Категория образа в психологической науке
Образ как и многие другие категории психологической науки первоначально были осмыслены и разработаны в философии. Начиная с античных времен, велось изучение данного вопроса в соответствии с проблемой идеального. Соотношение идеи образа и его формы волновало крупнейших мыслителей Древней Греции. Аристотель, создатель первого систематизированного учения о психике, в своем главном психологическом труде -трактате "О душе" писал: "душа есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть осуществленным" [19, с.27]. Субъект строит свои действия в зависимости от того, что может произойти лишь в будущем - в будущем которого еще нет. Цель как образ будущего в данном случае, образ должного детерминирует настоящее, определяет собой реальное действие и состояние субъекта. Идею о том, что образ будущего имеет существенное значение в построении человеческого действия, можно встретить в учении римского философа и богослова Августина: "Ожидание относится к вещам будущим, память - к прошедшим. С другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в действии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет" [19, с.27]. Анализ построения образа, его функционирование и развитие - прерогатива психологии, которая рассматривает его как процесс, играющий важную роль в системе психической регуляции деятельности человека. Образ воплощает в себе сущность психического. В натуралистических вариантах гносеологии образ совпадает с чувственно данными и представлен в ощущениях, восприятиях, представлениях. В чувственно данных образа воспроизводятся внешние свойства, связи, пространственно-временные отношения объектов, которые определяются непосредственным взаимодействием с объектом. Мысленный образ - результат абстрагирующей деятельности субъекта, способ репрезентации объекта субъекту (П.Я. Гальперин, 1976).
В гносеологическом дискурсе образ характеризуется через систему взаимодействия субъекта и объекта, через активное, преобразующее отношение субъекта к действительности. Главная его черта - репрезентация идеального, соединенного с нравственно-этическими и социально-культурными ценностями и оценочными суждениями. Образ, понятый как синтез наглядности и абстрагирования, является результатом продуктивной деятельности воображения, создающей различные модели и конструкции и проводящей мысленные эксперименты. В современной науке широко используются разного рода символически-образные представления, фикции, математические модели ненаблюдаемых процессов. Их значение определяется конвенционально. Объективность научного познания зависит от адекватности образа исследуемым объектам и процессам. В гносеологии, строящей идеализированные схемы и модели познания, широко используются такие понятия как "гносеологический образ", "образ науки", "чувственный образ". Тем самым характеризуются не только отдельные стороны познавательного процесса, но и процедуры рефлексии науки о самой себе [52]. Проблема образа в психологии является одной из центральных и принадлежит к числу фундаментальных. Важность изучения такой психологической категории как образ продиктована рядом практических задач. В отечественной психологии долгое время разрабатывалась общая теория образа (Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко и др.) В теории отражения понятие образ занимает ведущее место. Велико значение образа в регуляции деятельности, поведения, общения.
В отечественной психологической науке широко изучалась роль образов и понятий о людях в регуляции поведения человека (А.Г. Ковалев, A. M. Матюшкин, В.В. Столин, А.А. Бодалев и др.). Рассматривалась как в целом, так и в частностях динамика всей познавательной деятельности человека, когда объектом ее оказывается другой человек, и все глубже прослеживаются отличия в познании человеком человека от познания им просто предмета (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский и др.). Категория образа достаточно проработана в такой отрасли психологической науки как инженерная психология и психология труда. В 50-х - 70-х годах 20-го века в нашей стране разными авторами активно изучался ряд понятий, используемых для характеристики образа, регулирующего предметные действия оператора (летчика-оператора). Были выделены центральные характеристики: "концептуальная модель", "оперативный образ", "образ-цель". Понятие концептуальной модели введено английским психологом А.Т. Велфордом (1961), а в отечественной психологии детально разрабатывалось В.П. Зинченко (1997) с коллегами. Понятие "оперативный образ" предложено Д.А. Ошаниным (1973). Б.Ф. Ломовым (1991) рассматривалось еще одно понятие инженерной психологии - "образ-цель". Развернутую трактовку понятия "образ" предложил А.Н. Леонтьев в работе "Образ мира" (1983), определив главную роль, которую играет образ в процессе психического отражения объективной реальности личностью. Согласно автору, восприятие носит не пассивный, исключительно реактивный характер, но включает в себя формирование образа окружающей действительности. А.Н. Леонтьев (1983) ввел понятие о пятом квазиизмерении, в котором открывается человеку объективный мир - смысловое поле, система значений [42]. В отличие от взглядов представителей гештальтпсихологии он рассматривает образ как активное, действующее начало, влияющее не только на сам характер восприятия, но и на мотивационную сферу личности, а через нее - на деятельность субъекта. А.Н. Леонтьев отмечал, что сама проблема восприятия психологической науки должна ставиться как проблема построения в сознании индивида многомерного образа мира, образа реальности.
