Особенности образа профессиональной деятельности личности
Образ профессиональной деятельности включает два аспекта. Во-первых, аспект, связанный с понятием собственно образа. А во-вторых, аспект, связанный с профессиональной деятельностью, профессионализацией личности. Понятие образа профессиональной деятельности неразрывно связано с личностью, которая является его носителем. Важнейшей характеристикой личности считается самосознание, объектом которого является сам человек, его "Я" [36, 37]. Самосознание в психологической науке принято связывать со "вторым рождением личности". Рассматривая психологическую сущность самосознания, С.Л. Рубинштейн (1946) подчеркивал, что "самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития" [64, с.153]. Образ Я личности формируется в процессе социализации. Продуктом и результатом развития самосознания является сформированная Я-концепция личности, одной из составных частей которой является образ-Я. Образ профессиональной деятельности формируется в процессе профессионализации. Используя понятие образ профессиональной деятельности, мы затрагиваем сферу профессионального самосознания личности. При исследовании проблемы профессионального самосознания важное значение имеет принцип единства сознания и деятельности, сущность которого состоит в утверждении деятельностной обусловленности формирования психики человека. Положение о деятельности как условии формирования психики, выдвинутое С.Л. Рубинштейном (1946), гласит: "Осуществляясь реально в различных видах конкретной деятельности, психические процессы в ней же формируются" [64, с.78]. Развившиеся в ходе деятельности психические процессы, свойства личности, в том числе и самосознание субъекта, в свою очередь, оказывают обратное влияние на успешность осуществления субъектом профессиональной деятельности. Но по мере усложнения, развития профессиональной деятельности субъекта происходит совершенствование его взаимосвязи с предметным и социальным миром, обусловленное спецификой профессии, что ведет к развитию его профессионального самосознания, которое становится все более адекватным, достаточно расчлененным. В свою очередь, последнее выступает как фактор, регулирующий осуществление субъектом текущей деятельности, как условие ее развития, а также профессионального развития субъекта в целом.
Понятие профессионального самосознания неразрывно связано с самосознанием личности, поскольку последнее является его "прародителем", точнее профессиональное самосознание строится на базе общего самосознания личности. Профессиональное самосознание рождается намного позже того момента, когда человек начинает осознавать свое Я. Можно предположить, что проведение аналогии между содержанием, закономерностями, механизмами, принципами развития этих двух психологических категорий позволит расширить представление о сущности профессионального самосознания. Л.М. Митина (1998) отмечает, что структура профессионального самосознания в общих чертах совпадает со структурой самосознания личности и представляет собой взаимоперекрещивающиеся и взаимодополняющее соединение трех подструктур: когнитивной, аффективной и поведенческой [58, с.58]. Специфика профессионального самосознания проявляется в его более узкой направленности и ограниченности сферой профессиональной деятельности. Исследователями отмечается, что профессиональное самосознание, так же как и самосознание личности - образование динамичное. По мнению ряда авторов (А.К. Маркова, P.M. Грановская, И.И. Чеснокова и др.), профессиональное самосознание как психологическое явление характеризуется развитием, изменением, расширением своего содержания. Обусловлено это самим процессом профессионализации, профессиональным ростом.
В отечественной и зарубежной психологии существует множество подходов к исследованию самосознания, но в последние годы возрос интерес к прикладному аспекту этого направления. Одним из таких прикладных аспектов является исследование самосознания в рамках профессионального становления и развития. Анализ научных исследований показывает, что само понятие профессионального самосознания находится в состоянии разработки, недостаточно проанализированы стадии и механизмы формирования профессионального самосознания в период обучения в вузе. Особо значимы исследования, посвященные анализу профессионального самосознания тех, кто по роду своей деятельности включен в активное взаимодействие с другими людьми и влияет на сознание и самосознание других с целью развития, обучения и т.д. (учитель, психолог и др. профессии социономического профиля). Профессиональное самосознание включает представление личности о себе и своей ценности, своем вкладе в общее дело. Структуру профессионального самосознания в общем виде можно охарактеризовать, по мнению Е.А. Климова (1996), следующими положениями: сознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, о своем месте в системе профессиональных ролей; знание человека о степени его признания в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представление о себе и своей работе в будущем [32]. Образ будущей профессиональной деятельности определяется характером развития общего и профессионального самосознания личности. Самосознание характеризуется своим продуктом - представлением человека о себе, Я-концепцией (Бернс Р., 1986; Wylie R, 1979), профессиональное самосознание в конечном итоге выражает устойчивое представление личности о себе как субъекте профессиональной деятельности и характеризуется сформированной профессиональной Я-концепцией. Образ профессиональной деятельности входит в понятие профессиональной Я - концепции и характеризуется его содержанием.
