Понятие «формы и методы коммуникаций»
Понятие «коммуникация» стало активно применяться и разрабатываться в системе социально-гуманитарного знания только с середины XX века. До этого времени велись исследования общения, изучалась его структура, функции, то есть закладывались предпосылки современной теории коммуникации. Коммуникации — это процесс двустороннего обмена мыслями и информацией, ведущий к достижению взаимопонимания. Термин коммуникация происходит от латинского слова comtnunica'o, означающего «общее» или «распределяемое всеми», «сообщение», «путь сообщения». Если человек не сумел достигнуть взаимопонимания с теми, с кем он пытался наладить контакты, значит, коммуникация не состоялась. Коммуникацию следует считать несостоявшейся и в том случае, когда преподавателю не удается довести до слушателей основную мысль своей лекции. Коммуникация имеет место только тогда, когда идея, существующая в сознании одного человека, проникает в сознание другого способом, обеспечивающим ее понимание и использование. Коммуникации осуществляются между организацией и окружающей ее средой, между отдельными уровнями и подразделениями внутри организации (вертикальные восходящие и нисходящие, горизонтальные), между менеджером ирабочей группой, между отдельными работниками в группе. Все эти виды коммуникаций представляют собой двусторонниеконтакты людей. Коммуникация - это обмен. В ходе обмена обе стороны играют активную роль. Обмен информацией происходит только в том случае, когда одна сторона «предлагает» информацию, а другая правильно воспринимает ее, посылая подтверждение об этом по каналу обратной связи. Чтобы было именно так, следует уделять пристальное внимание коммуникационному процессу.
Коммуникационный процесс — это обмен информациеймежду двумя и более людьми. Основная цель коммуникационного процесса — обеспечение понимания информации, являющейся предметом обмена. Однако сам факт обмена информацией не гарантирует эффективности общения участвовавших в обмене людей. Чтобы лучше попять процесс обмена информацией и условия его эффективности,следует иметь представление об этапах данного процесса, в котором участвуют двое или большее число людей. Это необходимо еще и потому, что на каждом этапе процесса происходит либо потеря, либо искажение части сообщения. Выделяются четыре базовых элемента в процессе коммуникации: 1. Первым элементом и первым этапом коммуникационного процесса является источник сообщения. Некоторые авторы именуют этот элемент коммуникатором, или отправителем сообщения. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию ипередающее ее. Под «источником» мы будем подразумевать индивида или коллектив, обладающий определённой информацией и желающий её распространить. 2. Вторым элементом является кодирование или создание сообщения. В строгом смысле слова кодирование - это перевод сообщения на язык, одинаково понятный обеим сторонам общения, преобразование идей отправителя на язык, понятный получателю. Сообщение — это уже осмысленная и соответствующим образом (с помощью языка или других знаковых систем) закодированная информация. Любое сообщение представляет собой соединение плана выражения, или означающего: «с планом содержания», или «означаемым». Сообщение — собственно информация, закодированная с помощью символов — слов, сигналов, жестов, мимики и т. п. После создания сообщения инициатор коммуникативного процесса передаёт его получателю по доступному или наиболее удобному каналу. Под коммуникационным каналом мы понимаем реальную или воображаемую линию связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.
Каналы, интерпретируемые таким образом, можно разделить на естественные (зрения, слуха, хеморецепции, кожно-тактильной рецепции и пр.) и искусственные (линии телефонной, телеграфной, радиосвязи, и пр.). 3. Канал - средство передачи информации - письмо радио телефон, телевизор, телекинез и др. 4.Получатель — лицо, которому предназначена информация, или лицо, интерпретирующее ее. Весь процесс коммуникации часто совершается за несколько секунд, что затрудняет выделение его этапов. Однако эти этапы всегда «присутствуют» в каждом коммуникационном процессе. Игнорирование какого-либо этапа чревато снижением эффективности руководства. Этапы процесса коммуникации рассмотрены ниже. 1. Зарождение идеи. Обмен информацией начинается с тщательного обдумывания и формулирования идеи или отбора информации. Это очень важный этап. Хотя зачастую отправители не затрачивают достаточно времени на обдумывание идеи. Лейтмотив этапа «не начинайте говорить, не начав думать», 2. Кодирование и выбор канала. Идея преобразуется в слова, интонации, жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен обеспечить совместимость символов, использованных для кодирования, с самой идеей. Например, крайне неэффективно сказать о серьезных нарушениях, допущенных подчиненным, во время легкой беседы за чашкой кофе. 3. Передача. На данном этапе отправитель использует канал для доставки сообщения получателю. Это физическая передача сообщения (получатель слышит или видит слова, действия), которую многие люди по ошибке принимают за сам процесс коммуникации. 4. Декодирование. Получатель сообщения преобразует слова, символы, действия в свои мысли. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, то последний будет знать, что имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакция па идею не требуется, то процесс обмена информацией на этом завершается. Однако по ряду причин, в том числе психологических, получатель может придать несколько иной смысл сообщению. С точки зрения руководителя, обмен информацией следует считать законченным и эффективным, если получатель продемонстрировал (в том числе и по каналу обратной связи) понимание плен, произведя действия, которых ждал от него отправитель. 5. Сообщение -отклик в адрес отправителя, получаемое по каналу обратной связи.
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|