Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты исследования по методике диагностики мотивации достижения А. Мехрабиан

Полученные результаты выглядят следующим образом: у 17% студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского факультета психологии выражена мотивация избегания неудач, соответственно, у большинства респондентов выражена мотивация стремление к успеху, а именно 83%.

 

(1) студенты КГПУ им. К.Э. Циолковского; (2) Студенты КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Диаграмма 2.6 Распределение результатов по методике диагностики мотивации достижения А. Мехрабиан среди студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского и МФ МГТУ им. Н.Э. Баумана.

 

В КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана 100% респондентов обладают мотивацией достижение успеха.

Личности, обладающие высоким уровнем мотивации стремление к успеху, ищут ситуации достижения, уверены в успешном исходе, ищут информацию для суждения о своих успехах, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость в стремлении к цели, получают удовольствие от решения интересных задач, не теряются в ситуации соревнования, показывают большое упорство при столкновении с препятствиями.

Избегание неудач для личности характеризуется следующей моделью поведения: человек, изначально мотивированный на неудачу, проявляет неуверенность в себе, не верит в возможность добиться успеха, боится критики. С работой, особенно такой, которая чревата возможностью неудачи, у него обычно связаны отрицательные эмоциональные переживания. У индивидов явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели.

2.3.3 Результаты исследования по экспериментально-проективной методике "Анализ притчи"

Экспериментально-проективная методика "Анализ притчи" направлена на изучение локуса-контроля.


Диаграмма 2.7 1. (КГПУ) Диаграмма 2.7 2. (МГТУ)

 - экстернальный локус-контроля;    - интернально-экстернальный локус-контроля;
 - интернальный локус-контроля;    - несформированность метафорического мышления.

Диаграмма 2.7 1. Распределение результатов по экспериментально-проективной методике "Анализ притчи" среди студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского.

Диаграмма 2.7 2. Распределение результатов по экспериментально-проективной методике "Анализ притчи" среди студентов КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Экстернальный локус контроля представляет собой личностную характеристику, отражающую предрасположенность и склонность индивида атрибутировать ответственность за успехи и неудачи внешним обстоятельствам, условиям и силам. Интернальный локус контроля отражает атрибуцию за успехи и неудачи своей активности, самому себе, своим силам, своим недочетам.

При сравнении выше представленных диаграмм видно, что процент интерналов и экстерналов выше у студентов МГТУ. Причем в КГПУ есть доля студентов, которые обладают интернально-экстернальным локусом контроля. Как видно по диаграмме распределения результатовМГТУ - интернально-экстернальный локус контроля не выявлен. Среди студентов МГТУ есть малая доля студентов, которые не справились с предложенной методикой. Возможно, это связано с тем, что у этих студентов не сформировано метафорическое мышление. В общей сложности доля таких студентов невелика и составляет всего 2% от общего числа респондентов.

Ниже приведены примеры ответов студентов с разным локусом контроля.

Ответы студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского, обладающих экстернальным локусом контроля, выглядят следующим образом: " Развитие чего-либо, кого-либо зависит от условий, в которые оно попало", "Одно и тоже воздействие будет давать разный результат для разных людей", "Лишь "добрая почва" способна поднять и взрастить что-то хорошее, значимое, действующее".

Студенты КГПУ, обладающие интернальным локусом контроля отвечали следующим образом: " Для осуществления какого-либо дела необходимо планирование, обдумывание", "Чтобы добиться успеха, нужно приложить много усилий и при условии того, что ты будешь трудиться, вероятность, что дело принесет плоды возрастает"

Примеры ответов студентов КГПУ обладающих интернально-экстернальным локусом контроля: " Смысл притчи в том, что при благоприятных окружающих условиях, прочных связях с окружением возможно достичь высоких результатов. Другой смысл может быть в следующем: необходимо продумывать ходы на будущее, думать о перспективе, верно перераспределять силы"

Ответы студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана, обладающих экстернальным локусом контроля, выглядят следующим образом: "Смысл притчи в том, что развитие ситуации зависит от условий, в которых она происходит, зависит от опыта и базовых знаний и умений, будущее зависит от человека", Смысл притчи в том, что важно, в какой семье родится человек, в каком обществе будет воспитываться. От этого во многом зависит его успехи в будущем.