Профессиональную Я-концепцию отечественные психологи рассматривают как частный вид Я-концепции, включенную в картину развития личности как профессионала [34]. Изучение профессиональной Я-концепции развивается с позиций психолого-акмеологического подхода (К.А. Абульханова, B. C. Агапов, О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.), в рамках профессионального самосознания (Т.Е. Егорова), включающего Я-понимание, Я-отношение, Я-поведение. По мнению А.Л. Ласыгина (1999) структура профессиональной Я - концепции состоит из 3-х уровней на основе системы содержания деятельности, эмоций, рефлексии. Высокий (творческий) уровень предполагает саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию своей личности в профессиональной деятельности. На среднем (аналитическом) уровне преобладает стихийное саморазвитие, самосовершенствование от случаю к случаю. Низкий (ригидный) уровень выражается в слабом интересе к своему внутреннему миру, отсутствии собственной активности в плане познания себя [27]. В структуру профессиональной Я-концепции личности А.А. Реан (1999) включает профессиональную самооценку, регулирующую поведение и деятельность личности, определяя социальную адаптацию и признание других. Описывая реальную и идеальную профессиональную Я-концепцию он замечает, что рассогласование между ними является: серьезным внутриличностным конфликтом, ведущим к смене профессии; источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к развитию [63, с.125]. Обобщая основные направления освещения проблемы профессиональной Я-концепции в отечественной и зарубежной психологии, можно выделить в ее структуре следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и мотивационный. Когнитивный компонент профессиональной Я-концепции описывается в следующих терминах: познавательный, рациональный, рефлексивный, ментальный, интеллектуальный, то есть в терминах, относящихся к познавательному психическому процессу, к мышлению. Когнитивная составляющая заключается в содержании (знаний о себе как субъекте профессиональной деятельности) и структуре образа Я (то, что выделяется как Я-объект, как Я-познаваемое) и выражается в профессиональном самосознании и самопознании, что отражает процессуальную сторону познания себя, а значит, изменения, саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Образ Я отображает непосредственно психологический компонент профессиональной Я-концепции.
Эмоциональный компонент профессиональной Я-концепции - ценностное отношение к себе - проявляется в переживании себя успешным или неуспешным, в различных эмоциональных состояниях, связанных с профессиональной сферой, что находит выражение в самооценке. Эмоциональный компонент представлен такими составляющими, как: самоуважение; самооценка; волевые акты и процессы, сопровождающие профессиональную деятельность. Оценка образа Я как профессионала может изменяться в течение всей трудовой деятельности: трансформироваться, уточняться, дополняться, проявлять новые грани Я в различных ситуациях профессионального общения, деятельности. Поведенческий компонент профессиональной Я-концепции обеспечивает согласованное единство всех других механизмов профессиональной Я-концепции и тем самым дает возможность реализовать представление о себе в профессиональной деятельности и общении, управлять своим поведением, контролировать себя, обеспечивать возможность профессионального саморазвития. Мотивационный компонент понимается как специфический вид психической регуляции профессиональной деятельности, как особая форма внутренней активности субъекта. Представляя собой сложную функциональную систему, мотивационный компонент интегрирует аффективные и когнитивные процессы. Основная функция - регуляция поведения, профессиональной деятельности личности, направленной на реализацию мотивов выполнения профессиональной деятельности. Мотив, в понимании В.Г. Леонтьева (2002), "есть интегральный, то есть целостный способ организации активности человека. Он объединяет когнитивные, потребностные и регуляционно-исполнительские функции" [44, с.75]. Содержание профессиональной Я-концепции и профессионального самосознания конкретизируется некоторыми учеными понятием профессионального Я.В.Н. Козиев (1980) полагает, что профессиональное самосознание структурируется из 4-х элементов: актуальное Я; ретроспективное Я; идеальное Я; рефлексивное Я.