Психологию образа (восприятия) ученый рассматривал в качестве знания о том, как в процессе своей деятельности индивиды строят образ мира - мира, в котором они живут и действуют [42]. Намеченный А.Н. Леонтьевым подход к образу мира получил свою конкретизацию и развитие в работах С.Д. Смирнова (2003), посвященных проблеме активности психического отражения. Ученый отмечал, что категория образа является центральной категорией психологии познавательных процессов. В широком смысле образ рассматривается в качестве любой (в том числе и абстрактно-логической) субъективной формы отражения реальности; в узком - используется для обозначения чувственных форм отражения, имеющих сенсорную (образы ощущения, восприятия и т.д.) или квазисенсорную (образы памяти, воображения и т.д.) природу. Целостный образ мира выступает в качестве интегрального конструкта познавательной сферы личности. Образ мира не складывается из образов отдельных предметов и явлений, а с самого начала развивается и функционирует как целое. Любой образ является элементом образа мира и сущность его состоит в той функции, которую он выполняет в целостном отражении реальности [51; 67]. Важнейшей характеристикой образа мира, обеспечивающей ему возможность функционирования в качестве активного начала процесса отражения, является его деятельностная и социальная природа. О деятельностной и социальной природе образа мира свидетельствуют два аспекта. Первый - генетический аспект состоит в том, что зарождение и развитие образа мира происходит в ходе освоения и развития деятельности и общения. Второй аспект состоит в том, что в образ мира входит отражение той действительности, которая позволяет выделять свойства объектов, не обнаруживаемых при взаимодействии с органами чувств. Отражение глубоких, существенных характеристик мира образует ядерные структуры образа мира. Эти уровни символической, знаковой репрезентации мира формируются в индивидуальной психике субъекта на основе усвоения системы общественно выработанных значений, закрепленных в языке, предметах культуры, нормах и эталонах деятельности. Образ мира как многоуровневая система характеризует представление человека о мире, других людях, себе и своей деятельности. [67].
Рассмотрение понятия образа мира продиктовано профессиональной относительностью образа мира, на что обратил внимание и сделал предметом анализа Е.А. Климов (1995). Человек в процессе труда предвидит и предусматривает его продукт. Это предвидение имеет форму построения идеального представления, которое вместе с тем как сознательная цель предшествует производству продукта (как материального, так духовного). Эта цель как закон определяет способ и характер действий человека, который подчиняет ей свою волю. Во всех видах деятельности процессу получения ее предметного результата предшествует возникновение потребности, влечения, внутреннего образа, представления и цели. Эти понятия имеют разное содержание, но их объединяет понятие идеального. И в идеальном плане они позволяют предвидеть, предусмотреть и опробовать возможные действия, направленные к реальному достижению результата, удовлетворяющего потребность. Наличие у личности идеального образа его собственной деятельности позволяет ему рассматривать наедине с самим собой ее основания, изменять замыслы своих действий, проконтролировать свои намерения, желания и чувства, сформулировать высказывания, соответствующие конкретной ситуации. Поэтому идеальный образ деятельности можно назвать ее внутренним планом в отличие от внешнего плана, в котором деятельность реально осуществляется (Давыдов В. В, 1986). Исходя из работ многих исследователей (И.М. Сеченов, Б.Г. Ананьев и др.), можно выделить три основных уровня психического отражения действительности: сенсорно-перцептивный, представленческий и речемыслительный. На сенсорно-перцептивном уровне речь идет о тех образах, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и явлений на органы чувств. Следующий уровень психического отражения - это уровень представлений, к которому относится широкий круг явлений: образная память, воображение, последовательные, эйдетические образы и т.д. Все эти образы вторичны по сравнению с теми, которые возникают при непосредственном воздействии предметов и событий на органы чувств. На речемыслительном уровне человек строит образ сознательно и целенаправленно. В реальной жизни человека уровни образного отражения не изолированы друг от друга. В процессе деятельности и общения человек всегда переходит от одного уровня к другому, в зависимости от конкретных обстоятельств. Отношения между уровнями весьма динамичны, и это обеспечивает регуляцию действий человека, адекватно целям и условиям деятельности [46, с.65-72].