Студенты КГПУ, обладающие интернальным локусом контроля отвечали следующим образом: "Чтобы успешно работать в будущем, заботиться о своем образовании, умениях опыте нужно сейчас ("добрую землю"), а когда приступил к работе, то необходимо работать не спустя рукава, а подходить к делу со всей ответственности", "Если выполняешь какие-либо дела, то выполняй его внимательно и качественно от самого начала до конца".

2.3.4 Результаты исследования по авторской проективной методике "Подарок"

Методика направлена на изучение готовности брать на себя ответственность за результат при выполнении той или иной деятельности.

 

Диаграмма 2.7.3. Распределение результатов по проективной методике "Подарок" среди студентов КГПУ им. К.Э. Циолковского.

Диаграмма 2.7.4. Распределение результатов по проективной методике "Подарок" среди студентов КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана.

При сравнении выше представленных диаграмм видно, что среди студентов КГПУ доля студентов, готовых брать на себя ответственность выше (83%), нежели у студентов МГТУ (68%).

Приведем примеры ответов студентов обоих вузов.

Так студентов отвечающих следующим образом мы относили к категории студентов, готовых брать на себя ответственность:

"Никаких вопросов я не задам своему другу", "все сделаю сам", "выберу сама", "можно ли выбрать подарок на свое усмотрение", "предложила бы свой вариант подарка".

Студенты, не проявляющие готовность брать на себя ответственность отвечали следующим образом:

"Какова примерная стоимость подарка? Где его лучше купить? Что лучше всего подарить молодоженам?"; "Какой подарок? Где купить? Как срочно это надо сделать? За какую цену? Куда доставить после покупки?"; "Что надо купить? Где? Точную цену, Что делать, если нет в продаже? Можно ли купить что-то другое?"

Анализ результатов.

Данные корреляционного анализа позволили нам прийти к следующим выводам. На формирование образа профессионального будущего молодого специалиста оказывают непосредственное влияние с одной стороны, такие факторы как мотивационная направленность, локус контроля, готовность принимать на себя ответственность, а с другой стороны, особенности приобретенного опыта учебно-профессиональной деятельности.

Между такими личностными особенностями как мотивационная направленность и локус контроля существует положительная корреляционная зависимость (в группе специалистов гуманитарного профиля: р = 0,415 при sig.0,05 (Приложение №2, таблица 1); в группе специалистов технического профиля: р = 0,397 при sig.0,05 (Приложение №3, таблица 4)). Чем выше мотивация достижения, тем более выражен интернальный локус контроля. Между мотивационной направленностью и готовностью принимать на себя ответственность также выявлена статистически значимая корреляционная зависимость (в группе специалистов гуманитарного профиля: р = 0,423 при sig.0,05 (Приложение №2, таблица 2); в группе специалистов технического профиля: р = 0,349 при sig.0,05 (Приложение №3, таблица 5)). Чем выше мотивация достижения, тем более выражена готовность студентов принимать на себя ответственность. Также существует статистически значимая положительная корреляционная зависимость между локусом контроля и готовностью брать на себя ответственность. (в группе специалистов гуманитарного профиля: р = 0,420 при sig.0,05 (Приложение №2, таблица 3); в группе специалистов технического профиля: р = 0,373 при sig.0,05 (Приложение №3, таблица 6)). Чем более выражен интернальный локус контроля у студентов, тем выше показатель по готовности принимать на себя ответственность. Для обработки результатов использовался критерий ранговой корреляции Спирмена.

Таким образом, молодые специалисты обоих ВУЗов интернального локуса контроля более склонны принимать на себя ответственность за выполнение определенной деятельности. У данного типа студентов также более выражена мотивация достижения, находящая в себе устремления на успех в различных сферах жизни.

Прослеживается некая закономерность: число студентов, которые одновременно работали, обучаясь в университете, больше с экстернальным типом локуса-контроля. Но, как правило, у этих студентов приобретенный опыт работы мало связан с получаемой специализацией. Напротив, студенты с интернальным локусом контроля если и работали, то приобретенный ими опыт учебно-профессиональной деятельности частично или полностью соответствовал получаемой специальности.