Актуальное Я - центральный элемент профессионального самосознания. Ретроспективное Я в отношении к актуальному Я дает профессионалу шкалу собственных достижений. Идеальное Я является ценностной перспективой личности, обусловливающей профессиональное саморазвитие и самосовершенствование личности. Рефлексивное Я - это учет отношения других, в частности, коллег и более широкой социальной среды, к личности профессионала. Осознание специалистом различий в профессиональном Я во временной ретроспективе и перспективе является стимулом для дальнейшего саморазвития, самосовершенствования. По мнению В.Н. Козиева (1980), целенаправленное развитие самосознания (актуального Я) связано с формированием способности смотреть на себя глазами обобщенного другого (рефлексивного Я) и с формированием определенной системы ценностных ориентации (идеального Я) [20, с.336]. Социальное окружение (в частности, коллеги) помогает молодому специалисту познать себя как профессионала. Становясь на позиции других участников труда, специалист осознает, как он должен вести себя в той или иной профессиональной ситуации. К.М. Левитан (1994) в структуре профессионального Я выделяет три компонента: 1) Я, отраженное через других, т.е. мое мнение о том, как меня видят, оценивают другие; 2) актуальное Я, т.е. мое представление о себе в настоящее время; 3) идеальное Я, т.е. каким бы я хотел быть. В идеальное Я в трансформированном виде входит ценностно-мотивационная сфера личности. Данный компонент профессионального самосознания является стимулом саморазвития в собственной деятельности [20, с.337]. Профессиональное самосовершенствование специалистов - это сознательный, целенаправленный процесс повышения уровня своей профессиональной компетентности и развития профессионально значимых качеств в соответствии с внешними социальными требованиями, условиями профессиональной деятельности и личной программой специалиста [61, с.232]. В основе этого процесса лежит психологический механизм постоянного преодоления внутренних противоречий между наличным уровнем профессионализма (Я-реальное профессиональное) и некоторым воображаемым (моделируемым) его состоянием (Я-идеальное профессиональное). Исходя из вышеизложенного видно, что проблема исследования образа профессиональной деятельности является составной частью более общей проблемы становления профессионального самосознания личности. Со становлением личности как профессионала связаны такие понятия как профессиональное самоопределение, профессиональная идентификация, профессиональная идентичность и другие категории, определяющие характер профессионального развития личности [13]. Профессиональное развитие представляет собой сложный процесс, сопоставимый в этом отношении с жизнью вообще. Прежде всего, задачи профессионального развития включены в контекст возрастного развития. Опыт успешного решения человеком различных жизненных задач, накапливаясь и генерализуясь, приводит к образованию в личностной структуре комплекса компетентности, который затем справляется с задачами профессионального развития. Формулируя для себя ту или иную задачу, человек уже имеет определенные критерии или нормативы их разрешения [2, 3, 56]. Понятие профессионального самоопределения в большей степени связано с развитием личности в целом. Реализуя представление о себе в процессе общения во включении себя в ту или иную деятельность, человек имеет возможность оценить свое соответствие выбранным идеалам, осознать уникальность своих возможностей, соотнести эти возможности с реальными условиями их реализации [8]. Э.Ф. Зеер под профессиональным самоопределением понимает активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат этого процесса. Содержание профессионального самоопределения - осведомленность о мире профессий, путях их выбора, способах освоения профессий, самоанализ и самооценка [25]. Личность профессионала характеризуется сформированной идентичностью как в личностном, так и в профессиональном планах [18, 47]. Понятие идентичности разрабатывалось первоначально зарубежными авторами (Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Дж. Мид и др.). Наряду с понятием идентичности в настоящее время рядом авторов разрабатывается относительно новое для отечественной психологии понятие профессиональной идентификации. Это понятие определяется как "процесс самоотождествления и отождествления себя с другими представителями профессиональной среды (реальными и идеальными) на основании устоявшейся эмоциональной связи и обеспечивающей стабилизацию профессиональной деятельности и профессиональное развитие" (Шнейдер Л.Б., 2000). Профессиональная идентификация рассматривается как механизм врастания в профессию. Результатом процесса идентификации является профессиональная идентичность личности, которую определяют как одну из важнейших составляющих образа Я и отмечают, что ее развитие способствует достижениям в области личной идентичности и Я-конценции. Важную роль относительно профессиональной идентичности играют образы профессии и профессиональные планы. Образ профессиональной деятельности, включающий опосредованный профессией образ Я и образ собственно профессии, на наш взгляд, определяет характер профессионального становления и развития личности, а также процесс кристаллизации профессионального самосознания. Профессиональное самосознание формируется на соотнесении образа профессии с Я-концепцией на определенной ступени развития личности под влиянием образа жизни, который требует от человека самоконтроля и рефлексии собственных поступков и действий, принятия