Понятие о психическом образе является центральным для концепции Д.А. Ошанина (1999). В его понятии образ - это любое отражение объекта как системы [54]. Соответственно изучение образа сводится: к описанию структуры образа как отраженной структуры объекта; к анализу структуры образа относительно структуры объекта; к исследованию соотношения двух структур: отражаемой в образе структуры объекта и структуры образа, отражающего объект. Информация об объекте структурирована в образе иерархически и расположена на разных уровнях наглядности и конкретности, и осознанности, а между различными уровнями существуют стойкие функциональные и структурные взаимозависимости. Д.А. Ошаниным (1999) проводятся различения актуализированного содержания образа, данного в непосредственном переживании и являющегося некоторой выборкой из его потенциального содержания, информационного задела. Им использовалось понятие ведущей структуры, то есть той, которая актуализируется легче и чаще остальных. В качестве ведущей чаще всего выступает сенсорная структура объекта. Благодаря ведущей структуре отражение в образе остается крайне экономичным, ничего не теряя от своей потенциальной полноты [53]. Концепция, развиваемая Д.А. Ошаниным, по существу подготовила почву для дальнейших разработок в постижении закономерностей построения образа. В поле зрения исследователей прочно вошло представление о том, что само построение образа ситуации, образа решаемой задачи, образа программы, образа возможных результатов осуществляется всегда под углом зрения решения определенной задачи. Процесс построения образов как моделей осуществляется как процесс порождения образов, а не как процесс адекватного отражения объективной реальности - существующего вне субъекта мира вещей и явлений (Осницкий А.К., 1997). В психологических исследованиях образ рассматривается как результат процесса присвоения субъектом предметного мира в его идеальной форме, в форме сознательного его отражения. В результате этого отражения происходит превращение объекта в его субъективную форму (Творогова Н.Д., 1997). Разделение поля восприятия и поля сознания приводит к разделению образов, составляющих эти поля на два вида. Одни из них можно назвать "чувственными" образами, а другие "абстрактными", носителями тех или иных значений, понятий. Такое разделение предполагает и различие в структуре этих образов [53]. В самом общем виде понятием "образ" обозначают результат отражения объекта (или объективной действительности) в сознании человека. Под "отражением" при этом чаще всего полагают познавательные (перцептивные и интеллектуальные) процессы психического отражения. Образ может быть не только продуктом перцептивного и познавательного отражения, но и эмоционального отражения действительности, выражающим эмоциональное отношение к чему-либо. Образ может быть личностным, отражающим межличностные отношения в группе или вообще в социуме и т.д. (Панов В.И., 1997). Более того, в естественных условиях психическое отражение и образ, как его результат, представляет собой систему разномодальных и психологически разноуровневых компонентов, в которую входят в единстве и взаимодействии телесные и эмоциональные ощущения, мыслительно-понятийное, социально-личностное и духовное отражение [53]. Б.Ф. Ломов (1991) считал, что субъективность образа включает элементы пристрастности, зависимости образа от потребностей, мотивов, целей, установок, эмоций человека и т.д. Образ формируется на базе опыта, который накопил человек. Субъективное отражение неизбежно связано с преобразованием информации, поступающей извне, в соответствии с той позицией, которую занимает носитель образа [14]. Образы, по В.В. Давыдову (1986) - субъективные феномены, возникающие в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности. Образ - это целостное, интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, время, движение, цвет, форма, фактура и т.д.). Важнейшей функцией образа является регуляция деятельности [19]. С.