У студентов с экстернальным локусом контроля достаточно общий образ профессионального будущего, менее конкретизирован, чем у студентов интернального типа.

Студенты с интернальным локусом контроля указывают следующие условия, которые, по их мнению, необходимы для успешного начала профессиональной карьеры: опыт работы, уверенность в себе. А студенты с экстернальным локусом контроля чаще выбирают такие варианты ответа, как: личные связи, знакомства; личное везение. Среди студентов с интернально-экстернальным локусом контроля встречаются ответы и интернального, и экстернального характера. У данного типа респондентов сложно дифференцировать определенную тенденцию того или иного типа локуса контроля.

Полученные результаты авторской проективной методики "Подарок" свидетельствует о том, что молодые специалисты готовы брать на себя ответственность, что в целом свидетельствует о высоком уровне потребности и ее реализации в аспекте самостоятельности и независимости личности. Но в случае неудачи студенты с экстернальным или интернально-экстернальным локусом контроля вероятно перенесут ответственность на других.

Молодые специалисты готовы брать на себя ответственность, хотя такие результаты и противоречат мнению некоторых экспертов, которые утверждают, что современная молодежь не способна брать на себя ответственность за выполнение той или иной деятельности.

Исходя из полученных результатов, можно выдвинуть гипотезу о том, что попадая к руководителю с определенным стилем руководства (авторитарным), молодые специалисты теряют эту способность и приучаются быть сугубо исполнителями и не брать на себя ответственности.

Хотя эта гипотеза и требует дополнительной проверки в дальнейших наших научных изысканиях.

Результаты научной работы, на наш взгляд, будут полезны и актуальны как преподавателям ВУЗов, так и работодателям. Зная определенные закономерности формирования образа, а также те личностные характеристики, которые влияют на формирования профессионального образа можно придать этому процессу целенаправленный характер и избежать непоправимых ошибок и больших денежных затрат.

Выводы

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Гипотетическое предположение, выдвинутое в начале исследования, нашло в ходе его проведения статистически значимое подтверждение. На формирование образа профессионального будущего молодого специалиста оказывают влияние следующие особенности: ведущая мотивационная направленность, тип локуса контроля и готовность принимать на себя ответственность.

Молодые специалисты с интернальным локусом контроля по сравнению с экстернальным более склонны принимать на себя ответственность за выполнение определенной деятельности.

У интерналов также явно выражена мотивация достижения, заключающая в себе устремление на успех в различных сферах жизнедеятельности.

У студентов с экстернальным локусом контроля достаточно обобщенный, малодетализированный образ профессионального будущего, а у студентов интернального типа, напротив, образ профессионального будущего более конкретизирован.

Для большинства молодых специалистов характерно преобладание мотивации достижения над мотивацией избегание неудач вне зависимости от профессиональной направленности обучения.

Рекомендации

 

Для того, чтобы формирование образа профессионального будущего не носило стихийный характер, а было целенаправленным, управляемым процессом, нами выделены следующие условия, которые, на наш взгляд, просто необходимы для правильного формирования профессионального будущего молодых специалистов, обучающихся в высших ВУЗах. Ниже приведены наши рекомендации, способствующие правильному формированию образа профессионального будущего у молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений.

Во-первых, необходимо создание профессионально-педагогической среды в учебных учреждениях как основыпрофессионального развития личности и развития образа профессии у студентов вузов (организационно-методическая база, особенности организации учебно-воспитательного процесса, особенности взаимоотношений субъектов, требования к преподавателю);

Во-вторых, необходимо воспитание готовности у молодежи к личностно-профессиональному развитию, развитию профессионального самосознания, самосовершенствованию;

В-третьих, необходимо, чтобы со стороны общества была востребованность в специалистах, обладающих способностью к саморазвитию, а именно: самопознанию, самоосуществлению, самопониманию, самоактуализации и самореализации в современном социуме;

В-четвертых, необходимо активное включение близкого социального окружения в процесс личностно-профессионального развития студентов;