полной ответственности за них [72]. Специфические моменты самосознания, формирование Я-концепции, включающей образ Я-профессионала, зависит от степени согласованности идеального и реального образа Я и идеального и реального образа профессии. He только познание, но и осуществление себя формирует самосознание человека. Осуществление себя в профессии включает формирование образа профессии, особенно на этапе выбора сферы профессиональной деятельности. Образ будущей профессии включает эмоциональный и когнитивный компоненты. Соответствие эмоционально-оценочных компонентов существенным содержательным компонентам профессии делает выбор обоснованным и реальным. Для обоснованности профессионального выбора необходимо также, чтобы требования со стороны профессии соответствовали возможностям человека. В противном случае в самосознании человека накапливается отрицательный жизненный опыт, формируются своеобразные способы решения встающих перед ним задач, уход от проблем, их игнорирование и т.д. [56, 41]. Эталоном и меркой профессионального самосознания выступает профессиональный типаж - стереотип ("прототип" по терминологии Л.Б. Шнейдер) как персонифицированный образ самой профессии или обобщенный образ самого профессионала, который развивается в ходе обучения и развития индивида от изолированных эталонов-типажей до уровня системно организованной имплицитной теории личности [72]. К факторам, влияющим на становление профессионального образа Я, относят: 1) детерминацию личностной предрасположенности человека к определенного рода деятельности; 2) влияние коллектива, профессиональной среды; 3) специальную работу по развитию профессионального самосознания. Образ профессии - это представление человека о выбранной профессии и его отношение к ней. Содержание этого понятия составляют такие признаки, как совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую (общественная значимость профессии, перспектива профессионального и социального роста), производственно-техническую (продолжительность рабочего дня и отпуска, условия работы, характер нервно-психической напряженности в работе), производственно-педагогическая) (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности) и социально-психологическую (система требований к узкоспециальным, нравственным и организационным качествам) стороны профессии. Можно утверждать, что человек "нашел свое место", когда он представляет, где и кем будет работать, что от него требуется [71]. Формулировка планов относительно будущей профессии должна включать часть образа, поскольку то, что человек в состоянии выполнить данные планы, должно являться частью образа о самом себе. Следовательно, образы могут составлять часть плана. По мнению Н.С. Пряжникова (1997), личный профессиональный план как образ желаемого будущего может включать следующие составляющие: главную цель, ближайшие и более отдаленные конкретные цели - "жизненная перспектива", пути и средства достижения ближайших жизненных целей, представления о внешних и внутренних условиях достижения намеченных целей, запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей для реализации основных вариантов [15, 16, 55]. Ф. Хоппе (1930) помимо самого термина "уровень притязаний" ввел чрезвычайно важное разделение целей на реальные и идеальные. Реальной целью называлась та, которую, по мнению человека, он может достичь в данных конкретных условиях, которая непосредственно вытекает из сложившейся ситуации. Под идеальной целью понималась широкая всеохватывающая цель, превышающая временные реальные цели; это цель, которую в идеале хотел бы достичь человек [6, 7]. Образ профессиональной деятельности содержит в себе образ профессии, куда входят представления о нормах, целях, ценностях, принятых в данном профессиональном сообществе; представления о личности профессионала, его профессионально важных качествах; знания, умения навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности-операциональный компонент; мотивационный компонент: мотивы, намерения. Наряду с образом профессии как таковой, образ профессиональной деятельности включает в себя образ субъекта, поскольку деятельность неотделима от самой личности. Как известно, личность проявляется и формируется в деятельности. Не существует деятельности как абстрактного понятия, какого вида бы она не была - игровая, учебная, трудовая, в любом случае ее осуществляет человек, личность. В этом смысле образ субъекта деятельности характеризуется представлением о себе как профессионале, куда входит несколько Я: Я-идеальное профессиональное - представление об идеале, модели профессионала - то, каким Я хотел бы быть; Я-реальное профессиональное - то, какой Я в данный момент в профессиональном плане; Я-динамическое профессиональное - то, каким Я намерен стать в ближайшее время. Система регуляторов человеческого поведения своеобразна и представляет собой сложнейшую психическую структуру. Е.