Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура корпорации




 

Этика менеджмента, опирающаяся на социальную ответствен­ность, служит основной для формирования культуры корпорации, хотя на последнюю могут оказывать влияние и иные факторы, на­пример, конъюнктурно-экономические или политические.

Являясь объединением лиц для достижения определенных целей, в данном случае целей бизнеса,— корпорация формирует оп­ределенный тип поведения своих членов. В рамках юридических социально-этических норм, принятых в обществе, культура корпо­рации проявляется в особом стиле поведения, который сплачивает или разобщает работников корпорации в процессе достижения стра­тегических и текущих целей, делает ее привлекательной или оттал­кивающей в глазах общества и отдельных граждан. Высокая культу­ра корпорации призвана быть цементирующим материалом при фор­мировании сплоченной команды, способной решать сложные задачи по развитию корпорации, быть притягательной силой для всех ее партнеров и общества в целом.

Корпоративная культура строится обычно на системе ценностей, определяемой этическим кодексом. Действия как отдельного человека, так и коллектива определяются ранжировкой их желаний или ценностей. Наиболее мотивированная деятельность определяется не­удовлетворенностью высших ценностей работника.

Здесь следует подчеркнуть, что мера ценностей, положенных в основу корпоративной культуры, не является чем-то абсолютным. Она проявляется в реальной действительности, создает благоприят­ную атмосферу внутри и вне корпорации, способствуя достижению ее целей. Корпорация (независимо от размера) должна обладать, как это ни покажется странным, человеческими чертами.

Культурные принципы становятся святыми для корпорации. Ме­няются они не часто. Эти принципы лучше устанавливать в период становления компании, но их не поздно ввести и в процессе последу­ющей деятельности. Культурные принципы компании постоянно разъясняются сотрудникам. Так, при приеме на работу новичков обя­зательно знакомят с историей, традициями и принципами корпора­ции. Но чаще всего они распространяются более тонкими методами — при помощи мифов, историй, легенд, метафор.

Корпорации с высокой культурой имеют сложные системы цен­ностей, принятые всеми работающими в этих компаниях.

Другим важным элементом корпоративной культуры являются «герои» Это люди, которые являются носителями культурных ценно­стей и служат примером для подражания. Они олицетворяют фирму в отношениях с внешней средой, стимулируют служащих к достиже­нию успеха. Герои могут быть «от рождения» (не теряются в критичес­ких ситуациях, обладают повышенным чувством личной ответственно­сти), «созданные» (например, «лучший дилер года») и «герои — нару­шители спокойствия» (делают то, что боятся делать другие).

Третьим элементом корпоративной культуры являются ритуалы мероприятия, призванные напоминать работникам о поведении, ко­торое от них требуется.

Действенность культуры корпорации во многом зависит от сте­пени приобщения к ней рядовых работников, в то время как ответ­ственность за ее уровень несут высшие менеджеры.

В западных странах различают несколько типов культуры корпорации.

Рассмотрим сущностное содержание и особенности их проявления.

1. Феодальная культура корпорации. Она основана на подчеркивании разницы между высшим руководством и остальным персоналом предприятия. Участие наемного персонала в собственности предприятия рассматривается как аналог традиционной системы заработной платы. Администрация в данном случае строго контролирует активность работников – собственников, предоставление доли собственности является своеобразным средством платежа.

2. «Инвесторская» культура корпорации. Суть данной культуры заключается в том, что руководство предприятия стремится ощутимую долю зарплаты персоналу выдавать в виде акций и провозглашает философию «рискового» вознаграждения, т.е. когда размер зарплаты устанавливается в зависимости от экономических результатов деятельности компании.

3. Культура участия. Данная корпоративная культура построена на активном вовлечении наемного персонала в управление персоналом с одновременным участием работников в собственности. При этом имеют место две особенности:

1) акционерные права работников отождествляются с их служебными обязанностями;

2) участие работников в инвестиционной деятельности компании является логичным и практичным способом признания их акционерных прав.

Основной недостаток данной культуры заключается в том, что в ней игнорируется юридическая защита прав работников акционеров, хотя реальное участие в управлении способствует росту информированности и ответственности персонала и отвечает его интересам как акционеров.

4. «Акционерная» корпоративная культура. Основной особенностью и главным принципом ее считается признание работников – акционеров компании в качестве крупного коллективного собственника, способного и имеющего право существенно влиять на руководство предприятия. Это предполагает возможность иметь своих представителей в совете директоров и через них принимать участие в решении важнейших вопросов жизнедеятельности акционерных обществ.


Литература

1. Анненков В.П. Основи менеджменту: Методичний посібник/ В.П. Анненков. - Б.м.: Київ, 2002

2. Анненков В.П., Сингаєвска А.М. Основи менеджменту: Ділові ситуації, тренінги, тести, словник економічних термінів/ В.П. Сингаевская, А.М. Анненков. - К.: Фенікс, 2002. - 163 с.

3. Основы менеджмента/ Под ред. В.С. Верлоки. - Харьков: ИД"ИНЖЭК", 2004. - 351 с.: рис. - Библиогр.: с. 347-351.

4. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: Учебник/ Н.И. Кабушкин. - Электрон. текстовые дан. - Минск: Новое знание, 2002. - 336 с.