Также необходима диагностика и оценка индивидуальной динамики личностно-профессионального развития молодого человека;

Далее, необходима гуманитаризация учебно-профессиональной подготовки молодежи, использование образовательных программ, способствующих широкому применению индивидуального подхода;

Необходимо систематическое включение учащихся в коллективные формы учебно-трудовой взаимодействия и производительной деятельности, позволяющие организовать сотрудничество, общение, взаимопомощь, способствующие развитию общественной направленности, мотивационной готовности к труду, познавательной активности и воспитанию творческого мышления;

А также необходимо формирование общетрудовых умений, составляющих основу саморегуляции, высокой культуры трудовой деятельности и профессионально важных качеств личности;

Также необходимо предоставление студентам максимально возможной самостоятельности, активности, инициативы, организация реального участия молодежи в целостном процессе обучения.

Все выше перечисленное, на наш взгляд, в полной мере способствует адекватному и правильному развитию образа профессионального будущего.


Заключение

 

Данная работа была посвящена проблеме влияния личностных особенностей молодого специалиста на образ профессионального будущего. На настоящий момент эта тема достаточно актуальна, но, к сожалению, мало изучена и разработана. Одним из основных понятий данной работы стало понятие "образа профессионального будущего", психологическое содержание которого мы постарались раскрыть в нашей работе.

Под образом профессионального будущего личности понимается отражение в сознании профессиональной деятельности, выраженной совокупностью знаний и представлений о будущей профессии и о себе как субъекте профессиональной деятельности, закономерный и индивидуальный результат процесса профессионального и личностного развития на этапе обучения в вузе, продукт профессионального самосознания и основное содержание профессиональной Я-концепции.

В рамках данной работы была предпринята попытка обобщить различные подходы к пониманию образа профессионального будущего, а также описать такие личностные особенности, как мотивационная направленность, локус-контроля и готовность принимать на себя ответственность, которые оказывают непосредственное влияние на формирование образа профессионального будущего.

В рамках данной работы была выдвинута гипотеза о том, что на формирование образа профессионального будущего молодого специалиста оказывают непосредственное влияние с одной стороны, такие факторы как мотивационная направленность, локус контроля, готовность принимать на себя ответственность, а с другой стороны, особенности приобретенного опыта учебно-профессиональной деятельности.

Для проверки данного предположения было разработано и проведено исследование, состоявшее из нескольких самостоятельных этапов. В рамках проведенного исследования нами были подобраны методы и методики формирования выборки. Выбор методов и методик исследования был теоретически обоснован.

Результаты проведенного исследования позволили нам подтвердить гипотезу о том, что на формирование образа профессионального будущего молодого специалиста оказывают непосредственное влияние такие факторы как мотивационная направленность, локус контроля, готовность принимать на себя ответственность.

Практическаязначимость данного исследования заключается в том, что на основании его результатов возможна оптимизация процесса формирования образа профессионального будущего молодых специалистов.

Исходя из результатов, полученных в ходе проведения авторской экспериментальной методики "Подарок", можно выдвинуть одну из гипотез будущего нашего исследования: "Попадая к руководителю с определенным стилем руководства (авторитарным), молодые специалисты теряют эту способность и приучаются быть сугубо исполнителями и не брать на себя ответственности.

Хотя эта гипотеза и требует дополнительной проверки в дальнейших наших научных изысканиях.

Возможное дальнейшее направление нашего исследования - разработка тренинговых занятий, целью которых будет целенаправленное формирование образа профессионального будущего молодых специалистов.

Результаты научной работы, на наш взгляд, будут полезны и актуальны как преподавателям ВУЗов, так и работодателям. Зная определенные закономерности формирования образа, а также те личностные характеристики, которые влияют на формирования профессионального образа можно придать этому процессу целенаправленный характер и избежать непоправимых ошибок и больших денежных затрат.


Глоссарий

 

Под образом будущей профессиональной деятельности личности понимается отражение в сознании профессиональной деятельности, выраженной совокупностью знаний и представлений о будущей профессии и о себе как субъекте профессиональной деятельности, закономерный и индивидуальный результат процесса профессионального и личностного развития на этапе обучения в вузе, продукт профессионального самосознания и основное содержание профессиональной Я-концепции.

