних термінів/ В.П. Сингаевская, А.М. Анненков. - К.: Фенікс, 2002. - 163 с. 3. Основы менеджмента/ Под ред. В.С. Верлоки. - Харьков: ИД"ИНЖЭК", 2004. - 351 с.: рис. - Библиогр.: с. 347-351. 4. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебник/ Н.И. Кабушкин. - Электрон. текстовые дан. - Минск: Новое знание, 2002. - 336 с. 5.Виноградський, М.Д. Організація праці менеджера: Навчальний посібник/ М.Д. Виноградський, А.М. Виноградська, А.М. Виноградська, О.М. Шканова. - Электрон. текстовые дан. - К.: Кондор, 2003. - 414 с.
6. Подоровская, М.М. Организация труда: Конспект лекций - 2-е изд., стереотип./ М.М. Подоровская. - Электрон. текстовые дан. - К.: МАУП, 2004. - 112 с. - Библиогр.: с. 108-110. 7. Беседін М.О. Міністерство освіти и науки України. Харківський національний аграрний університет імені В.В. Докучаєва. Основи менеджменту: оцінно-ситуаційний підхід (модульний варіант)/ М.О. Беседін, В.М. Нагаєв. - К.: Центр навчальної літератури, 2005. - 496 с. 8.Виноградський М.Д. Організація праці менеджера: Навчальний посібник/ М.Д. Виноградський, А.М. Виноградська, А.М. Виноградська, О.М. Шканова. - Электрон. текстовые дан. - К.: Кондор, 2003. - 414 с. 9. Подоровская, М.М. Организация труда: Конспект лекций - 2-е изд., стереотип./ М.М. Подоровская. - Электрон. текстовые дан. - К.: МАУП, 2004. - 112 с. - Библиогр.: с. 108-110.
Содержание Ведение………………………………………………………………..3 Вопросы……………………………………………………………….4 Сущность и содержание понятия «менеджмент»…………………..6 Основные функции менеджмента…………………………………...7 Виды и элементы процесса управления…………………………….8 Законы и закономерности управления……………………………10 Исторические предпосылки возникновения менеджмента………13 Классическая школа управления…………………………………...15 Школа научного управления……………………………………….18 Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук…19 Ключевые моменты современной системы взглядов на менеджмент……………………………………………………………………….21 Основные положения теории и концепции менеджмента рационалистического направления…………………………………………….22 Основные положения теории и концепции менеджмента поведенческого направления…………………………………………………….23 Основные положения и концепции менеджмента…………………26 Общая концепция функции организации………………………….27 Внутренняя среда организации……………………………………..28 Внешняя среда организации………………………………………..31
Этапы жизненного цикла организации……………………………32 Классификация форм организаций………………………………..34 Формальные и неформальные организации……………………….38 Управленческий труд в организации……………………………….39 Уровни управления в организации…………………………………41 Распределение управленческих полномочий в организации……..42 Общая характеристика организационных структур управления…44 Основные виды организационных структур управления…………45 Иерархические структуры управления…………………………….58 Адаптивные структуры управления………………………………..60 Централизованные и децентрализованные организации………….62 Функция планирования……………………………………………..63 Методы планирования………………………………………………64 Текущее планирование……………………………………………...66 Перспективное планирование………………………………………67 Миссия и цели как инструмент планирования…………………….68 Дерево целей…………………………………………………………69 Процесс стратегического планирования………………………….71 Фазы стратегического планирования……………………………..72 Содержание и эволюция понятия «мотивация»………………….73 Содержательные теории мотивации………………………………76 Процессуальные теории мотивации………………………………78 Понятие контроля в управлении, его сущность и виды…………81 Анализ «процесса контроля»……………………………………..83 Эффективность контроля…………………………………………..86 Определение понятия «группа»……………………………………87 Групповая динамика………………………………………………..89 Конформизм и нонконформизм в группе…………………………92 Власть и личное влияние…………………………………………...94 Формы власти……………………………………………………….95 Способы управленческого влияния на подчиненных…………….97 Современное понятие «руководитель» и его типы……………….98 Подходы к понятиям «лидер» и «лидерство»……………………102 Стили управления…………………………………………………..105 Теория лидерства…………………………………………………..107 Управленческая решетка Блейка Моутон……………………......108 Теории Фидлера, Герси и Бланчарда……………………………..109 Теория «путь цель»…………………………………………………111 Содержание понятия «конфликт»…………………………………111 Формы производственных конфликтов…………………………...113 Причины возникновения конфликта………………………………116 Методы разрешения конфликта…………………………………...120 Природа стресса и ее управления………………………………….122 Понятие, формы и методы коммуникаций………………………..125 Элементы и этапы процесса коммуникации……………………...127 Искусство делового общения……………………………………...129
Содержание и виды управленческих решений…………………...130 Принципы и стадии процесса принятия решений………………..131 Классический подход к принятию управленческих решений…...133 Методы принятия решения………………………………………...134 Организация и контроль выполнения решений…………………..137 Бизнес-этика: современные подходы……………………………...138 Подходы принятия этически сложных решений…………………142 Понятие социальной ответственности…………………………….146 Культура корпорации……………………………………………...150 Литература…………………………………………………………..153
Учебное издание Е.Ю. Башмакова, Д.М. Мустафаева. Методическое пособие для подготовки к экзамену по менеджменту (2 курс). – Симферополь, – 2010. – 156 с. Корректор Солянникова Г.Г.
Подписано к печати 18.10. 2010 г.
Формат: 84 × 108/32
Объем – 7,4 усл. печ. л.
Тираж – 1000 экз.
Печать УЭУ г. Симферополь, ул. Крымской правды, 4
Читайте также: III. Отношение к употреблению животной пищи в других культурах. Почему Славянам не нужно молоко Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|