Д. Смирнов (1997), анализируя понятия "деятельность" и " образ", отмечает, что они представляют собой две в определенном смысле противоположные и одновременно взаимосвязанные формы психического. Более того - основной способ существования психического есть постоянный переход образа в деятельность и деятельности в образ. Психический образ в каком-то смысле представляет собой орган деятельности [53]. Л.П. Гримак (1994) определяет образ как "субъективный феномен, формирующийся в процессе предметно-практической, чувственной и мыслительной активности и представляющий собой результат целостного, интегрального отражения окружающей действительности. Образы всегда многомерны и отражают различные стороны воспринимаемых объектов, их связь друг с другом, а также отношения их к субъекту восприятия. Функции образной деятельности тоже многоплановы. С одной стороны, психические образы даны нам для того, чтобы, "не выходя из пространства своего мозга", мы могли на их основе уточнять, систематизировать и обобщать воспринятые объекты и явления внешнего мира" [18, с.124]. Далее автор обращает внимание на еще одну важную сторону образной деятельности - ее общую регулирующую и адаптогенную приспособительную роль. Образ зачастую продолжает играть роль того психического стимула, который в данный момент, в новой реальной ситуации, уже отсутствует, но его последующее действие прогнозируется с высокой степенью вероятности. Громадная роль образа проявляется в регуляции поведения и в осуществлении внешне проявляемых реакций [38]. Анализируя образ как целостное явление в сфере сознания, В.А. Ганзен (1989) и А.А. Гостев (1989) выделяют такие мысленные образы, которые имеют преимущественно внутренний информационный источник (память в самом широком ее понимании), составляют подавляющую часть множества образных явлений. Образ в их понимании рассматривается как своеобразная единица "потока сознания" [14]. В слове "образ" - корень "аз" [12]. "Азъ" в славянском языке - местоимение первого лица единственного числа, т.е. "Я"; отсюда "образ" - обретение "Я", возвращение к себе. Значение образа - в придании организованной формы стихийной неопределенности впечатлений. Он - живой, подвижный, может расти и соединяться с другими образами в структуре Я-концепции. Особенно важна его связь со словом (оплотнившийся образ). В связи с этим С.Л. Рубинштейн (1989) отмечает, что образ "питает мышление" и "не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем уровне мышления" [64]. В психологической науке проблема образа принадлежит к числу фундаментальных. Изучение формирования образа окружающей действительности в сознании человека, его функций в поведении и деятельности, его мозговых механизмов имеет исключительно большое значение для развития, как общей теории психологии, так и теоретических позиций специальных психологических дисциплин. Разработка этой проблемы не менее важна и для решения прикладных задач, которые ставятся перед психологией общественной практикой, особенно когда речь идет о психологическом обеспечении процессов обучения человека, проектировании его деятельности. Если обратиться к психологическому словарю, то под образом понимается - субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Понятие образа неотделимо от широкого понятия образа мира как целостной, многоуровневой системы представлений человека о мире, о других людях, о себе и своей деятельности [62]. Длительное время психология образа уделяла внимание разработке проблемы перцептивного образа, его структуры, функций и значения для профессиональной деятельности, связанной со сферами "человек-техника", и "человек-художественный образ". Сложность предмета и сферы профессий социономического профиля определили трудности изучения и недостаточную разработанность проблемы профессионального образа психологической деятельности. В своей работе мы выделяем образ будущей профессиональной деятельности студентов как одну из наиболее значимых составляющих образа мира. Образ собственной профессиональной деятельности формируется с момента выбора этой деятельности. Характер формирования, становления, стабилизации образа профессии зависит от ряда объективных и субъективных факторов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|