Образ профессионального будущего - результат психического отражения личностью конкретной профессиональной деятельности, представителей данной профессии, их образа жизни, на основе которого студент имеет возможность стремиться к саморазвитию и самосовершенствованию в профессиональной деятельности.

Образ профессионального будущего - это целостное представление о базовых компонентах профессии, которые выступают как связанные фрагменты единой структуры.

Локус контроля - психологический фактор, характеризующий тот или иной тип личности. Представляет собой склонность человека приписывать ответственность за происходящие в жизни события и результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либо собственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локус контроля).

Мотивация - это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности. Мотивацией объясняется выбор между различными вариантами действия, разными, но равно притягательными целями.

Мотивация достижения - один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный, прежде всего, с преимущественной ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи.

Процессы мотивацииимеютнаправление - достичь или избежать поставленной цели, осуществить определенную деятельность или воздержаться от нее; сопровождаются переживаниями, положительными или отрицательными эмоциями (радость, удовлетворение, облегчение, страх, страдание). Имеет место определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива или упадка сил.

Ответственность - черта характера, отчетливо проявляющаяся на "установочном" и поведенческом уровне и как готовность, и как реализация этой готовности взять на себя груз принятия решения и санкций за неудачу не только, когда данная активность осуществляется самим "ответственным субъектом", но и когда на него формально или неофициально возложен контроль за проявлениями групповой активности и ее последствиями.


Список используемой литературы

 

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991. - 299 с.

2. Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор / Н.Р. Битянова. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 48 с.

3. Бодров В.А. Психология профессиональпой пригодности: Учеб пособие / В.А. Бодров. - М., 2001.

4. Бодров В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности // Психологический журнал, №2, 2001, с.90 - 99.

5. Большой толковый психологический словарь в 2-х Т. - М., 2003. - Т.1 от А до О. - 592 с. Т.2. от П до Я. - 560 с.

6. Боркенау П. // Журнал психологии личности и социальной психологии. - 1990.

7. Братусь Б.С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномальном развитии / Б.С. Братусь, В.Н. Павленко // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С.146-154.

8. Браун Д. Карьерный выбор и развитие/ Применение современных теорий в практике, 1984

9. Быкова, Е.Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепция личиости: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01/Е.Б. Быкова. - СПб, 2003. - 23 с.

10. Быков С.В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.34-43.

11. Бююль А. SPSS: искусство обработки информации / А. Бююль, Цефель, Петер. - М., 2002.

12. Воловикова М.И. Обретение "Я" / М.И. Воловикова, А.А. Трофимов // Труды Института психологии РАН. - М., 1997. - Т.2. - С.44-49.

13. Волш В.Д. Руководство профессионального, 1983.

14. Ганзен В.А. Систематика мысленных образов / В.А. Ганзен, А.А. Гостев // Психологический журнал. - Т.10. - №2. - 1989. - С.12-21.

15. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи / Е.И. Головаха. - Киев, 1988.

16. Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 1984.

17. Горбачев А.В., Куприянов Е.А., Науменко А.С., Одинцова В.В., Шмелев А.Г. Методика "Структура трудовой мотивации" и перспективы её применения // Психологический журнал, №3, 2006, с.86 - 105.

18. Гулина Н.Р. Психологические условия становления профессиональной идентичности личности: дис. канд. психол. наук: 19.00.01/Н.Р. Гулина. - Новосибирск, 2004.

19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

20. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма / А.А. Деркач. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО "МОДЭК", 2004. - 752 с.

21. Друкер П. Эффективное управление. М., 2004.

22. Дьяконова Н.А., Юртайкин В.В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Психологический журнал. - 1999. - №2. - С.103-114.

23. Ермолаев О. Ю Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.

24. Жафяров А.Ж. Математическая статистика / А.Ж. Жафяров, Р.А. Жафяров. - Новосибирск: НГНУ, 2000. - 249 с.

25. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. - М., 2005. - 336 с.