5.Виноградський, М.Д. Організація праці менеджера: Навчальний посібник/ М.Д. Виноградський, А.М. Виноградська, А.М. Виноградська, О.М. Шканова. - Электрон. текстовые дан. - К.: Кондор, 2003. - 414 с.

6. Подоровская, М.М. Организация труда: Конспект лекций - 2-е изд., стереотип./ М.М. Подоровская. - Электрон. текстовые дан. - К.: МАУП, 2004. - 112 с. - Библиогр.: с. 108-110.

7. Беседін М.О. Міністерство освіти и науки України. Харківський національний аграрний університет імені В.В. Докучаєва. Основи менеджменту: оцінно-ситуаційний підхід (модульний варіант)/ М.О. Беседін, В.М. Нагаєв. - К.: Центр навчальної літератури, 2005. - 496 с.

8.Виноградський М.Д. Організація праці менеджера: Навчальний посібник/ М.Д. Виноградський, А.М. Виноградська, А.М. Виноградська, О.М. Шканова. - Электрон. текстовые дан. - К.: Кондор, 2003. - 414 с.

9. Подоровская, М.М. Организация труда: Конспект лекций - 2-е изд., стереотип./ М.М. Подоровская. - Электрон. текстовые дан. - К.: МАУП, 2004. - 112 с. - Библиогр.: с. 108-110.

 

 

Содержание

Ведение………………………………………………………………..3

Вопросы……………………………………………………………….4

Сущность и содержание понятия «менеджмент»…………………..6

Основные функции менеджмента…………………………………...7

Виды и элементы процесса управления…………………………….8

Законы и закономерности управления……………………………10

Исторические предпосылки возникновения менеджмента………13

Классическая школа управления…………………………………...15

Школа научного управления……………………………………….18

Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук…19

Ключевые моменты современной системы взглядов на менеджмент……………………………………………………………………….21

Основные положения теории и концепции менеджмента рационалистического направления…………………………………………….22

Основные положения теории и концепции менеджмента поведенческого направления…………………………………………………….23

Основные положения и концепции менеджмента…………………26

Общая концепция функции организации………………………….27

Внутренняя среда организации……………………………………..28

Внешняя среда организации………………………………………..31

Этапы жизненного цикла организации……………………………32

Классификация форм организаций………………………………..34

Формальные и неформальные организации……………………….38

Управленческий труд в организации……………………………….39

Уровни управления в организации…………………………………41

Распределение управленческих полномочий в организации……..42

Общая характеристика организационных структур управления…44

Основные виды организационных структур управления…………45

Иерархические структуры управления…………………………….58

Адаптивные структуры управления………………………………..60

Централизованные и децентрализованные организации………….62

Функция планирования……………………………………………..63

Методы планирования………………………………………………64

Текущее планирование……………………………………………...66

Перспективное планирование………………………………………67

Миссия и цели как инструмент планирования…………………….68

Дерево целей…………………………………………………………69

Процесс стратегического планирования………………………….71

Фазы стратегического планирования……………………………..72

Содержание и эволюция понятия «мотивация»………………….73

Содержательные теории мотивации………………………………76

Процессуальные теории мотивации………………………………78

Понятие контроля в управлении, его сущность и виды…………81

Анализ «процесса контроля»……………………………………..83

Эффективность контроля…………………………………………..86

Определение понятия «группа»……………………………………87

Групповая динамика………………………………………………..89

Конформизм и нонконформизм в группе…………………………92

Власть и личное влияние…………………………………………...94

Формы власти……………………………………………………….95

Способы управленческого влияния на подчиненных…………….97

Современное понятие «руководитель» и его типы……………….98

Подходы к понятиям «лидер» и «лидерство»……………………102

Стили управления…………………………………………………..105

Теория лидерства…………………………………………………..107

Управленческая решетка Блейка Моутон……………………......108

Теории Фидлера, Герси и Бланчарда……………………………..109

Теория «путь цель»…………………………………………………111

Содержание понятия «конфликт»…………………………………111

Формы производственных конфликтов…………………………...113

Причины возникновения конфликта………………………………116

Методы разрешения конфликта…………………………………...120

Природа стресса и ее управления………………………………….122

Понятие, формы и методы коммуникаций………………………..125

Элементы и этапы процесса коммуникации……………………...127

Искусство делового общения……………………………………...129

Содержание и виды управленческих решений…………………...130

Принципы и стадии процесса принятия решений………………..131

Классический подход к принятию управленческих решений…...133

Методы принятия решения………………………………………...134

Организация и контроль выполнения решений…………………..137

Бизнес-этика: современные подходы……………………………...138

Подходы принятия этически сложных решений…………………142

Понятие социальной ответственности…………………………….146

Культура корпорации……………………………………………...150

Литература…………………………………………………………..153

 

Учебное издание

Е.Ю. Башмакова, Д.М. Мустафаева. Методическое пособие для подготовки к экзамену по менеджменту (2 курс). – Симферополь, – 2010. – 156 с.

Корректор Солянникова Г.Г.

 

Подписано к печати 18.10. 2010 г.

 

 

Формат: 84 × 108/32

 

Объем – 7,4 усл. печ. л.

 

Тираж – 1000 экз.

 

Печать УЭУ

г. Симферополь,

ул. Крымской правды, 4

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...