А. Климов (1988) выделяет следующие группы психических регуляторов: I Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условии и проявлений трудовой деятельности): чувственный образ (сенсорный, перцептивный); репрезентативный конкретный образ (представления памяти, воображения); репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий); Этого рода психические регуляторы поведения, деятельности усваиваются, прежде всего, в теоретическом обучении и в процессе самостоятельной работы ума человека. II Образ субъекта: актуальный "Я - образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межличностных отношений, своих возможностях и ограничениях); обобщенный "Я - образ " ("Я - концепция" - я в прошлом, я ныне, я в будущем; я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как организм, как индивидуальность, как член общества); III Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений: потребности, потребностные состояния; эмоции, чувства, эмоциональные отношения; направленность личности, мировоззрение; характер как свойственная человеку система устойчивых отношении к разным сторонам действительности. В каждой из перечисленных групп регуляторов находятся соответствующие устойчивые индивидуальные качества данного человека, от которых зависит некоторый неповторимый, свойственный этому человеку тип поведения, стиль психической активности. Особое место в качестве регуляторов поведения занимают явления пользования общественно выработанными системами знаков и, прежде всего, - естественным родным языком. Как отмечает Е.А. Климов (1988), все названные выше регуляторы подводятся под категорию "субъективный образ". "Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) - необходимая основа целесообразной регуляции, саморегуляции его трудовой деятельности и взаимодействия с окружающими людьми [30, с.41]. Примечательно, что важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является "образ мира" профессионалов, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире [31]. Особенностью профессионального самоопределения в гуманитарных профессиях является неопределенность параметров деятельности, таких как предмет, условия, средства и результат (Кузнецов И.Ю., 2000). Социальная многозначность профессии обусловливает ответственный выбор в процессе профессионального самоопределения. Особой чертой профессионального самоопределения в профессиях гуманитарного типа выделяется личностная значимость профессии, вследствие высоких социальных требований и общественных ожиданий. Высокий уровень требований к личностным свойствам профессионала объясняет расхождения в профессиональной Я-концепции: разницу между реальной профессиональной самооценкой и идеальным образом профессионала у представителей данного типа профессии. Значимость профессии проявляется в осознании и личностном принятии специфического предмета и мотива профессиональной деятельности личности. Представители гуманитарного типа профессий значимо чаще идентифицируются с профессионалом, ориентированным в своей деятельности на реализацию общекультурных общественных ценностей. А в целом гуманитарный тип профессии, к которому относится профессия психолога характеризуется сложностью формирования индивидуального образа профессионала [40]. Одна из особенностей студенческого возраста состоит в осознании своей индивидуальности, в становлении самосознания и формировании образа "Я". Образ "Я" - закономерный и всегда уникальный результат развития личности на этапе обучения в вузе. Осознание и адекватная оценка своего "Я" обеспечивают устойчивость и стабильность функционирования человека как субъекта деятельности, определение возможностей своего саморазвития (Поддубная, Т.К., 2004). Основная движущая сила развития профессионала - внутриличностное противоречие между "Я-действующим" и "Я-отраженным". Переживание этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления [58]. Образ субъекта профессиональной деятельности может быть рассмотрен во временном континууме: Я в будущем, Я в настоящем, Я в прошлом [9]. Содержание образа профессиональной деятельности с позиции самой личности, которая намерена осуществлять ее в будущем составляет смысловое поле профессионального будущего, его эмоциональную оценку и ценностные характеристики. Образ будущей профессиональной деятельности относится к образу будущего личности как составляющая познавательной картины мира. В этом смысле образ будущего выступает как прогнозирование будущего. По мнению К.А. Абульхановой-Славской (1991), специфика развития личности заключается в ее "движении", в жизнедеятельности. В данном подходе личность в процессе своего жизненного "движения" создает специфическую детерминацию: она опосредует зависимость предшествующего и последующего этапов в ходе жизни [1, с.151]. Наличие временной координаты в образе мира означает представленность в нем настоящего, будущего и прошлого, относимых с изменением предметного мира и развитием личности. Предполагаемое будущее человека представлено в его сознании в виде сложного образования, имеющего смысловые, эмоциональные и ценностные составляющие. В сознании и самосознании личности представлен образ будущей профессиональной деятельности системой внутренних средств отражения: представлений, образов, понятий, среди которых важную роль занимает представление личности о себе как субъекте профессиональной деятельности в ретроспективе и перспективе. Представления о профессии как необходимая составляющая образа будущей профессиональной деятельности личности включают следующие категории профессиональной деятельности, условно называемые: социальной, субъектной, деятельностной. Социальная категория содержит признаки профессии, определяющие положение человека в обществе (отношение к материальным благам, характеристики статуса, престижа) и отношение человека к обществу: к общественным и групповым ценностям. Субъектная категория раскрывает индивидуальный образ "Я в профессии" - собственные черты поведения, характера, способности и т.д., рассматриваемые через призму профессиональной деятельности, и образ "профессия для субъекта" - индивидуально-психологические и личностные требования к профессии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|