26. Зерниченко А.Н., Гончаров Н.В. Мотивационный процесс, структура личности и трансформация энергий потребностей // Вопросы психологии, №2, 1989, с.105 - 114.

27. Иващенко А.В. Я-концепция личности в отечественной психологии / А.В. Иващенко, B. C. Агапов, И.В. Барышникова. - М., 2000.

28. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 1999.

29. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал, №2, 1995, с.27 - 41.

30. Климов Е.А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. - М., 1988.

31. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е.А. Климов. - М., 1995. - 223 с.

32. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов. - М. - Воронеж, 1996. - 398 с

33. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988.

34. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 448 с.

35. Колесов Д.В. Эволюция психики. М., 1991.

36. Кон И.С. Категория "Я" в психологии / И.С. Кон // Психологический журнал. - 1981. - Т.2, 23. - С.25-36.

37. Кон И.С. Открытие "Я" / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 383 с.

38. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. - М., 1980.

39. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога, 1996.

40. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01/Кузнецов Игорь Юрьевич. - М., 2000. - 21 с.

41. Лео Х.Д. Развитие карьеры: Концепции, Проблемы и Методы, 1992.

42. Леонтьев А.П. Образ мира / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. - С.251-261.

43. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971.

44. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности / В.Г. Леонтьев. - Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1987. - 92 с.

45. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал, №2, 1992, с.107 - 117.

46. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991 - 296 с.

47. Лушин П.В. Изменение идентичности "психолога" / П.В. Лушин // Журнал практического психолога. - 2000 - № 12.

48. Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. СПб.: Питер, 1983.

49. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М., 1998.

50. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.

51. Нарыщкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий "знак" - "символ" и "значение" - "смысл" / А.В. Нарышкин // Вопросы психологии. - 2005. - №3. - С.89-99.

52. Новая философская энциклопедия в 4-х Т. / Сост. B. C. Степин. - М.: Мысль, 2001. - ТЗ.

53. Образ в регуляции деятельности / Под ред. Н.Л. Мориной, В.И. Козлова. - М.: РАО, 1997. - 218 с.

54. Ощанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ / Д.А. Ощанин. - М. - Воронеж: МОД ЭК, 1999. - 512 с.

55. Пряжников П.С. Игровой метод в профориентации: Методические рекомендации / П.С. Пряжников / Под ред. Е.А. Климова. - Пермь, 1989.

56.176. Пряжников П.С. Психологический смысл труда / П.С. Пряжников. - Воронеж, 1997. - 256 с.

57. Психологический словарь // Под ред.В. В. Давыдова [и др] М., 1983.

58. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред.Л.М. Митиной. - М., 1998. - 181 с.

59. Психология изучения личности: Учеб. пособие /А.А. Реан. - Спб: Михайлов, 1999. - 288 С.

60. Психология ответственности / Под ред. В.Е. Семенова. - Л.: Наука, 1983. - 240 С.

61. Психология и педагогика. Учеб. пособие / Под ред. К.А. Абульхановой, Н.В. Васиной, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 320 с.

62. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990.

63. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан, П.В. Бордовская, СИ. Розум. - СПб.: Питер, 2005. - 432 с.

64. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

65. Системные механизмы мотивации / под ред. К.В. Судакова. М., 1979.

66. Словарь практического психолога // Сост. СЮ. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 800 с.

67. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления / С.Д. Смирнов // Мир психологии. - 2003. - 4. - С.18-31.

68. Современная психология мотивации / Под ред. Леонтьева Д.А. - М.: Смысл, 2002. - 342 с.

69. Современный словарь по педагогике // Сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2001.

70. Столин В.В. Самосознание личности /- М.: Изд-во МГУ, 1983. - 286 С.

71. Тимченко И.Н. Введение в педагогическую профессию / И.Н. Тимченко. - Новосибирск, 1997. - 144 с.

72. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / Автор-сост.Л.Б. Шнейдер. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2004. - 208 с.

73. Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности. Ташкент, 1987.

74. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986.

75. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности /- Спб.: Питер Пресс, 1997. - 608 С. - (Серия "Мастера психологии").

76. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.


Приложения

 

Приложение № 1

АНКЕТА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...