Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа стресса и ее управление




Природа стресса. Стресс (от англ. stress - "туго натянуть") - это состояние напряжения, возникающее у человека под вли­янием сильных воздействий. Даже в наиболее прогрессивной и хорошо управляемой организации существуют ситуации и харак­теристики работы, которые вызывают стресс. К примеру, руко­водитель испытывает стресс, так как у него не хватает времени для выполнения всего объема запланированных работ. Возника­ет чувство беспокойства (стресс), когда ситуация выходит из-под контроля. Стоит проблема и нет альтернативы для ее реше­ния, но ее надо срочно решить. Это тоже стресс.

Стресс — обычное и часто встречающееся явление (повы­шенная раздражительность или бессонница перед ответствен­ным событием и т.п.). Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидов и организаций. В этой связи важно научиться разли­чать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен.

Тот стресс, который имеет отношение к руководителям, характеризуется чрезмерным психологическим или физиологи­ческим напряжением.

Физиологические признаки стресса - язва, болезнь сердца, астма и т.п. Психологические проявления раздражительность, потеря аппетита, депрессия. Снижая эффективность и благополучие ин­дивида, чрезмерный стресс дорого обходится организациям.

Причины стресса. Существуют различные теории отно­сительно причин стресса. Основной причиной стресса являют­ся перемены. Любая перемена, даже позитивная, нарушает баланс, который мы поддерживаем в своем окружении. В свя­зи с этим отдельные сотрудники настолько оказываются в стрессовой ситуации, что вынуждены даже оставить работу.

Если личность находится в состоянии крайнего стресса, то она будет реагировать на ситуацию по признаку "битва или бегство". Синдром "бегства" проявляется тогда, когда человек пытается уйти от угрожающей ситуации. Реакция "битвы" по­зволяет приспособиться к новой окружающей среде. Когда менеджер признал, что стресс существует, он дол­жен начать работать над тем, чтобы устранить факторы, ко­торые делают стресс чрезмерным, поэтому важно разобрать­ся с симптомами стресса. По мере того как менеджеры учатся справляться с соб­ственной напряженностью, они одновременно должны решать и насущные проблемы своих подчиненных, максимально уменьшая возможность влияния стрессовых симптомов.

Конечно, разные личности будут по-разному реагировать на любую ситуацию. Поэтому менеджеры должны попытаться так спроектировать рабочее место, чтобы по возможности исклю­чить источники стресса. Все, что может сделать менеджер для снижения стресса, принесет пользу как ему, так и организации. Как видно, стресс может быть вызван факторами, связан­ными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни индивида.

Выделяют две группы факторов, вызывающих стресс.

Организационные факторы. Широко распространенной при­чиной стресса в организациях является перегрузка, т.е. работ­нику поручено непомерное количество заданий. В этом случае возникает беспокойство, чувство безнадежности и материаль­ных потерь.

Конфликт ролей возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования, т.е. бывают ситуации, когда ра­ботник, с одной стороны, хочет быть принят группой и соблю­дать требования руководства - с другой. В результате возни­кают чувства беспокойства и напряжения.

Неопределенность ролей возникает, когда работник не уве­рен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей здесь требования не будут противоречивыми, но они уклончивы и неопределенны.

Неинтересная работа - четвертый фактор стресса. Т.е. люди, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям.

В дополнение к этим факторам стресс может возникнуть в результате плохих физических условий (температурный режим, недостаток освещения, чрезмерный шум и т.п.).

Личностные факторы. Каждый индивид участвует во мно­гих видах деятельности, не связанных с организацией. Эти ча­стные события также могут быть потенциальной причиной стресса и могут привести к пониженным результатам труда. Наибольшее влияния оказывают смерть супруга, развод, болезнь или телесное повреждение, сексуальные заболевания и т.п.

Однако следует отметить, что и положительные жизнен­ные события, как и отрицательные, например свадьба, по­вышение по службе, выигрыш по лотерее и т.п., могут вызвать такой же или даже больший стресс.

Чтобы управлять другими и при этом достигать высокой про­изводительности труда и низкого уровня стресса, необходимо:

1) оценивать способности, потребности и склонности Ваших работников и попытаться выбрать для них соответствующий объем и тип работы;

2) разрешать работникам отказываться от выполнения какого-либо задания, если у них есть для этого достаточные ос­нования. Если нужно, чтобы они выполнили именно это зада­ние, объясните, почему это нужно, и установите приоритеты в их работе;

3) четко описывать конкретные зоны полномочий, ответ­ственности и производственных ожиданий, использовать дву­стороннюю коммуникацию;

4) использовать стиль лидерства, соответствующий требованиям данной ситуации;

5) обеспечивать надлежащее вознаграждение за эффективную работу;

6) выступать в роли наставника по отношению к подчинен­ным, развивать их способности и обсуждать с ними сложные вопросы.

 


Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...